Общие рекомендации:
Задача преподавателя – ознакомить учащихся с понятием философская антропология, показать, что эта сфера знания является одним из ключевых направлений современной философии. Основные вопросы, на которых следует остановится подробнее: человек и его бытие в мире (общие понятия о человеке, многомерность человека, человек и человечество, идея личной уникальности и т.д.); душа, сознание и разум (общее представление о душе, душа и тело, душа и проблема единства духовно-идеального и материального, проблема сознания, сознание и самосознание, рефлексия, сознание и сфера бессознательного, рефлексия, психика человека, рассудок, разум, ум, мудрость, сознание, язык, общение и т.д.). Преподавателю необходимо соотнести и дать основные понятия: личность и массы; свобода и необходимость; смысл человеческого бытия; насилие и ненасилие; свобода и ответственность; мораль, справедливость, право. Необходимо затронуть проблемы функционирования общества как едино-целой системы определенного множества народа; человечества как едино-цельной социально-планитарной системы; дать определение – нации – народности – этноса и т.д., рассмотреть проблемы демографии.
Учебные цели – уяснить и закрепить основные понятия философской антропологии; обозначить смысл проблем, занимавших мыслителей; проследить постоянное изменение взглядов философов в понимании человека; познакомить с современными философскими теориями, посвященными проблеме личности; развить способность к пониманию другого человека.
Цели модуля – ознакомить учащихся с особенностями развития философско - антропологической проблематики, научить различать типы философских позиций в понимании отношений личности и общества, понимать причины изменений представлений о человеке, знать сферы аксиологической направленности человеческой жизнедеятельности
Воспитательные цели – способствовать формированию культуры понимания соотношения в человеке биологического и социального начал, а следовательно и ценностных позиций в социокультурной жизнедеятельности человека (умению осознавать себя, понимать смысл собственной жизни, выстраивать отношения в другими людьми).
Вопросы учебного занятия
1. Проблема человека в истории философии.
2. Природа и сущность человека. Соотношение биологического и социального в человеке. Свобода и ответственностъ.
3. Человек, индивид, индивидуальность, личность.
4. Смысл жизни.
5. Ценности человеческого существования и их значение.
Литература
Основная
1. Введение в философию: Учеб. пособие для вузов. Под ред Степина В.С.— М., 2016
2. Философия: Учеб. для вузов / Под ред. В. Н. Лавриненко, В. П. Ратникова. - М, 2016
3. Степин В. С. Философская антропология и философия науки. М., 1992
4. Марков Б. В. Философская антропология: очерки истории и теории. СПб., 2012
Дополнительная
1. Алексеев П. В., Панин А. В. Философия. — М., 2016
2. Гуревич П. С. Философская антропология: опыт систематики // Вопросы философии. М., 1995., № 8. - С. 92 - 102.
3. Бережной Н. М. К проблеме комплексного изучения человека // Философские науки. М., 1991., № 1. - С. 17 - 30
4. Зинченко В. П. Размышления о душе и ее воспитании (час души) // Вопросы философии. М., 2002., № 2. - С. 119 - 136.
5. Кириленко Г. Г., Шевцов Е. В. Краткий философский словарь. — М., 2013.
6. Радугин А. А. Философия: Курс лекций. — М., 2016
7. Вальверде К. Философская антропология. М., 2014.
8. Некрасова Е. Н. Живая истина: метафизика человеческого бытия в русской религиозной философии XX века. М., 2012
9. Григорьян Б. Т. Философская антропология: критический очерк. М., 2014
10. Гусейнов А. А. Введение в этику. М., 2015
11. Трубецкой Е. Н. Смысл жизни. В кн.: Трубецкой Е. Н. Избранные произведения., Ростов на Дону, 2014- С. 17- 336
12. Франк С. Л. Смысл жизни. В кн.: Франк С. Л. Духовные основы общества. М., 2012- С. 147 – 216
Тема 7 «Философский анализ общества (социальная философия):
Общество, культура, цивилизация»
Дата: 2019-03-05, просмотров: 218.