Блок I . ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО.
1.1. Природное и общественное в человеке. (Человек как результат биологической и социокультурной эволюции.)
1.2. Мировоззрение, его виды и формы.
1.3. Виды знаний.
1.4. Понятие истины, её критерии.
1.5. Мышление и деятельность.
1.6. Потребности и интересы.
1.7. Свобода и необходимость в человеческой деятельности.
1.8. Системное строение общества: элементы и подсистемы.
1.9. Основные институты общества.
1.10. Понятие культуры. Формы и разновидности культуры.
1.11. Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные науки.
1.12. Образование, его значение для личности и общества.
1.13. Религия.
1.14. Искусство.
1.15. Мораль.
1.16. Понятие общественного прогресса.
1.17. Многовариантность общественного развития (типы обществ).
1.18. Угрозы XXI века (глобальные проблемы).
Природное и общественное в человеке. (Человек как результат биологической и социокультурной эволюции).
Антропогенез – это
1) процесс выделения человека из мира животных;
2) процесс историко-эволюционного формирования физического типа человека, первоначального развития его трудовой деятельности, речи, а также общества.
К главным проблемам антропогенеза относятся: место (прародина) и время появления древнейших людей; непосредственные предки человека; основные стадии антропогенеза, его движущие силы на различных его этапах; соотношение эволюции физического типа человека с историческим прогрессом его культуры, развитием первобытного общества и речи. Важнейшими факторами прогрессивного развития людей были: совершенствование социальной организации и производственной деятельности; развитие способов общения людей (в первую очередь речи), общественной жизни коллективов (системы социальных институтов).
Периодизации антропогенеза:
а) археологическая (технологическая) периодизация: палеолит, мезолит, неолит;
б) социологическая периодизация: первобытное человеческое стадо; род (родовая община); соседская община.
Теории происхождения человека:
а) Креационизм (религиозная теория, божественная, теологическая) - подразумевает божественное происхождение человека;
б) Эволюционизм (теория эволюции Чарльза Дарвина) - естественно-научная теория, согласно которой человек является биологическим видом, происхождение его – природное, естественное;
в) Трудовая теория (естественнонаучная, материалистическая теория Ф. Энгельса) - утверждает, что причиной выделения человека из животного мира и его эволюции является труд;
г) Теория внешнего вмешательства (палеовизита) - согласно этой теории, появление людей на Земле связано с деятельностью иных цивилизаций (люди - прямые потомки инопланетян, высадившихся на Землю в доисторическое время);
д) Катастрофизм - система представлений об изменениях живого мира во времени под влиянием природных катаклизмов, событий, приводящих к массовому вымиранию организмов;
е) Телеологизм - философское учение о целесообразности как характеристике отдельных объектов или процессов и бытия в целом, об объяснении развития в мире с помощью конечных, целевых причин.
Человек - высшая ступень развития живых организмов на Земле. Человек принадлежит к высшим млекопитающим, образуя особый вид Homo sapiens. В философском понимании природа человека является бинарной (двойной), а сам человек - биосоциальное существо, так как является одновременно и частью природы, и неразрывно связан с обществом.
Биологическая природа человека проявляется в его анатомии и физиологии. Человек рождается с набором биологических черт, но разумным становится под действием общества.
Виды знаний.
Знание - результат познавательной деятельности.
Познание - деятельность, направленная на получение знаний об окружающем мире, обществе и человеке.
Структура познания:
§ субъект (тот, кто осуществляет познание - человек или общество в целом);
§ объект (то, на что направлено познание);
§ знание (результат познания).
Формы познания:
1. Чувственное: познание с помощью органов чувств, дающее непосредственное знание о внешних сторонах объектов. Выделяют три ступени чувственного познания:
а) ощущение: отражение отдельных свойств и качеств объектов, непосредственно воздействующих на органы чувств;
б) восприятие: формирование целостного образа, отражающего целостность непосредственно воздействующих на органы чувств предметов и их свойств;
в) представление: обобщенный чувственно - наглядный образ предметов и явлений, который сохраняется в сознании и при отсутствии непосредственного воздействия на органы чувств.
2. Рациональное: познание с помощью мышления, отражающее сущность познаваемых объектов. Выделяют три ступени рационального познания:
а) понятие: форма мысли, которая выделяет предметы по существенным признакам и обобщает их в класс;
б) суждение: форма мысли, которая утверждает или отрицает определенное положение дел, некую ситуацию;
в) умозаключение: форма мысли, которая от уже имеющихся суждений переходит к новым.
Чувственное познание: познание с помощью органов чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание). | Рациональное познание: познание посредством мышления. | Интуиция: способность непосредственного постижения истины в результате «озарения», «наития», «прозрения» без опоры на логические обоснования и доказательства. |
Формы чувственного познания: 1. Ощущение - это отражение отдельных свойств предмета, явления, процесса; 2. Восприятие - чувственный образ целостной картины предмета; 3. Представление - образ объекта познания, запечатленный в памяти | Формы рационального познания: 1. Понятие – это мысль, утверждающая общие и существенные свойства предмета, явления, процесса; 2. Суждение – это мысль, утверждающая или отрицающая что-либо о предмете, явлении, процессе; 3. Умозаключение (вывод) – мысленная связь нескольких суждений и выделение из них нового суждения. Типы умозаключения: · - индуктивное (от частного к общему); · - дедуктивное (от общего к частному); · - по аналогии. | Виды интуиции: · Мистическая - связана с жизненными переживаниями, эмоциями; · Интеллектуальная - связана с умственной деятельностью. |
Особенности чувственного познания: · - непосредственность; · - наглядность и предметность; · - воспроизведение внешних свойств и сторон. | Особенности рационального познания: · - опора на результаты чувственного познания; · - абстрактность и обобщенность; · - воспроизведение внутренних закономерных связей и отношений. | Особенности интуиции: · - внезапность; · - неполная осознанность; · - непосредственный характер возникновения знаний. |
Знание является единством чувственного и рационального познания. Они тесно взаимосвязаны. | Интуиция - своеобразная форма сопряжения чувственного и рационального в познании |
По - разному рассматривается вопрос о месте чувственного и рационального познания. Существуют прямо противоположные точки зрения. Эмпиризм (от гр. Emperies - опыт) - единственным источником всех наших знаний является чувственный опыт. Рационализм (от лат. Ratio - разум, рассудок) - наши знания могут быть получены только с помощью ума, без опоры на чувства.
Очевидно, что нельзя противопоставлять чувственное и рациональное в познании, две ступени познания проявляются как единый процесс. Различие же между ними не временное, а качественное: первая ступень низшая, вторая - высшая. Знание является единством чувственного и рационального познания действительности. Вне чувственного представления у человека нет никакого реального знания. Заблуждение - содержание знания субъекта, не соответствующее реальности объекта, но принимаемое за истину. Источники заблуждений: погрешности при переходе от чувственного к рациональному познанию, некорректный перенос чужого опыта. Ложь - сознательное искажение образа объекта.
Знание - результат познания действительности, содержание сознания, полученное человеком в ходе активного отражения, идеального воспроизведения объективных закономерных связей и отношений реального мира. Многозначность термина «знание»:
· знание как способности, умения навыки, базирующиеся на осведомленности;
· знание как познавательно - значимая информация;
· знание как отношение человека к действительности.
Виды знаний:
1. Обыденное: (житейское) - строится на здравом смысле и обыденном сознании, носит эмпирический характер. Является важнейшей ориентировочной основой повседневного поведения людей, их взаимоотношений между собой и с природой. Сводится к констатации фактов и их описанию.
2. Практическое: строится на действиях, овладении вещами, преобразовании мира.
3. Мифологическое: образное знание, передаваемое из поколения в поколение.
4. Религиозное: знание, основанное на вере в сверхъестественное.
5. Художественное: основанное на субъективном творческом откровении; целостное отображение мира и человека в нём. Строится на образе, а не на понятии.
6. Научное: строится на понятиях: понимание действительности в её прошлом, настоящем и будущем, достоверное обобщение фактов. Систематическое, теоретическое, экспериментально подтвержденное знание. Эмпирическое (на основе опыта или наблюдения) и теоретическое (на основе анализа абстрактных моделей). Научные знания в любом случае должны быть обоснованными на эмпирической или теоретической доказательной основе. Теоретические знания - абстракции, аналогии, схемы, отображающие структуру и природу процессов изменения объектов, протекающих в предметной области. Эти знания объясняют явления и могут использоваться для прогнозирования поведения объектов.
6. Вненаучное: знание, имитирующее науку, но таковым не являющееся.
7. Рациональное: отражение реальности в логических понятиях, строится на рациональном мышлении.
8. Иррациональное: отражение реальности в эмоциях, страстях, переживаниях, интуиции, воле, аномальных и парадоксальных явлениях; не подчиняется законам логики и науки.
9. Личностное: зависит от способностей субъекта и от особенностей его интеллектуальной деятельности.
Формы знаний:
· Научное - объективное, системно организованное и обоснованное знание.
· Ненаучное - разрозненное, несистематическое знание, которое не формализуется и не описывается законами.
· Донаучное - прототип, предпосылки научного знания.
· Паранаучное - несовместимое с имеющимся научным знанием.
· Лженаучное - сознательно использующее домыслы и предрассудки.
· Антинаучное - утопичное и сознательно искажающее представление о действительности.
Гносеология – это раздел философии, изучающий познание, а именно, возможности и границы познания, методы получения знаний.
В гносеологии выделяют два основных подхода:
- гносеологический пессимизм: познание невозможно или существенно ограничено);
В рамках пессимизма различают:
§ крайнее направление - агностицизм, считающий всякое познание невозможным, а любое знание - ложным;
§ скептицизм, сомневающийся в возможностях достоверного познания.
- гносеологический оптимизм (познание возможно).
Гносеологический оптимизм подразделяется на эмпиризм и рационализм. Эмпиристы (сенсуалисты) утверждают, что познание основывается только на данных органов чувств. Рационалисты считают, что познание должно базироваться только на разуме.
Мышление и деятельность.
Деятельность - форма активности, присущая исключительно человеку, характеризующаяся:
§ продуктивностью;
§ сознательностью;
§ орудийностью;
§ социальностью:
- приобретение форм деятельности через социализацию;
- обязательная связь с обществом в процессе деятельности.
Структура деятельности:
1. Субъект - тот, кто осуществляет деятельность (человек или коллектив).
2. Объект - то, на что направлена деятельность.
3. Мотив - то, что побуждает человека к деятельности, то, почему действует человек.
4. Цель - то, ради чего осуществляется деятельность, идеальный образ желаемого результата.
5. Средства - то, с помощью чего осуществляется деятельность.
6. Сами действия.
7. Результат - изменения в реальности, которые происходят после завершения деятельности.
Деятельность складывается из действий (выраженный акт поведения, имеющий свою цель и результат); а действия складываются из операций: конкретный способ выполнения действий.
Виды деятельности.
I. 1.П рактическая:
а) материально – производственная: воздействующая на природные объекты;
б) социально - преобразующая: воздействующая на общество.
Духовная:
а) духовно - практическая: освоение и передача уже имеющихся духовных ценностей;
б) духовно - теоретическая: созидающая новые духовные ценности.
Также духовная деятельность подразделяется на:
а) познавательную;
б) прогностическую;
в) ценностно - ориентировочную.
Характеристики мышления:
§ социальный характер;
§ связь с языком;
§ опосредованный характер;
§ личностный характер.
Мышление человека формируется в процессе деятельности и развивается по мере освоение новых форм деятельности.
Психология выделяет 3 вида мышления:
а) наглядно - действенное мышление: задачи решаются с помощью реального, физического преобразования ситуации, манипулирования с объектами. Эта форма мышления наиболее характерна для детей до 3 лет. Ребенок этого возраста сравнивает предметы, накладывая один на другой или приставляя один к другому; он анализирует, разламывая на части свою игрушку; он синтезирует, складывая из кубиков или палочек "дом"; он классифицирует и обобщает, раскладывая кубики по цвету. Ребёнок не ставит еще перед собой цели и не планирует своих действий. Ребенок мыслит действуя. Движение руки на этом этапе опережает мышление. Потому этот вид мышления еще называют ручным. Не следует думать, что наглядно - действенное мышление не встречается у взрослых. Оно часто применяется в быту (например, при перестановке мебели в комнате или при необходимости пользоваться малознакомой техникой) и оказывается необходимым, когда заранее невозможно полностью предусмотреть результаты каких - нибудь действий.
б) наглядно - образное мышление: связано с оперированием образами. Оно позволяет анализировать, сравнивать и обобщать различные образы, представления о явлениях и предметах. Наглядно - образное мышление наиболее полно воссоздает все многообразие различных характеристик предмета. В образе может быть одновременно зафиксировано видение предмета с нескольких точек зрения. В этом качестве наглядно-образное мышление практически неотделимо от воображения. В простейшей форме наглядно - образное мышление проявляется у дошкольников в возрасте 4-7 лет. Здесь практические действия как бы отходят на второй план, и, познавая объект, ребёнку вовсе не обязательно трогать его руками, но ему необходимо отчётливо воспринимать и наглядно представлять этот объект. Именно наглядность является характерной особенностью мышления ребёнка в этом возрасте. Она выражается в том, что обобщения, к которым приходит ребёнок, тесно связаны с единичными случаями, являющимися их источником и опорой. Ребёнок осмысливает только наглядно воспринимаемые признаки вещей. Все доказательства носят наглядный, конкретный характер. Наглядность как бы опережает мышление, и когда ребёнка спрашивают, почему кораблик плавает, то он может ответить: потому что он красный или потому что это Вовин кораблик. Взрослые также пользуются наглядно - образным мышлением. Так, приступая к ремонту квартиры, мы заранее можем представить себе, что из этого выйдет. Образы обоев, цвет потолка, окраска окон и дверей становятся средствами решения задачи. Наглядно - образное мышление позволяет придумать изображение таких вещей, которые сами по себе невидимы. Так были созданы изображения атомного ядра, внутреннего строения земного шара и т.д. В этих случаях образы носят условный характер.
в) абстрактно - логическое мышление: представляет собой наиболее поздний этап развития мышления. Для него характерно использование понятий, логических конструкций, которые иногда не имеют прямого образного выражения (например, стоимость, честность, гордость и т.д.). Благодаря словесно - логическому мышлению человек может устанавливать наиболее общие закономерности, предвидеть развитие процессов в природе и обществе, обобщать различный наглядный материал.
Следует отметить, что все виды мышления тесно взаимосвязаны между собой. Приступая к какому - либо практическому действию, мы уже имеем в сознании тот образ, которого предстоит еще достигнуть. Отдельные виды мышления постоянно взаимопереходят друг в друга. Так, практически невозможно разделить наглядно - образное и абстрактно - логическое мышление, когда приходится работать со схемами и графиками. Поэтому, пытаясь определить вид мышления, следует помнить, что этот процесс всегда относительный и условный. Обычно у человека задействованы все виды мышления, и следует говорить об относительном преобладании того или иного вида.
Другой важный признак, согласно которому строится типология мышления, - это степень и характер новизны информации, которая осмысливается человеком.
Различают репродуктивное, продуктивное и творческое мышление.
Репродуктивное мышление реализуется в пределах воспроизведения в памяти и применения определенных логических правил, без установления каких - либо необычных, новых ассоциаций, сопоставлений, анализа и т.п. Причём это может происходить как сознательно, так и на интуитивном, подсознательном уровне. Типичный пример репродуктивного мышления - решение типовых задач по заранее заданному алгоритму.
Продуктивное и творческое мышление объединяют такие черты, как выход за пределы наличных фактов, выделение в данных предметах скрытых свойств, выявление непривычных связей, перенесение принципов, способов решения задачи из одной сферы в другую, гибкая смена способов решения задач и т.п. Если подобные действия рождают новые знания или информацию для школьника, но не являются новыми для общества, то мы имеем дело с продуктивным мышлением. Если же в результате мыслительной деятельности появляется нечто новое, до чего никто ранее не додумался, то это творческое мышление.
Основные формы мышления.
1. Понятие - отображённое в мышлении единство существенных свойств, связей и отношений предметов или явлений; мысль или система мыслей, выделяющая и обобщающая предметы некоторого класса по определённым общим и в совокупности специфическим для них признакам.
2. Суждение - форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается о предмете, его свойствах или отношениях между предметами. Виды суждений и отношения между ними изучаются в философской логике.
3. Умозаключение - вывод.
Например, процесс словесно - логического мышления протекает по определенному алгоритму. Изначально человек рассматривает одно суждение, добавляет к нему другое и на их основе делает логическое умозаключение. 1 - е суждение: все металлы проводят электричество. 2 - е суждение: железо - это металл. Умозаключение - железо проводит электричество.
В процессе мышления можно выделить несколько операций - сравнение, анализ, синтез, абстракцию, конкретизацию и обобщение.
Сравнение - мышление сопоставляет вещи, явления и их свойства, выявляя сходства и различия, что приводит к классификации.
Анализ - мысленное расчленение предмета, явления или ситуации для выделения составляющих элементов. Таким образом, мы отделяем несущественные связи, данные в восприятии.
Синтез - обратный анализу процесс, который восстанавливает целое, находя существенные связи и отношения.
Анализ и синтез в мышлении взаимосвязаны. Анализ без синтеза приводит к механическому сведению целого к сумме частей, также невозможен синтез без анализа, так как он должен восстановить целое из выделенных анализом частей. У одних людей в складе мышления наблюдается склонность к анализу, у других - к синтезу.
Абстракция - это выделение одной какой - либо стороны, свойства и отвлечение от остальных. Начиная с выделения отдельных чувственных свойств, абстракция затем переходит к выделению нечувственных свойств, выраженных в абстрактных понятиях.
Конкретизация - процесс, обратный абстрагированию и неразрывно связанный с ним. Конкретизация есть возвращение мысли от общего и абстрактного к конкретному с целью раскрытия содержания.
Обобщение - это отбрасывание единичных признаков при сохранении общих, с раскрытием существенных связей. Обобщение может совершиться путём сравнения, при котором выделяются общие качества. Абстракция и обобщение являются двумя взаимосвязанными сторонами единого мыслительного процесса, при помощи которого мысль идет к познанию.
Мыслительная деятельность всегда направлена на получение какого-либо результата. Человек анализирует предметы, сравнивает их, абстрагирует отдельные свойства с тем, чтобы выявить общее в них, чтобы раскрыть закономерности, управляющие их развитием, чтобы овладеть ими.
Потребности и интересы.
Нужда - ощущаемый человеком недостаток в чем-то необходимом.
Потребность - нужда, принявшая специфическую форму, в соответствии с культурным уровнем и индивидуальностью человека.
Интерес - направленность человека на условия доступности предмета потребности.
Мотив - потребность, ставшая основанием деятельности.
Классификации потребностей:
I. Основная классификация:
1. Материальные (естественные, биологические, врожденные, органические) - потребности в поддержании физического существования (например: еда, сон, отдых).
2. Социальные - потребности во взаимодействии с обществом (например: общение, престиж, признание, труд).
3. Идеальные (духовные) - потребности в создании и освоении духовных ценностей (например: творчество, самореализация, знания).
II. Пирамида Маслоу.
Согласно классификации А. Маслоу, люди не переходят к удовлетворению высших потребностей, пока не удовлетворены потребности низшего уровня.
1. Базовые:
а) естественные (еда, сон);
б) экзистенциальные (безопасность и комфорт существования);
2. Вторичные:
а) социальные;
б) престижные;
в) духовные.
Способности - врожденные и приобретенные качества, позволяющие человеку выполнять деятельность для удовлетворения потребностей.
Способности делятся на: общие (например, писать, бегать, рисовать) и специальные (например, спортивные способности, художественные способности, математические способности).
Талант - совокупность способностей, позволяющая получать продукт деятельности, отличающийся новизной, высоким совершенством и общественной значимостью.
Гениальность - высшая ступень развития таланта, позволяющая осуществлять принципиальные сдвиги в той или иной сфере деятельности.
Также в обществе формируются умения - способность делать что-либо по определённому образцу.
Если человек развивает и оттачивает свои умения, к нему применимо понятие «мастерство» - сочетание развитых умений.
Особенности:
1.Духовные блага относительны, они зависят от культуры и эпохи.
2.Духовные блага неисчерпаемы, они не уменьшаются по мере их потребления, а, наоборот, развиваются.
Культура:
- слово происходит от латинского глагола, означающего «возделывание почв»;
- в широком смысле - это совокупность форм и результатов человеческой деятельности, закрепленных в общественной практике;
- в узком смысле - это отрасли творческой деятельности, связанные с искусством.
Формы культуры: материальная и духовная.
Материальная культура - совокупность объектов культуры, существующих в чувственно - предметной реальности, предназначенных для удовлетворения материальных потребностей.
Духовная культура - совокупность объектов культуры, существующих через сознание людей, предназначенных для удовлетворения духовных потребностей.
Разновидности культуры.
1. Культура подразделяется на народную, элитарную и массовую.
1. Народная культура - культура, характерная для определенной этнической общности (народа, нации).
Особенности:
а) простота, доступность;
б) анонимность, создается всем народом;
в) стабильность, неизменность;
г) связь с национальными корнями;
д) служит для национальной самоидентификации;
е) возникает в процессе практической деятельности людей.
2. Элитарная культура - культура, характерная для высших слоев общества.
Особенности:
а) сложность, доступность только для избранных;
б) создается определенными авторами;
в) создается профессионалами;
г) служит для отделения высших слоев (аристократии) от простых людей;
д) постоянно развивается, усложняется;
е) интернациональна.
3. Массовая культура. Появляется в конце XIX - начале XX века. Предпосылки:
1. Развитие технических средств коммуникации - средств массовой информации;
2. Изменение социальной структуры общества (противопоставление аристократии и простых людей значимое для традиционного общества стирается в индустриальном).
Особенности:
а) коммерческая направленность;
б) простота и доступность форм;
в) создается профессионалами;
г) интернациональна.
В современном обществе массовая культура доминирует, она практически вытеснила народную; в то же время, элитарная культура сохраняется как средство творческого самовыражения, не направленное на массовое потребление и коммерческую выгоду.
Существуют различные точки зрения по поводу влияния массовой культуры на человека.
Положительное влияние:
§ так или иначе, приобщает каждого к культуре;
§ имеет свои высоты и достижения;
§ удовлетворяет потребности в досуге и развлечениях;
§ является средством самовыражения.
Отрицательное влияние:
§ снижает общую планку культурного уровня;
§ формирует искусственные потребности и запросы;
§ формирует стандартное поведение и вкусы;
§ насаждает социальные мифы.
II . Также культура подразделяется на господствующую, субкультуры и контркультуры.
1.Господствующая (доминирующая) культура - культура понятная и доступная всему обществу и принимаемая большинством общества.
2. Субкультура - культура, присущая определенной социальной группе. Субкультура является своеобразной разновидностью господствующей, но служит целям выделения и идентификации членов этой группы (профессиональной, национальной, демографической).
3. Контркультура - культура, прямо противопоставляющая себя господствующей, переворачивающая ее ценности и принципы. Контркультура является выражением протеста и несогласия с ценностями доминирующей культуры.
Виды наук.
Традиционно выделяют естественные и социально-гуманитарные науки.
1. Естественные науки изучают природные объекты и явления. Их основная задача - объяснение универсальных, повторяющихся закономерностей.
2. Социально - гуманитарные науки изучают общество и объекты культуры.
Социальное познание - изучение объективных законов функционирования общества, его институтов, а также социальных групп и индивидов в рамках общества.
Особенности социального познания:
1. Совпадение субъекта и объекта познания.
2. Особая сложность объекта познания - общества, состоящего и множества подсистем;
3. Ценностная нагруженность познания;
4. Влияние процесса познания на объект;
5. Затруднённость проведения эксперимента
Социальная ответственность учёного - ответственность учёных за неоднозначные последствия своих открытий и внедрения их в практику.
Образование, его значение для личности и общества.
Образование - целенаправленная познавательная деятельность людей по получению и передаче знаний, умений и навыков, либо по их совершенствованию.
Функции образования:
§ экономическая - передача и освоение навыков профессиональной деятельности;
§ социальная - социализация личности и воспроизводство социальной структуры общества;
§ культурная - передача и освоение достижений духовной культуры предыдущих поколений.
Система образования - совокупность образовательных программ и стандартов, сеть образовательных учреждений и органов управления, а также комплекс принципов, определяющих ее функционирование.
Требования общества к образованию выражаются в системе принципов государственной образовательной политики.
В настоящее время образовательная политика в РФ строится на следующих принципах:
1) гуманистический характер образования;
2) приоритет общечеловеческих ценностей;
3) право личности на свободное развитие;
4) единство федерального образования при праве на своеобразие образования национальных и региональных культур;
5) общедоступность образования;
6) адаптивность системы образования к потребностям обучаемых;
7) светский характер образования в государственных учреждениях;
8) свобода и плюрализм в образовании;
9) демократический, государственно - общественный характер управления и самостоятельность образовательных учреждений.
Ступени образования в РФ:
1. Дошкольное.
2. Общее (школьное, среднее).
а) начальное (1 - 4 кл.);
б) основное общее (5 - 9 кл.);
в) полное (среднее) общее (10 - 11 кл.).
3. Профессиональное:
а) начальное;
б) среднее;
в) высшее;
г) послевузовское.
4. Дополнительное.
Тенденции в развитии образования:
а) демократизация системы обучения и воспитания (общедоступность);
б) гуманитаризация процесса образования (повышенное внимание к гуманитарным дисциплинам);
в) гуманизация процесса образования;
г) компьютеризация процесса образования;
д) интернационализация процесса образования;
е) непрерывное образование;
ж) рост продолжительности образования.
Важнейшим путём получения образования является самообразование - получение знаний без непосредственного контроля и помощи учителей и педагогов.
Религия.
Религия - система верований в сверхъестественное, обрядовых действий, традиций, религиозных институтов.
Основа любой религии - вера в сверхъестественное.
Исторические формы религии.
§ тотемизм - поклонение рода, племени животному или растению как своему мифическому предку и защитнику. Тотемизм связан с магией (колдовством) - действия и обряды, совершаемые с целью повлиять сверхъестественным путем на окружающий мир;
§ фетишизм (от слова «фетиш» - магическая вещь) - вера в магические свойства различных предметов;
§ анимизм (от лат. anima - душа) - вера в духов и всеобщую одухотворенность природы.
На этом этапе постепенно происходит антропоморфизация - перенос на богов свойственных человеку качеств и внешнего вида. Кроме того, боги становятся более могущественными и обретают большую ответственность - появляется политеизм;
§ политеизм (от «поли» - много и греч. theos - бог) - многобожие. постепенно на его основе, за счет дальнейшего «укрупнения» богов, появляется монотеизм;
§ монотеизм (от «моно» - один и греч. theos - бог) - вера в единого бога - творца и правителя Вселенной.
Типы религий в современном мире:
1. Родоплеменные верования.
2. Национально - государственные религии, составляющие основу религиозной жизни отдельных наций;
3. Мировые религии: буддизм, христианство и ислам.
Признаки мировых религий:
1. Космополитизм ( космополитизм (от др.- греч. κοσμοπολίτης (kosmopolites) - космополит, гражданин мира, (человек космоса - вселенной) – это идеология, рассматривающая жителей Земли вне зависимости от гражданства или какой - либо родовой принадлежности.), носит надэтнический характер.
2. Эгалитарность (равенство полов, также, равноправие полов, равенство мужчин и женщин, равноправие мужчин и женщин, гендерное равенство, гендерное равноправие, сексуальное равенство, сексуальное равноправие, эгалитарная семья, гендерная эгалитарность – это концепция, подразумевающая собой достижение равенства в правах между мужчинами и женщинами в семейных и других отношениях), равенство всех людей, обращенность к представителям всех социальных групп.
3. Высокая пропагандистская активность.
Функции религии:
§ мировоззренческая - формирование определённой картины мира у своих последователей;
§ ценностно - смысловая - ответ на вопрос о смысле жизни и выработка основных ценностных ориентиров;
§ психологическая - утешение в трудную минуту через молитву, медитацию, обращение к Богу;
§ коммуникативная - связь верующих между собой, а также связь верующих с ангелами, божественными сущностями и самим Богом;
§ культурно - транслирующая - передача культурного наследия из поколения в поколение, по развитию религии мы можем судить о степени развития того или иного общества;
§ интегрирующая - объединение последователей одного религиозного направления, одновременно противопоставление их другим.
Признаки религиозного знания:
§ иррациональность;
§ догматизм;
§ вера в сверхъестественное;
§ необоснованность.
Искусство.
Искусство - творческая деятельность людей, направленная на передачу объективной реальности через субъективные переживания с помощью художественных образов.
Искусство – практическая деятельность человека, направленная на освоение и создание эстетических ценностей.
Предмет искусства – человек, его отношения с окружающим миром и другими индивидами, а также жизнь людей в определённых исторических условиях.
Форма бытия искусства – художественное произведение, имеющее видовую и жанровую определённость и осуществляющееся в качестве материального предмета – знака, который передаёт людям определённую художественную концепцию, обладающую эстетической ценностью.
Функции искусства:
§ общественно - преобразующая - включение людей в деятельность по преобразованию общества;
§ утешительно- компенсаторная - восстановление гармонии духа, утраченной человеком в реальной действительности;
§ художественно - концептуальная - выражение своего понимания мира через художественный образ;
§ прогностическая - предвосхищение будущего;
§ воспитательная - формирование целостной, нравственно ориентированной человеческой личности;
§ внушающая - воздействие искусства на подсознание людей;
§ эстетическая - формирование эстетических вкусов и потребностей человека;
§ гедонистическая - получение от искусства удовольствия;
§ познавательно - эвристическая - освоение сторон жизни, недоступных науке.
Эстетика - наука о красоте и искусстве.
Мораль.
Мораль - это:
§ совокупность правил поведения, производных от представлений людей о справедливости и несправедливости, добре и зле;
§ форма ценностного сознания, содержащая систему идеалов, норм, ценностей, связанных с поведением людей в обществе.
Реализация норм морали обеспечивается:
1. Внутренней, автономной саморегуляцией (совестью).
2. Общественным мнением.
Функции морали:
§ регулятивная;
§ ценностно - ориентировочная - создание и распространение системы идеалов и ценностей, формирование представлений о высших целях человеческой жизни;
§ мотивационная - создание побуждения к определенному поведению;
§ конститутивная - учреждение высших принципов нравственности, без которых не может существовать общество;
§ координационная - согласованность людей в различных сферах деятельности, а также согласование разнородных потребностей общества и человека.
Нормы морали, как и другие духовные ценности относительны, поэтому в каждом обществе формируются уникальные, зачастую противоречащие друг другу системы моральных ценностей. Однако в современном глобализирующемся обществе появляется необходимость выработки общечеловеческих ценностей и норм. В качестве таковых можно выделить:
1. «Золотое правило нравственности» - древнейшее моральное правило, гласящее: «Поступай с людьми так, как ты хотел бы, чтобы они поступали с тобой».
2. Гуманизм - представление о высшей ценности человеческой личности, незыблемости неотъемлемых, естественных прав личности.
Основные категории нравственности:
§ идеал (добро, истина, справедливость),
§ совесть,
§ честь,
§ чувство собственного достоинства,
§ долг,
§ счастье,
§ смысл жизни (представление об осмысленности, направленности человеческой жизни к высшим ценностям).
Моральный выбор - свобода личности, заключающаяся в умении принимать решения в пользу добрых поступков.
Моральная ответственность - одно из основополагающих качеств личности, состоящее в способности предугадывать последствия свои поступков и нести за них самостоятельную ответственность.
Этика - философская наука, изучающая мораль и нравственность.
Нравственность - это мораль, воплощённая в поведении. Это компонент культуры, содержанием которого выступают этические ценности. Это способность человека думать, чувствовать и действовать в соответствии с моралью.
Наркомания и наркобизнес.
Блок I . ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО.
1.1. Природное и общественное в человеке. (Человек как результат биологической и социокультурной эволюции.)
1.2. Мировоззрение, его виды и формы.
1.3. Виды знаний.
1.4. Понятие истины, её критерии.
1.5. Мышление и деятельность.
1.6. Потребности и интересы.
1.7. Свобода и необходимость в человеческой деятельности.
1.8. Системное строение общества: элементы и подсистемы.
1.9. Основные институты общества.
1.10. Понятие культуры. Формы и разновидности культуры.
1.11. Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные науки.
1.12. Образование, его значение для личности и общества.
1.13. Религия.
1.14. Искусство.
1.15. Мораль.
1.16. Понятие общественного прогресса.
1.17. Многовариантность общественного развития (типы обществ).
1.18. Угрозы XXI века (глобальные проблемы).
Дата: 2019-03-05, просмотров: 291.