Шкала перевода рейтинговых баллов в итоговую оценку за семестр по учебному курсу
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой
Наименование оценки Сумма баллов Числовой эквивалент
отлично 91 – 100 5
хорошо 75 – 90 4
удовлетворительно 60 – 74 3
неудовлетворительно 0 – 59 2

 

Итоговый контроль в виде экзамена по дисциплине «Философия» проводится в экзаменационную сессию 1 курса 1  семестра по утвержденным билетам (каждый билет включает три вопроса). При отличной успеваемости и 100% посещаемости студенту может быть выставлен экзамен по итогам текущей успеваемости.

 

Контрольные вопросы итогового контроля по дисциплине «Философия»

1.Философия как форма общественного сознания (этапы формирования философского миропонимания)

2.Предмет философии (структура философского знания).

3. Место и роль философии в культуре (функции философии).

4. Мифология, философия, религия: общее и особенное. Онтологическая функция философии.

5. Философия и наука. Проблема научности философского мировоззрения. Методы философских исследований. Гносеологическая функция философии.

6. Философия Древней Индии: ведический период, буддизм (основные идеи и положения).

7. Философия Древнего Китая: даосизм, конфуцианство, моизм, легизм.

8. Античная философия: милетская школа – поиски основы мира и бытия (Фалес, Анаксимен, Анаксимандр, Гераклит, Эмпедокл, Пифагор и др.).

9. Античная философия: элейская школа (Парменид, Зенон, Демокрит и др.).

10. Антропологическая и этическая проблематика в философии Сократа и софистов. Понимание диалектики Сократом.

11. Объективный идеализм Платона, его учение об обществе и государстве, этика.

12. Философия Аристотеля: материя и форма (эйдос), потенция и акт. Теория познания и логика. Учение об обществе и государстве: этические представления.

13. Этические проблемы человека в философии эллинизма: стоики, эпикурейцы, скептики, киники. Неоплатонизм: Плотин и другие неоплатоники.

14. Средневековая философия: общая характеристика, периодизация. Апологетика и патристика. Схоластика. Проблема универсалий: «номинализм», «реализм», «концептуализм».

15. Философия Августина Блаженного: теодицея, учение о бытии, вечность и время, свобода и божественное предопределение, историософия.

16. Фома Аквинский - систематизатор средневековой схоластики: концепция бытия и божественного откровения, соотношение веры и разума, этические принципы, учение об обществе и государстве.

17. Арабская, среднеазиатская и еврейская философия средневековья.

18. Философия эпохи Возрождения: общая характеристика. Антропоцентризм, гуманизм, пантеизм.

19. Социально – политические идеи мыслителей «ренессанса» (Н. Макиавелли, Т. Мор, Т. Компонелла).

20. Натурфилософские идеи эпохи Возрождения (Н. Кузанский, Н. Коперник, Д. Бруно, Г. Галилей, Б. Телезио, Леонардо да Винчи).

21. Философия Нового времени: общая характеристика. Проблема методов познания. Рационализм.

22. Философия Ф.Бэкона: критика схоластики, эмпиризм - развитие экспериментального метода, метод индукции; учение об «идолах».

23. Философия Р.Декарта: картезианство, интеллектуальная интуиция; дедуктивный метод, рационализм, дуализм.

24. Онтология Б. Спинозы и В. Лейбница: субстанциональный монизм и плюрализм.

25. Философия «английского просвещения»: Т. Гоббс, Дж. Локк.

26.Философия «французского просвещения»: Вольтер, Ж.Ж. Руссо, Ш.Л. Монтескье, Ж.О. де Ламетри, П.А. Гольбах, Д. Дидро, К.А. Гельвеций.

27. Немецкая классическая философия: И. Кант («критика чистого разума), Г.Гегель (законы диалектики), И. Фихте («наукоучение»), Ф. Шеллинг («созерцательный объективный идеализм»), Л. Фейербах («антропологический материализм») и ее значение.

28. Философия иррационализма. Философские взгляды А. Шопенгауэра на проблему воли человека.

29. «Философия жизни» Ф. Ницше.

30. Позитивизм (О. Конт) и неопозитивизм (С. Миль, Г. Спенсер). Венский кружок.

31. Философская школа структурализма (К. Леви – Стросс, Ж. Лакан). Постструктурализм (Ж. Деррида, М. Фуко).

32. Экзистенциализм и проблема сущности человеческой жизни (С. Кьеркегор, Ж.П. Сартр, К. Ясперс и т. д.).

33.Фрейдизм (З. Фрейд) и неофрейдизм (А. Адлер, Э. Фромм и т. д).

34. Модернизм и постмодернизм (Ю. Хабермас, П. Рикер и т.д.).

35. Герменевтика (В. Дильтей).

36. Философия марксизма (К. Маркс, Ф. Энгельс).

37. Русская философия: характерные черты и основные этапы развития. Основные мировоззренческие течения в русской философии (особенно XIX – XX ВВ.).

38.Философские идеи в культуре Киевской и Московской Руси (XI – XVII вв.).

39. Философская мысль в России в XIII в.

40. Философские взгляды славянофилов и западников: общее и особенное. Философия П.Я. Чаадаева.

41. Философский панморализм Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого.

42.Философская система В.С. Соловьева: учение о «всеединстве», «цельном знании», «софиология», «богочеловечество», историософия.

43. Русская религиозная философия (С. Булгаков, Н. Бердяев, Л. Шестов и т. д).

44. Философия «русского космизма» (Н.Ф. Федоров, К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский, А.Л. Чижевский).

45. Концепция «бытия» - фундамент философской картины мира. Монистические, дуалистические, плюралистические концепции бытия. Формы бытия. Многомерность, многообразие бытия.

46. Понятие материального и идеального. Проблема материи в философии, ее структура. Атрибуты материи: движение (виды), пространство, время.

47. Категория «сознание» в философии как способность человека к мышлению: природа, сущность, структура, формы проявления, способы отображения. Солипсизм.

48. Философское учение о познании (гносеология). Основные позиции познаваемости мира. Эмпиризм и рационализм.

49. Проблема истины в познании. Концепции истины. Критерии истинности. Соотношение истины и заблуждения в теории познания. Ложь.

50. Диалектика и метафизика как способы познания. Принципы диалектики. Законы диалектики. Категории диалектики.

51. Детерминизм, индетерминизм.

52. Многообразие картин мира: религиозно – мифологическая, философская, научная.

53.Диалектика: основные методы (Гегель, К. Маркс) и принципы познания мира.

54. Синергетика: теория самоорганизации и саморазвития мира. Законы и принципы, точка бифуркации.

55. Проблема человека в истории философии. Представление о совершенном человеке в различных культурах (Западная и Восточная).

56. Природа и сущность человека. Соотношение биологического и социального в человеке. Свобода и ответственность.

57. Человек, индивид, индивидуальность, личность. Типология личности. Роль личности в истории.

58. Проблема жизни и смерти в духовном опыте человека. Ценности (в том числе религиозные) человеческого существования.

59. Человек в системе социальных связей. Личность и массы. Свобода и необходимость.

60. Человек, общество, культура.

61. Социальная философия: предмет, специфика, задачи. Соотношение с другими общественными науками.

62. Основные подходы к исследованию общества в философии.

63. Общество как система. Структура общества.

64. Общество как процесс.

65. Формационные концепции общественного развития.

66. Цивилизационные концепции общественного развития.

67.Соотношение понятий «общество» - «гражданское общество» - «гражданско – правовое общество». Гражданское общество и государство.

68. Историософские проблемы в истории философии.

69. Проблема глобализации общества в система «человек - социум».

70. Проблемы глобализации общества в системе «человек – природа». Географический детерминизм. Экологический кризис.

71. Римский клуб и исследование глобальных проблем. Основные группы глобальных проблем.

72. Оптимистические и пессимистические сценарии будущего. Философия и современный мир.

73. Основные проблемы философии науки и техники. Интерпретация науки и техники в истории философии. Научное знание как система.

74. Этапы исторического развития техники научно – технический прогресс. Человек и техника. Сциентизм и антисциентизм.

75. Профессиональная ответственность ученого и проблема фальсификации в науке. Современная техническая цивилизация.

 

9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:

Основная литература

Название Кол-во экземпл. Контингент изучающих дисциплину Коэффициент книгообеспе ченности
Философия: учеб. для вузов / Ю. М. Хрусталев. - 3-е изд., стереотип. М.: Академия, 2014. 40    
Философия: учеб. для вузов / Б. И. Липский, Б. В. Марков. - 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2014 48    
Философия [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Вечканов В.Э.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2012.— 209 c. http://www.iprbooks hop.ru/1131    

 

Дополнительная литература

Название Кол-во экземпл. Контингент изучающих дисциплину Коэффициент книгообеспе ченности
Философия [Текст] : учеб. для вузов / А. Г. Спиркин. - 3-е изд., перераб. и доп. М. : Юрайт, 2014 50    
Философия [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Кащеев С.И.— Электрон. текстовые данные.— М.: Проспект, 2011.— 130 c. http://www.iprbooks hop.ru/2614    
       

 

Литература для самостоятельного поиска вне фондов ВУЗовской библиотеки

1.Введение в философию: Учеб. пособие для вузов. Под ред. Н. Лавриненко, В. П. Ратникова. - М., 2016 – 804 С.

2. Философия: Учеб. для вузов. Под ред. В Н. Лавриненко, В. П. Ратникова. - М, 2016 - 608 С.

3. История философии. Под ред. Ч. С. Кирвеля. — Минск, 2015 – 508 С.

4. Радугин А.А. Философия Курс лекций.- М., 2016 – 409 С.

5. Горбачев В.Г. Основы философии – М., 2016 – 406 С.

6. История мировой философии: Учебник. Под ред Степина В.С. -  М., 2015 - 416 С.

7. История философии: Учебник. Под ред. Матрошиловой Н.Н. - М., 2014 - 240 С.

8. Основы философии: Учебное пособие для гуманитарных направлений и специальностей вузов. Под ред Степина В.С. - М., 2016 - 496 С.

9. Философия: История философии; Основы философского понимания мира; Философское осмысление глобальных проблем современности и др.: Учебно-практическое пособие для вузов под ред. Лавриненко В Н., Ратникова В.П. - М., 2014 - 352 С.

10. Хрестоматия по западной философии: Учебное пособие для вузов. Сост. Фокина Н.И. - М., 2014 - 544 С.

11. История русской религиозной философии: Учебное пособие для вузов. Под ред. Маслина М.А.- М., 2011 - 447 С.

12. Хрестоматия по философии: Учебное пособие. Под ред. А.А. Радугина - М., 2012 - 576 С.

13. История мировой философии: Учебное пособие для вузов., под ред. Губина В.Д., Сидориной Т.Ю. - М., 2013 - 496 С.

14. Основы философии техники и технических наук: Учебник для студентов и аспирантов. Под ред. Степина В.С. - М., 2016 - 335 С.

15. Алексеев П. В., Панин А. В. Философия. — М., 2016 – 504 С.

16. Ильин В. История философии: Учеб. для вузов. — СПб, 2014 – 203 С.

17. Каратини Р. Введение в философию. — М., 2016 – 204 С.

18. Кириленко Г. Г., Шевцов Е. В. Краткий философский словарь. — М., 2015 – 304 С.

19 Немировская Л. 3. Философия: Курс лекций. — М., 2016 – 403 С.

20. Рассел Б. История западной философии. — М., 2014 – 170 С.

 

Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы

http://www.iprbookshop.ru электронно – библиотечная система IPRbooks

Философский портал (энциклопедии, словари, периодика) http://www.philos.msu.ru/library.php

Библиотека философского факультета МГУ http://lib.ru/FILOSOF/

сетевая энциклопедия (включает статьи по философии) http://filosof.historic.ru/

http://www.philosophy.ru/library/lib2.html

Стэнфордская философская энциклопедия: http://www.science.uva.nl/~seop/contents.html

Интернет-энциклопедия философии: http://www.utm.edu/research/iep/

Oxford companion to philosophy: http://www.xrefer.com/entry.jsp?volid=48

Програмное обеспечение

Для успешного освоения дисциплин и формирования компетенции студент использует следующие программные средства:

§ Microsoft Internet Explorer (или другой интернет-браузер)

§ Microsoft Word

§ Microsoft Excel

§ Microsoft Power Point

§ Adobe Reader

Электронная поддержка осуществляется в электронной образовательной среде обучения для проработки отдельных тем, выполнения заданий, обмена информацией с преподавателем. Для подготовки заданий студенту используют платформу Moodle, доступ к которой получают централизованно.

10. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Лекционные и практические занятия проводятся в лекционных аудиториях и аудиториях для проведения ЛПЗ. В случаях использования презентационного материала лекционные занятия проводятся в специализированных лекционных аудиториях оснащенных средствами мультимедиа. При рассмотрении отдельных тем практические занятия проводятся в компьютерном классе или со специальным использованием средств мультимедиа.

11. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины:

11.1 Методические рекомендации (материалы) для преподавателя

Для лучшего усвоения материала студентами преподавателю рекомендуется в первую очередь ознакомить их с программой курса и кратким изложением материала курса, представленного в образовательной программе дисциплины. Далее на лекционных занятиях преподаватель должен довести до студентов теоретический материал согласно тематике и содержанию лекционных занятий, представленных в рабочей программе. При проведении практических занятий полученные теоретические знания необходимо закрепить рассмотрением вопросов (контрольных заданий) по каждой отдельной теме. После изучения на лекциях каждой темы закрепления и лучшего усвоения материала на практических занятиях рекомендуется провести опрос студентов по представленным вопросам для самопроверки. Завершить изучение дисциплины целесообразно выполнением тестов для проверки усвоения учебного материала. Подобный подход позволит студентам логично и последовательно осваивать материал и успешно пройти итоговую аттестацию в виде экзамена.

Обеспечение студентов инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) печатными и электронными образовательными ресурсами в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья.

     Учебно-методические материалы обучающимся из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья предоставляются в формах:

Для лиц с нарушениями зрения:

– в печатной форме увеличенным шрифтом,

– в форме электронного документа,

– в форме аудио файла,

– в печатной форме на языке Брайля.

Для лиц с нарушениями слуха:

– в печатной форме,

– в форме электронного документа.

Для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата:

– в печатной форме,

– в форме электронного документа,

– в форме аудиофайла.

Рекомендации и тематические разработки лекционного курса

Дата: 2019-03-05, просмотров: 321.