Общие принципы оценки ситуации
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Обработка радиолокационной информации начинается с момента обнаружения це­ли на экране РЛС или САРП и заканчивается после полного расхождения с ней. Целью обработки информации является получение полных и точных данных для определения необходимости, выбора и выполнения маневра расхождения с наблюдаемым объектом. Оценка ситуации встречи и планирование маневра являются сложными логическими за­дачами, которые в существующих САРП в значительной мере возлагаются на судоводи­теля.

Обнаружив в результате наблюдения, в том числе - радиолокационного, другие су­да (объекты), судоводитель должен в соответствии с правилом 7 МППСС-72 оценить наличие опасности столкновения, используя для этого все имеющиеся средства. Резуль­татом данного этапа является создание оперативного образа (концептуальной модели) процесса расхождения (рис. 10).

Поскольку РЛС и САРП имеют ряд ограничений, полностью оценить ситуацию можно только с помощью анализа первичной (необработанной) и вторичной (обрабо­танной) информации.

Первичная радиолокационная информация позволяет заблаговременно, зачастую - значительно раньше зрительного и слухового наблюдения, не только обнаружить другие суда (объекты), но и предварительно выявить наличие опасности столкновения. Оцени­вая обстановку, судоводитель выделяет из нее по степени риска и срочности те суда- цели, относительно которых он будет маневрировать и должен принять решение. При позднем обнаружении цели или неожиданном ее маневре глазомерная оценка ситуации может оказаться единственным способом выбора маневра и немедленных ответных дей­ствий.

Вторичная радиолокационная информация, т. е. полученные посредством САРП отображения векторов на экране и цифровые данные, характеризующие ситуацию сбли­жения (Дкр, Vкр, Кц, уц и т. д.), позволяют полностью оценить степень опасности столкно­вения, выбрать, обосновать и выполнить маневр для предупреждения опасного сближе­ния. Учет результатов переработки информации, конкретной навигационной и гидроме­теорологической обстановки, требований МППСС-72 придает процессу строго избира­тельный характер (рис. 11).

Среди всех наблюдаемых целей рекомендуется в первую очередь определять опас­ные и потенциально опасные. Опасной принято называть цель, перемещение эхо- сигнала которой в соответствии с принятыми критериями создает опасность столкнове­ния и вызывает необходимость выполнения маневра для расхождения.

Потенциально опасной считается цель, перемещение эхо-сигнала которой не тре­бует (в соответствии с установленными критериями опасности) маневра для расхожде­ния в данный момент, но такой маневр может стать необходимым в будущем (при даль­нейшем сближении, неблагоприятном маневре другого судна, после выполнения нашего маневра для расхождения с опасной целью, после поворота на новый курс по навигациКаждый судоводитель старается отчетливо представить себе дальнейшее развитие ситуации, и радиолокационная прокладка во многих случаях дает ответ на этот вопрос. Большим преимуществом САРП является возможность заранее предвидеть или предска­зать такие ситуации, которые могут потребовать более сложного решения (ручная про­кладка была бы при этом достаточно сложной). Полученная оценка позволяет предпри­нять заблаговременный маневр до того, как судно окажется связанным в своих действи­ях правилами маневрирования МППСС-72. При этом важную роль играет так называе­мое образное мышление судоводителя, позволяющее предвидеть (прогнозировать) ход процесса расхождения с судами и возможные изменения параметров их движения. Уме­ние предвидеть является важным профессиональным качеством судоводителя, форми­руемым в процессе обучения, тренажерной подготовки, накопления профессионального опыта.

САРП обеспечивает не только необходимую информацию, но и дополнительные технические приемы прогнозирования развития ситуации - возможность "растягивания" векторов целей и своего судна, возможность проигрывания маневра (или нескольких по­следовательных маневров) в ускоренном масштабе времени.

Прогнозируя развитие ситуации, всегда следует учитывать возможность маневра встречного судна. Предположение, что приближающееся судно, следующее, по- видимому, безопасным курсом, сохранит этот курс, является настолько же распростра­ненным, насколько и рискованным. Предположения не должны делаться на основании неполной информации, и особенно радиолокационной [правило 7(с)]. Одной из наиболее типичных ошибок судоводителей является склонность к игнорированию проходящего судна после того, как определено, что оно пройдет "чисто", если условия не изменятся. Это, возможно, одна из наиболее частых причин столкновений. Она обычно тракту­ется как "отсутствие должного наблюдения". Если другое судно находится в позиции, из которой оно может "достать" вас, наблюдение за ним должно быть постоянным, пока суда окончательно не разойдутся. Своеобразным ключом к предупреждению столкнове­ний является принцип: "Относись ко всем встречным судам с крайним недоверием и по­дозрением". Контроль обстановки и непрерывное наблюдение за целью необходимы на всех этапах развития ситуации, вплоть до полного расхождения с ней. 

 

19. Критерии опасности цели

При оценке ситуации и степени опасности столкновения используются следующие критерии:

визуальный пеленг на цель и тенденция его изменения; радиолокационный пеленг на цель РЛПц и тенденция его изменения; радиолокационная дистанция до цели Дц и тенденция ее изменения; расчетные значения дистанции кратчайшего сближения Дкр и времени до момента кратчайшего сближения Ар в сравнении с их заданными допустимыми значениями; ракурс, курс цели Кц и скорость цели V ц ;

развитие ситуации опасного сближения наблюдаемой цели с другой целью, де­лающее вероятным ее (их) маневрирование;

положение и характер движения наблюдаемой цели относительно оси и границ фарватера, СРД, навигационных опасностей, ограничивающие возможность маневра це­ли или, напротив, делающие вероятным маневр цели по навигационным условиям;

характер действия цели, позволяющий предположить отсутствие надлежащего на­блюдения либо сделать вывод, что цель управляется "не по-морскому";

огни, знаки, сигналы либо характер действий судна, позволяющие предположить стесненность или ограничения в возможности маневрировать, выполнение специальных операций (буксировка, лов рыбы, траление, морские исследовательские работы, про­кладка кабеля и т. п.), отказ технических средств (например, отказ рулевого устройства) и т. д.

Ни один из перечисленных критериев в отдельности не является определяющим при оценке ситуации и опасности столкновения. Получение достаточно полной и точной оценки даже простой ситуации требует учета совокупности критериев в их взаимозави­симости.

Оценка и выбор критериев должны осуществляться с учетом МППСС-72 и практи­ческого опыта судоводителей применительно к конкретным обстоятельствам плавания.

В любом САРП на основе заданных судоводителем критериев непрерывно произ­водится автоматический контроль за движением сопровождаемых эхо-сигналов и авто­матическая оценка опасности столкновения, т. е. классификация целей на опасные и не­опасные. В случае появления опасной цели индикация опасного объекта осуществляется посредством звуковой и световой предупредительной сигнализации.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

САРП автоматически оценивает опасность только тех целей, которые в данный момент находятся на автосопровождении, и только по тем критериям, которые ус­тановлены в САРП.

Наиболее употребительными критериями автоматической оценки опасности цели в САРП являются введенные судоводителем допустимые (минимальные) значения дис­танции Дкр.доп и времени кратчайшего сближения.

 

20. Глазомерная оценка ситуации

по первичной радиолокационной информации

Обязательным этапом обработки радиолокационной информации (даже при ис­пользовании САРП) является глазомерная оценка ситуации. Она осуществляется сразу же после обнаружения эхо-сигнала цели и не прекращается до полного расхождения с целью.

Для опытного наблюдателя глазомерная оценка позволяет понять развитие ситуа­ции, прогнозировать динамику действий всех участвующих судов, отобрать опасные и потенциально опасные цели для взятия на автосопровождение с последующей автомати­ческой прокладкой. Радиолокационная же прокладка (ручная или автоматическая) по­зволяет получить объективные цифровые параметры, характеризующие ситуацию, и тем самым подтвердить или опровергнуть предварительные выводы.

"Отсеивание" на основе глазомерной оценки безопасной цели позволяет избежать переполнения схемы АС при плавании в районах интенсивного судоходства.

В большинстве случаев (за исключением районов рыбного промысла) движение основной массы эхо-сигналов на экране РЛС и САРП достаточно закономерно и совпа­дает с направлением основных морских путей. При работе РЛС в режиме отно­сительного движения встречные суда имеют длинные следы послесвечения ("хвосты"), параллельные линии курса судна-наблюдателя и направленные в сторону его движения. Следы эхо-сигналов неподвижных целей направлены так же, но примерно вдвое меньше. У судов-попутчиков следы послесвечения практически отсутствуют, если их скорости равны скорости судна-наблюдателя. Небольшой след позади эхо-сигнала "попутчика" означает, что скорость суд­на меньше, впереди его эхо-сигнала - что скорость больше. У судов, следующих пересе­кающимися курсами, следы послесвечения не параллельны курсу судна-наблюдателя и следам послесвечения основного судопотока. По направлению следа можно с точностью до 10-15° оценить направление ЛОД цели (однако надежную оценку курса цели получить затруднительно).

 

1. Все случаи перемещений эхо-сигналов, параллельных ОК, характеризуются простыми зависимостями:

а) изменение скоростей судов не нарушает параллельности перемещения эхо- сигналов отметке курса (ОК), изменяется лишь относительная скорость и соответствен­но длина следа послесвечения;

б) разворот ЛОД цели (если собственное судно не маневрирует) указывает на из­менение курса (поворот) цели в ту же сторону;

в) изменение курса собственного судна (при постоянстве ЭДЦ) нарушает параллельность перемещения эхо-сигналов; ЛОД целей разворачиваются для наблюдателя в сторону, противоположную повороту, но на различные углы (в зависимости от относительной скорости цели);

г) эхо-сигнал от неподвижной (относительно воды) цели перемещается параллель­но ОК собственного судна при любых его поворотах, если при неизменных курсе и ско­рости собственного судна эхо-сигнал неподвижной прежде цели начал перемещаться непараллельно ОК судна, это указывает на начало движения цели курсом, не параллель­ным курсу судна (если же неподвижная прежде цель начала двигаться курсом, парал­лельным курсу судна, этот маневр может быть не обнаружен, так как изменится лишь относительная скорость перемещения эхо-сигнала, но не его направление).

Дата: 2019-03-05, просмотров: 235.