Рассчитаем примерный объем выручки, учитывая среднюю цену одного занятия: 351 день х 11 часов х 2 зала х 10 человек х 60 рублей = 4 633 200 рублей.
Практика показывает, что добиться максимальной загрузки отделения на протяжении всего дня практически невозможно. Как правило, утром помещения лечебницы загружены на 70-80%, а вечерами оказывается переполнен. Поэтому при расчете плановой выручки следует исходить из средней загрузки отделений в 90%.
Таким образом, плановая выручка составит: 4 363 200 х 0,9 = 4 169 880 рублей. На основании предварительных оценок, сделанных выше, составим таблицу и определим стоимость основных фондов создаваемого предприятия:
Таблица 2.13
Определение стоимости основных фондов, требуемых для реализации проекта
Статья затрат | Кол-во | Цена изд. | Сумма |
1 | 2 | 3 | 4 |
Комплект мебели в кабинет директора | 1 | 20 000 | 20 000 |
Комплект мебели в административный отдел | 1 | 60 000 | 60 000 |
Ковровые покрытия | 123 м² | 160 | 19 680 |
Персональный компьютер | 3 | 30 000 | 90 000 |
Принтер | 1 | 18 000 | 18 000 |
Ксерокс | 1 | 36 000 | 36 000 |
Ванны рапные | 2 | 72 000 | 144 000 |
Ванны хвойные | 6 | 22 000 | 132 000 |
Ванны сероводородные | 4 | 36 000 | 144 000 |
Ванны жемчужные | 2 | 70 000 | 140 000 |
Ванны йодо – бромные | 6 | 3 000 | 18 000 |
Электроаппарат | 6 | 4 000 | 24 000 |
Шкафчики для одежды | 35 | 2 000 | 70 000 |
Гидромассажер | 1 | 70 000 | 70 000 |
Комплект мебели в зал ожидания | 1 | 4 000 | 4 000 |
Магнитофон | 2 | 1 400 | 2 800 |
Набор аудиокассет | 1 | 1 200 | 1 200 |
Телевизор | 1 | 16 000 | 16 000 |
Комплект для гардероба | 1 | 40 000 | 40 000 |
Комплект мебели в вестибюль | 1 | 16 000 | 16 000 |
Оборудование душевой | 2 | 30 000 | 60 000 |
Оборудование туалета | 2 | 10 000 | 20 000 |
Продолжение таблицы 2.13.
1 | 2 | 3 | 4 |
Оборудование охранной сигнализации | 1 | 10 000 | 10 000 |
Пылесос моющий | 1 | 10 000 | 10 000 |
Пылесос | 1 | 4 320 | 4 320 |
Итого | 1 134 000 |
Таким образом, стоимость основных фондов составляет 1 134 000 руб. На указанные предметы будет использоваться ускоренная амортизация, таким образом, сумма амортизации исчисляется следующим образом:
1 134 000 / 5 = 226 800 рублей в год.
Составим таблицу 2.14 и рассчитаем стоимость нематериальных активов создаваемого предприятия.
Таблица 2.14
Определение величины нематериальных активов санатория
Наименование актива | Сумма |
Государственная регистрация договора аренды | 2 400 |
Расходы по учреждению предприятия | 6 000 |
Итого | 8 400 |
Исходя из того, что норма амортизации на нематериальные активы составляет 10 лет, рассчитаем среднегодовую сумму амортизационных отчислений: А = 8 400 : 10 = 840 руб.
Сумму требуемого оборотного капитала, достаточную для покрытия этих расходов, можно определить в 30 000 руб.
Общая сумма требуемых инвестиций составит: 1 134 000 + 8 400 + 30 000 = 1 172 400 руб.
Материальные запасы будут определяться исходя из количества сеансов, так как лечебная грязь скоропортящаяся, нет необходимости в ее хранении.
Рассчитаем примерный объем выручки, учитывая среднюю цену одного занятия: 351 день х 11 часов х 2 зала х 10 человек х 60 рублей = 4 633 200 рублей.
Практика показывает, что добиться максимальной загрузки отделения на протяжении всего дня практически невозможно. Как правило, утром помещения лечебницы загружены на 70-80%, а вечерами оказывается переполнен. Поэтому при расчете плановой выручки следует исходить из средней загрузки отделений в 90%.
Таким образом, плановая выручка составит: 4 363 200 х 0,9 = 4 169 880 рублей. На основании предварительных оценок, сделанных выше, составим таблицу и определим стоимость основных фондов создаваемого предприятия:
Таблица 2.15
Определение стоимости основных фондов, требуемых для реализации проекта
Статья затрат | Кол-во | Цена изд. | Сумма |
Комплект мебели в кабинет директора | 1 | 20 000 | 20 000 |
Комплект мебели в административный отдел | 1 | 60 000 | 60 000 |
Ковровые покрытия | 123 м² | 160 | 19 680 |
Персональный компьютер | 3 | 30 000 | 90 000 |
Принтер | 1 | 18 000 | 18 000 |
Ксерокс | 1 | 36 000 | 36 000 |
Ванны рапные | 2 | 72 000 | 144 000 |
Ванны хвойные | 6 | 22 000 | 132 000 |
Ванны сероводородные | 4 | 36 000 | 144 000 |
Ванны жемчужные | 2 | 70 000 | 140 000 |
Ванны йодо – бромные | 6 | 3 000 | 18 000 |
Электроаппарат | 6 | 4 000 | 24 000 |
Шкафчики для одежды | 35 | 2 000 | 70 000 |
Гидромассажер | 1 | 70 000 | 70 000 |
Комплект мебели в зал ожидания | 1 | 4 000 | 4 000 |
Магнитофон | 2 | 1 400 | 2 800 |
Набор аудиокассет | 1 | 1 200 | 1 200 |
Телевизор | 1 | 16 000 | 16 000 |
Комплект для гардероба | 1 | 40 000 | 40 000 |
Комплект мебели в вестибюль | 1 | 16 000 | 16 000 |
Оборудование душевой | 2 | 30 000 | 60 000 |
Оборудование туалета | 2 | 10 000 | 20 000 |
Оборудование охранной сигнализации | 1 | 10 000 | 10 000 |
Пылесос моющий | 1 | 10 000 | 10 000 |
Пылесос | 1 | 4 320 | 4 320 |
Итого | 1 134 000 |
Таким образом, стоимость основных фондов составляет 1 134 000 руб. На указанные предметы будет использоваться ускоренная амортизация, таким образом, сумма амортизации исчисляется следующим образом:
1 134 000 / 5 = 226 800 рублей в год.
Составим таблицу 2.16 и рассчитаем стоимость нематериальных активов создаваемого предприятия.
Таблица 2.16
Определение величины нематериальных активов санатория
Наименование актива | Сумма |
Государственная регистрация договора аренды | 2 400 |
Расходы по учреждению предприятия | 6 000 |
Итого | 8 400 |
Исходя из того, что норма амортизации на нематериальные активы составляет 10 лет, рассчитаем среднегодовую сумму амортизационных отчислений: А = 8 400 : 10 = 840 руб.
Сумму требуемого оборотного капитала, достаточную для покрытия этих расходов, можно определить в 30 000 руб.
Общая сумма требуемых инвестиций составит: 1 134 000 + 8 400 + 30 000 = 1 172 400 руб.
Материальные запасы будут определяться исходя из количества сеансов, так как лечебная грязь скоропортящаяся, нет необходимости в ее хранении.
Далее рассмотрим второе направление.
Для открытия салона красоты, необходимо следующее оборудование (табл. 2.17).
Таблица 2.17
Оборудование, необходимое для оказания услуг
Название статьи | Стоимость, руб. |
1. оборудование | 4 460 000 |
2. принтер | 50 000 |
3. сканер | 50 000 |
4. кассовый аппарат | 37 500 |
5. мебель | 200 000 |
6. вентилятор | 50 000 |
7. материалы | 27 500 |
8. компьютер | 125 000 |
Всего | 5 000 000 |
В случае соответствия хода деятельности салона парикмахерских услуг намеченным планам предполагается проводить раз в год улучшение оборудования, что повлияет на уровень качества услуг.
Для последующего улучшения оборудования кабинета необходимо в будущем из прибыли предприятия извлечь 15% от стоимости оборудования (сумма 66 900 руб.). Нормы амортизации для данной группы оборудования – 10%, то есть сумма амортизации составит 892 у.е. или 44 600 руб.
Таблица 2.18
Перечень характеристики по сроку службы машин и оборудования
Группы оборудования | Наличное количество | Срок службы | Необходимое количество |
Оборудование | 5 | 10 лет | 5 |
Принтер | 1 | 4 года | 1 |
Сканер | 1 | 4 года | 1 |
Кассовый аппарат | 1 | 8 лет | 1 |
Ксерокс | 1 | 10 лет | 1 |
Мебель | 10 | 4 года | 10 |
Вентилятор | 1 | 8 лет | 1 |
Компьютер | 1 | 4 года | 1 |
Составим себестоимость по предоставляемым кабинетом услугам, исходя из следующих расчетов годового объема (сеансов):
- лечебный массаж (15 000 единиц)
- скраб (20 000 единиц)
- мужские стрижки (20 000 единиц)
- женские стрижки (5 000 единиц).
Данные представлены в таблице 2.19, приложение В.
Для расчета точки безубыточности сгруппируем затраты на постоянные и переменные.
Таблица 2.20
Определение постоянных и переменных затрат
Статьи затрат | Массаж | Скраб | Мужские стрижки | Женские стрижки |
Переменные | 4 314 000 | 5 574 000 | 2 506 000 | 957 500 |
Постоянные | 5 000 000 | 5 000 000 | 5 000 000 | 5 000 000 |
Цена | 600 | 600 | 200 | 400 |
Удельные переменные | 287,6 | 278,7 | 125,3 | 191,5 |
Прибыль с единицы | 266,4 | 266,5 | 45 | 155 |
В течение прогнозируемого периода времени можно предположить, что рынок косметологических услуг будет слабо развиваться, о чем свидетельствуют следующие факты:
- низкий уровень доходов населения;
- возможность разработки гибкой ценовой политики в данной сфере деятельности;
- контроль руководства предприятия за качеством предоставления услуг;
- запись клиентуры на прием предварительно;
- увеличение доли молодежи среди населения.
Основными клиентами предположительно будет на 75% - население в возрасте от 30 до 55 лет. Основными видами услуг будут массаж и скраб – косметика: 77,5% клиентов. Высокий уровень качества предлагаемых услуг, а также приемлемая цена должны привлечь не только отдыхающих и гостей города, но и местное население, что обеспечит функционирование салона на протяжении всего года. Канал сбыта в сложившейся ситуации предусматривает напрямую предоставление услуг клиенту, что обеспечивает минимальную наценку, так как отсутствуют посредники.
Постоянным клиентам предоставляются скидки на уровне 5 – 10% от стоимости оказываемой услуги.
Так как проект рассчитан преимущественно на население в возрасте 30 – 55 лет, то подразумевается у данного сегмента наличие постоянных источников дохода.
В случае затруднения сбыта услуг салона можно предложить разработать систему гибких цен, расценки на услуги будут меняться в зависимости от следующих факторов: времени года; количество посещений и постоянство визитов в салон (скидки постоянным клиентам).
Ниже проведем анализ конкурентов, на основании которого определим уровень цен на услуги, а также разработаем прогноз расходов на рекламу.
Таблица 2.21
Преимущества и недостатки конкурентов
Название конкурента | Преимущества | Недостатки |
Лайм | - высокое качество услуг - широкий спектр услуг | - дороговизна |
Сиам | - выгодное расположение - режим работы салона не отвечает требованиям местного населения | - дороговизна - оборудование требует ремонта |
Частные парикмахеры на дому | - оказание услуг прямо на месте - относительная дешевизна | - ограничен ассортимент - отсутствие скидок |
Проведем анализ конкурентоспособности услуг со средним уровнем конкурентов в городе (таблица 2.22).
Таблица 2.22
Экспертная оценка уровня конкурентоспособности услуг (по 5 – балльной системе)
Критерий | Салон «Клео» | Салон «Сиам» | Коэффициент | Доля в весе | Интегральный показатель |
Продолжительность эффекта | 5 | 4,9 | 5 / 4,9 = 1,02 | 0,55 | 1,02 * 0,55 = 0,561 |
Сила воздействия услуги | 4,75 | 4,6 | 4,75 / 4,6 = 1,032 | 0,25 | 1,032 * 0,25 = 0,258 |
Уровень цен | 4,5 | 5 | 4,5 / 5 = 0,9 | 0,2 | 0,9 * 0,2 = 0,18 |
ИТОГО | - | - | - | - | Σ = 0,999 |
Салон «Клео» будет превосходить конкурентов качеством предоставляемых услуг, что является существенным преимуществом; недостаток состоит в том, что у предприятия выше цены, чем у наиболее существенного конкурента – салона «Сиам».
Основным источником финансирования проекта является заемный капитал, величина которого составит:
- приобретение оборудования – 5 000 тыс.руб.
- здание, сооружения – 45 000 тыс.руб.
Рассмотрим альтернативы привлечения заемного капитала для определения наиболее эффективного варианта.
В таблице 2.23 определим параметры, необходимые для расчета.
Таблица 2.23
Характеристика лизинговой операции
Показатель | Значение |
Стоимость оборудования, сдаваемого в лизинг (здание + оборудование), тыс.руб. | 50 000 |
Норма амортизации (среднегодовая), % | 12 |
Ставка платы за кредит, % | 8 |
Ставка платы комиссионных, % | 5 |
Плата за другие услуги в течении года, тыс.руб. | 6 |
Срок лизинга, годы | 4 |
Определим сумму амортизационных отчислений по формуле:
А = Цост х Нам (2.3)
где А – амортизационные отчисления, тыс.руб.
Цост – остаточная стоимость оборудования, тыс.руб.
Нам – норма амортизации, %
Подставим значения в формулу и получим сумму амортизационных отчислений в течение 5 лет:
А1 = 50 000 х 12 / 100 = 6 000 тыс.руб.
А2 = (50 000 – 6 000) х 12 / 100 = 5 280 тыс.руб.
А3 = (50 000 – 6 000 – 5 280) х 12 / 100 = 4 646,4 тыс.руб.
А4 = (50 000 – 6 000 – 5 280 – 4 646,4) х 12 / 100 = 4 088,8 тыс.руб.
А5 = (50 000 – 6 000 – 5 280 - 4 646,4 – 4 088,8) х 12 / 100 = 3 598,2 тыс.руб.
Плата за используемые лизингодателем кредитные ресурсы на приобретение имущества – предмета договора будет следующая:
Pr = Цост х К (2.4)
где Pr – величина платы за лизинговый кредит, тыс.руб.
К – годовая процентная ставка, %
Pr (1) = 50 000 х 8 / 100 = 4 000 тыс.руб.
Pr (2) = (50 000 – 4 000) х 8 / 100 = 3 680 тыс.руб.
Pr (3) = (50 000 – 4 000 – 3 680) х 8 / 100 = 3 385.6 тыс.руб.
Pr (4) = (50 000 – 4 000 – 3 680 – 3 385,6) х 8 / 100 = 3 114,7 тыс.руб.
Pr (5) = (50 000 – 4 000 – 3 680 – 3 385,6 – 3 114,7) х 8 / 100 = 2 865,6 тыс. руб.
Определим сумму комиссионного вознаграждения.
Ps = Цост х Ком (2.5)
где Ps – сумма комиссионного вознаграждения, тыс.руб.
Ком – ставка комиссионного вознаграждения, %
Ps (1) = 50 000 х 0,05 = 2 500 тыс.руб.
Ps (2) = 47 500 х 0,05 = 2 375 тыс.руб.
Ps (3) = 45 125 х 0,05 = 2 256,25 тыс.руб.
Ps (4) = 42 868,75 х 0,05 = 2 143,45 тыс.руб.
Ps (5) = 40 725,3 х 0,05 = 2 036,2 тыс.руб.
Плата за дополнительные услуги неизменна и составляет на протяжении периода действия лизинговой сделки 6 тыс.руб. в год.
Заполним таблицу 2.24.
Таблица 2.24
Определение стоимости лизинговой сделки, тыс.руб.
Годы | Первоначальная стоимость на начало года | Амортизация | Остаточная стоимость на конец года | Плата за кредит | Комиссия | Другие услуги | Лизинговые платежи |
2017 | 50 000 | 6 000 | 44 000 | 4 000 | 2 500 | 6 | 12 506 |
2018 | 44 000 | 5 280 | 38 720 | 3 680 | 2 375 | 6 | 11 341 |
2019 | 38 720 | 4 646,4 | 35 334,4 | 3 385,6 | 2 256,25 | 6 | 10 294,25 |
2020 | 35 334.4 | 4 088,8 | 32 219,7 | 3 114,7 | 2 143,45 | 6 | 9 352,95 |
2021 | 32 219.7 | 3 598,2 | 28 621,5 | 2 865,6 | 2 036,2 | 6 | 8 506 |
ИТОГ | Х | 23 613,4 | Х | 17 045,9 | 11 310,9 | 30 | 52 000,2 |
По истечении 5-х лет проекта, остаточная стоимость основных средств составляет 28 621,5 тыс.руб. Следовательно, сумма финансовых затрат проектируемого салона будет равна: ФЗ = (52 000,2 + 28 621,5) – 50 000 = 30 621,5 тыс.руб.
Рассмотрим теперь вариант с приобретением кредита на сумму 50 000 тыс.руб. под 20% годовых. Составим кредитный план с целью определения прибыли от данной операции:
- величина кредита постоянна и составляет 50 000 тыс.руб.
- период выплаты займа Т = 5 года
- годовая процентная ставка составляет 20%.
Для расчета кредитного плана используем следующие формулы:
К = Д х (1 + i) (2.6)
где К – капитальные вложения последующего года с учетом процентов, тыс.руб.
Д – сумма долга после годичного погашения, тыс.руб.
i – годовая процентная ставка, %
R = Д х i + К / Т (2.7)
где R – погасительный кредит, тыс.руб.
К – величина кредита, тыс.руб.
Т – период кредита, лет
R1 = (50 000 / 5) + (50 000 х 0,2) = 20 000 тыс.руб.
R2 = (50 000 / 5) + (40 000 х 0,2) = 18 000 тыс.руб.
R3 = (50 000 / 5) + (30 000 х 0,2) = 16 000 тыс.руб.
R4 = (50 000 / 5) + (20 000 х 0,2) = 14 000 тыс.руб.
R5 = (50 000 / 5) + (10 000 х 0,2) = 12 000 тыс.руб.
Д = К – R (2.8)
где Д – долг к погашению в конце года, тыс.руб.
PV = R х Kpv (2.9)
где PV – сегодняшняя стоимость будущих платежей, тыс.руб.
Kpv – коэффициент для определения сегодняшней стоимости будущих денег
PV1 = 20 000 / 1,2 = 16 667 тыс.руб.
PV2 = 18 000 / 1,22 = 12 492 тыс.руб.
PV3 = 16 000 / 1,23 = 9 259.25 тыс.руб.
PV4 = 14 000 / 1,24 = 6 743.33 тыс.руб.
PV5 = 12 000 / 1,25 = 4 812 тыс.руб.
Таблица 2.25
Расчет кредитного плана
Годы | Ki | Ri | Dj | PV |
2017 | 50 000 | - | - | - |
2018 | 50 000 х 1,2 = 60 000 | 10 000 + 10 000 = 20 000 | 60 000 – 20 000 = 40 000 | 20 000 х 0,833 = 16 667 |
2019 | 40 000 х 1,2 = 48 000 | 8 000 + 10 000 = 18 000 | 48 000 – 18 000 = 30 000 | 18 000 х 0,694 = 12 492 |
2020 | 30 000 х 1,2 = 36 000 | 6 000 + 10 000 = 16 000 | 36 000 – 16 000 = 20 000 | 16 000 х 0,578 = 9 259,25 |
2021 | 20 000 х 1,2 = 24 000 | 4 000 + 10 000 = 14 000 | 24 000 – 14 000 = 10 000 | 14 000 х 0,482 = 6 743,33 |
2022 | 10 000 х 1,2 = 12 000 | 2 000 + 10 000 = 12 000 | 12 000 – 12 000 = 0 | 12 000 х 0,401 = 4 812 |
ИТОГО | ≈50 000 |
Как показывает расчет в таблице 2.25, в случае предоставления кредита финансовые затраты проектируемого салона за 5 лет составит:
ФЗ = 10 000 + 8 000 + 6 000 + 4 000 + 2 000 = 30 000 тыс.руб.
В результате проведенных расчетов видно, что вариант на условиях лизинга является наиболее дорогим. Рассмотрим прогнозную величину выручки, для чего используем формулу:
В = Ц * Q (2.10)
где В – выручка от реализации услуг, тыс.руб.
Ц – цена услуги, руб.
Q – объем услуг в единицах
Затем с учетом сезонного фактора (15% первый сезон, 30% второй сезон, 35% третий сезон и 20% четвертый сезон от годовой выручки) заполним таблицу 2.26.
Таблица 2.26
Финансовый результат и погашение кредита в первый год функционирования салона
Показатель | 1 квартал 2017 года | 2 квартал 2017 года | 3 квартал 2017 года | 4 квартал 2017 года |
Выручка | 4 000 000 | 8 000 000 | 9 400 000 | 5 400 000 |
Расходы | 2 600 000 | 3 000 000 | 3 400 000 | 2 800 000 |
Прибыль до выплаты налогов | 1 400 000 | 5 000 000 | 6 000 000 | 2 600 000 |
Налоги, включая налог на прибыль (25%) | 350 000 | 1 250 000 | 1 500 000 | 650 000 |
Чистая прибыль | 1 050 000 | 3 750 000 | 4 500 000 | 1 950 000 |
Погашение кредита | 1 000 000 | 3 500 000 | 4 000 000 | 1 900 000 |
Прибыль после погашения кредита | 50 000 | 250 000 | 500 000 | 40 000 |
В таблице 2.26 отмечен объем выручки поквартально на 2017 год и квартальные расходы, прибыль до выплаты налогов, размер налога на прибыль и прочих налоговых выплат составляет 25% и чистая прибыль.
В первый год функционирования будет погашено около 10,4 млн.руб. кредита.
Рассмотрим помесячный объем выручки салона красоты за 2017 год (величину примем согласно квартальной выручке в таблице 2.27).
Таблица 2.27
Выручка и затраты салона красоты в 2017 году помесячно
Месяц | Объем выручки, руб. | Расходы в месяц, руб. |
Январь | 2 667 000 | 1 000 000 |
Февраль | 3 134 000 | 1 133 000 |
Март | 3 134 000 | 1 133 000 |
Апрель | 3 132 000 | 1 134 000 |
Май | 1 800 000 | 933 000 |
Июнь | 1 800 000 | 933 000 |
Июль | 1 800 000 | 934 000 |
Август | 1 333 000 | 866 000 |
Сентябрь | 1 333 000 | 866 000 |
Октябрь | 1 334 000 | 868 000 |
Ноябрь | 2 667 000 | 1 000 000 |
Декабрь | 2 667 000 | 1 000 000 |
ИТОГО | 26 801 000 | 11 800 000 |
Для проведения прогнозных расчетов допустим ежегодное увеличение выручки на 13,8% в 2017 году и затем еще на 1,6% в 2018 году.
Таблица 2.28
Прогноз прибыли и убытков, тыс.руб.
Показатели | Годы | ||
2017 | 2018 | 2019 | |
Выручка | 26 800 | 26 800 х 1,138 = 30 500 | 30 500 х 1,016 = 31 000 |
Себестоимость услуг | 11 800 | 11 800 х 1,138 = 13 500 | 13 500 х 1,016 = 14 000 |
Валовая прибыль | 15 000 | 17 000 | 17 000 |
Налог | 3 750 | 4 250 | 4 250 |
Прибыль после налога | 11 250 | 12 750 | 12 750 |
Погашение кредита | 10 400 | 11 500 | 11 500 |
Прибыль после погашения | 850 | 1 250 | 1 250 |
Рассчитаем коэффициенты рентабельности деятельности салона как обобщающие показатели эффективности. Составим таблицу 2.29, в которой отметим рентабельность по видам предоставляемых услуг салоном.
Таблица 2.29
Расчет показателей рентабельности по видам предоставляемых салоном услуг
Показатель | Массаж | Скраб | Мужские стрижки | Женские стрижки |
Валовая рентабельность, % | 44,41 | 44,42 | 22,5 | 38,75 |
Рентабельность чистая, % | 79,85 | 79,88 | 57,29 | 81,63 |
Наиболее рентабельной являются услуги по женским стрижкам, но из – за высокой цены она будет иметь немного клиентов. Услуги по предоставлению косметической очистки лица (скрабы) имеют один из высоких показателей рентабельности; кроме того, уровень цен на услугу находится на уровне средних, поэтому возможно, что данная услуга будет обеспечивать сильные позиции предприятия.
Рассчитаем показатели эффективности проекта.
Чистая дисконтированная стоимость с учетом инфляции, составляющей 10%, расчет приведем в таблице 2.30.
Таблица 2.30
Расчет чистой дисконтированной стоимости проекта
Годы | Поток | Расходы | Коэффициент дисконтирования | Расходы дисконтированные | Поток дисконтированный | Прибыль дисконтированная |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 = 3 * 4 | 6 = 4 * 2 | 7 = 6 - 5 |
2017 | 26800 | 11800 | 00909 | 10726 | 24361 | 13635 |
2018 | 30500 | 13500 | 0,826 | 11151 | 25193 | 14042 |
2019 | 31000 | 14000 | 00751 | 10514 | 23281 | 12767 |
ИТОГО | 88300 | 39300 | - | 32391 | 72835 | 40444 |
Рис. 2.4 характеризует динамику чистой дисконтированной стоимости проекта в 2017 – 2019 годы.
Рис. 2.4. Динамика чистой дисконтированной стоимости проекта в 2017 – 2019 годы при ставке дисконта, равной 10%
Рассчитаем срок окупаемости проекта.
Для осуществления проекта необходимы вложения в сумме 50 000 тыс.руб.
За первый год салон получит прибыль в сумме 13 635 тыс.руб.
Срок окупаемости вычислим по формуле:
Ток = И / П (2.11)
где И – сумма инвестиций, тыс.руб.
П – прибыль дисконтированная, тыс.руб.
Таким образом, окупаемость составит: Ток = 50 000 / 13 635 = 3,667 ≈ 3,7 года.
Вычислим внутреннюю ставку доходности проекта, при дисконтном коэффициенте, равном 25%.
Таблица 2.31
Расчет чистой дисконтированной прибыли проекта при ставке дисконта, равном 25%
Годы | Поток | Коэффициент дисконтирования | Расходы дисконтированные | Поток дисконтированный | Прибыль дисконтированная |
2017 | 26800 | 0,8 | 9440 | 21440 | 12000 |
2018 | 30500 | 0,64 | 8640 | 19520 | 10880 |
2019 | 31000 | 0,512 | 7168 | 15872 | 8704 |
ИТОГО | 88300 | - | 25248 | 56832 | 31584 |
Рис. 2.5. Динамика чистой дисконтированной стоимости проекта в 2017 – 2019 годы при ставке дисконта, равной 25%
Как показывают расчеты, проект является выгодным, так как защищен от высокого уровня инфляции, примерно уровень которой составляет 25%, обеспечивает прибыль в размере 34 400 тыс.руб. и позволит существенно погасить величину кредита.
Исходя из сложившейся конъюнктуры и тенденций развития рынка, можно утверждать, что наиболее вероятными рисками при внедрении проекта будут являться следующие: снижение потребительского спроса на предоставляемые услуги в результате снижения уровня доходов населения, а также в случае появления новых конкурентов на рынке; увеличение уровня инфляции в связи с кризисом.
Экспертные оценки по вышеупомянутым рискам могут привести к следующим последствиям: в течение периода реализации проектов спрос останется неизменным, отсутствие увеличения выручки на 5% на второй год реализации проекта; уровень дисконта вырастет до 15% в год.
Проведем анализ чувствительности проекта к данным последствиям.
Потребительский спрос неизменен
Таблица 2.32
Эффективность проекта
Период | Значения |
2016 год, тыс.руб. | -50 000 |
2017 год, тыс.руб. | 11 250 |
2018 год, тыс.руб. | 11 250 |
2019 год, тыс.руб. | 11 250 |
2020 год, тыс.руб. | 11 250 |
2021 год, тыс.руб. | 11 250 |
Ставка дисконта, % | 10 |
Определим чистую настоящую стоимость проекта NPV.
NPV = (11 250 / 1,1 + 11 250 / 1,12 + 11 250 / 1,13 + 11 250 / 1,14 + 11 250 / 1,15) – 50 000 = 10,227 + 9,297 + 8.452 + 7,684 + 6,987 – 50 = -7,353 тыс.руб.
Рассчитаем дисконтированный период окупаемости проекта.
Средняя сумма дисконтированного денежного потока составит:
Дср = 42,647 / 5 = 8,529 тыс.руб.
Ток = 50 / 8,529 = 5,86 ≈ 5,9 лет
Вычислим индекс доходности проекта.
ИД = 42,647 / 50 = 0,853
Риск увеличения ставки дисконта до 15% и увеличением спроса на 5% ежегодно
Произведем аналогичные расчеты.
Таблица 2.33
Данные для определения эффективности проекта
Период | Значения |
2016 год, тыс.руб. | -50 000 |
2017 год, тыс.руб. | 11 250 |
2018 год, тыс.руб. | 11 250 * 1.05 = 12 750 |
2019 год, тыс.руб. | 12 750 |
2020 год, тыс.руб. | 12 750 |
2021 год, тыс.руб. | 12 750 |
Ставка дисконта, % | 15 |
Определим чистую настоящую стоимость проекта NPV.
NPV = (11 250 / 1,15 + 12 750 / 1,152 + 12 750 / 1,153 + 12 750 / 1,154 + 12 750 / 1,155) – 50 000 = 9,782 + 9,64 + 8,388 + 7,3 + 6,343 – 50 = -18 187 тыс.руб.
Рассчитаем дисконтированный период окупаемости проекта.
Средняя сумма дисконтированного денежного потока составит:
Дср = 31,813 / 5 = 6.362 тыс.руб.
Ток = 50 / 6,362 = 7,86 ≈ 7,9 лет
Вычислим индекс доходности проекта.
ИД = 31 813 : 50 000 = 0,636
В таблице 2.34 сведем результаты анализа сценариев.
Таблица 2.34
Сравнительная характеристика проекта
Показатель | Спрос неизменен | Повышение ставки дисконта до 15% |
Чистая настоящая стоимость, тыс.руб. | -7 353 | -18 187 |
Дисконтированный срок окупаемости, лет | 5,9 | 7,9 |
Индекс доходности | 0,853 | 0,636 |
Таким образом, салон красоты «Клео» занимается предоставлением косметологических услуг. Данное предприятие посещают женщины в возрасте 30-55 лет с целью внешнего ухода за собой. Целью салона красоты, как и любого другого предприятия, является привлечение клиентов, повышение прибыли, повышение уровня спроса.
Выводы по главе 2. С целью совершенствования деятельности СОК «Анапа-Нептун», были выявлены проблемы в деятельности и разработаны пути их решения.
Первое мероприятие заключалось в открытии новых лечебных кабинетов для предоставления грязелечебных услуг.
Другим направлением расширения ассортимента дополнительных услуг является открытие салона красоты. Салон «Клео» будет предоставлять услуги в следующих направлениях: мужские стрижки; женские стрижки; массаж; скрабы.
Для реализации проекта требуются капиталовложения в сумме 50 000 тыс.руб., при этом 45 000 тыс.руб. будет направлено на строительство собственного помещения, а 5 000 тыс.руб. – на закупку оборудования.
В первый год функционирования салоном красоты будет получена прибыль в объеме 11 250 тыс.руб., 10 000 тыс.руб. которого будет погашено.
Расчет показателей инвестиционной эффективности предлагаемого проекта показал следующее:
- в случае уровня инфляции, равного 10%, чистая настоящая стоимость проекта за период 2015 – 2017 годы составит 40 444 тыс.руб.;
- срок окупаемости проекта будет равен 3,7 года;
- даже в случае повышения уровня инфляции до 25% проект остается прибыльным и дает возможность получить за первые 3 года реализации около 31 584 тыс.руб.
Заключение
В условиях ухудшения геополитического положения России, запрета вылетов на популярные курорты дальнего зарубежья повышается спрос на местные санаторно-курортные услуги. Однако уровень сервиса и качество услуг оставляют желать лучшего. Одной из главных причин такой ситуации является ограниченные ресурсные возможности предприятия. Это указывает на необходимость в разработке стратегии развития предприятий в сфере санаторно-курортных услуг.
В данной работе был проведен анализ деятельности СОК «Анапа-Нептун». Были рассмотрены услуги, предоставляемые организацией, их динамику и структуру.
Сильными сторонами санатория является выгодное месторасположение – на берегу пляжа. У санатория собственный огороженный пляж. Также у санатория большой опыт на рынке санаторно-курортных услуг, в том числе медицинских услуг.
Слабыми сторонами санатория являются устаревший изношенный номерной фонд, низкий уровень сервиса со стороны обслуживающего персонала. Большим недостатком является слабый перечень дополнительных услуг в санатории, особенно бытовых.
Возможностями санатория являются повышение качества услуг и обслуживания, и расширение спектра дополнительных услуг.
Недостатками являются несовершенная ценовая политика, слабо организованная маркетинговая деятельность комплекса, что негативно сказывается на коэффициенте загрузки номерного фонда и, как следствие, финансовых результатах данного предприятия.
Основные фонды предприятия изношены. Это касается как самих зданий корпусов, так и лечебного и диагностического оборудования, используемого в работе.
С целью совершенствования деятельности СОК «Анапа-Нептун», были выявлены проблемы в деятельности и разработаны пути их решения.
Первое мероприятие заключалось в открытии новых лечебных кабинетов для предоставления грязелечебных услуг.
Другим направлением расширения ассортимента дополнительных услуг является открытие салона красоты. Салон «Клео» будет предоставлять услуги в следующих направлениях: мужские стрижки; женские стрижки; массаж; скрабы.
Для производства услуг необходимо помещение с площадью составляет 300 кв.м. при высоте 2.98 м. В салоне есть 3 окна, обеспечивающие естественное освещение, соответствующее ГОСТам охраны труда. Подсобное помещение будет оборудовано специальными полками, на которых будут храниться одежда персонала и материалы. На случай возникновения пожарной опасности подразумевается наличие «черного хода». В помещении будет поддерживаться необходимая температура.
Для реализации проекта требуются капиталовложения в сумме 50 000 тыс.руб., при этом 45 000 тыс.руб. будет направлено на строительство собственного помещения, а 5 000 тыс.руб. – на закупку оборудования.
Расчеты показали, что из альтернативных вариантов – схема лизинга или банковский кредит под 20% годовых, предпочтительнее выбрать последний вариант.
В первый год функционирования салоном красоты будет получена прибыль в объеме 11 250 тыс.руб., 10 000 тыс.руб. которого будет погашено.
Расчет показателей инвестиционной эффективности предлагаемого проекта показал следующее:
- в случае уровня инфляции, равного 10%, чистая настоящая стоимость проекта за период 2015 – 2017 годы составит 40 444 тыс.руб.;
- срок окупаемости проекта будет равен 3,7 года;
- даже в случае повышения уровня инфляции до 25% проект остается прибыльным и дает возможность получить за первые 3 года реализации около 31 584 тыс.руб.
Руководству салона красоты необходимо уделить внимание следующим аспектам:
- увеличение ставки дисконта до 15% представляет катастрофическую опасность и обеспечивает убыток в сумме 18 187 тыс.руб.;
- отсутствие ежегодного увеличения спроса на 5% также ведет к убытку в сумме 7 353 тыс.руб., однако его легче нейтрализовать несущественным повышением цены.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 275.