Во многом проблема достоверности наших знаний о мире определяется ответом на фундаментальный вопрос теории познания: «Что есть истина?».
1.Итак, в истории философии существовали разные взгляды на возможности получения достоверных знаний:
1. Эмпиризм - все знание о мире обосновывается только опытом (Ф. Бэкон).
2. Сенсуализм - только при помощи ощущений можно познавать мир (Д.Юм).
3. Рационализм - достоверное знание может быть почерпнуто только из самого разума (Р. Декарт).
4. Агностицизм - «вещь в себе» непознаваема (И. Кант).
5. Скептицизм - получить достоверные знания о мире нельзя (М. Монтень).
Истина – это знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним. Истина должна быть объективной. Объективная истина - это такое содержание знания, которое не зависит ни от человека, ни от человечества.
Выделяют два вида истины: относительная и абсолютная.
Абсолютная истина - это исчерпывающее достоверное знание о природе, человеке и обществе; знание, которое никогда не может быть опровергнуто.
Абсолютная истина практически недостижима, т.к.:
- во - первых, ограничены и относительны и изменчивы познавательные средства;
- во - вторых, сам мир постоянно изменяется и развивается.
Относительная истина - это неполное, неточное знание, соответствующее определенному уровню развития общества, который обусловливает способы получения этого знания; это знание, зависящее от определенных условий, места и времени его получения.
Разница между абсолютной и относительной истинами в степени точности и полноты отражения действительности. Истина всегда конкретна, она всегда связана с определенным местом, временем и обстоятельствами. Не всё в нашей жизни поддается оценке с точки зрения истины или заблуждения (лжи). Так, можно говорить о разных оценках исторических событий, альтернативных трактовках произведений искусства и т. п.
Критерии истины – это то, что удостоверяет истину и позволяет отличить её от заблуждения.
1. Практика.
2. Соответствие законам логики.
3. Соответствие ранее открытым законам науки.
4. Соответствие фундаментальным законам.
5. Простота, экономичность формулы и др.
Основной критерий истины - это практика. Практика - это целостная органическая система активной материальной деятельности людей, направленная на преобразование реальной действительности, осуществляющаяся в определённом социокультурном контексте.
Формы практики:
1. Материальное производство (труд, преобразование природы).
2. Социальное действие (революции, реформы, войны и т.д.).
3. Научный эксперимент.
Практика в научном познании может выступать как основание, цель и доказательство.
Функции практики:
1. Источник познания: практическими потребностями были вызваны к жизни существующие ныне науки.
2. Основа познания: человек не просто наблюдает или созерцает окружающий мир, но в процессе своей жизнедеятельности преобразует его.
3. Цель познания: человек для того и познает окружающий мир, раскрывает законы его развития, чтобы использовать результаты познания в своей практической деятельности.
4. Критерий истины: пока какое - то положение, высказанное в виде теории, концепции, простого умозаключения, не будет проверено на опыте, не претворится в практике, оно останется всего лишь гипотезой (предположением).
Между тем практика одновременно определённа и неопределённа, абсолютна и относительна. Абсолютна в том смысле, что только развивающаяся практика может окончательно доказать какие - либо теоретические или иные положения. В то же время данный критерий относителен, так как сама практика развивается, совершенствуется и поэтому не может тотчас и полностью доказать те или иные выводы, полученные в процессе познания. Поэтому в философии выдвигается идея взаимодополняемости: ведущий критерий истины - практика, которая включает материальное производство, накопленный опыт, эксперимент, дополняется требованиями логической согласованности и во многих случаях практической полезностью тех или иных знаний.
Критерий истины для философов - рационалистов - разум.
Критерий истины для философов - эмпириков - опыт.
Постоянный спутник истины в любой её форме – это заблуждение. И истина и заблуждение - две противоположные, но неразрывные стороны единого процесса познания. Заблуждение – это знание, не соответствующее своему предмету, несовпадающее с ним. Это неадекватная форма знания, возникает непреднамеренно из - за ограниченности, неразвитости или ущербности практики и самого познания. Заблуждения неизбежны, но они необходимый предмет познания истины. Заблуждения многообразны по своим формам: научные и ненаучные, религиозные и философские, эмпирические и теоретические.
Заблуждение следует отличать от лжи - преднамеренного искажения истины в корыстных целях и дезинформации - передачи ложного знания (как истинного) или истинного знания как ложного. Все эти явления имеют место в научном знании, но встречается и мошенничество, и подлог. Чаще встречаются ошибки - как результат неправильных действий в вычислениях, в политике, в жизни. Они бывают логическими и фактическими. Заблуждения рано или поздно преодолеваются: либо сходят со сцены (учение о "вечном двигателе"), либо становятся истиной (превращение алхимии в химию, астрологии в астрономию).
Понятие истины близко к понятию правда, правота.Правда - истина на деле, истина в образе, благе, честности, справедливости, поступать по правде, значит поступать по истине, по справедливости (Вл.Даль). Тем самым правда, шире чем истина, так как включает в своё определение и мораль.
Подведём итоги:
1. Итогом познания является отыскание истины, истина - есть соответствие знания действительности.
2. Истина объективна и конкретна, и как процесс сочетает в себе абсолютные и относительные черты.
3. Критерием истины выступает практика, которая сочетается с критериями логичности, общезначимости, прагматизма, конвенционализма (это философская концепция, согласно которой научные понятия и теоретические построения являются в основе своей продуктами соглашения между учёными; они должны быть внутренне непротиворечивы и соответствовать данным наблюдения); морали и красоты.
4. В поисках истины исследователь опирается на взаимосвязь знания и веры, на опыт всего человечества.
Мышление и деятельность.
Деятельность - форма активности, присущая исключительно человеку, характеризующаяся:
§ продуктивностью;
§ сознательностью;
§ орудийностью;
§ социальностью:
- приобретение форм деятельности через социализацию;
- обязательная связь с обществом в процессе деятельности.
Структура деятельности:
1. Субъект - тот, кто осуществляет деятельность (человек или коллектив).
2. Объект - то, на что направлена деятельность.
3. Мотив - то, что побуждает человека к деятельности, то, почему действует человек.
4. Цель - то, ради чего осуществляется деятельность, идеальный образ желаемого результата.
5. Средства - то, с помощью чего осуществляется деятельность.
6. Сами действия.
7. Результат - изменения в реальности, которые происходят после завершения деятельности.
Деятельность складывается из действий (выраженный акт поведения, имеющий свою цель и результат); а действия складываются из операций: конкретный способ выполнения действий.
Виды деятельности.
I. 1.П рактическая:
а) материально – производственная: воздействующая на природные объекты;
б) социально - преобразующая: воздействующая на общество.
Духовная:
а) духовно - практическая: освоение и передача уже имеющихся духовных ценностей;
б) духовно - теоретическая: созидающая новые духовные ценности.
Также духовная деятельность подразделяется на:
а) познавательную;
б) прогностическую;
в) ценностно - ориентировочную.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 236.