Организация радиолокационного наблюдения на судне
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 Всестороннее использование РЛС - важного средства заблаговременного обнаружения других судов (объектов) и определения степени опасности столкновения - является одной из тех мер предосторожности, пренебрежение которыми может быть поставлено в вину на ос­новании правила 2 МППСС-72. Организация радиолокационного наблюдения, в том числе в условиях хорошей видимости, соответствует требованию правила 5 МППСС-72 об исполь­зовании для наблюдения всех имеющихся средств, с тем чтобы полностью оценить ситуа­цию и опасность столкновения. В Резолюции ИМО А.482(12) подчеркивается, что правиль­ное использование САРП способствует адекватному пониманию радиолокационной инфор­мации, что в свою очередь дает возможность уменьшить риск столкновений и загрязнения моря. Неправильное использование или неиспользование РЛС и САРП для предупреждения столкновений является фактором, усугубляющим вину в случае столкновения судов.

Попадая в условия ограниченной видимости, судоводитель лишается привычной ин­формации для расхождения с судами, которую он имеет визуально. Поэтому основным ис­точником информации становятся РЛС и САРП, с помощью которых должны выполняться непрерывное систематическое наблюдение, оценка ситуации, выбор оптимального маневра, выполнение и контроль эффективности маневра, контроль за постоянством элементов дви­жения или характером маневрирования целей и т. д. Одновременно усложняются и задачи навигации, особенно при плавании вблизи побережья и навигационных опасностей. Именно в таких положениях вероятность появления ошибок в оценке ситуации и маневрировании резко увеличивается.

Надежность работы судоводителя при плавании в сложных условиях ограниченной видимости в основном зависит от умения выбрать рациональный объем качественной ин­формации, используя радиолокатор и САРП, а это зависит в свою очередь от опыта пра­вильной организации наблюдения, верного толкования и выполнения МППСС-72.

Судоводитель должен ориентироваться на правила 5, 7 и 19 МППСС-72. Правило 7 от­части раскрывает содержание правила 5. "Равноценным систематическим наблюдением за обнаруженными объектами" можно считать только то наблюдение, которое обеспечивает получение полноценной информации, подобной той, что получают посредством радиолока­ционной прокладки.

Хотя в МППСС-72 и не определяется термин "радиолокационная прокладка или рав­ноценное систематическое наблюдение за обнаруженными объектами", но в соответствии с духом и буквой Правил САРП можно рассматривать как устройство, способное легко и бы­стро обеспечивать ту информацию, которая могла бы быть получена с помощью обычной судовой РЛС только путем длительной и монотонной ручной обработки данных.

Радиолокационное наблюдение (в том числе с использованием САРП) организуется совместно с другими видами наблюдения - зрительным и слуховым, не заменяя, а дополняя их. Даже наиболее совершенное радиолокационное оборудование и САРП не могут заме­нить визуальное наблюдение.

В условиях радиолокационных помех, волнения моря, метеорологических аномалий, малой отражающей поверхности могут быть не обнаружены отдельные цели. При маневри­ровании цели и (или) собственного судна информация, выдаваемая САРП, имеет большие погрешности. Маневр, выполненный другим судном, обнаруживается зрительно гораздо бы­стрее, чем с использованием РЛС и САРП.

Так, при сближении судов очень важно знать ракурс встречного судна. Изменение ра­курса - первое и наиболее ясное предупреждение об изменении курса, но ни РЛС, ни САРП не могут это показать без большой временной задержки. В ситуации, близкой к чрезмерному сближению, периодическая быстрая оценка дистанций с помощью РЛС и САРП может и быть желательной, но на последней стадии сближения в ясную погоду действует правило "только глаза!".

Обработка и (или) анализ радиолокационной или навигационной информации ни в ко­ем случае не должны приводить к ослаблению слухового, визуального и радиолокационного наблюдения. Так, если по условиям плавания определение места судна становится безотла­гательной задачей при нахождении поблизости других судов, то требуется присутствие на мостике капитана или еще одного судоводителя, с тем чтобы ни в коем случае не страдало наблюдение. Если по какой-либо причине вахтенный помощник чувствует, что не в состоя­нии осуществлять надлежащее наблюдение и выполнять другие навигационные функции, он должен немедленно сообщить капитану, что ему требуется помощь.

При организации радиолокационного наблюдения и выборе безопасной скорости важ­но учитывать квалификацию и опыт наблюдателя у РЛС и САРП. Смену наблюдателей сле­дует производить в моменты, когда экран РЛС чист или когда окружающая обстановка от­носительно проста.

В сложных условиях плавания на мостике судна может находиться одновременно не­сколько судоводителей с четким распределением обязанностей между ними. Если по усло­виям плавания (например, при ограниченной видимости) САРП является главным источни­ком навигационной и радиолокационной информации, то рекомендуется, чтобы у экрана САРП находился человек, непосредственно управляющий судном, - капитан или подме­няющий его старший помощник капитана. Одновременно один из помощников (вахтенный или подвахтенный) должен дублировать наблюдение с помощью обычной судовой РЛС, с тем, чтобы при неожиданном отказе САРП или сбросе целей с АС обеспечить дальнейшее непрерывное радиолокационное наблюдение и контроль обстановки (особенно при исполь­зовании САРП, обладающих недостаточно высокой надежностью).

Если по условиям плавания (например, в стесненных водах при хорошей видимости) САРП не является главным источником навигационной и радиолокационной информации, то рекомендуется, чтобы у экрана САРП находился один из помощников по указанию капи­тана. Капитан (или заменяющий его старший помощник) осуществляет управление судном на основе всех видов наблюдения и может либо запрашивать данные САРП, либо оценивать обстановку непосредственно на экране САРП периодически.

Дата: 2019-03-05, просмотров: 221.