Зависимости перемещений эхо-сигналов, непараллельных ОК
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 При перемещении эхо-сигнала цели непараллельно отметке курса собственного судна возможны следующие варианты:

а) эхо-сигнал цели перемещается по ЛОД, проходящей через начало развертки или вблизи него, указывая на реальную опасность столкновения; пеленг на цель при этом не изменяется либо изменяется очень медленно;

б) эхо-сигнал цели перемещается по ЛОД, пересекающей курс судна по носу и проходящей от центра развертки на дистанции Дкр > Дкр. доп; при этом наблюдаемое суд­но идет на пересечение курса собственного судна по носу слева направо (пеленг увели­чивается) либо справа налево (пеленг уменьшается);

в) эхо-сигнал цели перемещается по ЛОД, проходящей по корме судна и отстоящей от центра развертки на дистанцию Дкр > Дкр. доп; при этом судно пересекло или будет пе­ресекать курс наблюдаемого судна.

 

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

Включать режим отображения прошлых положений выбранной цели (целей) сле­дует заблаговременно, так как на их построение может потребоваться до 8-12 мин.

23. В отличие от следов послесвечения (фактических или синтезированных), "про­шлые положения" целей являются дискретными (точечными). Если в первом случае о скорости перемещения эхо-сигнала по экрану можно судить по длине "хвоста", то в ре­жиме "прошлых положений" - по расстояниям между четырьмя точками (пятой точкой является текущая отметка цели). Постепенное увеличение (уменьшение) этих расстоя­ний в режиме ИД укажет на разгон (торможение) цели, а в режиме ОД - на увеличение (уменьшение) скорости сближения. Если все последующие точки ложатся на одной пря­мой и на одинаковых расстояниях, то цель следует постоянным курсом и с постоянной скоростью. Излом траектории "прошлых положений" цели означает поворот цели в ре­жиме ИД либо маневр цели и (или) судна в режиме ОД. Для однозначной трактовки ма­неврирования цели более предпочтителен режим ИД.

В отличие от векторной информации, теряющей достоверность при маневрирова­нии цели и (или) судна, информация о "прошлых положениях" цели абсолютно досто­верна при любом маневре. Благодаря режиму "прошлых положений" судоводитель, вре­менно не наблюдавший за экраном, может восстановить для себя прошедший участок траектории сопровождаемой цели. В отличие от векторной индикации, которая дает только мгновенную экстраполяцию параметров движения цели, индикация следов дает важную дополнительную информацию о прошлых и будущих положениях объекта, что позволяет обнаруживать маневр цели быстрее и надежнее, чем по векторной индикации; обнаруживать маневр цели даже при отсутствии постоянного наблюдения; определять характер маневрирования цели; более уверенно прогнозировать ближайшее положение цели в момент и после окончания маневра; прогнозировать вероятность маневра цели при дальнейшем развитии ситуации (в особенности по навигационным условиям, при расхождении с другой целью.

Неровность траектории или видимая нестабильность "прошлых положений" целей указывает на низкую точность данных САРП и необходимость их проверки.

 

При глазомерной оценке ситуации важно иметь в виду следующее:

эхо-сигналы, обнаруженные впереди траверза, требуют большего внимания, так как среди них наиболее вероятны сигналы опасных целей, время сближения с которыми мало из-за большой относительной скорости;

в большинстве ситуаций цель тем опаснее, чем ближе эхо-сигнал, чем ближе ЛОД к центру развертки, чем меньше запас времени до точки кратчайшего сближения;

степень опасности цели должна оцениваться с учетом возможных маневров собст­венного судна; так, из двух встречных судов более опасно то, которое находится не сле­ва, а справа от ОК, если планируется сделать отворот вправо; при возможном уменьше­нии скорости судна более опасной будет та цель, ЛОД которой проходит близко по кор­ме, и т. д.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

Четкое понимание закономерностей относительного перемещения эхо-сигналов с учетом возможных маневров собственного судна и цели играет важнейшую роль при глазомерной оценке ситуации по данным РЛС (САРП).

 

24. При использовании САРП с векторным представлением информации судоводителя нередко допускают ошибки в оценке ситуации, многие из которых являются довольно типичными:

1. Под влиянием стрессовой ситуации или из-за недостаточности знаний судоводи­тель может перепутать относительные и истинные векторы и при этом ошибочно пы­таться измерять Дкр относительно истинного вектора и ошибочно принять относитель­ный вектор цели за ее курс.

2. Судоводитель может растягивать "истинные" векторы целей, чтобы посмотреть динамику развития ситуации (что само по себе является полезным вариантом проигры­вания и анализа ситуации), но при этом он ошибочно считает точку пересечения истин­ных векторов точкой кратчайшего сближения (что справедливо только в одном частном случае - когда суда идут на столкновение).

3. Если САРП допускает возможность комбинированных режимов индикации (т. е. истинные векторы в сочетании со стабилизацией изображения в ОД либо относительные векторы в сочетании с ИД), то вектор и след послесвечения цели не будут соответство­вать друг другу, что может ошибочно трактоваться как маневр цели.

4. Если САРП допускает возможность одновременной индикации на экране векто­ров и "прошлых положений" целей различного типа (например, истинный вектор в соче­тании с "прошлыми положениями" целей в ОД), то их рассогласование может ошибочно трактоваться как маневр цели.

5. Ошибочно отождествляют предвычислительные в режиме "имитация маневра" и реально складывающиеся значения Дкр.

6. Иногда забывают вводить верное значение скорости при включении режима "имитация маневра" в САРП, где используются регуляторы аналогового типа.

7. На 2-й - 3-й минутах с момента начала АС цели векторы постепенно стабилизи­руются, в этот период можно прийти к ошибочному заключению об изменении курса или рыскании цели.

Полная оценка ситуации - важный этап обработки радиолокационной информации, обобщающий результаты визуального, слухового и радиолокационного наблюдения, всю первичную и вторичную радиолокационную информацию, полученную на основе глазомерной оценки, ручной (рис. 16) или автоматической прокладки, а также конкретные навигационно-гидрографические и гидрометеорологические условия плава­ния, требования МППСС-72 или местных правил.

 

Дата: 2019-03-05, просмотров: 298.