Обработка радиолокационной информации начинается с момента обнаружения цели на экране РЛС или САРП и заканчивается после полного расхождения с ней. Целью обработки информации является получение полных и точных данных для определения необходимости, выбора и выполнения маневра расхождения с наблюдаемым объектом. Оценка ситуации встречи и планирование маневра являются сложными логическими задачами, которые в существующих САРП в значительной мере возлагаются на судоводителя.
Обнаружив в результате наблюдения, в том числе - радиолокационного, другие суда (объекты), судоводитель должен в соответствии с правилом 7 МППСС-72 оценить наличие опасности столкновения, используя для этого все имеющиеся средства. Результатом данного этапа является создание оперативного образа (концептуальной модели) процесса расхождения (рис. 10).
Поскольку РЛС и САРП имеют ряд ограничений, полностью оценить ситуацию можно только с помощью анализа первичной (необработанной) и вторичной (обработанной) информации.
Первичная радиолокационная информация позволяет заблаговременно, зачастую - значительно раньше зрительного и слухового наблюдения, не только обнаружить другие суда (объекты), но и предварительно выявить наличие опасности столкновения. Оценивая обстановку, судоводитель выделяет из нее по степени риска и срочности те суда- цели, относительно которых он будет маневрировать и должен принять решение. При позднем обнаружении цели или неожиданном ее маневре глазомерная оценка ситуации может оказаться единственным способом выбора маневра и немедленных ответных действий.
Вторичная радиолокационная информация, т. е. полученные посредством САРП отображения векторов на экране и цифровые данные, характеризующие ситуацию сближения (Дкр, Vкр, Кц, уц и т. д.), позволяют полностью оценить степень опасности столкновения, выбрать, обосновать и выполнить маневр для предупреждения опасного сближения. Учет результатов переработки информации, конкретной навигационной и гидрометеорологической обстановки, требований МППСС-72 придает процессу строго избирательный характер (рис. 11).
Среди всех наблюдаемых целей рекомендуется в первую очередь определять опасные и потенциально опасные. Опасной принято называть цель, перемещение эхо- сигнала которой в соответствии с принятыми критериями создает опасность столкновения и вызывает необходимость выполнения маневра для расхождения.
Потенциально опасной считается цель, перемещение эхо-сигнала которой не требует (в соответствии с установленными критериями опасности) маневра для расхождения в данный момент, но такой маневр может стать необходимым в будущем (при дальнейшем сближении, неблагоприятном маневре другого судна, после выполнения нашего маневра для расхождения с опасной целью, после поворота на новый курс по навигациКаждый судоводитель старается отчетливо представить себе дальнейшее развитие ситуации, и радиолокационная прокладка во многих случаях дает ответ на этот вопрос. Большим преимуществом САРП является возможность заранее предвидеть или предсказать такие ситуации, которые могут потребовать более сложного решения (ручная прокладка была бы при этом достаточно сложной). Полученная оценка позволяет предпринять заблаговременный маневр до того, как судно окажется связанным в своих действиях правилами маневрирования МППСС-72. При этом важную роль играет так называемое образное мышление судоводителя, позволяющее предвидеть (прогнозировать) ход процесса расхождения с судами и возможные изменения параметров их движения. Умение предвидеть является важным профессиональным качеством судоводителя, формируемым в процессе обучения, тренажерной подготовки, накопления профессионального опыта.
САРП обеспечивает не только необходимую информацию, но и дополнительные технические приемы прогнозирования развития ситуации - возможность "растягивания" векторов целей и своего судна, возможность проигрывания маневра (или нескольких последовательных маневров) в ускоренном масштабе времени.
Прогнозируя развитие ситуации, всегда следует учитывать возможность маневра встречного судна. Предположение, что приближающееся судно, следующее, по- видимому, безопасным курсом, сохранит этот курс, является настолько же распространенным, насколько и рискованным. Предположения не должны делаться на основании неполной информации, и особенно радиолокационной [правило 7(с)]. Одной из наиболее типичных ошибок судоводителей является склонность к игнорированию проходящего судна после того, как определено, что оно пройдет "чисто", если условия не изменятся. Это, возможно, одна из наиболее частых причин столкновений. Она обычно трактуется как "отсутствие должного наблюдения". Если другое судно находится в позиции, из которой оно может "достать" вас, наблюдение за ним должно быть постоянным, пока суда окончательно не разойдутся. Своеобразным ключом к предупреждению столкновений является принцип: "Относись ко всем встречным судам с крайним недоверием и подозрением". Контроль обстановки и непрерывное наблюдение за целью необходимы на всех этапах развития ситуации, вплоть до полного расхождения с ней.
19. Критерии опасности цели
При оценке ситуации и степени опасности столкновения используются следующие критерии:
визуальный пеленг на цель и тенденция его изменения; радиолокационный пеленг на цель РЛПц и тенденция его изменения; радиолокационная дистанция до цели Дц и тенденция ее изменения; расчетные значения дистанции кратчайшего сближения Дкр и времени до момента кратчайшего сближения Ар в сравнении с их заданными допустимыми значениями; ракурс, курс цели Кц и скорость цели V ц ;
развитие ситуации опасного сближения наблюдаемой цели с другой целью, делающее вероятным ее (их) маневрирование;
положение и характер движения наблюдаемой цели относительно оси и границ фарватера, СРД, навигационных опасностей, ограничивающие возможность маневра цели или, напротив, делающие вероятным маневр цели по навигационным условиям;
характер действия цели, позволяющий предположить отсутствие надлежащего наблюдения либо сделать вывод, что цель управляется "не по-морскому";
огни, знаки, сигналы либо характер действий судна, позволяющие предположить стесненность или ограничения в возможности маневрировать, выполнение специальных операций (буксировка, лов рыбы, траление, морские исследовательские работы, прокладка кабеля и т. п.), отказ технических средств (например, отказ рулевого устройства) и т. д.
Ни один из перечисленных критериев в отдельности не является определяющим при оценке ситуации и опасности столкновения. Получение достаточно полной и точной оценки даже простой ситуации требует учета совокупности критериев в их взаимозависимости.
Оценка и выбор критериев должны осуществляться с учетом МППСС-72 и практического опыта судоводителей применительно к конкретным обстоятельствам плавания.
В любом САРП на основе заданных судоводителем критериев непрерывно производится автоматический контроль за движением сопровождаемых эхо-сигналов и автоматическая оценка опасности столкновения, т. е. классификация целей на опасные и неопасные. В случае появления опасной цели индикация опасного объекта осуществляется посредством звуковой и световой предупредительной сигнализации.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
САРП автоматически оценивает опасность только тех целей, которые в данный момент находятся на автосопровождении, и только по тем критериям, которые установлены в САРП.
Наиболее употребительными критериями автоматической оценки опасности цели в САРП являются введенные судоводителем допустимые (минимальные) значения дистанции Дкр.доп и времени кратчайшего сближения.
20. Глазомерная оценка ситуации
по первичной радиолокационной информации
Обязательным этапом обработки радиолокационной информации (даже при использовании САРП) является глазомерная оценка ситуации. Она осуществляется сразу же после обнаружения эхо-сигнала цели и не прекращается до полного расхождения с целью.
Для опытного наблюдателя глазомерная оценка позволяет понять развитие ситуации, прогнозировать динамику действий всех участвующих судов, отобрать опасные и потенциально опасные цели для взятия на автосопровождение с последующей автоматической прокладкой. Радиолокационная же прокладка (ручная или автоматическая) позволяет получить объективные цифровые параметры, характеризующие ситуацию, и тем самым подтвердить или опровергнуть предварительные выводы.
"Отсеивание" на основе глазомерной оценки безопасной цели позволяет избежать переполнения схемы АС при плавании в районах интенсивного судоходства.
В большинстве случаев (за исключением районов рыбного промысла) движение основной массы эхо-сигналов на экране РЛС и САРП достаточно закономерно и совпадает с направлением основных морских путей. При работе РЛС в режиме относительного движения встречные суда имеют длинные следы послесвечения ("хвосты"), параллельные линии курса судна-наблюдателя и направленные в сторону его движения. Следы эхо-сигналов неподвижных целей направлены так же, но примерно вдвое меньше. У судов-попутчиков следы послесвечения практически отсутствуют, если их скорости равны скорости судна-наблюдателя. Небольшой след позади эхо-сигнала "попутчика" означает, что скорость судна меньше, впереди его эхо-сигнала - что скорость больше. У судов, следующих пересекающимися курсами, следы послесвечения не параллельны курсу судна-наблюдателя и следам послесвечения основного судопотока. По направлению следа можно с точностью до 10-15° оценить направление ЛОД цели (однако надежную оценку курса цели получить затруднительно).
1. Все случаи перемещений эхо-сигналов, параллельных ОК, характеризуются простыми зависимостями:
а) изменение скоростей судов не нарушает параллельности перемещения эхо- сигналов отметке курса (ОК), изменяется лишь относительная скорость и соответственно длина следа послесвечения;
б) разворот ЛОД цели (если собственное судно не маневрирует) указывает на изменение курса (поворот) цели в ту же сторону;
в) изменение курса собственного судна (при постоянстве ЭДЦ) нарушает параллельность перемещения эхо-сигналов; ЛОД целей разворачиваются для наблюдателя в сторону, противоположную повороту, но на различные углы (в зависимости от относительной скорости цели);
г) эхо-сигнал от неподвижной (относительно воды) цели перемещается параллельно ОК собственного судна при любых его поворотах, если при неизменных курсе и скорости собственного судна эхо-сигнал неподвижной прежде цели начал перемещаться непараллельно ОК судна, это указывает на начало движения цели курсом, не параллельным курсу судна (если же неподвижная прежде цель начала двигаться курсом, параллельным курсу судна, этот маневр может быть не обнаружен, так как изменится лишь относительная скорость перемещения эхо-сигнала, но не его направление).
Дата: 2019-03-05, просмотров: 290.