Брак, не благословленный Церковью
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

 

Христианство восполнило языческие и ветхозаветные представления о браке, «предлагая более возвышенный образ союза Христа и Церкви».[400] Для христиан брак стал не просто юридическим договором, средством продолжения рода и удовлетворения временных природных потребностей, но «таинством любви, вечным единением супругов друг с другом во Христе».[401] Изначально христиане запечатлевали брак «церковным благословением и совместным участием в Евхаристии, что являлось древнейшей формой совершения Таинства Брака».[402]

Кандидат во священство не только должен заключить гражданский брак в соответствующих органах, но и получить благословение Церкви на свою семейную жизнь как некий дополнительный дар, который свидетельствует о том, что браку нет препятствий, и он благословлен самим Богом. Но кандидату во священство запрещено вступать в церковный брак с целым рядом лиц.[403]

a. С уже состоящими в ином браке, церковном или зарегистрированном в государственных органах.

b. С находящимися между собой в кровном родстве.

c. С состоящими в духовном родстве.

d. С ранее состоявшими в трех браках после принятия Крещения.

e. С теми, кто не достиг брачного возраста согласно государственному законодательству, с учетом исключений, предусмотренных этим законодательством.

f. С Признанными недееспособными в установленном законом порядке в связи с психическим расстройством.

g. С осуществивших смену пола.

h. С некрещенные или не принадлежащими к Церкви.

i. Препятствие к браку возникает из отношений так называемого гражданского родства — усыновления.

j. Недопустимо совершение венчания при отсутствии свободного согласия одной из сторон.

 

Гражданский брак.

 

Гражданский брак – это тот брак, который зарегистрирован по гражданским законам данного общества или государства. Регистрация брака подтверждает тот факт, что люди берут на себя юридическую ответственность и заявляют это перед обществом. Такие люди, вступившие в брак по законам общества и зарегистрировавшие свои отношения, для Церкви – полноценная семья, которая вызывает уважение. По этой причине, пастыри не должны объявлять незаконным гражданский брак или требовать его расторжения. Невенчанный брак не позволяется «отождествлять с блудом».[404]

Хоть Церковь и признает гражданский брак, но она оставляет за собой полное право «не признавать, не одобрять и не благословлять супружеские союзы, которые заключаются хотя и в соответствии с действующим гражданским законодательством, но с нарушением канонических предписаний».[405] Такой практики придерживаются в настоящее время не только Русская Православная Церковь, но и другие Поместные Церкви.

В Византии церковный брак не только приравнивался к гражданскому, но и являлся обязательным. После венчания такой брак имел полную юридическую силу и был защищен государством. Порядок, установленный в Византии, был усвоен и в России по отношению к лицам православного вероисповедания. Однако, с принятием Декрета об отделении Церкви от государства от 1918 года, «бракосочетание по церковному чину лишилось юридической силы».[406] Верующим предоставлялось право принимать церковное благословение после регистрации брака в государственных органах. Так же в 1917 году был принят декрет «О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов состояния»,[407] который гласил, что «Российская Республика впредь признает лишь гражданские браки, а церковный брак объявлялся частным делом брачующихся».[408] Советское государство осуществило отделение Церкви от государства, и брак, который был совершен по религиозным обрядам и при содействии духовных лиц, не порождает никаких прав и обязанностей для лиц, в него вступивших, если он не зарегистрирован установленным порядком.

В России в настоящее время гражданский брак является единственным законным браком, который признается государством. Поэтому, чтобы совершить венчание, требуются обязательная регистрация в гражданских органах.

 

Незаконное супружество.

 

Брак, не дозволенный законом, «не только препятствует человеку быть в клире, но и подвергает его епитимье. И светский закон также подвергает наказанию вступивших в незаконный брак с последующем расторжением (Феоф. 13)».[409]

Запрещенные браки делятся на две группы:[410]

a. к первой группе относятся браки, противоречащие предписаниям гражданского общества;

b. ко второй группе относятся браки, осужденные Церковью.

Брак, который заключается незаконным образом, имеет самые серьезные последствие для клирика и кандидатов во священство, вплоть до «извержения из сана, если такой брак не будет расторгнут, или виновный при отказе должен быть отлучен от Церкви вместе с супругой».[411] Эта строгость вполне оправдана самим званием священнослужителя и его общественным положением. Дополнительным обоснованием служит еще и тот факт, что последствия неправильных браков отражаются на рожденных детях, которые объявляются незаконнорожденными, и остаются без юридической защиты, и служат порицанием для таких родителей. Вот почему к браку во все времена было особо пристальное внимание. Ставленники должны быть чистыми и непорочными во всех отношениях и во всем соответствовать достоинству священнического звания.

 

Брак с иноверными.

 

Брак с иноверными запрещен кандидату во священство в любых его проявлениях. Так как идеал христианского брака отображен в браке Христа и Церкви, сама концепция христианского брака требует «единства веры с совместным причащением супругов».[412]

Древние церковные каноны (Лаод. 10, 31) ради защиты Церкви от распространения ереси запрещали православным христианам вступать в брак с еретиками, так как браки с нехристианами не могут быть освящены (Халк. 14). В защиту такой практики можно привести ряд аргументов.

a. Разномыслие супругов в религиозных предметах не согласуется с православной идеей о брачном союзе, которая заключается в образе духовного союза Христа с Церковью. Статистика показывает, что «отсутствие духовного единства пагубно сказывается на семейной гармонии, вследствие чего особенно велик процент разводов смешанных браков».[413] Именно поэтому Церковь считает своим долгом призывать верующих вступать в брак «только в Господе» (1Кор. 7:39).

b. Священное Писание дает отрицательный ответ по поводу смешанных браков: «Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными. Ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмой?» (2Кор. 6:14).

c. Против смешанных браков высказываются многие святые мужи Церкви. А известный апологет Тертуллиан называл брачную связь с язычниками блудом и считал справедливым отлучать христиан, вступивших в брак с язычниками, от церковного общения. «Недостойно мужу православному с женою еретическою браком совокуплятися, ни православной жене с мужем еретиком сочетаватися. Ибо не подобает смешивати несмешаемое, ниже совокупляти с овцею волка».[414]

d. Церковь также не благословляет брак, если один из брачующихся не является христианином.

Государство тоже сыграло важную роль в отношении к смешанным бракам. В Российском Царстве строго запрещались браки православных не только с нехристианами, но и с инославными. Постепенно государство перестает юридически поддерживать Церковь, и заключение смешанных браков православными становится безнаказанным и дозволенным. Многие христианские секты, отделившиеся от единства Церкви, «получили признание со стороны государства, и их браки стали также законными»[415].

В практике других государств греко-римские законы также запрещали христианам вступление в брак с нехристианами, а заключение таких браков «приравнивали к прелюбодеянию или считали уголовным преступлением; но относительно браков православных христиан с иноверными христианами, еретиками, прямого указания в государственных законах не содержится».[416] Правилами и законами византийских императоров браки христиан с нехристианами «всегда безусловно запрещались».[417]

 

Брак с инославными.

 

Особый подход в практике смешанных браков применяется и к кандидатам во священство, которым запрещаются подобного вида браки, так как клирики всегда должны стоять под более строгим действием церковных законов (Халк. 14). Им также запрещается своих детей сочетать браком с еретиками (Карф. 30). Церковь всегда требовала от своих членов образцовой супружеской жизни, а особенно это касается ставленников.

 

Второбрачные.

 

Христианский брак, безусловно, должен быть моногамный. Апостол Павел ясно говорит в своих Посланиях, что духовными лицами могут быть только единобрачные (1Тим. 3:2–13; Тит. 1:5–6). Когда было замечено, что предписания о единобрачии духовных лиц не соблюдаются в полной мере, это требование было издано и зафиксировано в форме закона: «будущий клирик после крещения не должен быть из второбрачных» (Апост. 17). Это требование соблюдалось во все века и действует поныне, хотя Церковь не осуждает вторых браков и допускает их для мирян по снисхождению к человеческой немощи, с возложением на них епи­тимий.

Кандидат на священные степени не может «после рукоположения вступать в новый брак».[418] Епископ, осмелившийся рукоположить второбрачного, «подлежит извержению».[419] В позднейшие времена низшим клирикам было дано разрешение всту­пать во второй брак, но без права «дальнейшего восхождения на другую, высшую церковную степень».[420]

Согласно традиции Русской Церкви, перед хиротонией ставленник снимает обручальное кольцо и больше его не носит. Объяснить это можно тем, что человек обручается с Церковью, его жизнь отныне принадлежит Церкви Христовой. В нашей Церкви иногда встречается практика второбрачных священнослужителей. Иногда такие решения архиереи принимают в виде исключения, рассматривая конкретный случай, тем самым беря на себя ответственность перед Богом.

В 2018 году Священный Синод Вселенского Константинопольского Патриархата на своем последнем заседании принял историческое решение, которое разрешало повторный брак священникам и диаконам при определенных условиях: священник овдовел или супруга ушла от него. Данное постановление о разрешении священнослужителям второго брака лоббировалось Константинопольским патриархом в 2016 году на Всеправославном Соборе на острове Крит, однако другие поместные Церкви тогда выступили против. Константинопольский Патриархат грубо нарушил канонические правило о второбрачных священнослужителях и на поместном уровне не мог принять такое решение. Это должно быть решение Вселенского Собора, но никак не Синода отдельной Православной Церкви.

 

Обрученные.

 

Обручение («от лат. sponsalium — обещание вступить»)[421] – это вид церковного благословения на брачный союз между женихом и невестой. Данные лица «пред Богом дают взаимное обещание вступить в брак, и в залог этого им дают перстни. А вот уже в самом венчании не только благословляется брачный союз, но и «испрашивается на них особая благодать и Божие благословление».[422] Вследствие этого «церковное обручение нерасторжимо»,[423] поэтому впоследствии оно стало совершаться в одно время с венчанием. Исключение делалось для лиц императорской фамилии, венчанию которых предшествовало отдельное чинопоследование церковного обручения.

До тех пор, пока венчание не стало обязательным для всех верующих, христиане заключали церковное обручение, «за которым могло следовать реальное начало брачных отношений, и оно рассматривалось как действительное заключение брака».[424] Под влиянием церковных законов и греческие императорских законов впоследствии утвердилась практика обручения, «почти сравнявшись с браком».[425] Канонические последствия церковного обручения были такими же, что и при венчании: «обрученный, лишившийся невесты и вступивший в брак с другой, считался второбрачным».[426] А вот согласно греко-римскому праву, обручение «не имело безусловно-обязательной силы для обручившихся и могло быть расторгнуто без особо уважительных причин, причем без всяких юридических последствий».[427]

Христианская Церковь смотрела на благословленное обручение как на предварительное сочетание, хотя еще и не полное, но, тем не менее, уже предваряющее собой брачный союз и, следовательно, нерасторжимое по произволу обручившихся. По каноническим правилам тот, кто женился на обрученной другому, виновен в прелюбодеянии (Анк. 11; Вас. Вел. 22). Если чтец совокупится со своей обручницей, то он «не может быть возведен на высшую степень».[428] Если же совокупится с женщиной без обручения, «лишается права служения».[429]

 

Супруга от порочной жизни.

 

Брак кандидата во священство должен быть не только моногамным, но также беспорочным во всех отношениях. Служитель Церкви не может иметь такую жену, которая не соответству­ют его званию, подает повод для соблазнов, роняя тем самым доброе имя ее мужа в глазах общества. Таким образом, не допускается в клир те, кто имеет следующую спутницу жизни:

a. некрещенная или принявшая крещение от еретической руки. (Вас. Вел. 20; Апост. 17);

b. не относится к действующим членам Церкви (Вас. Вел. 20; Апост. 17);

c. отпавшая от единства Церкви (Вас. Вел. 20; Апост. 17);

d. вдова (Апост. 18);

e. блудница (Апост. 18);

f. актриса или лицедейка (Апост. 18; Халк. 3), то есть выступающая на публичных зрелищах;

g. уличённая в прелюбодеянии (Неок. 8);

h. отверженная от супружества (Апост. 18);

i. имеющая зазорное или бесчестное поведение (Апост. 18);

j. с той, которая имеет зависимое положение в обществе и не принадлежит сама себе (Апост. 18).

 


 


ГЛАВА 3. ПРАКТИКА ИЗБРАНИЯ ВО СВЯЩЕНСТВО С САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ ДУХОВНОЙ АКАДЕМИИ

 

Студент духовного учебного заведения, который имеет желание проходить церковное служение в священном сане, согласно практике Санкт-Петербургской Духовной Академии, должен пройти ряд инстанций, чтобы удостовериться в том, что кандидат имеет все нужные качества, требуемые правилами. Ведь в пастыре должно быть сосредоточенно «все самое лучшее, что может быть найдено в людях. Так как, если он сам чист и далек от зла, то может научить и привести к добру и других».[430] Как замечает святитель Василий Великий, «все беспорядки в клире происходят вследствие того, что в него принимаются лица без разбора».[431] По этой причине, испытания в духовных учебных заведениях проводятся со всей строгостью.

 

Беседа с Ректором.

 

Студент должен написать прошение на имя Ректора, после этого в индивидуальном порядке студент приходит личное собеседование. В ходе беседы Ректор выясняет степень готовности студента к принятию священного сана. Срок испытания ставленника не заканчивается двумя или тремя беседами. По слову святителя Иоанна Златоуста, «срок должен быть продолжителен, чтобы испытуемый, имел возможность не только очистить свои прежние грехи покаянием, но и показать свои добродетели, на сколько это возможно».[432]

 

 

Необходимые документы.

 

Если Ректор подписал прошение, студент заполняет анкету (автобиографию) и собирает все необходимые документы (см. Приложение № 1).

Ставленническая исповедь.

 

Не обо всех препятствиях к рукоположению ставленника может быть известно. Поэтому на практике и по предписанию канонов ставленник должен подвергается предварительному испытанию в качестве исповеди. Для ставленнической исповеди назначаются особые духовники, которые свидетельствуют перед ректором об отсутствии у кандидата канонических препятствий к священству. Если же после исповеди ставленника рукополагают и обнаружатся пороки или его недостатки, которые были скрыты, то, в зависимости от их тяжести, рукоположенный, согласно канонам, подлежит либо извержению из сана, либо запрещению в священнодействии (1Всел. 2, 9, 10; Неок. 9). При этом не учитывается срок его службы, награды и заслуги. «Если кто, согрешив, утаил грех и был произведен в клир, а после рукоположения будет обличен, что согрешил, тот должен быть удален от священства».[433] Чтобы не брать ответственность пред Богом и своей совестью, избира­емый сам обязан по совести открыть о себе то, что может отстранить его от служения Церкви (1Всел. 9; Не­ок. 9).

После исповеди архиерей принимает окончательное решение о рукоположении кандидата. Ставленнику также учиняется и письменный допрос, который подписывают ставленник и архиерей, или же священник, проводивший допрос по благословению архиерея (см. Приложение № 2 и Приложение № 3).

Ставленническая присяга.

 

Ставленник в присутствии архиерея (или, по благословению архиерея, священника) приносит ставленническую присягу. Присяга отображает те высокие и благородные идеалы, которыми должен руководствоваться будущий пастырь и реализовывать их в своей жизни. Присяга должна стать неким нравственным ориентиром в его дальнейшем поприще. Присягу заверяет своей подписью архиерей, или же священник, который по благословению Архиерея принимал присягу (см. Приложение № 4 и Приложение № 5).

Ставленнический экзамен.

 

Ставленник должен быть испытан в наличии необходимых знаний для исполнения своих прямых обязанностей. По этой причине проводится экзамен либо самим архиереем, либо специально назначенным на то экзаменатором или комиссией.

В первые века христианства испыта­ние кандидатов на церковно-иерархические степени «происходило публично».[434] Вся церковная община, при положительном результате испытания, выражала свое одобрение общим возгласом «аксиос» — «от греч. άξιος — достоин»[435] (см. Приложение № 6).

Если все этапы пройдены успешно, то Ректором назначается день хиротонии.  


 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Подводя итог данной работы, можно отметить, что нами были рассмотрены некоторые исторические факты и правовые нормы по основополагающим вопросам хиротонии.

Критический подход к исследованию многих вопросов позволяет заключить, что церковный клир является богоучрежденным, ибо Апостолы, будучи призванными и поставленными Христом для созидания Церкви и служений в Ней, заключая в себе всю полноту иерархических полномочий, передали свои полномочия своим преемникам – архиереям и пресвитерам. Они явились олицетворением учрежденного Спасителем в Церкви иерархического принципа. Основывая новые христианские общины, Апостолы стали передавать свои полномочия достойным мужам, которые впоследствии осуществляли руководство над верующими. Увеличение же числа верующих вызвало потребность в клире.

В VII веке, в эпоху Трулльского Собора, мы находим вполне сформированное сложное законодательство, касающееся требований, которые церковная власть предъявляла будущим членам клира, которое со временем только дополнялось.

На всем протяжении истории Христианства мы видим, что Церковь всегда нуждалась в клириках, которые должны не только нести слово Божие, но и своим живым примером быть образцом, не подавая повода к соблазну и осуждению Христианства. Столь великая честь неизбежно предполагает и высочайшую ответственность, которая ложится на молодого пастыря. Поэтому, одна из забот Церкви заключается в том, чтобы к совершению священнодействий, а, тем более, к церковному управлению, не приближались те, кто не достоин и не готов к этому. Для этого и были составлены строгие правила, которые служат неким барьером для желающих вступить в клир.

Церковная власть всегда наблюдает за тем, чтобы каноны неукоснительно соблюдались и воплощались в практической жизни, но в особых случаях Церковь может делать снисхождение к ставленнику и руководствоваться принципом икономии. Оправданием такого подхода может служить только та необходимость, которая в дальнейшем приведет к весьма полезным последствиям.

Все требования, которые предоставляет Церковь к ставленнику, вполне осуществимы на практике. Но если какой-то канон посредством различных условий не соблюдается или не применяется в практической жизни. Из этого не следует делать вывод что эти каноны не могут быть применены в других областях и в другие времена.

В современной практике многие каноны опускаются или рассматриваются через призму икономии. Это совсем не значит, что эти каноны ошибочны или вовсе не нужны, но означает, что современный человек обессилил и отдалился от Бога. Поэтому нет ничего удивительного, что жизнь священника бывает порочнее жизни мирянина. По тому святитель Иоанн Златоуст говорит, что немногие способны быть пастырями, но и из этих немногих не все бывают достойными священства. Если бы благодать искала всегда только одних достойных, то не было бы Таинств, потому что священник избирается из среды людей, где по словам Спасителя, больше погибающих, нежели спасающихся (Мф. 7:13-14).

 

 

 



СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ

 

Мф. – Евангелие от Матфея.

Мк. – Евангелие от Марка.

Лк. – Евангелие от Луки.

Деян. – Деяния святых Апостолов.

1.Пет. – Первое послание Петра.

1.Ин. – Первое послание Иоанна.

1.Кор. – Первое послание к Коринфянам.

2.Кор. – Второе послание к Коринфянам.

Гал. – Послание к Галатам.

Ефес. – Послание к Ефесянам.

1.Тим. – Первое послание к Тимофею.

2.Тим. – Второе послание к Тимофею.

Тит. – Послание к Титу.

Исх. – Книги Исход.

Лев. – Книга Левит.

Втор. – Второзаконие.

1.Всел. – Правила Первого Вселенского Собор.

2.Всел. – Правила Второго Вселенского Собора.

4.Всел. – Правила Четвертого Вселенского Собора.

5.Всел. – Правила Пятого Вселенского Собора.

6.Всел. – Правила Шестого Вселенского Собора.

7.Всел. – Правила Седьмого Вселенского Собора.

Анк. – Правила Анкирского Собора.

Ант. – Правила Антиохийского Собора.

Апост. – Правила святых Апостолов.

Афан. – Послания святителя Афанасия Великого.

Вас. Вел. – Правила святителя Василия Великого.

Григор. Нисс. – Каноническое послание святителя Григория Нисского.

Двукр. – Правила Константинопольского Собора, называемого Двукратным.

Карф. – Правила Карфагенсого Собора.

Лаод. – Правила Лаодикийского Собора.

Неок. – Правила Неокесарийского Собора.

Сард. – Правила Сардикийского Собора.

Феоф. – Правила Феофила, архиепископа Александрийского.


 


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Источники:

1. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. — М.: РБО, 2000. — 1371 с.

2. Апостольские постановления / пер. с английского. Инокентия (Новгородова), архим. — Казань: Губернская типография, 1864.- 307 с.

3. Дидаскалия / пер. с сирийского П.А. Прокошева. — Томск: Сибирское товарищество Печатное Дело, 1913. - 205 с.

4. Дидахе. — М.: Эксмо, 2014.- 106 с.

5. Духовный регламент Петра Первого: с прибавлением «О правилах причта церковного и монашеского». — М.: Книжный дом Либроком, 2012. - 200 с.

6. Иоанн Златоуст, свт. Полное собрание творений: В 12 т. Т. 3. Ч. 1. —СПб: изд-во Санкт–Петербургской Духовной Академии, 1898.- 982 с.

7. Иоанн Златоуст, свт. Полное собрание творений: В 12 т. Т.1. Ч.1. —СПб: изд-во Санкт–Петербургской Духовной Академии, 1895. - 883 с.

8. Иоанн Златоуст, свт. Полное собрание творений: В 12 т. Т.10. Ч.2. —СПб: изд-во Санкт–Петербургской Духовной Академии, 1905. - 981 с.

9. Иоанн Златоуст, свт. Полное собрание творений: В 12 т. Т.11. Ч.2. —СПб: изд-во Санкт–Петербургской Духовной Академии, 1905.-1018 с.

10. Иоанн Златоуст, свт. Полное собрание творений: В 12 т. Т.7. Ч.2. —СПб: изд-во Санкт–Петербургской Духовной Академии, 1901. - 912 с.

11. Ипполит Римский, сщмч. Апостольское предание. — М.: Сибирская Благозвонница, 2014. - 64 с.

12. Книга правил святых Апостол, святых Соборов Вселенских и Поместных, и святых Отец. — СПб: Общество свт. Василия Великого, 2000.- 431 с.

13. Матфей (Властарь), иером. Сборник по алфавитному порядку всех предметов, содержащихся в священных и божественных канонах / пер. с греч. Ильинского Н.— М.: Галактика, 1996.- 448 с.

14. Номоканон при Большом Требнике. М.: Свято-Троицкая-Сергиева Лавра, 1992.-311 л.

15. О канонических аспектах церковного брака: Документ Архиерейского Собора Русской Православной Церкви от 29 ноября - 2 декабря 2017 года // Сайт «Патриархия.ру». URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/5075384.html.

16. О хиротонии безбрачных лиц не состоящих в монашестве: Документ Архиерейского Собора Русской Православной Церкви от 3 февраля 2011 года // Сайт «Патриархия.ру». URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/1401235.html.

17. Основы Социальной Концепции Русской Православной Церкви. — М.: Московская типография, 2001.- 127 с.

18. Положение о монастырях и монашествующих: Документ принят на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви от 29 ноября - 2 декабря 2017 года // Сайт «Патриархия.ру». URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/5074472.html.

19. Положение о порядке согласования рукоположения в священный сан лиц, не обладающих образовательным цензом: Документ утвержден решением Священного Синода от 27 декабря 2016 года // Сайт «Патриархия.ру». URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/4727052.

20. Профессии, совместимые и не совместимые со священством: Документ Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви от 28 января 2015 года // Сайт «Патриархия.ру». URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/4777142.html.

21. Соборные определения и постановления Священного Собора Православной Российской Церкви 1917 - 1918 гг: вып. 1: приложение к "деяниям". - 2-е изд. - Москва, 1918. - 184 с.

22. Устав Русской Православной Церкви. —СПб: изд. Санкт-Петербургской митрополии, 2000.- 48 с.

Пособия:

23. Авдеев Д.А. В помощь страждующей душе. —М.: Русский Хронограф, 2001.-186 с.

24. Афанасьев Н., прот. Церковь Духа Святого. Киев: Quo Vadis, 2010.- 480 с.

25. Афанасьев Н., прот. Экклесиология вступления в клир. —Казань: Товарищество Задруга, 1997.- 109 с.

26. Афанасьев Н., прот. Служение мирян в церкви.—М.: Свято-Филаретовская христианская школа, 1995.- 102 с.

27. Барановский И., свящ. Верховная церковная власть в церкви Христовой. — Вильно: тип. Новицкаго Э, 1908. - 72 с.

28. Барсов Т.В. О каноническом элементе в церковном управлении. — М.: Каткова М, 1882.-260 с.

29. Бейкер Д. Юстиниан Великий законодатель. — М.: Центр полиграф, 2004.- 398 с.

30. Бенешевич В.Н. Сборник памятников по истории церковного права. — Петроград: Дело, 1914.- 250 с.

31. Бердников И.С. Краткий курс церковного права. — Казань: Императорский Университет, 1889.-376 с.

32. Болотов В.В. Лекции по истории Древней Церкви. Посмертное издание / В.В. Болотов; Под ред. проф. А. Брилиантова: в 4 т. Т. 2. М.: издание Спасо-Преображенского Валаамского ставропигиального монастыря, 1994.-111 с.

33. Болотов В.В. Лекции по истории Древней Церкви: в 4 т. Т. 3 / В.В. Болотов. — М.: Астра семь 1994. - 340 с.

34. Болотов В.В. Лекции по истории Древней Церкви: в 4 т. Т. 1. / В.В. Болотов. — М.: Астра семь, 1994. -234 с.

35. Брольо Ф.М. Религии и юридическиесистемы : ведение в церковное право / Франческо Марджотта Брольо, Чезаре Мирабелли, Франческо Онида. — М.: Библ.-богосл. ин-т св. апостола Андрея, 2008. - 437 с.

36. Бумис П.И. Непогрешимость православия / пер. с греч. Бумис П. —М.: Стандарт, 2001.- 63 с.

37. Варьяс Ю. Краткий курс церковного права. —М.: МЗ Пресс, 2001.-128с.

38. Верховский П.В. Сущность и характер церковной власти. — М.: тип. Иванова И.И., 1916 - 15 с.

39. Воловей Ф. Все действующая благодать хиротонии и пастырское недостоинство. — СПб: Колокол, 1912. - 65 с.

40. Григорий (Граббе), еп. Каноны Православной Церкви. — СПб.: Свято-Троицкая Православная Миссия, 2001.- 208 с.

41. Давыденко О., прот. Догматическое богословие. М.: ПСТГУ, 2017. 622 с.

42. Ельчанинов А.В. Каноны и церковная организация. — М.: тип. Долгоруковская, 1910.- 16 с.

43. Карташев А.В. Вселенские соборы. — М.: Белорусский экзархат, 2008.- 738 с.

44. Козлов М., прот. Сравнительное богословие Римо-Католическая Церковь М.: МДА,2012.-85 с.

45. Козлов М., прот. Клир и мир. — М.: храм святой мученицы Татьян при МГУ, 2007.-496 с.

46. Красножен М. Церковное право. —М.: Юрьев, 1917.-310 с.

47. Краснокожев М. Толкователи канонического кодекса Восточной Церкви: Аристин, Занара и Вальсамон. — М.: Императорская университетская типография, 2011.- 224 с.

48.  Ламанов А.А. Церковное право. — СПб: тип. Вольфа Б.М, 1907. - 172 с.

49. Лашкарев П. Право церковное в его основах, видах и источниках.— СПб: тип. Оглобин Н.Я., 1889.-213 с.

50. Лашкарев П. Право церковное в его основах, видах и источниках. — СПб: тип. Оглобина Н.Я., 1889 - 213 с.

51. Лебедев А.П. Духовенство Древней Вселенской Церкви от времени апостольских до десятого века. — СПб: Алетейя, 1997. - 411 с.

52. Малиновский Н., прот. Очерк православного догматического богословия. — М.: Православно Свято-Тихоновский Богословский Институт, 2003. - 351 с.

53. Мейендорф И., прот. Брак в православии. — Клин: Христианская жизнь, 2004.- 55 с.

54. Мищенко Ф.И. Церковное устройство христианских общин. — Киев: Крещатик, 1908.- 92 с.

55. Могилев М. Церковное право применительно к программе юридической комиссии. — Житомир: тип. Бородовича С.П., 1889. - 119 с.

56. Морошкин М., свящ. Выборное начало в духовенство. — СПб: тип. Краевского А.А., 1870 - 55 с.

57. Муретов С.Д. О дьяконах. — М.: тип. Остаженко, 1893.- 18 с.

58. Мышцин В. Каноны и церковная организация. — М.: тип. Долгоруковская, 1910.- 16 с.

59. Олесницкий М. Нравственное Богословие.—СПб: Лузово, 1907.- 281 с.

60. Остроумов М.А. Очерк православного церковного права. — Харьков: Губернское правление, 1893. - 672 с.

61. Павлов А. Номаканон при Большом Требнике. — М.: тип. Лиснера Г., 1897.- 520 с.

62. Павлов А.С. Курс церковного права. — СПб:Лань,2002.- 384 с.

63. Певницкий В. Приготовление к священству и жизнь священника. — Киев: тип. Корчак Г.Т., 1891. - 277 с.

64. Певцов В.Г., прот. Лекции по церковному праву. — СПб: Типо-Литография Санкт-Петербургской Одиночной Тюрьмы, 1914.- 252с.

65. Петр (Л’Юилье), архиеп. Правила первых четырех Вселенских Соборов / пер. с франц. Цыпин В., прот. — М.: Сретенского монастыря, 2005.-528 с.

66. Платон (Игумнов), архим. Правосланое нравственное богословие. —СПб: Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1994.- 240 с.

67. Соколов (Иоанн), еп. О монашестве епископов. — Казань.: Почаев, 1904. - 157 с.

68. Соколов Н.К. Из лекций по церковному праву. — М.: Катков, 1874.-335 с.

69. Суворов Н.С. Учебник церковного права. — М.: Зерцало, 2004.- 477 с.

70. Судоса И.Н. Священно и церковнослужители в Православной Церкви. — СПб: Арт Деко, 2012.- 111 с.

71. Тальберг Н.Д. История Христианской Церкви. — М.: Интербук, 1991.- 494 с.

72. Феодорит (Кирский), еп. Церковная история: в 5 т. Т. 5. — СПб: Российская политическая энциклопедия, 2012. - 522 с.

73. Феофан (Говоров), еп. Начертание христианского нравоучения. М.: Отчий дом, 2010.- 624 с.

74. Филарет (Дроздов), свт. Катихизис Православной Церкви. – М.: Православная Русь, 1995.- 135 с.

75. Цыпин В., прот. Каноническое право. — Клин: тип. Сретенский монастырь, 2012.-864 с.

76. Чернявский С.Н. Юстиниан Великий император и его век. — СПб: Дмитрий Буланин, 2015.- 528 с.

77. Ширский С.Н. Правда о выборном начале в. — СПб: тип. Головина В, 1871.- 71с.

 

Толкования и комментарии:

78. Никодим (Милош), еп. Правила Православной Церкви с толкованиями Никодима, епископа Долматинского — Истрийского / пер. с сербского Козлов М., прот.: в 2 т. Т. 1. — М.: Международный издательсктй центр православной литературы, 1994. - 640 с.

79. Никодим (Милош), еп. Правила Православной Церкви с толкованиями Никодима, епископа Долматинского — Истрийского / пер. с сербского Козлов М., прот.: в 2 т. Т. 2. — М.: Международный издательсктй центр православной литературы, 1994. - 635 с.

80. Правила святых Апостол и святых Отец с толкованиями. – М.: Паломник, 2000.-882 с.

81. Правила святых Вселенских Соборов с толкованиями. – М.: Паломник, 2000.- 738 с.

82. Правила святых Поместных Соборов с толкованиями. – М.: Паломник, 2000.- 880 с.

 

Энциклопедии:

83. Большая Российская энциклопедия: в 30 т. Т. 4. — М.: Большая Российская энциклопедия, 2006.- 751 с.

84. Католическая Энциклопедия: в 5 т. Т. 5. — М.: изд-во Францисканцев, 2013. -934 л.

85. Полный православный Богословский Энциклопедический словарь: в 2 т. Т. 2. — СПб: тип. Сойкина П.П., 1912.- 2463 л.

86. Православная Энциклопедия. Т.6.—М.: Церковно-научный центр, 2003.- 752 с.

87. Православная Энциклопедия. Т.14. — М.: Церковно-научный центр, 2006. - 749 с.

88. Православная Энциклопедия. Т.16. — М.: Церковно-научный центр, 2007.- 751 с.

89. Православная Энциклопедия. Т.18. — М.: Церковно-научный центр, 2008.- 751 с.

90. Православная Энциклопедия. Т.21. — М.: Церковно-научный центр, 2009.-751 с.

91. Православная Энциклопедия. Т.48. — М.: Церковно-научный центр, 2007.- 744 с.

92. Религиоведение. Энциклопедический словарь. — М.: Академический Проект, 2006.- 1256 с.

93. Энциклопедический словарь Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А.: в 86 т. Т.1. — СПб: Семеновская Типо-Литография Ефрона И.А., 1890.-480 л.

94. Энциклопедический словарь Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А.: в 86 т. Т.3. — СПб: Семеновская Типо-Литография Ефрона И.А., 1891.-480 л.

95. Энциклопедический словарь Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А.: в 86 т. Т.25. — СПб: Семеновская Типо-Литография Ефрона И.А., 1898.-478 л.

96. Энциклопедический словарь Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А.: в 86 т. Т.30. — СПб: Издательское Дело Брокгауз-Ефрон, 1900.-480 л.

 

 

Периодические издания:

97. Афанасьев Н., прот. Таинства и тайнодействия // изд. Православная община. 1999.-№54. - С. 42-55.

98. Болотов В.В. Заметка о книге: каноны важнейших древне-церковных соборов вместе с апостольскими правилами // Христианское Чтение. 1896.-№ 2. -С. 178 - 195. 143 - 145.

99. Михаил (Мудьюгин), архиеп. Евхаристия и священство // Издание Московской Патриархии. 1980. - № 21. - С. 103 - 118.

100. Петрушко В.И. Московский Собор 1503 г. // Вестник ПСТГУ. История Русской Православной Церкви, 2016. - № 6 (73). - С. 9 - 20

101. Соколов. Об институте диаконства // Церковный Вестник, 1912. -№ 8. -С. 1 - 11.

102. Суворов Н.С. Книга по церковному праву // 1893. -№ 2. -С. 172 - 201.

103. Ястребов М.Ф. К вопросу о всесвященстве христиан // Труды Киевской Духовной Академии. 1906. -№ 4. -С. 1 - 20.

 

Газета:

104. «Газета Временнаго Рабочаго и Крестьянскаго Правительства». 20 декабря 1917 (2 января 1918), № 37. - С. 4.

Материалы научных конференций:

105. Постернак А., свящ. Вопрос о женском священстве // Православное учение о Церковных Таинствах: V Международной богословской конференции РПЦ МП. (Москва, 13–16 ноября 2007). С. 1 - 23.

106. Шленов Д. Три монашеских обета: каноническое и богословское содержание // Монастыри и монашество: традиции и современность: Международная богословская научно-практическая конференция в Свято-Троицкой Сергиевой лавре. (Москва, 23 сентября 2013). С. 1 - 138.

 

Диссертационные работы:

107. Кирилл (Гундяев), иером. Становление и развитие Церковной иерархии и учение Православной Церкви о ее благодатном характере. – Ленинград: 1970.- 308 с.

108. Флавиан (Осколков), иером. Учение о церковной иерархии в творениях мужей апостольских и последующих святых отцов доникейского периода. —Загорск: 1975.-184 с.

Электронные ресурсы:

109. Αγιος Κανων / [Электрон, ресурс]. URL: http://www.agioskanon.ru/vsobor/004.htm. (дата обращения: 19.01.2019).

110. Козлов М, прот. Православие и западное христианство. Протестантизм на современном этапе. К вопросу о женском священстве : [Электронный ресурс] // Образовательный портал Слово. URL: https://www.portal-slovo.ru/theology/37772.php. (дата обращения 11.03.2019).

111. Научный богословский портал «Богослов.ру» / [Электрон, ресурс]. URL: http://www.bogoslov.ru. (дата обращения: 21.02.2019).

112. Образовательный портал «Слово»: [Электрон, ресурс]. URL: http:// www.portal-slovo.ru. (дата обращения: 29.01.2019).

113. Официальный сайт Московской Патриархии Русской Православной Церкови : [Электрон, ресурс]. URL: http://www.patriarchia.ru/index.html. (дата обращения: 07.03.2019).

114. Православная энциклопедия : [Электрон, ресурс]. URL: http://www.pravenc.ru. (дата обращения: 02.02.2019).


 


Приложение № 1.

Анкета для рукополагаемого в Священный сан.

 

1. Фамилия, имя, отчество (если изменялись – указать).

2. Дата и место рождения.

3. Дата и место крещения, в честь какого святого назван (день памяти).

4. Национальность, гражданство.

5. Светское образование – когда и что окончил: школу, институт, университет, аспирантуру. Ученая степень.

6. Богословское образование – когда и что окончил: духовное училище, духовную семинарию, духовную академию, аспирантуру. Ученая степень.

7. Семейное положение: женат, холост, разведен (указать Ф.И.О. бывшей супруги и приложить копию свидетельства о разводе), вдовец (Указать Ф.И.О. усопшей супруги и приложить копию свидетельства о смерти), монах.

8. Первый ли это брак. Не был ли ранее в ином гражданском браке.

9. Дата и место венчания. Если монах – дата и место пострига, монашеское имя, в честь какого святого (день памяти), кем пострижен.

10 Имя, отчество и девичья фамилия супруги.

11. Дата и место ее рождения.

12. Дата и место ее крещения.

13. Первый ли это ее брак. Не состояла ли она ранее в ином гражданском браке.

14. Имеется ли согласие супруги на принятие сана (подпись супруги).

15. Имена и возраст детей (указать номер паспорта или свидетельства о рождении).

16. Фамилия, имя, отчество родителей и их профессия. Если скончались – год смерти.

17. Гражданская профессия и род занятий в настоящее время. Если есть трудовая книжка – приложить копию.

18. Был ли судим, по какому обвинению.

19. Отношение к воинской службе: служил ли в Вооруженных Силах, в каком качестве. Если не служил, то какова причина освобождения (указать номер военного билета, кем и когда выдан).

20. Имеет ли какой-либо физический недостаток, препятствующий священнослужению.

21. Состоял ли в расколе или в других конфессиях или сектах, и в каком качестве.

22. Участвовал ли в политической деятельности. Состоял ли в партии или общественной организации.

23. Домашний адрес, номера телефонов.


 


Приложение № 2.

Допрос ставленнику перед рукоположением во ДЬЯКОНА.

 

Согласно резолюции Митрополита Санкт-Петрбургского и Ладожского ВАРСАНОФИЯ от (Фамилия, имя, отчество ставленника) 2017 г. к рукоположению в сан ДИАКОНА.

 

показал:

1. Родился в (указывается дата рождения).

2. Крещен (указывается дата и место крещения).

3. От Православия в другие конфессии, секты и расколы не уклонялся.

4. Дел на него по суду и следствию никаких не имелось.

5. Увечий и болезней, препятствующих священнослужению, не имеет.

6. Женат первым браком на девице (указывается фамилия, имя, отчество и год рождения супруги) православного вероисповедания.

До этого в гражданском браке ни с кем не состоял.

7. Сан диакона избирает для славы Божией и спасения душ. Проходить свое служение будет по правилам Святых и Богоносных Отец и согласно установлениям и традициям Святыя Православныя Церкви, ничего произвольно не изменять и заботиться о благолепии и чистоте святынь Алтаря Господня.

8. С усердием будет помогать священнику в совершении богослужений, таинств и треб, довольствуясь установленным вознаграждением от прихода.

9. В молитвенное и каноническое общение с лицами, не принадлежащими Православной Церкви и состоящими в расколе, входить не будет.

10. Всегда будет служить добрым примером как при служении у Алтаря Господня, так и вне его.

11. Одежду будет иметь скромную, приличествующую его званию.

12. Обязуется хранить верность Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси и церковному священноначалию.

13. Без воли Архипастыря самовольно покидать место служения или переходить на другие места не будет.

14. Всегда будет придерживаться указаний епархиального архиерея и без его воли ничего делать не будет.

15. Ни в каких политических партиях, движениях и акциях участвовать не будет.

16. Ставленную Грамоту всегда будет содержать в памяти и неведением своего долга извиняться не будет.

Верность вышеизложенного свидетельствую, в чем и подписываюсь: (следует подпись ставленника).

Допрос проводил: (следует подпись священнослужителя, проводившего допрос).

Верность вышеизложенного свидетельствую, в чем и подписываюсь: (следует подпись ставленника).

Допрос проводил: (следует подпись священнослужителя, проводившего допрос).


 


Приложение № 3.

Допрос ставленнику перед рукоположением во ПРЕСВИТЕРА.

 

Согласно резолюции Митрополита Санкт-Петрбургского и Ладожского ВАРСАНОФИЯ от (Фамилия, имя, отчество ставленника) 2017 г. к рукоположению в сан ПРЕСВИТЕРА.

показал:

1. Родился в (указывается дата рождения).

2. Крещен (указывается дата и место крещения).

3. В сан диакона рукоположен (указывается дата хиротонии и архиерей – совершитель хиротонии)

4. Запрещений в священнослужении не имеет.

5. От Православия в другие конфессии, секты и расколы не уклонялся.

6. Дел на него по суду и следствию никаких не имелось.

7. Увечий и болезней, препятствующих священнослужению, не имеет.

8. Женат первым браком на девице (указывается фамилия, имя, отчество и год рождения супруги) православного вероисповедания. До этого в гражданском браке ни с кем не состоял.

9. Сан священника избирает для славы Божией и спасения душ, которые будут ему вверены, а не для обогащения и не ради предоставленных священнослужителям прав; проходить оное будет по правилам Святых и Богоносных Отцев и согласно установлениям и традициям Святыя Православныя Церкви.

10. В Богослужебных чинопоследованиях и при совершении Таинств ничего произвольно не изменять и заботиться о благолепии храма Божия.

11. С усердием будет исполнять свои пастырские обязанности, довольствуясь установленным вознаграждением от прихода.

12. В молитвенное и каноническое общение с лицами, не принадлежащими Православной Церкви и состоящими в расколе, входить не будет.

13. Всегда будет служить добрым примером как при служении у Алтаря Господня, так и вне его.

14. Одежду будет иметь скромную, приличествующую его званию.

15. Будет хранить верность Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси и церковному священноначалию.

16. Без воли Архипастыря самовольно покидать место служения или переходить на другие места не будет. Всегда будет придерживаться указаний епархиального архиерея и без его воли ничего делать не будет.

17. Ни в каких политических партиях, движениях и акциях участвовать не будет.

18. Ставленную Грамоту всегда будет содержать в памяти и незнанием своего долга извиняться не будет.

Верность вышеизложенного свидетельствую, в чем и подписываюсь: (следует подпись ставленника).

Допрос проводил: (следует подпись священнослужителя, проводившего допрос).


 


Приложение № 4.

ПРИСЯГА

Дата: 2019-03-05, просмотров: 220.