При перемещении эхо-сигнала цели непараллельно отметке курса собственного судна возможны следующие варианты:
а) эхо-сигнал цели перемещается по ЛОД, проходящей через начало развертки или вблизи него, указывая на реальную опасность столкновения; пеленг на цель при этом не изменяется либо изменяется очень медленно;
б) эхо-сигнал цели перемещается по ЛОД, пересекающей курс судна по носу и проходящей от центра развертки на дистанции Дкр > Дкр. доп; при этом наблюдаемое судно идет на пересечение курса собственного судна по носу слева направо (пеленг увеличивается) либо справа налево (пеленг уменьшается);
в) эхо-сигнал цели перемещается по ЛОД, проходящей по корме судна и отстоящей от центра развертки на дистанцию Дкр > Дкр. доп; при этом судно пересекло или будет пересекать курс наблюдаемого судна.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Включать режим отображения прошлых положений выбранной цели (целей) следует заблаговременно, так как на их построение может потребоваться до 8-12 мин.
23. В отличие от следов послесвечения (фактических или синтезированных), "прошлые положения" целей являются дискретными (точечными). Если в первом случае о скорости перемещения эхо-сигнала по экрану можно судить по длине "хвоста", то в режиме "прошлых положений" - по расстояниям между четырьмя точками (пятой точкой является текущая отметка цели). Постепенное увеличение (уменьшение) этих расстояний в режиме ИД укажет на разгон (торможение) цели, а в режиме ОД - на увеличение (уменьшение) скорости сближения. Если все последующие точки ложатся на одной прямой и на одинаковых расстояниях, то цель следует постоянным курсом и с постоянной скоростью. Излом траектории "прошлых положений" цели означает поворот цели в режиме ИД либо маневр цели и (или) судна в режиме ОД. Для однозначной трактовки маневрирования цели более предпочтителен режим ИД.
В отличие от векторной информации, теряющей достоверность при маневрировании цели и (или) судна, информация о "прошлых положениях" цели абсолютно достоверна при любом маневре. Благодаря режиму "прошлых положений" судоводитель, временно не наблюдавший за экраном, может восстановить для себя прошедший участок траектории сопровождаемой цели. В отличие от векторной индикации, которая дает только мгновенную экстраполяцию параметров движения цели, индикация следов дает важную дополнительную информацию о прошлых и будущих положениях объекта, что позволяет обнаруживать маневр цели быстрее и надежнее, чем по векторной индикации; обнаруживать маневр цели даже при отсутствии постоянного наблюдения; определять характер маневрирования цели; более уверенно прогнозировать ближайшее положение цели в момент и после окончания маневра; прогнозировать вероятность маневра цели при дальнейшем развитии ситуации (в особенности по навигационным условиям, при расхождении с другой целью.
Неровность траектории или видимая нестабильность "прошлых положений" целей указывает на низкую точность данных САРП и необходимость их проверки.
При глазомерной оценке ситуации важно иметь в виду следующее:
эхо-сигналы, обнаруженные впереди траверза, требуют большего внимания, так как среди них наиболее вероятны сигналы опасных целей, время сближения с которыми мало из-за большой относительной скорости;
в большинстве ситуаций цель тем опаснее, чем ближе эхо-сигнал, чем ближе ЛОД к центру развертки, чем меньше запас времени до точки кратчайшего сближения;
степень опасности цели должна оцениваться с учетом возможных маневров собственного судна; так, из двух встречных судов более опасно то, которое находится не слева, а справа от ОК, если планируется сделать отворот вправо; при возможном уменьшении скорости судна более опасной будет та цель, ЛОД которой проходит близко по корме, и т. д.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Четкое понимание закономерностей относительного перемещения эхо-сигналов с учетом возможных маневров собственного судна и цели играет важнейшую роль при глазомерной оценке ситуации по данным РЛС (САРП).
24. При использовании САРП с векторным представлением информации судоводителя нередко допускают ошибки в оценке ситуации, многие из которых являются довольно типичными:
1. Под влиянием стрессовой ситуации или из-за недостаточности знаний судоводитель может перепутать относительные и истинные векторы и при этом ошибочно пытаться измерять Дкр относительно истинного вектора и ошибочно принять относительный вектор цели за ее курс.
2. Судоводитель может растягивать "истинные" векторы целей, чтобы посмотреть динамику развития ситуации (что само по себе является полезным вариантом проигрывания и анализа ситуации), но при этом он ошибочно считает точку пересечения истинных векторов точкой кратчайшего сближения (что справедливо только в одном частном случае - когда суда идут на столкновение).
3. Если САРП допускает возможность комбинированных режимов индикации (т. е. истинные векторы в сочетании со стабилизацией изображения в ОД либо относительные векторы в сочетании с ИД), то вектор и след послесвечения цели не будут соответствовать друг другу, что может ошибочно трактоваться как маневр цели.
4. Если САРП допускает возможность одновременной индикации на экране векторов и "прошлых положений" целей различного типа (например, истинный вектор в сочетании с "прошлыми положениями" целей в ОД), то их рассогласование может ошибочно трактоваться как маневр цели.
5. Ошибочно отождествляют предвычислительные в режиме "имитация маневра" и реально складывающиеся значения Дкр.
6. Иногда забывают вводить верное значение скорости при включении режима "имитация маневра" в САРП, где используются регуляторы аналогового типа.
7. На 2-й - 3-й минутах с момента начала АС цели векторы постепенно стабилизируются, в этот период можно прийти к ошибочному заключению об изменении курса или рыскании цели.
Полная оценка ситуации - важный этап обработки радиолокационной информации, обобщающий результаты визуального, слухового и радиолокационного наблюдения, всю первичную и вторичную радиолокационную информацию, полученную на основе глазомерной оценки, ручной (рис. 16) или автоматической прокладки, а также конкретные навигационно-гидрографические и гидрометеорологические условия плавания, требования МППСС-72 или местных правил.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 361.