Особенности развития санаторно-курортной отрасли в России
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

 

По данным отчета Федерального агентства по туризму, в 2016 году уровень развития рынка туристических услуг в России вернулся к уровню до мирового финансового кризиса 2008-2009 годов (таблица 1.2) [45].

Таблица 1.2

Экономическая эффективность развития туристского сектора в России в 2011-2016 гг., млрд. руб.

Показатели 2011 2012 2013 2014 2015 2016
Туристский экспорт 542,1 577,0 601,1 657,4 735,4 715,6
Национальный туризм 2059,6 2045,4 2179,2 2250,2 2277,0 2132,8
Туризм в пределах страны (графы 1+2) 2728,0 2601,7 2622,4 2907,5 3012,4 2848,4
Закупки туроператоров в т.ч. импорт (у сторонних поставщиков) -1680,5 -1695,9 -1799,8 -1884,3 -1951,9 -1842,7
Прямой вклад путешествий и туризма в ВВП (графы 3+4) 921,2 926,5 980,4 1023,3 1060,5 1005,6
Количество рабочих мест за счет путешествий и туризма (прямой вклад) 946,6 925,2 934,2 976,6 982,3 974,5
Общее количество рабочих мест с учетом сопутствующих отраслей 3838,2 3788,9 3838,8 3971,3 3960,9 3880,4
Выездной туризм 1277,1 1324,7 1685,8 2018,7 2111,3 1919,8

 

На основании приведенной таблицы можно проанализировать динамику внутреннего и внешнего туризма в России.

Если смотреть на внутренний туризм, то его доля в ВВП постепенно растет. Так в 2012 году рост составил 0,6%, а в 2013 году уже 5,8% или 925,5 млрд. рублей, вернувшись к докризисным уровням.

В 2014 и 2015 годах году рост составил 4,7 и 3,6% соответственно. При этом темпы роста замедлялись, особенно это заметно в 2015 году, потому что произошел резкий рост курса доллара и обесценение рубля, что привело к снижению потребления туристических услуг. Поэтому экспертами ожидается снижение объемов внутреннего туризма в России в 2016 году, если курс рубля продолжит снижаться [45].

Рис. 1.2. Динамика ВВП РФ и услуг в сфере туризма, млрд. руб.

 

Что касается рыка выездного туризма, он также на протяжении всего рассматриваемого периода времени постепенно рос. Так в 2012 году он вырос на 3,7% и постепенно увеличивался в 2013 и 2014 годах на 27% и 19% соответственно.

По данным статистики в 2014 г. заграницу посетило 54 млн. российских граждан, что на 19% выше, чем в 2013 году. При этом только 33,8% отметило, что едет с целью туризма и 1.9% ездило в деловые командировки. Большинство российских граждан ездило по личным целям за границу в страны СНГ. Из них 18,5% ездило в Украину.

В 2014 году наиболее популярными странами среди русских туристов была Турция, ее доля в общем объеме выездного туризма составила 5,7%.

В таблице 1.3 представлены наиболее популярные страны для российских туристов [45].

Как видно из таблицы, в 2012 году наиболее популярными были и остаются Египет, Таиланд, Германия, Испания, Италия. Их доля в общем объеме туризма постепенно росла в 2012-2016 годах.

В 2014-2015 гг. произошел резкий обвал выездного туризма в России, потому что резко вырос курс доллара и евро и многие туры стали слишком дорогими для потребителей туристических услуг. В результате, выездной туризм сократился на 4% и составил 17,6 млн. человек. При этом наиболее популярными среди туристов остались Турция, ее посетило 3,3 млн. человек (это на 6,5% выше, чем в 2012-2013 гг.).

Таблица 1.3

Географическая структура выезда россиян в страны дальнего зарубежья 2012-2016

Показатели 2012 2014 2016
Египет 2540 2213 2600
Турция 3012 4108 3300
Таиланд 527 1453 933
Греция 485 1389 1100
Германия 1002 1576 820
Испания 518 1270 982,3
Италия 583 1039 820

 

На втором месте оказался Египет, его посетило 2,6 млн. человек, а прирост составил 34% по сравнению с 2014 годом.

Получилось, что российские туристы из-за резкого роста курса доллара отказались от туров в Европу, но предпочли Египет, потому что цены на туры туда ниже. Если проанализировать другие страны, то видно, что поток по сравнению с 2014 годом сократился.

Туризм в Грецию составил чуть более 1 млн. человек, что на 13% ниже 2014 года, в Испанию – 982.3 тысяч человек, что на 3% меньше, в Таиланд – 933 тыс. человек, что на 10% ниже.

В 2016 году негативные тенденции сохранились, поэтому продолжается падение потока российских туристов за рубеж, особенно в страны Европы, которые поддержали санкции против России [45].

В 2015 году произошло и сокращение въездного турпотока: число иностранных туристов составило 2.6 млн. человек, что на 3% меньше, чем в 2014 году. При этом, большинство поездок в Россию по итогам 2014-2015 годов совершалось с деловыми целями (58% от общего объема экспорта услуг по итогам 2014 года).

Снижение курса национальной валюты привело к тому, что резко подешевели туры в Россию в долларах, что привело к росту популярности нашей страны среди туристов разных стран. При этом отмечается, что в 2015-2016 гг. ожидался снижение турпотока, что связано с санкционным режимом и политической нестабильностью в стране.

В 2016 году продолжается спад спроса на речные круизы и железнодорожные туры, которые были традиционно популярны у иностранцев. Так, по данным компании Volga Dream Cruises, число бронирований в Германии снизилось до 40 %. В результате, туркомпании все активнее начали привлекать туристов с Востока, в частности из Китая и Кореи.   

Политическая обстановка «отпугнула» значительную часть американских и европейских путешественников. Так, отмечает АТОР, турпоток из Европы, составляющий 60 % от общего числа приезжающих в Россию иностранных туристов, сократился на 20-30 %. Из США, по данным Росстата, за 2016 год приехало на 17 % меньше путешественников. В то же время турпоток из Турции вырос на 13,5 %, из Китая – на 10–15 %, из Южной Кореи благодаря отмене виз – на 70 %.

Наиболее популярными направлениями для иностранных туристов являются: Москва, Санкт-Петербург, Золотое кольцо, меньший турпоток едет в Екатеринбург и Казань. Иностранных туристов также интересуют природные достопримечательности Байкала, Сибири и Дальнего Востока, однако здесь негативное влияние оказывают высокие транспортные тарифы и длительность всей программы, которая приводит к удорожанию тура.

То есть можно сделать вывод, что иностранные граждане предпочитают ездить в Россию в деловых целях, российские же граждане выезжают за границу в основном как туристы.

По последним данным статистических исследований, в России насчитывается более 14 тысяч гостиниц различного типа – как брендовыесетевые, так и хостелы или небольшие отели.

В середине 2000 годов в России наблюдалась нехватка гостиничного фонда во многих российских регионов, а также низкое качество обслуживания и оборудования гостиниц.

Затем, после того, как в Росси стало проводиться много спортивных и иных мероприятий, динамика улучшилась, стали стоится новые отели в регионах России, стал повышаться сервис. Во многом это было связано с проникновением западных сете гостиниц, которые имели западные стандарты качества и активно внедряли их в России [45].

Таблица 1.4

Динамика развития санаторно-гостиничного фонда в России 2012-2016

Показатели 2012 2014 2016
Число гостиниц 7866,00 9855,00 10000
Номерной фонд, тыс. номеров 263,00 319,00 350
Единовременная вместимость, тыс.мест 537,30 676,80 688
Коэффициент использования гостиничного фонда (наличных мест) 0,31 0,33 0,33

 

Как видно из таблицы, в 2014 году количество зарегистрированных гостиниц составил 9855, что на 20% выше, чем в 2012 году, в 2016 году уже было около 10 000 гостиниц по всей России. При этом из таблицы 1.4 видно, что коэффициент использования имеющегося гостиничного фонда остается низким, но имеет тенденцию к сокращению при строительстве новых отелей. При этом коэффициент износа основных фондов гостиниц остается высоким в 2012-2016 годах.

Гостиницы в России можно разбить на 3 больших сегмента по уровню обслуживания:

- бюджетный (гостиницы 2 звезды и ниже, в зависимости от уровня конкретного объекта);

- средний (гостиницы 3 звезды) и

- высокий (гостиницы 4-5 звезд).

В соответствии с этим, выделяются соответствующие рыночные сегменты: нижний (гостиницы экономического уровня), средний (3-4 звезды) и верхний (4-5 звезд) [45].

Гостиницы, управляемые международными гостиничными операторами оставались лидерами рынка по показателю доходности на номер.

Анализируя рынок гостиниц в России можно сделать вывод, что иностранные сети гостиниц расположены в Москве и Петербурге, потому что это крупнейшие мегаполисы, где сосредоточены крупные компании и данные города инвестиционно привлекательны доя западных сетей.

По последним данным, на долю двух столиц приходится 57%. Третье, четвертое и пятое места по этому показателю занимают Сочи (13%), Московская область (5%) и Екатеринбург (4%) [45].

В настоящее время в России развиты следующие виды туризма:

- экологический, деловой, познавательный, оздоровительный, круизный, спортивный, событийный, гастрономический.

Также пользуется популярностью индивидуальный и детско-молодежный отдых во время летних каникул [45].

В структуре туристических услуг особую нишу занимают санаторно-курортные услуги (таблица 1.5).

Таблица 1.5

Платные услуги населению в сфере туризма по России

Показатели 2011 2012 2013 2014 2015 2016
Объем платных услуг населению, млн. руб.            
туристские 33849 99879 112829 121545 145784 14754
гостиницы и аналогичные средства размещения 60098 112855 125541 141012 162387 175709
санаторно-оздоровительные 36082 60460 68521 75622 82444 92300

 

Динамика услуг в сфере туризма ежегодно увеличивается, что связано как с физическим увеличением объемов услуг, так и с увеличением цен на услуги.

На рис. 1.3 представлена структура платных услуг населению в сфере туризма.

Наибольшую долю в структуре услуг населению в сфере туризма занимают туристские услуги – 84,10 %. Доля санаторно-оздоровительных услуг составляет всего 5,48 %.

Рис. 1.3. Структура платных услуг населению в сфере туризма в России, %

 

Курортное обслуживание во всем мире относится к быстро окупаемым и динамично развивающимся отраслям. Санаторно-курортная сфера стимулирует, отрасли, обслуживающие ее непосредственных потребителей: торговлю, транспорт, питание, связь, промышленность и т. д.

Центральное место в раскрытии сущности санаторно-курортной сферы занимают рекреационные услуги, представляющие собой услуги, связанные с проведением отдыха, восстановлением сил и здоровья людей, использованием свободного времени.

Во многих развитых странах сфера рекреационных услуг занимает значительную долю в структуре доходов национальной экономики.

Санаторно-курортная сфера государства обеспечивает: уравновешивание объема производимых и потребляемых туристических продуктов в ассортименте, поддерживает на должном уровне баланс спроса и предложения данных продуктов по структуре и объему. Это осуществляется путем установления связей между множеством независимых тур операторов, агентств и туристов через куплю-продажу тур продуктов.

В процессе этих отношений устанавливаются ценностные эквиваленты, предназначенные для обмена тур продуктов, стимулируется результативность производства рекреационных продуктов и определяются направления производства требуемых продуктов с наименьшими затратами.

Роль рынка туристских услуг в современной экономике достаточно высока, в частности она раскрывается через определение количественного и качественного состава туристских продуктов (какие туристские продукты, в каком количестве необходимы на данный момент); уравновешивание спроса и предложения на туристский продукт; формирование санаторно-курортного комплекса и его экономики [39, с. 184].

Характеризуя рынок рекреационных услуг, следует учитывать его следующие особенности:

- основным товаром здесь являются услуги;

- помимо продавца и покупателя здесь так же задействовано огромное количество посредников, обеспечивающих взаимосвязь спроса и предложения;

- особенности спроса на рекреационные услуги: огромное разнообразие потенциальных клиентов, обладает большой замещаемостью, эластичностью, высокой степенью дифференциации и индивидуальности, отдаленностью местом и временем от туристического предложения;

- предложение также имеет ряд особенностей: все услуги и товары, будь то естественные, созданные или туристические, имеют тройственный характер: комплексность, высокая фондоемкость и низкая эластичность.

Чтобы более четко понять процессы, происходящие на туристском рынке (конкуренция, сбыт, ценообразование и т. п.), по мнению специалистов необходимо обратить внимание на отношения взаимодополняемости, т. е. комплементарности и взаимозаменяемости - субституции. Чем больше та или иная рекреационная услуга имеет заменителей, тем ощутимее влияет субституция. Потребитель, приобретая один вид услуг, автоматически приходит к необходимости приобрести целый комплекс других услуг (развлечения, питание и т. д.).

Таким образом, санаторно-курортный комплекс является активным фактором, влияющим на устройство и политику государства. Он переплетает культуру и транспорт, безопасность и международные отношения, экологию и занятость населения, гостиничный бизнес и туризм, он играет большую роль в социальной и экономической политике государства в целом, региона и муниципальных образований в частности.

Анализируя современное состояние санаторно-курортной отрасли России, следует уделить внимание основным тенденциям реализации услуг санаторно-курортными организациями.

В настоящее время различаются следующие способы реализации путевок:

1) прямая продажа предприятиям, государственным и муниципальным фондам и органам социальной защиты;

2) реализация путевок через туристические фирмы;

3) привлечение туристов, в том числе отдыхающих с помощью активной рекламной кампании и местных реализаторов;

4) оказание услуг постоянным клиентам без затрат на рекламу [35, с. 83].

Современное состояние санаторно-курортного комплекса России является последствием структурных преобразований экономики страны, произошедших при переходе государства к рыночным отношениям.

По данным на конец 2016 года курортный комплекс РФ представлен 1905 санаторно-курортными организациями, в том числе 247 организаций находятся в Сибирском федеральном округе (это 12,97 %) (таблица 1.6) [43].

Таблица 1.6

Число санаторно-курортных организаций в России, ед.

Показатели 2012 2013 2014 2015 2016
Российская Федерация 1945 1959 1905 1840 1905
Центральный федеральный округ 373 376 359 345 341
Северо-западный федеральный округ 160 157 151 152 143
Южный федеральный округ 286 288 271 253 249
Северо-Кавказский федеральный округ 161 167 163 164 170
Приволжский федеральный округ 448 447 445 428 417
Уральский федеральный округ 171 176 175 167 165
Сибирский федеральный округ 261 267 264 255 247
Дальневосточный федеральный округ 85 81 77 76 75

Динамика числа санаторно-курортных организаций в России представлена на рис. 1.4.

Рис. 1.4. Динамика количества санаторно-курортных организаций в России, ед.

 

Наибольшее количество санаторно-курортных организаций размещено в Приволжском федеральном округе (в 2015 году его доля составляла 21,9 %). Наименьшее количество санаторно-курортных организаций находится в Дальневосточном федеральном округе (в 2015 году – 3,9 % от общего числа организаций).

В целом по всей России и отдельно по федеральным округам за последние пять лет отмечается тенденция к снижению числа санаторно-курортных организаций. Исключение составляет Северо-Кавказский федеральный округ. Там незначительная положительная динамика с 161 санаторно-курортной организации в 2012 году до 170 организаций в 2016 году.

В таблице 1.7 представлен анализ численности размещенных лиц в санаторно-курортных организациях.

Количество размещенных лиц по РФ в целом в 2016 году составило 6087 тыс. чел., в том числе 696 тыс. человек на территории Сибирского федерального округа.

Таблица 1.7

Численность размещенных лиц в санаторно-курортных организациях в России, чел.

Показатели 2012 2013 2014 2015 2016
Российская Федерация 5674233 5732863 5750682 5682543 6087366
Центральный федеральный округ 1024413 1026536 1006952 1030324 1042657
Северо-западный федеральный округ 391587 400705 430932 395710 408109
Южный федеральный округ 1191643 1128609 1134408 1104960 1276052
Северо-Кавказский федеральный округ 576010 595014 609779 605385 645149
Приволжский федеральный округ 1189315 1269821 1241735 1235958 1243572
Уральский федеральный округ 406417 438802 446766 443158 427748
Сибирский федеральный округ 733661 714446 723670 716958 696482
Дальневосточный федеральный округ 161187 158930 156440 150090 146671

 

Не смотря на общее снижение числа санаторно-курортных организаций, количество отдохнувших в них в целом по России в динамике увеличивается с 5674 тыс. чел. в 2012 году до 6087 тыс. чел. в 2016 году (рис. 1.5).

 

Рис. 1.5. Динамика количества отдохнувших в санаторно-курортных организациях в России, чел.

Наибольшее количество отдохнувших отмечается в санаторно-курортных организациях Приволжского федерального округа (20,4 %) и Южного федерального округа (21,0 %).

В таблице 1.8 представлен анализ численности мест в санаторно-курортных организациях в целом по России и по федеральным округам.

Таблица 1.8

Численность мест в санаторно-курортных организациях России

Показатели 2012 2013 2014 2015 2016
1 2 3 4 5 6
Российская Федерация 422886 424669 419980 407388 443405
Центральный федеральный округ 76420 78885 78259 76558 73950
Северо-западный федеральный округ 28766 29160 28581 28739 27528
Южный федеральный округ 109494 103652 103055 96035 101233
Северо-Кавказский федеральный округ 40183 40722 41343 40239 41171
Приволжский федеральный округ 79318 79426 78147 75985 76037
Уральский федеральный округ 28439 28635 28566 28034 27941
Сибирский федеральный округ 42225 50478 48748 48712 46336
Дальневосточный федеральный округ 14041 13711 13281 13086 12672

 

Численность мест в санаторно-курортных организациях имеет общую тенденцию к увеличению, не смотря на снижение количества самих организаций. Это стало возможным благодаря проведению капитальных ремонтов и реконструкций зданий санаториев.

Особенно заметное увеличение отмечается в 2014 году (в сравнении с 2013 годом отмечается увеличение на 8,84 %) (рис. 1.6).

Такую динамику можно объяснить еще и тем, что в 2016 году начались геополитические проблемы, увеличился курс доллара, и число желающих отдохнуть за границей снизилось. Санаторно-курортные организации воспользовались данной ситуацией для привлечения отдыхающих. Наибольшее количество мест в санаторно-курортных организациях Южного федерального округа (22,83 %).

 

Рис. 1.6. Динамика количества мест в санаторно-курортных организациях в России

 

В структуре санаторно-курортных организаций отдельно выделяются детские оздоровительные учреждения. Их анализ представлен в таблице 1.9.

Таблица 1.9

Детские оздоровительные учреждения России

Показатели 2012 2013 2014 2015 2016
Число детских оздоровительных учреждений - всего, тыс., из них: 50,2 49,2 47,9 46,9 46,2
Загородные оздоровительные 2,2 2,4 2,4 2,3 2,2
Оздоровительные с дневным пребыванием 37,8 40,7 39,5 38,7 38,0
Численность детей, отдохнувших в них за лето - всего, тыс. человек 4893,9 4892,8 4958,3 4864,8 4829,4
из них в учреждениях:          
Загородных оздоровительных 1253,4 1287,7 1365,6 1324,9 1301,5
Оздоровительных с дневным пребыванием 2783,5 29188,8 2862,6 2825,7 2772,5

 

Число детских оздоровительных в динамике стабильно снижается с 50,2 тыс. в 2012 году до 46,2 тыс. в 2016 году. Также снижается и численность детей, отдохнувших там.

Анализируя положение санаторно-курортной отрасли, необходимо рассмотреть также экономические показатели. В таблице 1.10 представлен анализ доходов санаторно-курортных организаций.

Таблица 1.10

Доходы санаторно-курортных организаций России, тыс. руб.

Показатели 2012 2013 2014 2015 2016
Российская Федерация 83276 89684 97411 100286 113885
Центральный федеральный округ 12262 13045 13502 13563 14530
Северо-западный федеральный округ 5116 5406 5638 6089 6896
Южный федеральный округ 20839 20573 22288 22150 26888
Северо-Кавказский федеральный округ 11988 13988 15263 16147 17712
Приволжский федеральный округ 15142 16739 18500 19485 20753
Уральский федеральный округ 6313 7062 7867 8395 8340
Сибирский федеральный округ 9638 10812 12056 12026 12857
Дальневосточный федеральный округ 1979 2057 2298 2432 2539

 

На протяжении всего анализируемого периода отмечается стабильная положительная динамика доходов у санаторно-курортных организаций. Как уже было отмечено выше, это связано с увеличением числа отдыхающих, так и с инфляционным увеличением цен на услуги организаций. Доходы организаций в целом по России составили 113885 тыс. руб., что на 13,56 % выше показателя прошлого года (рис. 1.7).

Рис. 1.7. Динамика доходов санаторно-курортных организаций в России, тыс. руб.

 

Наибольший доход заработали организации Южного федерального округа (26888 тыс. руб., или 23,61 % от общей суммы). Это самое популярное место для отдыха у внутренних туристов.

На сегодняшний день санаторно-курортная отрасль страны не имеет единой структуры и рассредоточена между различными министерствами, ведомствами, акционерными обществами, общественными организациями.

В связи с этим развитие санаторных организаций происходит бессистемно, обособленно, главным критерием и направляющим вектором здесь выступают лишь интересы и возможности собственников. Однако, независимо от ведомственной принадлежности и организационно-правовой формы, санаторно-курортная отрасль представляет собой единый комплекс, который требует организационно-методического обеспечения и управления.

Опрос отдыхающих на российских курортах показал ослабление интереса к медицинской составляющей. Для основной части респондентов целью поездки является отдых, и лишь 25% опрошенных отмечают приоритетность санаторно-курортного лечения. Если еще 5-7 лет назад аналогичные опросы показывали преобладание лечебно-оздоровительной составляющей, то в настоящее время налицо смена приоритетов.

Еще одной тенденцией, характерной для современного этапа развития курортной сферы является предоставление более коротких, по сравнению с традиционными сроками курсов санаторно-курортного лечения. В настоящее время более 30 % больных руководствуясь экономическими соображениями поступают на санаторно-курортное лечение на укороченные сроки (от 10 до 14 дней).

Санаторно-курортные учреждения, учитывая запросы потребителей, вынуждены реализовывать свои услуги частично, в каждом конкретном случае разрабатывая такой их комплекс, который соответствовал бы требованиям клиентов. Между тем, несмотря на все существующие проблемы в санаторно-курортной сфере, нельзя не подчеркнуть наличие в нашей стране мощного потенциала развития отрасли (различные климатические зоны, ценные рекреационные ресурсы, богатство природного мира, историко-культурное наследие страны).

С учетом всего вышеизложенного правомерно говорить о необходимости перехода санаторно-курортных организаций на качественно новую модель поведения на рынке, когда приоритетным становится создание комплекса рекреационных и досуговых услуг, способных удовлетворить платежеспособный спрос населения с учетом индивидуального подхода к каждому клиенту и приемлемости самой услуги по соотношению «цена-качество».

Анализ сущности и понятия рынка санаторно-курортных услуг позволяет сделать вывод, что это:

- общественное и экономическое явление, которое объединяет спрос и предложение для обеспечения процесса купли-продажи рекреационного продукта;

- совокупность потенциальных потребителей туристского продукта;

- система хозяйственных отношений, при которых происходит процесс превращения услуг в деньги и обратно - здесь стоит отметить, что туристский рынок образуют страны экспортеры и импортеры туризма;

- взаимодействие спроса, предложения, цены и конкуренции;

- самостоятельный элемент более обширного понятия «рынок товаров и услуг».

Дата: 2019-03-05, просмотров: 269.