Термин наука может пониматься в трех смыслах: как социальный институт, как отрасль духовного производства и как система знаний.
1. Наука (как социальный институт) - система организаций, учреждений вырабатывающих, распространяющих и внедряющих знания, а также норм и принципов, регулирующих их деятельность.
2. Наука (как духовное производство) - особый тип духовной деятельности, направленной на получение достоверного и обоснованного знания.
3. Наука (как система знаний) - упорядоченная система обоснованных знаний, выраженных в абстрактно - логической форме.
Отличительные черты науки:
1. Обоснованность - любое утверждение, принимаемое наукой, должно иметь свое доказательство.
2. Универсальность - знание, полученное в одной области, должно быть применимо ко всем подобным.
3. Системность - научные знания упорядочены, выражаются в форме теории.
4. Объективность - наука стремиться к объективному, не зависящему от воли познающего субъекта, знанию.
5. Безграничность - наука постоянно развивается, любая теория не претендует на абсолютность и может быть опровергнута.
6. Математизация и формализация - точность в науке достигается за счёт использования формализованных языков и языка математики.
7. Терминологический аппарат - научные понятия, зафиксированные на теоретическом уровне.
Функции науки:
1. Познавательная - описание и объяснение окружающего мира, общества и человека (реализуется, в основном, в фундаментальных науках).
2. Практически - действенная - участие в преобразующей деятельности общества (реализуется, в основном, в прикладных науках).
3. Прогностическая - предсказание явлений в будущем.
4. Социальная - содействие в развитии общества.
5. Культурно - мировоззренческая - формирование научного мировоззрения.
Фундаментальные науки глубоко погружаются в объект исследования и дают основу прикладным наукам. Прикладные науки применяют свои знания на практике.
Уровни научного знания. Выделяют два уровня научного знания - эмпирический и теоретический.
1. Эмпирический уровень характеризуется непосредственным познанием внешних сторон объектов, выявлением наблюдаемых фактов и фиксацией закономерностей.
Формы эмпирического познания - научный факт и эмпирический закон. Эмпирическое познание использует методы:
а) наблюдение;
б) эксперимент;
в) измерение;
г) описание;
д) сравнение и др.
2. Теоретический уровень осуществляет опосредованное познание, проникает в сущность явлений и объясняет их.
Формы теоретического уровня познания - закон, гипотеза, теория. Теоретическое познание использует методы:
а) дедукция;
б) индукция;
в) абстрагирование;
г) идеализация;
д) систематизация и др.
Помимо эмпирических и теоретических методов, существуют универсальные методы, применение которых возможно на любом из данных уровней.
К ним относятся:
а) аналогия;
б) анализ;
в) синтез;
г) классификация;
д) моделирование.
Виды наук.
Традиционно выделяют естественные и социально-гуманитарные науки.
1. Естественные науки изучают природные объекты и явления. Их основная задача - объяснение универсальных, повторяющихся закономерностей.
2. Социально - гуманитарные науки изучают общество и объекты культуры.
Социальное познание - изучение объективных законов функционирования общества, его институтов, а также социальных групп и индивидов в рамках общества.
Особенности социального познания:
1. Совпадение субъекта и объекта познания.
2. Особая сложность объекта познания - общества, состоящего и множества подсистем;
3. Ценностная нагруженность познания;
4. Влияние процесса познания на объект;
5. Затруднённость проведения эксперимента
Социальная ответственность учёного - ответственность учёных за неоднозначные последствия своих открытий и внедрения их в практику.
Образование, его значение для личности и общества.
Образование - целенаправленная познавательная деятельность людей по получению и передаче знаний, умений и навыков, либо по их совершенствованию.
Функции образования:
§ экономическая - передача и освоение навыков профессиональной деятельности;
§ социальная - социализация личности и воспроизводство социальной структуры общества;
§ культурная - передача и освоение достижений духовной культуры предыдущих поколений.
Система образования - совокупность образовательных программ и стандартов, сеть образовательных учреждений и органов управления, а также комплекс принципов, определяющих ее функционирование.
Требования общества к образованию выражаются в системе принципов государственной образовательной политики.
В настоящее время образовательная политика в РФ строится на следующих принципах:
1) гуманистический характер образования;
2) приоритет общечеловеческих ценностей;
3) право личности на свободное развитие;
4) единство федерального образования при праве на своеобразие образования национальных и региональных культур;
5) общедоступность образования;
6) адаптивность системы образования к потребностям обучаемых;
7) светский характер образования в государственных учреждениях;
8) свобода и плюрализм в образовании;
9) демократический, государственно - общественный характер управления и самостоятельность образовательных учреждений.
Ступени образования в РФ:
1. Дошкольное.
2. Общее (школьное, среднее).
а) начальное (1 - 4 кл.);
б) основное общее (5 - 9 кл.);
в) полное (среднее) общее (10 - 11 кл.).
3. Профессиональное:
а) начальное;
б) среднее;
в) высшее;
г) послевузовское.
4. Дополнительное.
Тенденции в развитии образования:
а) демократизация системы обучения и воспитания (общедоступность);
б) гуманитаризация процесса образования (повышенное внимание к гуманитарным дисциплинам);
в) гуманизация процесса образования;
г) компьютеризация процесса образования;
д) интернационализация процесса образования;
е) непрерывное образование;
ж) рост продолжительности образования.
Важнейшим путём получения образования является самообразование - получение знаний без непосредственного контроля и помощи учителей и педагогов.
Религия.
Религия - система верований в сверхъестественное, обрядовых действий, традиций, религиозных институтов.
Основа любой религии - вера в сверхъестественное.
Исторические формы религии.
§ тотемизм - поклонение рода, племени животному или растению как своему мифическому предку и защитнику. Тотемизм связан с магией (колдовством) - действия и обряды, совершаемые с целью повлиять сверхъестественным путем на окружающий мир;
§ фетишизм (от слова «фетиш» - магическая вещь) - вера в магические свойства различных предметов;
§ анимизм (от лат. anima - душа) - вера в духов и всеобщую одухотворенность природы.
На этом этапе постепенно происходит антропоморфизация - перенос на богов свойственных человеку качеств и внешнего вида. Кроме того, боги становятся более могущественными и обретают большую ответственность - появляется политеизм;
§ политеизм (от «поли» - много и греч. theos - бог) - многобожие. постепенно на его основе, за счет дальнейшего «укрупнения» богов, появляется монотеизм;
§ монотеизм (от «моно» - один и греч. theos - бог) - вера в единого бога - творца и правителя Вселенной.
Типы религий в современном мире:
1. Родоплеменные верования.
2. Национально - государственные религии, составляющие основу религиозной жизни отдельных наций;
3. Мировые религии: буддизм, христианство и ислам.
Признаки мировых религий:
1. Космополитизм ( космополитизм (от др.- греч. κοσμοπολίτης (kosmopolites) - космополит, гражданин мира, (человек космоса - вселенной) – это идеология, рассматривающая жителей Земли вне зависимости от гражданства или какой - либо родовой принадлежности.), носит надэтнический характер.
2. Эгалитарность (равенство полов, также, равноправие полов, равенство мужчин и женщин, равноправие мужчин и женщин, гендерное равенство, гендерное равноправие, сексуальное равенство, сексуальное равноправие, эгалитарная семья, гендерная эгалитарность – это концепция, подразумевающая собой достижение равенства в правах между мужчинами и женщинами в семейных и других отношениях), равенство всех людей, обращенность к представителям всех социальных групп.
3. Высокая пропагандистская активность.
Функции религии:
§ мировоззренческая - формирование определённой картины мира у своих последователей;
§ ценностно - смысловая - ответ на вопрос о смысле жизни и выработка основных ценностных ориентиров;
§ психологическая - утешение в трудную минуту через молитву, медитацию, обращение к Богу;
§ коммуникативная - связь верующих между собой, а также связь верующих с ангелами, божественными сущностями и самим Богом;
§ культурно - транслирующая - передача культурного наследия из поколения в поколение, по развитию религии мы можем судить о степени развития того или иного общества;
§ интегрирующая - объединение последователей одного религиозного направления, одновременно противопоставление их другим.
Признаки религиозного знания:
§ иррациональность;
§ догматизм;
§ вера в сверхъестественное;
§ необоснованность.
Искусство.
Искусство - творческая деятельность людей, направленная на передачу объективной реальности через субъективные переживания с помощью художественных образов.
Искусство – практическая деятельность человека, направленная на освоение и создание эстетических ценностей.
Предмет искусства – человек, его отношения с окружающим миром и другими индивидами, а также жизнь людей в определённых исторических условиях.
Форма бытия искусства – художественное произведение, имеющее видовую и жанровую определённость и осуществляющееся в качестве материального предмета – знака, который передаёт людям определённую художественную концепцию, обладающую эстетической ценностью.
Функции искусства:
§ общественно - преобразующая - включение людей в деятельность по преобразованию общества;
§ утешительно- компенсаторная - восстановление гармонии духа, утраченной человеком в реальной действительности;
§ художественно - концептуальная - выражение своего понимания мира через художественный образ;
§ прогностическая - предвосхищение будущего;
§ воспитательная - формирование целостной, нравственно ориентированной человеческой личности;
§ внушающая - воздействие искусства на подсознание людей;
§ эстетическая - формирование эстетических вкусов и потребностей человека;
§ гедонистическая - получение от искусства удовольствия;
§ познавательно - эвристическая - освоение сторон жизни, недоступных науке.
Эстетика - наука о красоте и искусстве.
Мораль.
Мораль - это:
§ совокупность правил поведения, производных от представлений людей о справедливости и несправедливости, добре и зле;
§ форма ценностного сознания, содержащая систему идеалов, норм, ценностей, связанных с поведением людей в обществе.
Реализация норм морали обеспечивается:
1. Внутренней, автономной саморегуляцией (совестью).
2. Общественным мнением.
Функции морали:
§ регулятивная;
§ ценностно - ориентировочная - создание и распространение системы идеалов и ценностей, формирование представлений о высших целях человеческой жизни;
§ мотивационная - создание побуждения к определенному поведению;
§ конститутивная - учреждение высших принципов нравственности, без которых не может существовать общество;
§ координационная - согласованность людей в различных сферах деятельности, а также согласование разнородных потребностей общества и человека.
Нормы морали, как и другие духовные ценности относительны, поэтому в каждом обществе формируются уникальные, зачастую противоречащие друг другу системы моральных ценностей. Однако в современном глобализирующемся обществе появляется необходимость выработки общечеловеческих ценностей и норм. В качестве таковых можно выделить:
1. «Золотое правило нравственности» - древнейшее моральное правило, гласящее: «Поступай с людьми так, как ты хотел бы, чтобы они поступали с тобой».
2. Гуманизм - представление о высшей ценности человеческой личности, незыблемости неотъемлемых, естественных прав личности.
Основные категории нравственности:
§ идеал (добро, истина, справедливость),
§ совесть,
§ честь,
§ чувство собственного достоинства,
§ долг,
§ счастье,
§ смысл жизни (представление об осмысленности, направленности человеческой жизни к высшим ценностям).
Моральный выбор - свобода личности, заключающаяся в умении принимать решения в пользу добрых поступков.
Моральная ответственность - одно из основополагающих качеств личности, состоящее в способности предугадывать последствия свои поступков и нести за них самостоятельную ответственность.
Этика - философская наука, изучающая мораль и нравственность.
Нравственность - это мораль, воплощённая в поведении. Это компонент культуры, содержанием которого выступают этические ценности. Это способность человека думать, чувствовать и действовать в соответствии с моралью.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 253.