МАНЕВРИРОВАНИЕ ПРИ РАСХОЖДЕНИИ СУДОВ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Выбор маневра расхождения

Расхождение в море - один из самых сложных элементов судовождения. Необхо­димо не только знать МППСС-72 и уметь применять их в различных условиях плавания, но и обладать способностью предвидеть дальнейшее развитие ситуации сближения с учетом как своих соображений, так и вероятной точки зрения судоводителя прибли­жающегося судна. Не менее важно уметь быстро и решительно действовать, принимая в каждом конкретном случае правильное решение на основе полной оценки ситуации, правил плавания, знаний, опыта и профессионального мастерства.

Выбор маневра для безопасного расхождения с судами надлежит осуществлять заблаговременно в строгом соответствии с МППСС-72, сообразуясь с конкретными об­стоятельствами сближения судов и условиями плавания.

25. Задача выбора маневра состоит в том, чтобы найти новые значения курса и (или) скорости, в результате использования которых ЛОД опасно сближающихся судов вышли бы за пределы установленной для данных конкретных условий зоны радиусом Дкр.доп, а соответствующая сигнализация прекратила бы свое действие.

Процесс принятия решения о маневре включает в себя анализ сложившейся ситуа­ции, мысленное выдвижение различных вариантов решения, оценку выдвинутых вари­антов (альтернатив) и выбор того варианта решения, который обеспечивает достижение требуемого результата.

Использование САРП позволяет проиграть и выбрать маневр для расхождения, обосновав его необходимость, приемлемость и своевременность в конкретной ситуации. Основой проигрывания и выбора маневра является решение векторного треугольника скоростей

Поскольку значение V ц не зависит от судоводителя, изменение вектора относи­тельной скорости V отн может быть достигнуто только изменением вектора собственно­го судна V н , т. е. маневром курсом и (или) скоростью.

Геометрически наиболее эффективным будет такой маневр, который приведет к быстрому развороту ЛОД на значительный угол (а = ЛОД2 - ЛОД1) или к быстрому уменьшению относительной скорости, обусловив улучшение ситуации.

При этом, чем больше собственное судно уступает в скорости, тем больший угол отворота (при прочих равных условиях) потребуется для увеличения дистанции расхож­дения.

Если же скорость судна превышает скорость цели, действует обратная зависи­мость: даже небольшое изменение курса судна может обеспечить значительный разво­рот ЛОД. Этим можно воспользоваться, например, при обгоне другого судна.

Однако "геометрический" аспект не является единственным. Опыт показывает, что практически в любой ситуации (если не упущено время!) имеется не один, а несколько маневров, каждый из которых позволит избежать чрезмерного сближения и столкнове­ния. Очевидно, что из возможных маневров судоводитель должен выбрать такой, ко­торый позволит решить задачу с наименьшими потерями времени при полном соответ­ствии с МППСС-72 и (или) местным правилам плавания.

В соответствии с МППСС-72 и хорошей морской практикой выбранный маневр должен быть заблаговременным, своевременным, решительным, заметным для других судов, ведущих радиолокационное наблюдение, и целесообразным, т. е. логичным и по­нятным.

В общем случае, когда суда находятся на виду друг у друга, либо судно уступает дорогу, либо ему уступают дорогу (за исключением расхождения на контркурсах), т. е. процесс расхождения в море в условиях нормальной видимости базируется на принципе односторонних привилегий. В зависимости от взаимного расположения в пределах визу­альной видимости нескольких судов любое из них может очутиться одновременно как в роли "привилегированного", так и уступающего дорогу. При плавании в условиях огра­ниченной видимости, когда суда не находятся на виду друг у друга, принцип одно­сторонних привилегий не применяется.

Дата: 2019-03-05, просмотров: 194.