Экономический смысл мультипликатора государственных закупок с учетом внешней торговли
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

При увеличении государственных закупок планируемые рас­ходы увеличиваются на DG. В ответ на ту же величину возрас­тет и объем производства, а значит, и совокупный доход:

DY1 = DG

Рост совокупного дохода вызовет увеличение потребитель­ских (а вместе с ними и совокупных) планируемых расходов на МРС • DY1. Благодаря этому объем производства, а значит, и со­вокупный доход возрастут на ту же величину. Но при наличии склонности к импортированию часть прироста дохода, равная DY1•МРХ, утечет за рубеж при покупке импортных товаров. Значит, прирост дохода составит:

Новый прирост дохода вызовет новое увеличение потреби­тельских (а вместе с ними и совокупных) планируемых расхо­дов теперь уже на МРС • DY2. Прирост же импорта сократит прирост внутреннего дохода на DY2• МРХ. Тогда объем произ­водства, а значит, и совокупный доход возрастут:

Аналогично следующее расширение объема производства и совокупного дохода будет равно:

и т.д. до бесконечности.

В общем виде

По окончании процесса мультипликационного расширения доходов суммарный прирост совокупного дохода составит:

Отсюда

Аналогично налоговый мультипликатор с учетом внешней торговли:

Очевидно, что наличие склонности к импортированию уменьшает величину фискальных мультипликаторов, поскольку представляет собой дополнительную (кроме сбережений) утечку из процесса мультипликации доходов.

13.2. Внешняя торговля в странах с большой и малой открытой экономикой

Страна с большой открытой экономикой — страна, имею­щая такой большой удельный вес в общем объеме международ­ной торговли данным товаром, что изменение объема ее внеш­неэкономических операций способно повлиять на мировую це­ну этого товара;

Страна с малой открытой экономикой страна, удельный вес которой в общем объеме международной торговли данным това­ром незначителен и потому изменение объема ее внешнеэконо­мических операций не влияет на мировую цену этого товара; такая страна принимает мировую цену как данную (рис. 13.2).

Рис. 13.2. Участие в международной торговле стран с малой открытой экономикой

Страна А, в которой существующая мировая цена превыша­ет равновесную внутреннюю цену РА* и которая, следователь­но, имеет избыточное предложение этого товара, станет экспор­тировать излишек (QdA – QSA).

Страна Б, у которой внутренняя равновесная цена РБ* пре­вышает сложившуюся мировую цену и которая, следовательно, имеет избыточный спрос на этот товар, станет импортировать недостающее его количество (QdБ – QSБ).

При торговле между двумя странами с большой открытой экономикой (рис. 13.3) мировая цена устанавливается на таком уровне, чтобы общий объем спроса на данный товар обеих стран был полностью удовлетворен суммарным объемом предложения этого товара обеими странами, т.е. чтобы QdA + QdБ = QSA + QSБ. Тогда объем экспорта из страны А (QSAQdA) точно совпадет с потребностью в импорте страны Б (QdБ – QSБ), т.е. (QSA – QdA) = (QdБ – QSБ).

Рис. 13.3. Международная торговля между двумя странами с большой открытой экономикой

13.3. Государственная политика в области внешней торговли

Мировой рынок характеризуется соединением рыночного регулирования с государственным. На нем действуют две противоречивые тенденции — к либерализации внеш­ней торговли и к усилению протекционистской политики.

Торговая политика («неомеркантилизм», управляемая внешняя торговля)

1. Политика в области ограничения импорта. Проводится с протекционистскими целями для защиты отечественных произ­водителей от конкуренции со стороны иностранных товаров.

Способы ограничения импорта:

Введение тарифов на импорт

Тариф на импорт — таможенная пошлина на импорт.

В стране с малой открытой экономикой введение тарифа на импорт приводит к повышению внутренней цены по сравнению с мировой на величину тарифа. Величина импорта при этом сокращается с Qd - QS до Q' d - Q' S (рис. 13.4).

Рис. 13.4. Влияние тарифа на импорт на объем импорта в стране с малой открытой экономикой

Для стран с большой открытой экономикой: при введении тари­фа на импорт в стране-импортере Б (рис. 13.5) внутренний спрос на импортируемый товар снижается, а его предложение увеличива­ется. Это приводит к снижению мировой цены до такого значе­ния, при котором новый объем экспорта из страны A (Q' sa – Q' dA) по новой мировой цене Р'мир не сравняется с желаемым но­вым объемом импорта страны Б (Q' – Q') по новой мировой цене плюс тариф (Р'мир+ Тариф).

Рис. 13.5. Влияние тарифа на импорт на объем импорта в стране с большой открытой экономикой

Введение импортных квот

В стране с малой открытой экономикой (рис. 13.6) введение импортной квоты приводит к тому, что внутренняя цена Рвнутр начнет расти по сравнению с мировой и будет увеличиваться до тех пор, пока не достигнет такого уровня, при котором объ­ем импорта в точности равен квоте. Величина импорта при этом сокращается с Qd – QS до Q' d – Q' S .

Рис. 13.6. Влияние импортной квоты на объем импорта в стране с малой открытой экономикой

Для стран с большой открытой экономикой влияние введе­ния импортной квоты показано на рис. 13.7.

Рис. 13.7. Влияние импортной квоты на объем импорта в стране с большой открытой экономикой

При введении импортной квоты в стране-импортере Б (рис. 13.7) прежний объем предложения уже не удастся реализовать. Поэто­му предложение в стране А начнет снижаться. Это приводит к росту мировой цены до такого значения, при котором новый объем экспорта из страны A (Q' sa – Q' dA) по новой мировой цене Р'мир не сравняется с разрешенным квотой объемом импорта страны Б (Q' sb – Q' ) при этом же значении мировой цены.

Различия влияния тарифов и квот на экономи­ку страны-импортера:

1. При снижении мировой цены в стране с малой открытой экономикой, где импорт ограничивается квотами, объем импор­та остается неизменным, а в стране, использующей тарифы, — увеличивается.

2. Тарифы и пошлины представляют собой косвенные нало­ги, и потому их введение увеличивает доходы государственного бюджета. Введение же квот не меняет объем поступлений в бюджет, поскольку разница между мировой и внутренней це­нами остается у импортера.

Нетарифные ограничения:

лицензирование импортных операций;

• введение ужесточенных стандартов качества для импорт­ной продукции и др.

2. Политика в области стимулирования экспорта. Обычно принимает форму экспортных субсидий и проводится с целью увеличения валютных поступлений и улучшения платежного ба­ланса.

Рис. 13.8. Влияние экспортных субсидий на объем экспорта в стране с малой открытой экономикой

В стране с малой открытой экономикой (рис. 13.8) введение экспортной субсидии дает возможность отечественным произво­дителям продавать свою продукцию за рубежом по цене ниже внутренней, т.е. не окупающей их предельные издержки. Экспорт­ная квота покрывает разницу между внутренней ценой Рвнутр и ми­ровой ценой Рмир и потому ее величина равна (РвнутрРмир). Объем экспорта при этом увеличивается с ( QS – Qd) до (QS' - Qd').

Для стран с большой открытой экономикой влияние экс­портных субсидий показано на рис. 13.9.

Рис. 13.9. Влияние экспортных субсидий на объем экспорта в стране с большой открытой экономикой

При введении экспортной субсидии в стране-экспортере А (рис. 13.9) внутренний спрос на экспортируемый товар падает, а его предложение растет. В результате мировая цена снижается до значения Р'мир. Именно по этой цене производители страны А будут экспортировать свой товар в страну Б. Внутри же стра­ны А этот товар будет продаваться по более высокой цене (Р'мир+Субсидия). При этой цене объем экспорта из страны А (Q' sa – Q' dA) будет точно равняться тому объему импорта, кото­рый желает приобрести страна Б (Q' – Q' ) по новой миро­вой цене Р'мир.

Дата: 2019-03-05, просмотров: 274.