II . И ндивидуальная и коллективная
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

III .  Законная и незаконная.

IV . М оральная и аморальная.

V . Ш аблонная (по образцу) и инновационная (творческая).

VI . П о этапу жизни человека:     а) игра; б) обучение; в) труд.

Особо выделяют общение - деятельность, сопутствующую осталь­ным видам совместной деятельности.

 

  Мышление - познавательный процесс, характеризующийся обобщённым и опосредованным отражением действительности.

 

Мышление

 Биологическая основа:                   Формы:                          Средство:

головной мозг человека; - понятийные и категорийные;    язык.

                                         - ассоциативно – образные;

                                         - вербально – речевые;

                                         - деятельностно – орудийные;

База: чувственный опыт, который преобразуется в мышлении посредством его обобщения, выявления необходимых черт и свойств объектов.

 

Процесс мышления проходит ряд этапов:

1 этап. Наличие:

- потребности (материальной, духовной) или необходимости что – либо понять, узнать, объяснить;

- интереса к тому новому, неизвестному, что человек подметил в окружающей действительности;

- умения отделить новое, необычное от известного;

- стремления узнать, понять, раскрыть это новое, незнакомое.

Формулирование задачи (вопроса): определение предмета мышления и направления мыслительного процесса.

2 этап. Решение поставленной задачи (т.е. мыслительный процесс) с использованием  методов анализа и синтеза, путём осуществления различных умственных операций: сравнения, классификации, систематизации, обобщения, абстрагирования, конкретизации.

3 этап. Достижение нового знания, которым раньше человек не владел.

 

К помощи мышления мы прибегаем тогда, когда не можем получить информацию, опираясь на работу только органов чувств. В подобных случаях приходится получать новое знание при помощи мышления, выстраивая систему умозаключений. Так, посмотрев на термометр, повешенный с наружной стороны окна, мы узнаем, какая температура воздуха на улице. Для того чтобы получить это знание, не обязательно выходить на улицу. Увидев сильно качающиеся верхушки деревьев, мы делаем вывод, что на улице ветер.        

Кроме двух признаков мышления (обобщенность и опосредованность) важно указать еще на две его особенности - связь мышления с действием и с речью.

Человек познает действительность, воздействуя на нее, понимает мир, изменяя его. Мышление не просто сопровождается действием или действие - мышлением; действие - это первичная форма существования мышления. Первичный вид мышления - это мышление в действии или действием. Все мыслительные операции (анализ, синтез пр.) возникли сначала как практические операции, затем стали операциями теоретического мышления. Мышление зародилось в трудовой деятельности как практическая операция и лишь затем выделилось в самостоятельную теоретическую деятельность.

Мы мыслим словами. Высшей формой мышления является словесно - логическое мышление, посредством которого человек становится способен отражать сложные связи, отношения, формировать понятия, делать выводы и решать сложные абстрактные задачи. Человеческое мышление невозможно без языка. Взрослые и дети гораздо лучше решают задачи, если сформулируют их вслух. И наоборот, когда в эксперименте у испытуемого фиксировался язык (зажимался зубами), качество и количество решенных задач ухудшалось.

Итак, мышление – это процесс активного отражения объективного мира в понятиях, суждениях, теориях.

Характеристики мышления:

§ социальный характер;

§ связь с языком;

§ опосредованный характер;

§ личностный характер.

Мышление человека формируется в процессе деятельности и разви­вается по мере освоение новых форм деятельности.

Психология выделяет 3 вида мышления:

 а) наглядно - действенное мышление: задачи решаются с помощью реального, физического преобразования ситуации, манипулирования с объектами. Эта форма мышления наиболее характерна для детей до 3 лет. Ребенок этого возраста сравнивает предметы, накладывая один на другой или приставляя один к другому; он анализирует, разламывая на части свою игрушку; он синтезирует, складывая из кубиков или палочек "дом"; он классифицирует и обобщает, раскладывая кубики по цвету. Ребёнок не ставит еще перед собой цели и не планирует своих действий. Ребенок мыслит действуя. Движение руки на этом этапе опережает мышление. Потому этот вид мышления еще называют ручным. Не следует думать, что наглядно - действенное мышление не встречается у взрослых. Оно часто применяется в быту (например, при перестановке мебели в комнате или при необходимости пользоваться малознакомой техникой) и оказывается необходимым, когда заранее невозможно полностью предусмотреть результаты каких - нибудь действий.

б) наглядно - образное мышление: связано с оперированием образами. Оно позволяет анализировать, сравнивать и обобщать различные образы, представления о явлениях и предметах. Наглядно - образное мышление наиболее полно воссоздает все многообразие различных характеристик предмета. В образе может быть одновременно зафиксировано видение предмета с нескольких точек зрения. В этом качестве наглядно-образное мышление практически неотделимо от воображения. В простейшей форме наглядно - образное мышление проявляется у дошкольников в возрасте 4-7 лет. Здесь практические действия как бы отходят на второй план, и, познавая объект, ребёнку вовсе не обязательно трогать его руками, но ему необходимо отчётливо воспринимать и наглядно представлять этот объект. Именно наглядность является характерной особенностью мышления ребёнка в этом возрасте. Она выражается в том, что обобщения, к которым приходит ребёнок, тесно связаны с единичными случаями, являющимися их источником и опорой. Ребёнок осмысливает только наглядно воспринимаемые признаки вещей. Все доказательства носят наглядный, конкретный характер. Наглядность как бы опережает мышление, и когда ребёнка спрашивают, почему кораблик плавает, то он может ответить: потому что он красный или потому что это Вовин кораблик. Взрослые также пользуются наглядно - образным мышлением. Так, приступая к ремонту квартиры, мы заранее можем представить себе, что из этого выйдет. Образы обоев, цвет потолка, окраска окон и дверей становятся средствами решения задачи. Наглядно - образное мышление позволяет придумать изображение таких вещей, которые сами по себе невидимы. Так были созданы изображения атомного ядра, внутреннего строения земного шара и т.д. В этих случаях образы носят условный характер.

в) абстрактно - логическое мышление: представляет собой наиболее поздний этап развития мышления. Для него характерно использование понятий, логических конструкций, которые иногда не имеют прямого образного выражения (например, стоимость, честность, гордость и т.д.). Благодаря словесно - логическому мышлению человек может устанавливать наиболее общие закономерности, предвидеть развитие процессов в природе и обществе, обобщать различный наглядный материал.

Следует отметить, что все виды мышления тесно взаимосвязаны между собой. Приступая к какому - либо практическому действию, мы уже имеем в сознании тот образ, которого предстоит еще достигнуть. Отдельные виды мышления постоянно взаимопереходят друг в друга. Так, практически невозможно разделить наглядно - образное и абстрактно - логическое мышление, когда приходится работать со схемами и графиками. Поэтому, пытаясь определить вид мышления, следует помнить, что этот процесс всегда относительный и условный. Обычно у человека задействованы все виды мышления, и следует говорить об относительном преобладании того или иного вида.

Другой важный признак, согласно которому строится типология мышления, - это степень и характер новизны информации, которая осмысливается человеком.

Различают репродуктивное, продуктивное и творческое мышление.

Репродуктивное мышление реализуется в пределах воспроизведения в памяти и применения определенных логических правил, без установления каких - либо необычных, новых ассоциаций, сопоставлений, анализа и т.п. Причём это может происходить как сознательно, так и на интуитивном, подсознательном уровне. Типичный пример репродуктивного мышления - решение типовых задач по заранее заданному алгоритму.

Продуктивное и творческое мышление объединяют такие черты, как выход за пределы наличных фактов, выделение в данных предметах скрытых свойств, выявление непривычных связей, перенесение принципов, способов решения задачи из одной сферы в другую, гибкая смена способов решения задач и т.п. Если подобные действия рождают новые знания или информацию для школьника, но не являются новыми для общества, то мы имеем дело с продуктивным мышлением. Если же в результате мыслительной деятельности появляется нечто новое, до чего никто ранее не додумался, то это творческое мышление.

 Основные формы мышления.

1. Понятие - отображённое в мышлении единство существенных свойств, связей и отношений предметов или явлений; мысль или система мыслей, выделяющая и обобщающая предметы некоторого класса по определённым общим и в совокупности специфическим для них признакам.

2. Суждение - форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается о предмете, его свойствах или отношениях между предметами. Виды суждений и отношения между ними изучаются в философской логике.

3. Умозаключение - вывод.

 Например, процесс словесно - логического мышления протекает по определенному алгоритму. Изначально человек рассматривает одно суждение, добавляет к нему другое и на их основе делает логическое умозаключение. 1 - е суждение: все металлы проводят электричество. 2 - е суждение: железо - это металл. Умозаключение - железо проводит электричество.

В процессе мышления можно выделить несколько операций - сравнение, анализ, синтез, абстракцию, конкретизацию и обобщение.

Сравнение - мышление сопоставляет вещи, явления и их свойства, выявляя сходства и различия, что приводит к классификации.

Анализ - мысленное расчленение предмета, явления или ситуации для выделения составляющих элементов. Таким образом, мы отделяем несущественные связи, данные в восприятии.

Синтез - обратный анализу процесс, который восстанавливает целое, находя существенные связи и отношения.

Анализ и синтез в мышлении взаимосвязаны. Анализ без синтеза приводит к механическому сведению целого к сумме частей, также невозможен синтез без анализа, так как он должен восстановить целое из выделенных анализом частей. У одних людей в складе мышления наблюдается склонность к анализу, у других - к синтезу.

Абстракция - это выделение одной какой - либо стороны, свойства и отвлечение от остальных. Начиная с выделения отдельных чувственных свойств, абстракция затем переходит к выделению нечувственных свойств, выраженных в абстрактных понятиях.

Конкретизация - процесс, обратный абстрагированию и неразрывно связанный с ним. Конкретизация есть возвращение мысли от общего и абстрактного к конкретному с целью раскрытия содержания.

Обобщение - это отбрасывание единичных признаков при сохранении общих, с раскрытием существенных связей. Обобщение может совершиться путём сравнения, при котором выделяются общие качества. Абстракция и обобщение являются двумя взаимосвязанными сторонами единого мыслительного процесса, при помощи которого мысль идет к познанию.

Мыслительная деятельность всегда направлена на получение какого-либо результата. Человек анализирует предметы, сравнивает их, абстрагирует отдельные свойства с тем, чтобы выявить общее в них, чтобы раскрыть закономерности, управляющие их развитием, чтобы овладеть ими.

Потребности и интересы.

 

Нужда - ощущаемый человеком недостаток в чем-то необходимом.

Потребность - нужда, принявшая специфическую форму, в соответствии с культурным уровнем и индивидуальностью человека.

 Интерес - направленность человека на условия доступности пред­мета потребности.

 Мотив - потребность, ставшая основанием деятельности.

Классификации потребностей:

I. Основная классификация:

1. Материальные (естественные, биологические, врожденные, ор­ганические) - потребности в поддержании физического существования (например: еда, сон, отдых).

2. Социальные - потребности во взаимодействии с обществом (например: об­щение, престиж, признание, труд).

3. Идеальные (духовные) - потребности в создании и освоении ду­ховных ценностей (например: творчество, самореализация, знания).

II. Пирамида Маслоу.

Согласно классификации А. Маслоу, люди не переходят к удовлет­ворению высших потребностей, пока не удовлетворены потребности низшего уровня.

1. Базовые:

а) естественные (еда, сон);

б) экзистенциальные (безопасность и комфорт существования);

2. Вторичные:

а) социальные;

б) престижные;

в) духовные.

   Способности - врожденные и приобретенные качества, позволяю­щие человеку выполнять деятельность для удовлетворения потреб­ностей.

Способности делятся на: общие (например, писать, бегать, рисовать) и специальные (например, спортивные способности, художественные способности, математические способности).

Талант - совокупность способностей, позволяющая получать про­дукт деятельности, отличающийся новизной, высоким совершенством и общественной значимостью.

 Гениальность - высшая ступень развития таланта, позволяющая осуществлять принципиальные сдвиги в той или иной сфере деятель­ности.

 Также в обществе формируются умения - способность делать что-либо по определённому образцу.

Если человек развивает и оттачивает свои умения, к нему примени­мо понятие «мастерство» - сочетание развитых умений.

 

Дата: 2019-03-05, просмотров: 198.