Выбор маневра расхождения
Расхождение в море - один из самых сложных элементов судовождения. Необходимо не только знать МППСС-72 и уметь применять их в различных условиях плавания, но и обладать способностью предвидеть дальнейшее развитие ситуации сближения с учетом как своих соображений, так и вероятной точки зрения судоводителя приближающегося судна. Не менее важно уметь быстро и решительно действовать, принимая в каждом конкретном случае правильное решение на основе полной оценки ситуации, правил плавания, знаний, опыта и профессионального мастерства.
Выбор маневра для безопасного расхождения с судами надлежит осуществлять заблаговременно в строгом соответствии с МППСС-72, сообразуясь с конкретными обстоятельствами сближения судов и условиями плавания.
25. Задача выбора маневра состоит в том, чтобы найти новые значения курса и (или) скорости, в результате использования которых ЛОД опасно сближающихся судов вышли бы за пределы установленной для данных конкретных условий зоны радиусом Дкр.доп, а соответствующая сигнализация прекратила бы свое действие.
Процесс принятия решения о маневре включает в себя анализ сложившейся ситуации, мысленное выдвижение различных вариантов решения, оценку выдвинутых вариантов (альтернатив) и выбор того варианта решения, который обеспечивает достижение требуемого результата.
Использование САРП позволяет проиграть и выбрать маневр для расхождения, обосновав его необходимость, приемлемость и своевременность в конкретной ситуации. Основой проигрывания и выбора маневра является решение векторного треугольника скоростей
Поскольку значение V ц не зависит от судоводителя, изменение вектора относительной скорости V отн может быть достигнуто только изменением вектора собственного судна V н , т. е. маневром курсом и (или) скоростью.
Геометрически наиболее эффективным будет такой маневр, который приведет к быстрому развороту ЛОД на значительный угол (а = ЛОД2 - ЛОД1) или к быстрому уменьшению относительной скорости, обусловив улучшение ситуации.
При этом, чем больше собственное судно уступает в скорости, тем больший угол отворота (при прочих равных условиях) потребуется для увеличения дистанции расхождения.
Если же скорость судна превышает скорость цели, действует обратная зависимость: даже небольшое изменение курса судна может обеспечить значительный разворот ЛОД. Этим можно воспользоваться, например, при обгоне другого судна.
Однако "геометрический" аспект не является единственным. Опыт показывает, что практически в любой ситуации (если не упущено время!) имеется не один, а несколько маневров, каждый из которых позволит избежать чрезмерного сближения и столкновения. Очевидно, что из возможных маневров судоводитель должен выбрать такой, который позволит решить задачу с наименьшими потерями времени при полном соответствии с МППСС-72 и (или) местным правилам плавания.
В соответствии с МППСС-72 и хорошей морской практикой выбранный маневр должен быть заблаговременным, своевременным, решительным, заметным для других судов, ведущих радиолокационное наблюдение, и целесообразным, т. е. логичным и понятным.
В общем случае, когда суда находятся на виду друг у друга, либо судно уступает дорогу, либо ему уступают дорогу (за исключением расхождения на контркурсах), т. е. процесс расхождения в море в условиях нормальной видимости базируется на принципе односторонних привилегий. В зависимости от взаимного расположения в пределах визуальной видимости нескольких судов любое из них может очутиться одновременно как в роли "привилегированного", так и уступающего дорогу. При плавании в условиях ограниченной видимости, когда суда не находятся на виду друг у друга, принцип односторонних привилегий не применяется.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 254.