Профессии совместимые и несовместимые со священнослужением
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Священнослужитель должен полностью удалиться от мирских дел, которые могут вызвать коллизию обязанностей между гражданскими делами и священнослужением (4Всел. 3; Карф. 16,19). Священнослужитель, принимающий на себя мирские попечения, «должен быть извержен из сана».[265] Никакой воин не связывает себя делами житейскими, чтобы угодить военачальнику (1Тим. 2:4). Ни один воин Христов, каковым является духовное лицо, «не должен заниматься никакими мирскими делами, не согласующимися с его духовным званием и вообще с его духовной службой в Церкви».[266] На основании Священного Писания, которое предписывает, что положение кан­дидатов в клир должно быть полностью свободно от всякого рода государс­твенных и общественных занятий. Если по отношению к мирянам допускался тот или иной компромисс, то по отношению к клирикам такой компромисс просто не допустим.

С V века с особенной решительностью усиливают предписание, которое создалось в Церкви, чтобы «епископы и клирики удалялись от житейских профессий как несообразных с их священным достоинством»,[267] по той причине, что пастыри, за некоторым исключением, редко были вполне обеспечены, поэтому желали улучшить свое материальное положение любым способом как честными, так и нечестным. Для примера можно привести тот факт, что «священники сделались попрошайками у богатых людей, в особенности это встречалось среди западного духовенства».[268] Однако никогда не считалось, что личный труд несовместим с состо­янием в клире, если он не препятствует исполнению прямых обязанностей – служению алтарю и людям. Апостол Павел занимался ремеслом и таким образом себя обеспечивал. Имея перед собой такой высокий пример, священник может «не стыдиться честного труда, если есть у него к тому расположение и практическое умение, если будет в свободное время им занимается»[269]. Если клирик все равно избирает профессию которая несовместима с его высоким служением, то он должен быть удален от святилища. В пример можно привести Ивана Ивановича Охлобыстина, который был священником, но из-за его актерской деятельности 8 февраля 2010 года он был запрещен в священнослужении.

Суммируя все канонические запреты и церковную практику разных эпох, можно составить следующий перечень профессий, несовместимых со священством.[270]

a. Дела народного управления и воинская служба (Апост. 81; Апост. 83).

b. Все, что связано с ростовщической деятельностью (Трул. 10; Лаод. 4; Вас.Вел. 14; Григ.Нисс. 6), с поправкой на то, если деньги будут потрачены не на себя, а на нуждающихся (Вас.Вел. 14).

c. Запрещено быть чьим-либо поручителем в делах мирских, судебных, торговых или тому подобных, имея ввиду извлечение при этом материальной выгоды (Апост. 20).

d. Клирикам запрещено заниматься собственным бизнесом, в особенности банковским, кредитным, страховым и подобными делами, по причине того, что предпринимательская деятельность в классическом понимании предполагает извлечение прибыли путем совершения сделок. Работа по найму на руководящих или рядовых должностях в подобных учреждениях допускается, если характер деятельности в этих учреждениях не носит элементов ростовщичества.

e. Канонами дозволяется продажа изделий собственных рук, но иные виды торговли представляются несовместимыми со священством.

f. Духовным лицам запрещаются занятия, «связанные с пролитием крови».[271] Широко известно, что святитель Лука (Войно-Ясенецкий) совмещал архипастырское служение с преподаванием медицины и хирургической практикой, и эта его деятельность приносила благие плоды. Это исключение, связанное с обстоятельствами времени, в которое он подвизался, не следует возводить в правило. Правящий архиерей может санкционировать врачебную или фельдшерскую деятельность клирика, если такая деятельность принесет благие плоды.

g. Священнослужителю, приносящему бескровную Жертву, также возбраняется «охота и другие виды деятельности, неизбежно связанные с пролитием крови, хотя бы и животной».[272]

h. Запрещено заниматься профессионально актерскими профессиями, включая занятие танцами (балетом) или сценическим пением, а также запрещено заниматься профессиональное спортом (Карф. 55).

i. Недопустимо клирикам быть занятыми в учреждениях, сомнительных с моральной точки зрения: в игорных домах, казино, барах и иных.

Подводя итоги, можно отметить, что множество канонических правил ясно выражает раздельность духовных и гражданских прав: «кесарево кесарю, а Божие Богу» (Мф. 22:21). Поэтому кандидату во священство и клирику запрещено вдаваться в мирские дела, так как пастырь должен свободно занимались божественным служением и не вдаваться в мирские смятения.

Клятвопреступление.

 

Ложь сама по себе является ржавчиной, которая ведет к искривлению правды и истинны, поэтому все ложные клятвы, особенно которые были даны еще и публично, считаются тяжким преступлением, так как «лишала человека общественного доверия».[273] Таких священнослужителей правила повелевают извергать из сана, а желающих его принять не допускать до него (Апост. 25).

Рукоприкладство.

 

Миролюбие, которое требуется от ставленника, исключает не только убийство, но вообще склонность к ссорам и дракам. На это указывает также и Священное Писание: «епископ не должен быть бийца» (1Тим. 3:3; Тит. 1:7). Это тре­бование нашло свое каноническое выражение в том, что лица, имеющие сте­пени священства, подлежат извержению, если бьют верных или неверных (Апост. 27). Из Священного Предания известно, что на 1-ом Вселенском Соборе был запрещен в священнослужении святитель Николай Мирликийский за то, что он из-за «ревности к чистоте учения Церкви заушил по ланитам еретика Ария».[274] Но вскоре он был оправдан и возвращен в сущем сане.

Всякое насилие, прямое или посредственное, находится в прямом про­тиворечии с природой Церкви: «Господь сам быв ударяем, не наносил уда­ров, укоряем, не укорял взаимно, страдая, не угрожал».[275] Христиане должны жить по принципу: «ударившему в правую щеку подставить и левую, и тому, кто отнимает верхнюю одежду, отдавать и рубашку (Мф. 5:39-40). Если же это заповедано всем христианам, то гораздо более строже это правило должны соблюдать священные лица, дабы быть примером для других.

Не подлежат извержению и допускаются в клир те, кто «благоразумно наказывает бичом погрешающего против священных предметов, как и Господь бичом, сделанным из вервия, изгнал торгующих из храма»;[276] как и тех, кто «умеренно наказывает своих учеников и тех, которые согрешают и после вразумления не исправляются»[277].

 

Гадание.

 

«Не обращайтесь к вызывающим мертвых, и к волшебникам не ходите, и не доводите себя до осквернения от них. Я Господь, Бог ваш» (Лев. 19:31).

Гадание – это праздное любопытство, либо неразумное стремление строить свою жизнь и искать спасение не у Бога, а у падших духов. вступая в непосредственный контакт с ними как лично, так и при помощи гадалок, целителей, медиумов, жрецов, заклинателей, ворожителей, магов, колдунов и так далее. Желание предугадать или предузнать что-то из будущего было у людей с древности. Все формы гаданий вышли из древних языческих мистерий. Гадали по звездам, по внутренностям жертвенных животных, по различным стихиям природы, на кофейной гуще и даже при помощи церковных вещей. Такого рода занятия недостойны имени христианина, а, в особенности, священнослужителя. Все те, кто верят гаданиям или занимаются ими сами, непременно осуждаются и находятся под угрозой отлучения от Церкви. Если бы Богу было угодно, а для человека полезно, Он бы открыл людям их будущее. Суеверия и гадания по звездам также запрещаются, так как астрология – это не просто гороскопы, а религиозно-философское учение, основывающееся на том, что звезды и планеты оказывают влияние на человеческую личность.

Подводя итог, с уверенностью можно сказать, что путь духовной жизни является тернистым и трудным, подразумевая под собой совершенствование человека во всех его аспектах. А когда человек не хочет трудиться, он ищет более легкий путь – через чудеса и гадания.

 

Пьянство.

 

В Пастырских посланиях упоминается еще об одном требовании, предъ­яв­ляемом кандидатам во священство, а именно, отсутствие неумеренного прис­трастия к вину. Само по себе употребление вина не осуждается. Святитель Иоанн Златоуст говорит о том, что вино дано «не для того, чтобы быть посмешищем, а дано для укрепления здоровья».[278] Поэтому духовным лицам не возбраняется употреблять вино в умеренном количестве (Ап. 51), но ни в коем случае свыше меры, до опьянения. Нетрезвый священнослужитель или склонный к пьянству оскорбляет самую священническую службу, которая перестает быть разумной. Ветхом Завете Бог заповедал Аарону, чтобы «он и сыновья его остерегались вина и крепких напитков (Лев. 10:9)».[279] В Новом Завете неоднократно заповедуется духовному лицу не быть пьяницей (1Тим. 3:3). Об опьянении говорит и Апостол Павел в своих Посла­ниях, что пьяницы не наследуют Царствия Божия (1Кор. 6:10; Гал. 5:21; Ефес. 5:17-18).

Увлечение вином не только разрушает здоровье, но и приводит в крайнее расстройство весь душевно-телесный состав человека, всю совокупность сил, которые по замыслу Божию должны быть направлены на достижение главной цели – единение с Богом. Поэтому пьянство становится деятельным богоборческим началом в человеке. Каноны предписывают всех тех, кто страдает или подвержен неумеренному винопитию, подвергать извержению или отлучению от Церковного общения. (Апост. 42,43). Естественно, что мирянин, страдающий этим недугом, не может быть кандидатом во священство. Предосудительным для клирика является посещение корчемниц и содержание питейных заведений. Под корчмой подразумевается «гостиница низшего сорта, где главным образом торгуют вином, где происходит пьянство и допускается всякая непристойность».[280] Только при особой нужде клирикам разрешено «останавливаться в гостинице, которая на языке отцов и учителей Церкви означала пристойное место».[281]

Епископы и все члены клира должны побуждать паству и внешних к добродетели и являться самим во всем примером. Но, как известно, некоторые пастыри могут уклоняться от добра, придаваться игре или пьянству. Правила предписывают «таковых не допускать в клир или подвергать извержению, а иподиаконов, чтецов и певцов, если не отстанут, подвергать отлучению, а равно и мирян, предающихся игре и пьянству».[282]

 

Сребролюбие.

 

Следующее требование, которое предъявляется кандидату во священство, заключается в его не корыстолюбии и не сребролюбии. На этом качестве церковная власть особенно настаивала, так как сравнительно рано в руках епископов сосредоточилось все церковное имущество и большие богатства. Поэтому одной из черт, которой должен обладать пастырь, должно быть не корысто­любие. По той причине, что все служение само по себе является выраже­нием любви к людям, которое должно воплощаться в практической жизни (Апост. 44; 1Всел. 17). Священник может и должен давать от своих избытков нуждающимся. Но в этом случае им должно руководить желание «помочь ближнему, а не личная корысть, не стремление к обогащению».[283] Давая другим деньги, священник должен руководствоваться примером милосердого самарянина, который не рассчитывал на какое-либо вознаграждение.

 

 

Праздность.

 

Строгость евангельской жизни требует, чтобы «верные жили не распущенно и рассеянно, но как приличествует святым, а потому воспрещается все то, что вносит рассеянность в душу, ослабляет и колеблет ее настроение, возбуждает безрассудный смех».[284]

В древней Церкви проблема праздности стояла также остро, как и сейчас. Все увеселительные игры как тогда, так и сейчас имеют только одну цель: «представить взору зрителей все то, что в состоянии возбудить в нем наслаждение».[285] Очень часто массовые гуляния происходят в присутствии многочисленной толпы, ради которой устраивались зрелища. В некоторые времена происходили даже междоусобные битвы между противными сторонами, пред «лицом царя граждане изрыгали бесстыдные речи, как свидетельствуют об этом различные летописи».[286] Клирики, которые могли входить в свиту царя или императора, тоже посещали такого рода мероприятия, что способствовало многим соблазнам и распрям в общинах, ибо «худые сообщества развращают добрые нравы» (1Кор. 15:33). По этой причине правила воспрещают духовным лицам под угрозой извержения из сана, равно как и мирянам, под угрозой отлучения, участие в празднествах. Такие вещи как, например, скачки, бои, охота, возбуждали в зрителях зверские и кровожадные инстинкты. Все это, конечно, показывает жестокость зрителей, которые несчастья других обращают в свое удовольствие.

По обычаю, все зрелища устраивали в выходные дни, а именно в воскресные дни, когда люди после трудовой недели могли посещать увеселительные заведения и зрелища, отводя там душу. Христиане, как и язычники, тоже поддавались соблазну и вместо храма шли на увеселения, тем самым забывая свое призвание. Поэтому ряд канонов направлен на то, чтобы клир и вообще христиане сохраняли свое лицо, ведь их жизни должна быть безупречна. В том же духе издано несколько законов греко-римского гражданского законодательства, указывающих на «несоответствие званию священных лиц посещения игр и зрелищ».[287]

Строгая жизнь, предписываемая священнику, также не исключает развлечений и удовольствий в личное время. Только один непрестанный труд был бы непосильным бременем для христианина, и этого бремени не налагает на священника его служение и позволяет ему «естественные удовольствия, соответствующие естественным потребностям в пределах умеренности и закона».[288] По слову Апостол Павла: «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною; все мне позволительно, но не все назидает» (1Кор. 6:12; 10:23). Из этих строк можно заключить то, что Апостол «не запрещает предаваться удовольствиям, но не желает, чтобы мы увлекались ими, и предостерегает нас, чтобы мы от частого повторения того или другого вида удовольствий не нажили пристрастия к ним».[289]

Первое и главное правило, какое должно быть предписано священнику касательно пользования удовольствиями, «его собственное благоразумие и стремление избегать нареканий».[290]

 

Азартные игры.

 

Азартные игры, пьянство и бесстыдные увеселения выводят и рождают низменные качества в человеческой душе (Гал. 5:19–21; Еф. 5:3–5). Под игрой нужно разуметь всякого рода азартную игру, при которой «вообще человек стремится отнять от другого как можно больше денег, или же сам обрекает на гибель как свое имущество, так и имущество своей семьи».[291] Все азартные игры преследуют одну цель – это праздное времяпрепровождение и жажда быстро и без труда обогатиться. Страсть к легкой наживе, да и вообще к азартной игре, была присуща человечеству еще в самые отдаленные времена, но последствия данной страсти очень разрушительны. У игрока постоянно ощущается «нехватка денег, преследуют долги, проявляется хроническая озабоченность поиском новых способов развлечения или добычи денег».[292] Как правило, игрока поглощает и сопровождает зависимость, от которой просто так уже не освободиться. Всему этому сопутствует постепенное разрушение личности как изнутри, так и снаружи. Если попытаться представить такого человека, то, как правило, представляется страстный и увлеченный человек. Этот вид не соответствует виду пастыря, который призван быть проводником воли Божией и образцом для мирян.

По этой причине каноны предписывают всех клириков, которые страдают этой болезнью, извергать из сана. Таких кандидатов во священство не допускать в клир, а мирян отлучать (Апост. 42, 43).

 

Убийство.

 

Существует различные мнения по поводу убийства, так как этому злодеянию сопутствуют различные обстоятельства и различные степени тяжести. Убийства разделяют на следующие группы: намеренное, случайное, на войне, в утробе, убийство животных, врачебная практика. Клирик должен быть миролюбив. Крайнюю противоположность миролю­бию составляет убийство, а, тем более, намеренное, так как Господь для всех дает заповедь: бьющему в правую щеку обращать и левую, а не отмщать взаимно. Поэтому «убийца извергается, а мирянин отлучается».[293] Святитель Василий Великий предписывал извергать даже того, кто совершил убийство в состоянии явной и законной защиты.

Несколько особо стоит вопрос об убийстве, совершаемом во время воен­ных действий. Убийство на войне врагов не вменяется в вину как убийство, а считается делом законным и похвальным: «доблестные в брани удостаивают­ся великих почестей» (Афан. 1). Поэтому исполнение воинской обязанности – поражение врагов на войне – не должно считаться препятствием к рукоположе­нию в священные степени. Можно также упомянуть, что те клирики, которые принимали участие в военных действиях, «не только не извергались, но даже удостаивались наг­рад».[294] Другая точка зрения говорит нам обратное, что «воин, служащий Отечеству, убивавший врагов на войне, тем самым навсегда отстраняется от вступления в клир или должен отстраняться на время от причастия». (Вас. Вел. 13). Также запрещено принимать в клир уже обязавшихся военной службой. Церковные каноны запрещают рукополагать солдат, бывших на войне. (Вас. Вел. 13). 

В разные периоды существования Церкви к невольным убийцам относились по-разному. Первая точка зрения высказывает абсолютное препятствие к рукоположению. Каноны считают недостойным получения священства и того, кто причинил кому-либо смерть невольно, не только нанеся неосторожный удар без намерения, но и случайным образом, так как он через пролитие крови «сделает себя нечистым через это нечистое дело» (Григор. Нисс. 5; Вас. Вел. 43). Этот поступок до конца жизни будет лежать тя­желым бременем на совести и возбранять совершение священнодействий. Вторая точка зрения имеет тоже место быть по той причине, что этот поступок признается достойным снисхождения, так как «кто невольно осквернится признается достойным священнической благодати, так как в действии этом не участвует его воля и намерение, а выявляется неосторожность».[295] От кандидата требуется только некоторое время на очищение перед рукоположением.

Убийством также признается умерщвление или вытравливания плода из утробы матери. Такой поступок делает преступником и убийцей и того, кто совершил это злодеяние, равным счетом и того, кто подтолкнул к совершению этого гнусного поступка.

Духовным лицам запрещаются также занятия, связанные с пролитием крови животных, так как «священнослужитель, приносит бескровную Жертву». [296]

Духовным лицам запрещаются занятия с пролитием и человеческой крови, например, «врачебная практика, особенно хирургия».[297] Несчастный случай во время операции подвергает хирурга обвинению в невольном убийстве, и если он клирик, то это, согласно канонам, влечет за собой извержение из сана. В Церковном сознании исконно существовала мысль о том, что «всякое пролитие крови является препятствием к рукоположению».[298]

Практика показывает, что все решения о хиротонии тех, кто запятнал себя этим грехом, выносит правящий архиерей, так как ему дарована на это власть. За ним остается решение, кого принимать, а кого нет, каким путем идти, акривии или икономии. 

 

Плотские грехи.

 

Священное Писание требует, чтобы кандидат во священство был для верных «образцом в слове, в житии, в любви, в духе, в вере и чистоте» (1Тим. 4:12; Тит. 2:7; 1 Петр. 5:3). Но священник никогда не может служить образцом для своей паствы, если его могут упрекать в разных грехах, в которых он когда-либо был изобличен. Поэтому все те, кто был обличен в блуде, не могут быть допущены к хиротонии, даже если кто подвергся обвинению ложному. Кроме того, если во время рукоположения не было известно о совершеннии кандидатом какого-либо тяжкого греха, и этот грех был открыт и доказан только впоследствии, то, по правилам, такое лицо должно было подвергнуться немедленному исключению из духовного сана (1Всел. 2,9; Неок. 1,9).

Такие же требования относятся и к супруге клирика. Если жена священника не живет так, как это ей приличествует, но оскверняет не только себя, но и своего мужа, который составляет одно тело с нею. В силу этого вполне справедливо как с государственной, так и с религиозной точки зрения мужу немедленно разойтись с такой женой. Если священник, несмотря на совершенный женой грех блуда, не пожелает расстаться с нею, но захочет продолжать с нею брачную жизнь, то должен быть извержен.

Рукоположения недостойны все те, кто совершал следующие плотские грехи.

a. Любодеяние, которое отличается особым желанием блудных ощущений (Апост. 17, 61).

b. Прелюбодеяние, которое ведет к «плотской неверности лиц, состоящих в супружестве»[299] (Неок. 8; Вас. Вел. 9, 77; Анк. 20).

c. Различного рода извращение: инцест (Вас. Вел. 67, 76), скотоложство (Вас. Вел. 63, Анк. 16), мужеложство (Вас. Вел. 62) и прочие срамные вещи.

Социальное положение.

 

Вступление в клир не имеет строгой зависимости от рода и происхождения данного лица. Церковные правила запрещают делать пребывание в клире наследственным. Но при допущении кого-либо к клиру Церковь не относится безразлично к его званию и положению в обществе. Она не принимает себе на служение тех, кто «не может по своим мирским обязанностям свободно располагать собой и всецело посвящать себя церковным делам»[300].

Дата: 2019-03-05, просмотров: 185.