Понятие истины, её критерии
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Во многом проблема достоверности наших знаний о мире определяется ответом на фундаментальный вопрос теории по­знания: «Что есть истина?».

1.Итак, в истории философии существовали разные взгляды на возможности получения достоверных знаний:

1. Эмпиризм - все знание о мире обосновывается только опытом (Ф. Бэкон).

2. Сенсуализм - только при помощи ощущений можно познавать мир (Д.Юм).

3. Рационализм - достоверное знание может быть почерпнуто только из самого разума (Р. Декарт).

4. Агностицизм - «вещь в себе» непознаваема (И. Кант).

5. Скептицизм - получить достоверные знания о мире нельзя (М. Монтень).

Истина – это знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним. Истина должна быть объективной. Объективная истина - это такое содержание знания, которое не зависит ни от человека, ни от человечества.

Выделяют два вида истины: относительная и абсолютная.

 Абсолютная истина - это исчерпывающее достовер­ное знание о природе, человеке и обществе; знание, которое никогда не может быть опровергнуто.

 Абсолютная истина практически недостижима, т.к.:

- во - пер­вых, ограничены и относительны и изменчивы познавательные сред­ства;

- во - вторых, сам мир постоянно изменяется и развивается.

 Относительная истина - это неполное, неточное зна­ние, соответствующее определенному уровню развития об­щества, который обусловливает способы получения этого знания; это знание, зависящее от определенных условий, места и времени его получения.

Разница между абсолютной и относительной истинами в степени точности и полноты отражения действительности. Истина всегда конкретна, она всегда связана с определенным местом, временем и обстоятельствами. Не всё в нашей жизни поддается оценке с точки зрения ис­тины или заблуждения (лжи). Так, можно говорить о разных оценках исторических событий, альтернативных трактовках произведений искусства и т. п.

Критерии истины – это то, что удостоверяет истину и позволяет отличить её от заблуждения.

1. Практика.

2. Соответствие законам логики.

3. Соответствие ранее открытым законам науки.

4. Соответствие фундаментальным законам.

5. Простота, экономичность формулы и др.

 Основной критерий истины - это практика. Практика - это целостная органическая система активной материальной деятельности людей, направленная на преобразование реальной действительности, осуществляющаяся в определённом социокультурном контексте.

Формы практики:

1. Материальное производство (труд, преобразование природы).

2. Социальное действие (революции, реформы, войны и т.д.).

3. Научный эксперимент.

Практика в научном познании может выступать как основание, цель и доказательство.

Функции практики:

1. Источник познания: практическими по­требностями были вызваны к жизни существующие ныне науки.

2. Основа познания: человек не просто наблю­дает или созерцает окружающий мир, но в процессе своей жизнедеятельности преобразует его.

3. Цель познания: человек для того и познает окружающий мир, раскрывает законы его развития, чтобы использовать результаты познания в своей практической де­ятельности.

4. Критерий истины: пока какое - то положе­ние, высказанное в виде теории, концепции, простого умозак­лючения, не будет проверено на опыте, не претворится в прак­тике, оно останется всего лишь гипотезой (предположением).

Между тем практика одновременно определённа и неопре­делённа, абсолютна и относительна. Абсолютна в том смысле, что только развивающаяся практика может окончательно до­казать какие - либо теоретические или иные положения. В то же время данный критерий относителен, так как сама прак­тика развивается, совершенствуется и поэтому не может тот­час и полностью доказать те или иные выводы, полученные в процессе познания. Поэтому в философии выдвигается идея взаимодополняемости: ведущий критерий истины - практи­ка, которая включает материальное производство, накоплен­ный опыт, эксперимент, дополняется требованиями ло­гической согласованности и во многих случаях практической полезностью тех или иных знаний.

Критерий истины для философов - рационалистов - разум.

Критерий истины для философов - эмпириков - опыт.

  Постоянный спутник истины в любой её форме – это заблуждение. И истина и заблуждение - две противоположные, но неразрывные стороны единого процесса познания. Заблуждение – это знание, не соответствующее своему предмету, несовпадающее с ним. Это неадекватная форма знания, возникает непреднамеренно из - за ограниченности, неразвитости или ущербности практики и самого познания. Заблуждения неизбежны, но они необходимый предмет познания истины. Заблуждения многообразны по своим формам: научные и ненаучные, религиозные и философские, эмпирические и теоретические.

Заблуждение следует отличать от лжи - преднамеренного искажения истины в корыстных целях и дезинформации - передачи ложного знания (как истинного) или истинного знания как ложного. Все эти явления имеют место в научном знании, но встречается и мошенничество, и подлог. Чаще встречаются ошибки - как результат неправильных действий в вычислениях, в политике, в жизни. Они бывают логическими и фактическими. Заблуждения рано или поздно преодолеваются: либо сходят со сцены (учение о "вечном двигателе"), либо становятся истиной (превращение алхимии в химию, астрологии в астрономию).

Понятие истины близко к понятию правда, правота.Правда - истина на деле, истина в образе, благе, честности, справедливости, поступать по правде, значит поступать по истине, по справедливости (Вл.Даль). Тем самым правда, шире чем истина, так как включает в своё определение и мораль.

Подведём итоги:

1. Итогом познания является отыскание истины, истина - есть соответствие знания действительности.

2. Истина объективна и конкретна, и как процесс сочетает в себе абсолютные и относительные черты.

3. Критерием истины выступает практика, которая сочетается с критериями логичности, общезначимости, прагматизма, конвенционализма (это философская концепция, согласно которой научные понятия и теоретические построения являются в основе своей продуктами соглашения между учёными; они должны быть внутренне непротиворечивы и соответствовать данным наблюдения); морали и красоты.

4. В поисках истины исследователь опирается на взаимосвязь знания и веры, на опыт всего человечества.

 

Мышление и деятельность.

  Деятельность - форма активности, присущая исключительно че­ловеку, характеризующаяся:

§ продуктивностью;

§ сознательностью;

§ орудийностью;

§ социальностью:

- приобретение форм деятельности через социа­лизацию;

- обязательная связь с обществом в процессе деятельности.

Структура деятельности:

1. Субъект - тот, кто осуществляет деятельность (человек или коллектив).

2. Объект - то, на что направлена деятельность.

3. Мотив - то, что побуждает человека к деятельности, то, почему действует человек.

4. Цель - то, ради чего осуществляется деятельность, идеальный образ желаемого результата.

5. Средства - то, с помощью чего осуществляется деятельность.

6. Сами действия.

7. Результат - изменения в реальности, которые происходят после завершения деятельности.

Деятельность складывается из действий (выраженный акт пове­дения, имеющий свою цель и результат); а действия складываются из операций: конкретный способ выполнения действий.

Виды деятельности.

I. 1.П рактическая:

а) материально – производственная: воздействующая на природ­ные объекты;

б) социально - преобразующая: воздействующая на общество.

Духовная:

а) духовно - практическая: освоение и передача уже имеющихся ду­ховных ценностей;

б) духовно - теоретическая: созидающая новые духовные ценности.

Также духовная деятельность подразделяется на:

а) познавательную;

б) прогностическую;

в) ценностно - ориентировочную.

Дата: 2019-03-05, просмотров: 192.