Высшим органом государственного финансового контроля является счетная палата РФ –контроль за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов; определение эффективности и целесообразности расходов гос средств и использования фед собственности; оценку обоснованности доходных и расходных статей проектов фед бюджета и бюджетов фед внебюджетных фондов
Министерство финансов РФ - по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности, государственного долга, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности и т.д
Министерство финансов осуществляет финансовый контроль в процессе разработки федерального бюджета; контролирует поступление и расходование бюджетных средств и средств федеральных внебюджетных фондов; участвует в проведении валютного контроля; контролирует направление и использование гос инвестиций
Федеральная налоговая служба
Федеральная служба страхового надзора
Федеральная служба финансово-бюджетного надзора
Федеральное казначейство - исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы РФ
Правительство РФ – высший исполнительный орган государственной власти РФ. Правительство РФ руководит работой федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти и контролирует их деятельность.Правительство РФ обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики; разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета; разрабатывает и реализует налоговую политику; обеспечивает совершенствование бюджетной системы; принимает меры по регулированию рынка ценных бумаг; осуществляет управление государственным внутренним и внешним долгом РФ; осуществляет валютное регулирование и валютный контроль; руководит валютно-финансовой деятельностью в отношениях РФ с иностранными государствами; разрабатывает и осуществляет меры по проведению единой политики цен.
Федеральная служба по финансовому мониторингу - уполномоченный принимать меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Федеральная таможенная служба
Федеральная служба по финансовым рынкам
Президент Контроль осуществляется в соответствии с Конституцией РФ путем издания указов по финансовым вопросам, подписания федеральных законов; назначения и освобождения от должности министра финансов РФ, представления Государственной Думе кандидатуры для назначения на должность председателя Центрального банка.
Центральный банк РФ является юридическим лицом. Он подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания РФ. Основная функция – защита и обеспечение устойчивости рубля. развитие и укрепление банковской системы РФ и обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы.
Органы государственного финансового контроля: Органы общей компетенции (имеют правомочия воздействовать на все сферы общественной жизни – Президент, Федеральное Собрание, Совет Федерации, Государственная Дума) и Органы специальной компетенции (имеют право воздействовать в определенной сфере - Счетная палата, Федеральные службы, Министерство финансов и т.д.).
В зависимости от времени проведения различают:
1) Предварительный финансовый контроль проводится до совершения операций по образованию, распределению и использованию финансовых ресурсов.
2) Текущий финансовый контроль
3) Последующий финансовый контроль — это контроль, осуществляемый после совершения финансовых операций.
Методы проведения финансового контроля:
1. Наблюдение – общее ознакомление с состоянием финансовой деятельности объекта контроля.
2. Проверка - проводится на месте с использованием отчётных, балансовых и иных документов.
3. Обследование - опирается на широкий круг показателей, используют опрос и анкетирование.
4. Анализ - проводится на базе текущей или годовой отчётности
5. Ревизия – проводится с целью установления законности финансовой дисциплины
12. Экономическое и правовое содержание налога.
С экон т.з. налог (налоговые отношения) – часть финансовых отношений, которые возникают между государством и налогоплательщиками (юр. лица – организации и физ.лица) в процессе распределения доходов и накоплений и формирования централизованных бюджетных фондов в целях осуществления государством своих функций.
налог - обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.
Отличительные черты (признаки):
1. обязательный характер (законодательный или императивный характер);
2. индивидуально-безвозмездный характер;
3. безвозвратность;
4. НЕ целевой характер.
Основные элементы налога (регулируются законом):
1) объект налога – юридический факт (доход, прибыль).
2) налоговая база – совокупная оценка
3) налоговый период
4) налоговая ставка
5) порядок исчисления налога
6) порядок и сроки уплаты налога.
Неосновные: налоговые льготы – уменьшение налоговой нагрузки на налогоплательщика (снижение ставок, отсрочка уплаты и т.д.), налоговый оклад, источник уплаты налога, порядок возврата и т.д.
Функция налога – это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Она показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов государства.
Вопрос о функциях налогов, как проявлении их сущности, также является дискуссионным. выделяют фискальную, распределительную (социальную), регулирующую, контрольную, поощрительную функции.
Среди основных функций налогов выделяют:
1. фискальная функция – проявляется тогда, когда налоговые платежи выступают источником формирования бюджетов разных уровней.
2. экономическая функция – проявляется, когда налоговые платежи выступают инструментом регулирования, влияния на различные стороны налогоплательщиков. влияние на общественное воспроизводство, стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения.
Раскрывая содержание этой функции, выделяют следующие функции:
1. Распределительная
2. Контрольная
3. Регулирующая на достижение тех или иных задач экономической политики государства.
4. Социальная функция применении налоговых методов поддержки соц обеспечения и соц страх.
5. Стимулирующая функция направлена на поддержку развития тех или иных экономических явлений
6. Дестимулирующая функция напротив направлена на установление через налоговое бремя препятствий для развития каких-либо экономических процессов. Это проявляется через введение повышенных ставок налогов (например, для казино установлена ставка налога на прибыль в размере 90%).
Налоговые отношения многообразны и возникает система перераспределения налогов через различные виды налоговых платежей: сборы и пошлины.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 267.