Понятие культуры. Формы и разновидности культуры
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 Духовная сфера жизни общества – это сфера, охватывающая различ­ные формы и уровни общественного сознания, проявляющаяся в духов­ном производстве для удовлетворения духовных потребностей и созда­нии духовных ценностей.

Жизнь общества в духовной сфере складывается из следующих элементов (элементы духовной жизни):

1. М ораль - совокупность правил поведения, производных от представлений людей о справедливости и несправедливости, добре и зле.

2. Р елигия - система верований в сверхъестественное, обрядовых действий, традиций, религиозных институтов.

3. И скусство - творческая деятельность людей, направленная на пе­редачу объективной реальности через субъективные переживания с по­мощью художественных образов.

4. Наука - система обоснованных знаний, выраженных в абстрак­тно - логическом виде, имеющих форму теории.

5. П раво - система формальных общеобязательных норм, установ­ленных или санкционированных государством, гарантированных его принудительной силой.

6. И деология - совокупность представлений, объясняющая социаль­но - политическую реальность и формирующая к ней отношение, ис­пользуемая политической элитой для воздействия в своих целях на мас­совое сознание.

7. Ф илософия - дисциплина, изучающая наиболее общие проблемы устройства окружающего мира, общества и человека.

Сам процесс духовной жизнедеятельности имеет следующую струк­туру (структура духовной жизни):

1.Духовные потребности - это потребно­сти в создании и освоении духовных благ.

Особенности:

1. Духовные по­требности не заданы биологически, а проявляются и развиваются в про­цессе социализации.

2. Духовные потребности не исчерпываются по мере их удовлетворения, а увеличиваются и усложняются.

3. Духовные потреб­ности служат показателем развития личности: чем больше духовных по­требностей у человека и чем они сложнее, тем более развита его личность.

2. Духовное производство - это произ­водство общественного сознания, результатом которого являются:

1. Идеи, теории, образы и другие духовные ценности.

2. Духовные обще­ственные связи индивидов.

3. Личность человека.

3. Духовные ценности (блага) - это блага, про­являющиеся только через сознание людей и направленные на удовлет­ворение духовных потребностей.

Особенности:

1.Духовные блага относительны, они зависят от культуры и эпохи.

2.Духовные блага не­исчерпаемы, они не уменьшаются по мере их потребления, а, наоборот, развиваются.

Культура:

- слово происходит от латинского глагола, означающего «возделыва­ние почв»;

- в широком смысле - это совокупность форм и результатов челове­ческой деятельности, закрепленных в общественной практике;

- в узком смысле - это отрасли творческой деятельности, связанные с искусством.

Формы культуры: материальная и духовная.

Материальная культура - совокупность объектов культуры, суще­ствующих в чувственно - предметной реальности, предназначенных для удовлетворения материальных потребностей.

Духовная культура - совокупность объектов культуры, существу­ющих через сознание людей, предназначенных для удовлетворения духовных потребностей.

Разновидности культуры.

1. Культура подразделяется на народную, элитарную и массовую.

1. Народная культура - культура, характерная для определенной этнической общности (народа, нации).

Особенности:

а) простота, до­ступность;

б) анонимность, создается всем народом;

в) стабильность, не­изменность;

г) связь с национальными корнями;

д) служит для нацио­нальной самоидентификации;

е) возникает в процессе практической деятельности людей.

2. Элитарная культура - культура, характерная для высших слоев общества.

Особенности:

а) сложность, доступность только для избранных;

б) создается определенными авторами;

в) создается профессионалами;

г) служит для отделения высших слоев (аристократии) от простых людей;

д) постоянно развивается, усложняется;

е) интернациональна.

3. Массовая культура. Появляется в конце XIX - начале XX века. Предпосылки:

1. Развитие технических средств коммуникации - средств массовой информации;

2. Изменение социальной структуры общества (противопоставление аристократии и простых людей значимое для традиционного общества стирается в индустриальном).

 Особенности:

а) коммерческая направленность;

б) простота и доступ­ность форм;

в) создается профессионалами;

г) интернациональна.

В современном обществе массовая культура доминирует, она практически вытеснила народную; в то же время, элитарная культура сохраняется как средство творческого самовыражения, не направленное на массовое потребление и коммерческую выгоду.

Существуют различные точки зрения по поводу влияния массовой культуры на человека.

Положительное влияние:

§ так или иначе, приобщает каждого к культуре;

§ имеет свои высоты и достижения;

§ удовлетворяет потребности в досуге и развлечениях;

§ является средством самовыражения.

Отрицательное влияние:

§ снижает общую планку культурного уровня;

§ формирует искусственные потребности и запросы;

§ формирует стандартное поведение и вкусы;

§ насаждает социальные мифы.

II . Также культура подразделяется на господствующую, субкульту­ры и контркультуры.

 1.Господствующая (доминирующая) культура - культура понятная и доступная всему обществу и принимаемая большинством общества.

 2. Субкультура - культура, присущая определенной социальной группе. Субкультура является своеобразной разновидностью господ­ствующей, но служит целям выделения и идентификации членов этой группы (профессиональной, национальной, демографической).

 3. Контркультура - культура, прямо противопоставляющая себя господствующей, переворачивающая ее ценности и принципы. Кон­тркультура является выражением протеста и несогласия с ценностями доминирующей культуры.

Дата: 2019-03-05, просмотров: 217.