Активизация инновационной деятельности служит одним из ключевых факторов повышения конкурентоспособности организаций санаторно-курортного комплекса.
Инновации в санаторно-курортной деятельности – это не принципиально новые технологии и методы обслуживания отдыхающих, а процесс улучшения уже применяемых, состоящий из следующих этапов:
1) генерирование идеи инновационного продукта;
2) отбор идей;
3) разработка концепции нового продукта и стратегии маркетинга;
4) анализ возможностей оказания услуг в рамках реализации инновационного продукта и его сбыта;
5) внедрение инновационного продукта;
6) пробный маркетинг;
7) коммерциализация.
На внедрение инноваций в санаторно-курортной деятельности оказывает влияние экономическая ситуация в стране, социальное положение населения, распространенность и заболеваемость населения, законодательство, уровень развития медицинского обслуживания, эффективность использование рекреационного потенциала региона, состояние коммуникационных сетей (возможности использования Интернета, других альтернативных способов связи) и т.п.
Характерным чертами при внедрении инноваций в его санаторно-курортное хозяйство является:
- возрастающие потребности населения в улучшении здоровья;
- обострение конкуренции между государственными санаторно-курортными учреждениями и частными пансионатами;
- опасность потери части рынка;
- необходимость сдерживать выезд населения региона для получения санаторно-курортных услуг в зонах, аналогичных по условиям регионах (природа, культура, климат, рекреационные ресурсы);
- гармоническое объединение привлекательных условий отдыха, оздоровления и путешествий для полного удовлетворение потребностей самих требовательных потребителей санаторно-курортных услуг;
- переход от экономики предложения к экономике спроса.
По мнению Д.И. Асланова, инновационная деятельность в санаторно-курортных комплексах должна базироваться на таких типах инноваций [4, с. 14]:
- инновации, связанные с медицинской деятельностью, изучением бальнеологических ресурсов региона, - это научные инновации, выраженные инновациями-продуктами и инновациями-процессами;
- инновации технического характера, связанные с различными приспособлениями для лечения больных - представленные, в основном, инновациями-продуктами;
- инновации хозяйственного характера, связанные с благоустройством вод, также представленные инновациями-продуктами;
- инновации, связанные с институциональными, организационно-управленческими процессами.
Мы разделяем мнение Д.И. Асланова, однако считаем целесообразным дополнить их, исходя из того, что инновационная деятельность должна касаться сферы технико-технологического обеспечения производства санаторно-курортных услуг, сферы увеличения производства, повышения качества и удешевление услуг, а также сферы социальной политики:
- социальные инновации, связанные с удовлетворением потребностей различных социальных групп;
- юридические инновации, направленные на создание нормативно-правовой основы функционирования и развития санаторно-курортного хозяйства региона;
- информационные инновации, которые базируясь на современных информационных технологиях, обеспечивают продвижение санаторно-курортной продукции на рынок, получение новых идей относительно ее усовершенствования, проведение исследований рынка потребителей;
- экологические инновации, производство и потребление которых оказывает содействие уменьшению интегрального влияния на окружающую среду, повышению эффективности в удовлетворении санаторно-курортных потребностей потребителей и развития санаторно-курортных учреждений, которые их используют;
- политические инновации, которые включают новые формы организации системы здравоохранения, управления на муниципальном, региональном, национальном и межгосударственном уровнях санаторно-курортным хозяйством, предоставление санаторно-курортных услуг малообеспеченным, пенсионерам, детям и т.п..
На сегодняшний день Д.И. Асланов выделил ряд направлений инновационного развития санаторно-курортного хозяйства [4, с. 15]:
1. Внедрение нового товара, т.е. товара, с которым потребители еще не знакомы, или новой разновидности какого-то товара.
Коренным образом изменить сформированную ситуацию в санаторно-курортном хозяйстве может новый вид рекреационного продукта для данного региона - туризм. Поэтому необходимым является трансформация сформованного санаторно-курортного комплекса в санаторно-курортно-рекреационный, путем принятия инновационных форм развития, точнее создание в составе типичного санаторно-курортного комплекса туристско-рекреацонной составляющей. Причем, данный путь развития будет характеризироваться быстрой окупаемостью инвестиционных проектов, направленных на создание инфраструктуры сервиса и развлечений.
Также необходимым, на наш взгляд, инновациями в данном направлении является:
- разработка нормативно-правовой базы в области экологии, природопользования, инновационной и инвестиционной деятельности и т.п., что регламентирует и регулирует отношения, которые возникают на санаторно-курортном рынке;
- улучшение условий комфортабельности санаторных учреждений;
- развитие современной инфраструктуры развлечений;
- создание новых видов парков;
- формирование информационного потенциала комплекса;
- разработка и распространения рекламной информации;
2. Внедрение нового способа (метода) производства.
По данному направлению необходимо осуществлять инновационный процесс, прежде всего, в следующих направлениях:
- изучать состояние и разрабатывать инновационные мероприятия по оздоровлению, воспроизводству и рациональному использованию естественных лечебных ресурсов;
- проводить научную оценку современного состояния поверхностной и подземной гидросферы и разрабатывать инновационные меры по их охране;
- разрабатывать новые методы курортного лечения и повышение эффективности использования естественных лечебных факторов в системе оздоровления человека. Сущность данного направления заключается в том, что основное внимание необходимо уделить научным разработкам в сфере курортного лечения;
- разрабатывать и реализовывать программы, направленные на повышение уровня квалификации обслуживающего персонала;
- использовать ресурсы Интернета с целью всестороннего сотрудничества;
- создать автоматизированные системы управления санаторно-курортным комплексом;
- провести реконструкцию учреждений;
- модернизировать и внедрять новые виды медицинской техники;
- использовать информационные и коммуникационные технологии, новую медицинскую технику и технологии при предоставлении традиционных санаторно-курортных услуг.
3. Открытие нового рынка, т.е. рынка, на котором данная область страны еще не присутствовала. Здесь необходимо осуществлять деятельность по трем основным направлениям:
- расширение внутреннего рынка с помощью обеспечения доступности санаторных услуг для разных слоев населения, а также привлечение новых сегментов туристского рынка;
- создание перспективных позиций на аналогичных рынках стран СНГ;
- выход на мировой рынок курортно-рекреационных услуг.
4. Овладение новым источником сырья или полуфабрикатов. В этом случае особое внимание следует уделить природно-ресурсной базе курорта. В этом направлении необходимо:
- проводить мероприятия по разведке и освоению новых месторождений бальнеологических ресурсов;
- развивать аеротерапию и гелиотерапию, при помощи разработки новых методов лечения воздухом, т.е. - поиск инновационных методик использования климатических условий;
- использовать инновационный подход к ландшафтотерапии, что базируется на использование ландшафта региона.
5. Проведение новой организации или изменений в организации производства и управления.
В соответствии с трансформационными процессами, которые будут осуществляться в результате инновационной деятельности по указанным компонентам инноваций, будет происходить изменение структуры санаторно-курортного комплекса и механизма его регулирование путем:
- внедрение инновационных подходов относительно управления сферой предоставления санаторно-курортных услуг;
- использование новых инновационных форм организации санаторно-курортной деятельности и территориальной организации деятельности соответствующих предприятий (санаторно-курортных кластеров, региональных рекреационных корпораций, специальных экономических зон санаторно-курортного типа и др.);
- усовершенствование информационного обеспечения санаторно-курортной деятельности в России путем создания общенациональной сети курортно-информационных центров;
- организации и усовершенствования государственной и региональной поддержки научных разработок в сфере инноваций в санаторно-курортной сфере;
- изменения в организации производства и потребления традиционного санаторно-курортного продукта (новый маркетинг и менеджмент);
- разработки и принятия законодательных и нормативных актов, направленные на формирование благоприятной правовой среды для развития инновационной деятельности в санаторно-курортном хозяйстве;
- повышение инновационного потенциала кадров, занятых в санаторно-курортной, туристской и сопредельных областях;
- пропагандирование социальных инноваций, связанных с удовлетворением потребностей различных социальных групп: улучшение условий труда, решение проблем здравоохранения, условия проживания в санаториях, расширение возможностей на рынке рабочей силы, например, возможность трудоустройства инвалидов, социальные обязательства предприятий санаторно-курортного хозяйства перед работниками.
Осуществление инновационной деятельности в отдельных направлениях не только обеспечит развитие санаторно-курортного хозяйства, но и будет способствовать социально-экономическому росту региона.
В связи с этим, при внедрении инноваций в деятельность предприятий санаторно-курортного хозяйства, следует придерживаться следующих принципов:
1) принцип важности - значимость инноваций для развития санаторно-курортных учреждений, приумножение здоровья населения, социально-экономического рост региона, конкурентоспособность национальной экономики;
2) принцип преемственности - активизация инновационной деятельности должна происходить с учетом перспектив развития санаторно-курортного хозяйства региона;
3) принцип постоянного развития - инновации должны обеспечить достижение баланса между удовлетворением современных потребностей и защитой интересов будущих поколений, включая их потребность в безопасной и здоровой окружающей среде;
4) принцип информационно-технологического обеспечения - внедрение автоматизированных систем в деятельность санаторно-курортных учреждений, использование всемирной сети Интернет для продвижения и рекламирования услуг должны стать обязательным атрибутом развития данной области;
5) принцип обязательной востребованности – внедряемые инновации должны обязательно использоваться при предоставлении санаторно-курортных услуг, организации санаторно-курортной деятельности и т.п.;
6) принцип социально-экономического роста региона - от внедрения инноваций в деятельность санаторно-курортного хозяйства должен быть достигнут социальный и экономический эффект для региона;
7) принцип минимума капитальных вложений – в условиях ограниченности инвестиционных ресурсов, в частности в сфере санаторно-курортного оздоровления и отдыха, шансы на внедрение имеют больше те инновационные проекты, которые требуют наименьших капитальных вложений;
8) принцип замещения - предусматривает, что созданный санаторно-курортный продукт по своей стоимости не должен существенно превышать стоимость обычного такого продукта;
9) принцип заполнения существующего вакуума в сфере предоставления санаторно-курорнтных услуг – с помощью инноваций должны приниматься новые решения, без которых будет замедляться процесс развития курортного хозяйства региона.
Для того, чтобы инновации использовались эффективно в функционировании санаторно-курортного хозяйства, необходима профессиональная организация, мотивация, управление коллективом, обеспечение инвестиционными ресурсами, соблюдение указанных выше принципов на началах финансового инновационного менеджмента, что позволит организовать управление таким образом, чтобы получить определенные экономические, социальные результаты для внедрения и эффективного использования инноваций в производственной деятельности санаторно-курортных учреждений.
Выводы по главе 1. Санаторно-курортное хозяйство является одной из ведущих отраслей мировой и отечественной туристской индустрии, располагает значительным рекреационно-ресурсным потенциалом, развитой материально-технической базой и выделяется относительно высокими показателями объемов обслуживания. Санаторно-курортное хозяйство РФ в настоящее время функционирует в рыночных условиях, предприятия отрасли стремятся к расширению объема предоставляемых платных услуг, включая их экспорт на внешних туристских рынках.
Основными типами санаторно-курортных организаций являются различные лечебно-профилактические учреждения - санатории, лечебные пансионаты, курортные поликлиники, лечебные пляжи, галереи и бюветы минеральных вод, ванные здания, радонолечебницы, грязелечебницы, солярии, аэрарии и бассейны для лечебного плавания. На климатолечебных курортах имеются также дома отдыха, турбазы, пансионаты и кемпинги, где организован отдых практически здоровых лиц с использованием климатических факторов для коррекции функционального состояния, ускоренного восстановления работоспособности и закаливания организма.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 258.