По данным отчета Федерального агентства по туризму, в 2016 году уровень развития рынка туристических услуг в России вернулся к уровню до мирового финансового кризиса 2008-2009 годов (таблица 1.2) [45].
Таблица 1.2
Экономическая эффективность развития туристского сектора в России в 2011-2016 гг., млрд. руб.
Показатели | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 |
Туристский экспорт | 542,1 | 577,0 | 601,1 | 657,4 | 735,4 | 715,6 |
Национальный туризм | 2059,6 | 2045,4 | 2179,2 | 2250,2 | 2277,0 | 2132,8 |
Туризм в пределах страны (графы 1+2) | 2728,0 | 2601,7 | 2622,4 | 2907,5 | 3012,4 | 2848,4 |
Закупки туроператоров в т.ч. импорт (у сторонних поставщиков) | -1680,5 | -1695,9 | -1799,8 | -1884,3 | -1951,9 | -1842,7 |
Прямой вклад путешествий и туризма в ВВП (графы 3+4) | 921,2 | 926,5 | 980,4 | 1023,3 | 1060,5 | 1005,6 |
Количество рабочих мест за счет путешествий и туризма (прямой вклад) | 946,6 | 925,2 | 934,2 | 976,6 | 982,3 | 974,5 |
Общее количество рабочих мест с учетом сопутствующих отраслей | 3838,2 | 3788,9 | 3838,8 | 3971,3 | 3960,9 | 3880,4 |
Выездной туризм | 1277,1 | 1324,7 | 1685,8 | 2018,7 | 2111,3 | 1919,8 |
На основании приведенной таблицы можно проанализировать динамику внутреннего и внешнего туризма в России.
Если смотреть на внутренний туризм, то его доля в ВВП постепенно растет. Так в 2012 году рост составил 0,6%, а в 2013 году уже 5,8% или 925,5 млрд. рублей, вернувшись к докризисным уровням.
В 2014 и 2015 годах году рост составил 4,7 и 3,6% соответственно. При этом темпы роста замедлялись, особенно это заметно в 2015 году, потому что произошел резкий рост курса доллара и обесценение рубля, что привело к снижению потребления туристических услуг. Поэтому экспертами ожидается снижение объемов внутреннего туризма в России в 2016 году, если курс рубля продолжит снижаться [45].
Рис. 1.2. Динамика ВВП РФ и услуг в сфере туризма, млрд. руб.
Что касается рыка выездного туризма, он также на протяжении всего рассматриваемого периода времени постепенно рос. Так в 2012 году он вырос на 3,7% и постепенно увеличивался в 2013 и 2014 годах на 27% и 19% соответственно.
По данным статистики в 2014 г. заграницу посетило 54 млн. российских граждан, что на 19% выше, чем в 2013 году. При этом только 33,8% отметило, что едет с целью туризма и 1.9% ездило в деловые командировки. Большинство российских граждан ездило по личным целям за границу в страны СНГ. Из них 18,5% ездило в Украину.
В 2014 году наиболее популярными странами среди русских туристов была Турция, ее доля в общем объеме выездного туризма составила 5,7%.
В таблице 1.3 представлены наиболее популярные страны для российских туристов [45].
Как видно из таблицы, в 2012 году наиболее популярными были и остаются Египет, Таиланд, Германия, Испания, Италия. Их доля в общем объеме туризма постепенно росла в 2012-2016 годах.
В 2014-2015 гг. произошел резкий обвал выездного туризма в России, потому что резко вырос курс доллара и евро и многие туры стали слишком дорогими для потребителей туристических услуг. В результате, выездной туризм сократился на 4% и составил 17,6 млн. человек. При этом наиболее популярными среди туристов остались Турция, ее посетило 3,3 млн. человек (это на 6,5% выше, чем в 2012-2013 гг.).
Таблица 1.3
Географическая структура выезда россиян в страны дальнего зарубежья 2012-2016
Показатели | 2012 | 2014 | 2016 |
Египет | 2540 | 2213 | 2600 |
Турция | 3012 | 4108 | 3300 |
Таиланд | 527 | 1453 | 933 |
Греция | 485 | 1389 | 1100 |
Германия | 1002 | 1576 | 820 |
Испания | 518 | 1270 | 982,3 |
Италия | 583 | 1039 | 820 |
На втором месте оказался Египет, его посетило 2,6 млн. человек, а прирост составил 34% по сравнению с 2014 годом.
Получилось, что российские туристы из-за резкого роста курса доллара отказались от туров в Европу, но предпочли Египет, потому что цены на туры туда ниже. Если проанализировать другие страны, то видно, что поток по сравнению с 2014 годом сократился.
Туризм в Грецию составил чуть более 1 млн. человек, что на 13% ниже 2014 года, в Испанию – 982.3 тысяч человек, что на 3% меньше, в Таиланд – 933 тыс. человек, что на 10% ниже.
В 2016 году негативные тенденции сохранились, поэтому продолжается падение потока российских туристов за рубеж, особенно в страны Европы, которые поддержали санкции против России [45].
В 2015 году произошло и сокращение въездного турпотока: число иностранных туристов составило 2.6 млн. человек, что на 3% меньше, чем в 2014 году. При этом, большинство поездок в Россию по итогам 2014-2015 годов совершалось с деловыми целями (58% от общего объема экспорта услуг по итогам 2014 года).
Снижение курса национальной валюты привело к тому, что резко подешевели туры в Россию в долларах, что привело к росту популярности нашей страны среди туристов разных стран. При этом отмечается, что в 2015-2016 гг. ожидался снижение турпотока, что связано с санкционным режимом и политической нестабильностью в стране.
В 2016 году продолжается спад спроса на речные круизы и железнодорожные туры, которые были традиционно популярны у иностранцев. Так, по данным компании Volga Dream Cruises, число бронирований в Германии снизилось до 40 %. В результате, туркомпании все активнее начали привлекать туристов с Востока, в частности из Китая и Кореи.
Политическая обстановка «отпугнула» значительную часть американских и европейских путешественников. Так, отмечает АТОР, турпоток из Европы, составляющий 60 % от общего числа приезжающих в Россию иностранных туристов, сократился на 20-30 %. Из США, по данным Росстата, за 2016 год приехало на 17 % меньше путешественников. В то же время турпоток из Турции вырос на 13,5 %, из Китая – на 10–15 %, из Южной Кореи благодаря отмене виз – на 70 %.
Наиболее популярными направлениями для иностранных туристов являются: Москва, Санкт-Петербург, Золотое кольцо, меньший турпоток едет в Екатеринбург и Казань. Иностранных туристов также интересуют природные достопримечательности Байкала, Сибири и Дальнего Востока, однако здесь негативное влияние оказывают высокие транспортные тарифы и длительность всей программы, которая приводит к удорожанию тура.
То есть можно сделать вывод, что иностранные граждане предпочитают ездить в Россию в деловых целях, российские же граждане выезжают за границу в основном как туристы.
По последним данным статистических исследований, в России насчитывается более 14 тысяч гостиниц различного типа – как брендовыесетевые, так и хостелы или небольшие отели.
В середине 2000 годов в России наблюдалась нехватка гостиничного фонда во многих российских регионов, а также низкое качество обслуживания и оборудования гостиниц.
Затем, после того, как в Росси стало проводиться много спортивных и иных мероприятий, динамика улучшилась, стали стоится новые отели в регионах России, стал повышаться сервис. Во многом это было связано с проникновением западных сете гостиниц, которые имели западные стандарты качества и активно внедряли их в России [45].
Таблица 1.4
Динамика развития санаторно-гостиничного фонда в России 2012-2016
Показатели | 2012 | 2014 | 2016 |
Число гостиниц | 7866,00 | 9855,00 | 10000 |
Номерной фонд, тыс. номеров | 263,00 | 319,00 | 350 |
Единовременная вместимость, тыс.мест | 537,30 | 676,80 | 688 |
Коэффициент использования гостиничного фонда (наличных мест) | 0,31 | 0,33 | 0,33 |
Как видно из таблицы, в 2014 году количество зарегистрированных гостиниц составил 9855, что на 20% выше, чем в 2012 году, в 2016 году уже было около 10 000 гостиниц по всей России. При этом из таблицы 1.4 видно, что коэффициент использования имеющегося гостиничного фонда остается низким, но имеет тенденцию к сокращению при строительстве новых отелей. При этом коэффициент износа основных фондов гостиниц остается высоким в 2012-2016 годах.
Гостиницы в России можно разбить на 3 больших сегмента по уровню обслуживания:
- бюджетный (гостиницы 2 звезды и ниже, в зависимости от уровня конкретного объекта);
- средний (гостиницы 3 звезды) и
- высокий (гостиницы 4-5 звезд).
В соответствии с этим, выделяются соответствующие рыночные сегменты: нижний (гостиницы экономического уровня), средний (3-4 звезды) и верхний (4-5 звезд) [45].
Гостиницы, управляемые международными гостиничными операторами оставались лидерами рынка по показателю доходности на номер.
Анализируя рынок гостиниц в России можно сделать вывод, что иностранные сети гостиниц расположены в Москве и Петербурге, потому что это крупнейшие мегаполисы, где сосредоточены крупные компании и данные города инвестиционно привлекательны доя западных сетей.
По последним данным, на долю двух столиц приходится 57%. Третье, четвертое и пятое места по этому показателю занимают Сочи (13%), Московская область (5%) и Екатеринбург (4%) [45].
В настоящее время в России развиты следующие виды туризма:
- экологический, деловой, познавательный, оздоровительный, круизный, спортивный, событийный, гастрономический.
Также пользуется популярностью индивидуальный и детско-молодежный отдых во время летних каникул [45].
В структуре туристических услуг особую нишу занимают санаторно-курортные услуги (таблица 1.5).
Таблица 1.5
Платные услуги населению в сфере туризма по России
Показатели | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 |
Объем платных услуг населению, млн. руб. | ||||||
туристские | 33849 | 99879 | 112829 | 121545 | 145784 | 14754 |
гостиницы и аналогичные средства размещения | 60098 | 112855 | 125541 | 141012 | 162387 | 175709 |
санаторно-оздоровительные | 36082 | 60460 | 68521 | 75622 | 82444 | 92300 |
Динамика услуг в сфере туризма ежегодно увеличивается, что связано как с физическим увеличением объемов услуг, так и с увеличением цен на услуги.
На рис. 1.3 представлена структура платных услуг населению в сфере туризма.
Наибольшую долю в структуре услуг населению в сфере туризма занимают туристские услуги – 84,10 %. Доля санаторно-оздоровительных услуг составляет всего 5,48 %.
Рис. 1.3. Структура платных услуг населению в сфере туризма в России, %
Курортное обслуживание во всем мире относится к быстро окупаемым и динамично развивающимся отраслям. Санаторно-курортная сфера стимулирует, отрасли, обслуживающие ее непосредственных потребителей: торговлю, транспорт, питание, связь, промышленность и т. д.
Центральное место в раскрытии сущности санаторно-курортной сферы занимают рекреационные услуги, представляющие собой услуги, связанные с проведением отдыха, восстановлением сил и здоровья людей, использованием свободного времени.
Во многих развитых странах сфера рекреационных услуг занимает значительную долю в структуре доходов национальной экономики.
Санаторно-курортная сфера государства обеспечивает: уравновешивание объема производимых и потребляемых туристических продуктов в ассортименте, поддерживает на должном уровне баланс спроса и предложения данных продуктов по структуре и объему. Это осуществляется путем установления связей между множеством независимых тур операторов, агентств и туристов через куплю-продажу тур продуктов.
В процессе этих отношений устанавливаются ценностные эквиваленты, предназначенные для обмена тур продуктов, стимулируется результативность производства рекреационных продуктов и определяются направления производства требуемых продуктов с наименьшими затратами.
Роль рынка туристских услуг в современной экономике достаточно высока, в частности она раскрывается через определение количественного и качественного состава туристских продуктов (какие туристские продукты, в каком количестве необходимы на данный момент); уравновешивание спроса и предложения на туристский продукт; формирование санаторно-курортного комплекса и его экономики [39, с. 184].
Характеризуя рынок рекреационных услуг, следует учитывать его следующие особенности:
- основным товаром здесь являются услуги;
- помимо продавца и покупателя здесь так же задействовано огромное количество посредников, обеспечивающих взаимосвязь спроса и предложения;
- особенности спроса на рекреационные услуги: огромное разнообразие потенциальных клиентов, обладает большой замещаемостью, эластичностью, высокой степенью дифференциации и индивидуальности, отдаленностью местом и временем от туристического предложения;
- предложение также имеет ряд особенностей: все услуги и товары, будь то естественные, созданные или туристические, имеют тройственный характер: комплексность, высокая фондоемкость и низкая эластичность.
Чтобы более четко понять процессы, происходящие на туристском рынке (конкуренция, сбыт, ценообразование и т. п.), по мнению специалистов необходимо обратить внимание на отношения взаимодополняемости, т. е. комплементарности и взаимозаменяемости - субституции. Чем больше та или иная рекреационная услуга имеет заменителей, тем ощутимее влияет субституция. Потребитель, приобретая один вид услуг, автоматически приходит к необходимости приобрести целый комплекс других услуг (развлечения, питание и т. д.).
Таким образом, санаторно-курортный комплекс является активным фактором, влияющим на устройство и политику государства. Он переплетает культуру и транспорт, безопасность и международные отношения, экологию и занятость населения, гостиничный бизнес и туризм, он играет большую роль в социальной и экономической политике государства в целом, региона и муниципальных образований в частности.
Анализируя современное состояние санаторно-курортной отрасли России, следует уделить внимание основным тенденциям реализации услуг санаторно-курортными организациями.
В настоящее время различаются следующие способы реализации путевок:
1) прямая продажа предприятиям, государственным и муниципальным фондам и органам социальной защиты;
2) реализация путевок через туристические фирмы;
3) привлечение туристов, в том числе отдыхающих с помощью активной рекламной кампании и местных реализаторов;
4) оказание услуг постоянным клиентам без затрат на рекламу [35, с. 83].
Современное состояние санаторно-курортного комплекса России является последствием структурных преобразований экономики страны, произошедших при переходе государства к рыночным отношениям.
По данным на конец 2016 года курортный комплекс РФ представлен 1905 санаторно-курортными организациями, в том числе 247 организаций находятся в Сибирском федеральном округе (это 12,97 %) (таблица 1.6) [43].
Таблица 1.6
Число санаторно-курортных организаций в России, ед.
Показатели | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 |
Российская Федерация | 1945 | 1959 | 1905 | 1840 | 1905 |
Центральный федеральный округ | 373 | 376 | 359 | 345 | 341 |
Северо-западный федеральный округ | 160 | 157 | 151 | 152 | 143 |
Южный федеральный округ | 286 | 288 | 271 | 253 | 249 |
Северо-Кавказский федеральный округ | 161 | 167 | 163 | 164 | 170 |
Приволжский федеральный округ | 448 | 447 | 445 | 428 | 417 |
Уральский федеральный округ | 171 | 176 | 175 | 167 | 165 |
Сибирский федеральный округ | 261 | 267 | 264 | 255 | 247 |
Дальневосточный федеральный округ | 85 | 81 | 77 | 76 | 75 |
Динамика числа санаторно-курортных организаций в России представлена на рис. 1.4.
Рис. 1.4. Динамика количества санаторно-курортных организаций в России, ед.
Наибольшее количество санаторно-курортных организаций размещено в Приволжском федеральном округе (в 2015 году его доля составляла 21,9 %). Наименьшее количество санаторно-курортных организаций находится в Дальневосточном федеральном округе (в 2015 году – 3,9 % от общего числа организаций).
В целом по всей России и отдельно по федеральным округам за последние пять лет отмечается тенденция к снижению числа санаторно-курортных организаций. Исключение составляет Северо-Кавказский федеральный округ. Там незначительная положительная динамика с 161 санаторно-курортной организации в 2012 году до 170 организаций в 2016 году.
В таблице 1.7 представлен анализ численности размещенных лиц в санаторно-курортных организациях.
Количество размещенных лиц по РФ в целом в 2016 году составило 6087 тыс. чел., в том числе 696 тыс. человек на территории Сибирского федерального округа.
Таблица 1.7
Численность размещенных лиц в санаторно-курортных организациях в России, чел.
Показатели | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 |
Российская Федерация | 5674233 | 5732863 | 5750682 | 5682543 | 6087366 |
Центральный федеральный округ | 1024413 | 1026536 | 1006952 | 1030324 | 1042657 |
Северо-западный федеральный округ | 391587 | 400705 | 430932 | 395710 | 408109 |
Южный федеральный округ | 1191643 | 1128609 | 1134408 | 1104960 | 1276052 |
Северо-Кавказский федеральный округ | 576010 | 595014 | 609779 | 605385 | 645149 |
Приволжский федеральный округ | 1189315 | 1269821 | 1241735 | 1235958 | 1243572 |
Уральский федеральный округ | 406417 | 438802 | 446766 | 443158 | 427748 |
Сибирский федеральный округ | 733661 | 714446 | 723670 | 716958 | 696482 |
Дальневосточный федеральный округ | 161187 | 158930 | 156440 | 150090 | 146671 |
Не смотря на общее снижение числа санаторно-курортных организаций, количество отдохнувших в них в целом по России в динамике увеличивается с 5674 тыс. чел. в 2012 году до 6087 тыс. чел. в 2016 году (рис. 1.5).
Рис. 1.5. Динамика количества отдохнувших в санаторно-курортных организациях в России, чел.
Наибольшее количество отдохнувших отмечается в санаторно-курортных организациях Приволжского федерального округа (20,4 %) и Южного федерального округа (21,0 %).
В таблице 1.8 представлен анализ численности мест в санаторно-курортных организациях в целом по России и по федеральным округам.
Таблица 1.8
Численность мест в санаторно-курортных организациях России
Показатели | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Российская Федерация | 422886 | 424669 | 419980 | 407388 | 443405 |
Центральный федеральный округ | 76420 | 78885 | 78259 | 76558 | 73950 |
Северо-западный федеральный округ | 28766 | 29160 | 28581 | 28739 | 27528 |
Южный федеральный округ | 109494 | 103652 | 103055 | 96035 | 101233 |
Северо-Кавказский федеральный округ | 40183 | 40722 | 41343 | 40239 | 41171 |
Приволжский федеральный округ | 79318 | 79426 | 78147 | 75985 | 76037 |
Уральский федеральный округ | 28439 | 28635 | 28566 | 28034 | 27941 |
Сибирский федеральный округ | 42225 | 50478 | 48748 | 48712 | 46336 |
Дальневосточный федеральный округ | 14041 | 13711 | 13281 | 13086 | 12672 |
Численность мест в санаторно-курортных организациях имеет общую тенденцию к увеличению, не смотря на снижение количества самих организаций. Это стало возможным благодаря проведению капитальных ремонтов и реконструкций зданий санаториев.
Особенно заметное увеличение отмечается в 2014 году (в сравнении с 2013 годом отмечается увеличение на 8,84 %) (рис. 1.6).
Такую динамику можно объяснить еще и тем, что в 2016 году начались геополитические проблемы, увеличился курс доллара, и число желающих отдохнуть за границей снизилось. Санаторно-курортные организации воспользовались данной ситуацией для привлечения отдыхающих. Наибольшее количество мест в санаторно-курортных организациях Южного федерального округа (22,83 %).
Рис. 1.6. Динамика количества мест в санаторно-курортных организациях в России
В структуре санаторно-курортных организаций отдельно выделяются детские оздоровительные учреждения. Их анализ представлен в таблице 1.9.
Таблица 1.9
Детские оздоровительные учреждения России
Показатели | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 |
Число детских оздоровительных учреждений - всего, тыс., из них: | 50,2 | 49,2 | 47,9 | 46,9 | 46,2 |
Загородные оздоровительные | 2,2 | 2,4 | 2,4 | 2,3 | 2,2 |
Оздоровительные с дневным пребыванием | 37,8 | 40,7 | 39,5 | 38,7 | 38,0 |
Численность детей, отдохнувших в них за лето - всего, тыс. человек | 4893,9 | 4892,8 | 4958,3 | 4864,8 | 4829,4 |
из них в учреждениях: | |||||
Загородных оздоровительных | 1253,4 | 1287,7 | 1365,6 | 1324,9 | 1301,5 |
Оздоровительных с дневным пребыванием | 2783,5 | 29188,8 | 2862,6 | 2825,7 | 2772,5 |
Число детских оздоровительных в динамике стабильно снижается с 50,2 тыс. в 2012 году до 46,2 тыс. в 2016 году. Также снижается и численность детей, отдохнувших там.
Анализируя положение санаторно-курортной отрасли, необходимо рассмотреть также экономические показатели. В таблице 1.10 представлен анализ доходов санаторно-курортных организаций.
Таблица 1.10
Доходы санаторно-курортных организаций России, тыс. руб.
Показатели | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 |
Российская Федерация | 83276 | 89684 | 97411 | 100286 | 113885 |
Центральный федеральный округ | 12262 | 13045 | 13502 | 13563 | 14530 |
Северо-западный федеральный округ | 5116 | 5406 | 5638 | 6089 | 6896 |
Южный федеральный округ | 20839 | 20573 | 22288 | 22150 | 26888 |
Северо-Кавказский федеральный округ | 11988 | 13988 | 15263 | 16147 | 17712 |
Приволжский федеральный округ | 15142 | 16739 | 18500 | 19485 | 20753 |
Уральский федеральный округ | 6313 | 7062 | 7867 | 8395 | 8340 |
Сибирский федеральный округ | 9638 | 10812 | 12056 | 12026 | 12857 |
Дальневосточный федеральный округ | 1979 | 2057 | 2298 | 2432 | 2539 |
На протяжении всего анализируемого периода отмечается стабильная положительная динамика доходов у санаторно-курортных организаций. Как уже было отмечено выше, это связано с увеличением числа отдыхающих, так и с инфляционным увеличением цен на услуги организаций. Доходы организаций в целом по России составили 113885 тыс. руб., что на 13,56 % выше показателя прошлого года (рис. 1.7).
Рис. 1.7. Динамика доходов санаторно-курортных организаций в России, тыс. руб.
Наибольший доход заработали организации Южного федерального округа (26888 тыс. руб., или 23,61 % от общей суммы). Это самое популярное место для отдыха у внутренних туристов.
На сегодняшний день санаторно-курортная отрасль страны не имеет единой структуры и рассредоточена между различными министерствами, ведомствами, акционерными обществами, общественными организациями.
В связи с этим развитие санаторных организаций происходит бессистемно, обособленно, главным критерием и направляющим вектором здесь выступают лишь интересы и возможности собственников. Однако, независимо от ведомственной принадлежности и организационно-правовой формы, санаторно-курортная отрасль представляет собой единый комплекс, который требует организационно-методического обеспечения и управления.
Опрос отдыхающих на российских курортах показал ослабление интереса к медицинской составляющей. Для основной части респондентов целью поездки является отдых, и лишь 25% опрошенных отмечают приоритетность санаторно-курортного лечения. Если еще 5-7 лет назад аналогичные опросы показывали преобладание лечебно-оздоровительной составляющей, то в настоящее время налицо смена приоритетов.
Еще одной тенденцией, характерной для современного этапа развития курортной сферы является предоставление более коротких, по сравнению с традиционными сроками курсов санаторно-курортного лечения. В настоящее время более 30 % больных руководствуясь экономическими соображениями поступают на санаторно-курортное лечение на укороченные сроки (от 10 до 14 дней).
Санаторно-курортные учреждения, учитывая запросы потребителей, вынуждены реализовывать свои услуги частично, в каждом конкретном случае разрабатывая такой их комплекс, который соответствовал бы требованиям клиентов. Между тем, несмотря на все существующие проблемы в санаторно-курортной сфере, нельзя не подчеркнуть наличие в нашей стране мощного потенциала развития отрасли (различные климатические зоны, ценные рекреационные ресурсы, богатство природного мира, историко-культурное наследие страны).
С учетом всего вышеизложенного правомерно говорить о необходимости перехода санаторно-курортных организаций на качественно новую модель поведения на рынке, когда приоритетным становится создание комплекса рекреационных и досуговых услуг, способных удовлетворить платежеспособный спрос населения с учетом индивидуального подхода к каждому клиенту и приемлемости самой услуги по соотношению «цена-качество».
Анализ сущности и понятия рынка санаторно-курортных услуг позволяет сделать вывод, что это:
- общественное и экономическое явление, которое объединяет спрос и предложение для обеспечения процесса купли-продажи рекреационного продукта;
- совокупность потенциальных потребителей туристского продукта;
- система хозяйственных отношений, при которых происходит процесс превращения услуг в деньги и обратно - здесь стоит отметить, что туристский рынок образуют страны экспортеры и импортеры туризма;
- взаимодействие спроса, предложения, цены и конкуренции;
- самостоятельный элемент более обширного понятия «рынок товаров и услуг».
Дата: 2019-03-05, просмотров: 314.