Тема 8 «Философское осмысление глобальных проблем современности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Упражнения и задачи

1. Каковы различия между законами природы и законами общества и есть ли сходство между ними?

2. Как влияет природа на развитие общества и общество на природу?

3. Ш. Монтескье писал, что «народы жарких климатов робки, как старики, народы холодных климатов отважны, как юноши». Как называется такой тип понимания отношений общества и при­роды?

4. Каких философских взглядов придерживается историк, считаю­щий, что деспотическая форма правления в России объясняется суровыми климатическими условиями и обширностью терри­тории?

5. Как различаются понятия «природа», «географическая среда», «биосфера»?

6. Как можно охарактеризовать современную цивилизацию с точки зрения развития взаимодействия человека и техники?

7. Какие позитивные и негативные моменты вы можете выделить, говоря о влиянии технической цивилизации на жизнь людей?

8. Что изучают футурология и глобалистика?

9. Каковы предпосылки для выхода из глобального кризиса?

10. Каковы возможные сценарии обозримого будущего?

11. В чем состоит отличие экогуманизма от гуманизма? Антропоцен­тризма от биоцетризма?

12. Ортега-и-Гассет писал, что «наш век глубоко уверен в своих творческих способностях, но не знает, что ему творить. Хозяин всего мира, он не хозяин самому себе. Он растерян среди изоби­лия. Обладая большими средствами, большими знаниями, боль­шей техникой, чем все предыдущие эпохи, наш век ведет себя, как самый убогий из всех, плывет по течению». Прокомментируйте высказывание испанского философа.

13. Каковы перспективы дальнейшего развития цивилизации с уче­том многообразия культур?

Тема 9 «Философия науки и техники»

Упражнения и задачи

1.Что есть наука: научное и всенаучное знание?

2.Как можно охарактеризовать критерии научности?

3.Научные революции и смены типов рациональности.

4. Наука и техника, основные проблемы философии техники, техника и этика.

5. Человек в информационном обществе.

6.Понятие науки. Научное познание и его специфика.

7. Области научного знания и общелогические приемы познания.

 

Тематика заданий для предметной олимпиады (образец)

Великие собеседники (игра «Аналитика цитат великих мудрецов»)

1. В древнеиндийской упанишаде сказано: «Мудрый не ведает печали».
И еще: «То, что должно быть распознано, - неистощимо и наделено тонкой сущностью, а жизнь поистине непрочна, по­этому, оставив сети наук, следует размышлять о том, что ис­тинно». Китайский мудрец Лао Цзы в своей книге «Дао Дэ Цзин» писал: «Мудрый человек... не выставляет себя на свет, поэто­му блестит; он не говорит о себе, поэтому он славен; он не прославляет себя, поэтому он заслужен; он не возвышает себя, поэтому он является старшим среди других». И еще: «Тот, кто знает людей, благоразумен. Знающий себя - просвещен. По­беждающий людей - силен. Побеждающий самого себя - могуществен». И еще: «Кто думает, что постиг все, тот ничего не знает». И еще: «Мудрец избегает всякой крайности».


Вопрос: Как вы охарактеризуете восточного мудреца?

2. Французский философ Рене Декарт писал: «Прежде всего я хотел бы выяснить, что такое философия... слово «философия» обозначает занятие мудростью и что под муд­ростью понимается не только благоразумие в делах, но также и совершенное знание всего того, что может познать чело­век; это же знание, которое направляет самое жизнь, служит сохранению здоровья, а также открытиям во всех науках». Французский философ-экзистенциалист Альбер Камю пи­сал: «Всякая философия - самооправдание. Оригинальной была бы только философия, оправдывающая другого челове­ка». И еще он писал: «Есть лишь один поистине серьезный философский вопрос - вопрос о самоубийстве. Решить, сто­ит ли жизнь труда быть прожитой или она того не стоит, - это значит ответить на основополагающий вопрос филосо­фии».

Вопрос: Как вы охарактеризуете западного философа?

Дата: 2019-03-05, просмотров: 418.