1) представление;
2) понятие;
3)восприятие;
4) умозаключение.
Ответы: 1---1; 2---1; 3---3; 4---2; 5---4; 6---3; 7---3; 8---4; 9---1; 10---1; 11-2,4
Гносеология
№ 1
1. Познание в современной философии преимущественно рассматривается как:
1) способности, умения, навыки в определенной области деятельности;
2) значимая информация в аспекте деятельности;
3) объективная реальность, данная в сознании действующего человека;
4) обусловленный практикой процесс приобретения и развития знаний.
2. В философии «агностицизм» понимается как:
1) рассмотрение процесса познания;
2) рассмотрение объектов познания;
3) полное или частичное отрицание принципиальной возможности познания;
4) сомнение в возможности познания.
3. В современной гносеологии объект познания:
1) существует «сам по себе»;
2) противостоит субъекту познания;
3) в своем определении зависит от концептуальной системы познающего;
4) является частью самопознающего субъекта.
4. Определенный этап познавательного процесса, на котором информация об объекте, полученная в ощущениях и восприятиях, сохраняясь в сознании, воспроизводится позже без прямого воздействия объекта на субъект - это:
1) чувственное отражение;
2) познавательный контакт с объектом познания;
3) представление;
4) объяснение.
5. Вид познания, вплетенный в ткань жизнедеятельности субъекта, но не обладающий доказательной силой, называется:
1) абстрактным;
2) теоретическим;
3) обыденным;
4) научным.
6. Поскольку истина не зависит от познающего субъекта, она:
1) абстрактна;
2) объективна;
3) субъективна;
4) абсолютна.
7. Понятие, противоположное по смыслу «истине» в гносеологии:
1) ложь;
2) заблуждение;
3) суждение;
4) предрассудок.
8. Среди современных концепций истины отсутствует:
1) когерентная;
2) соответствия;
3) системная;
4) прагматическая.
9. Предвосхищение деятельности и ее результата с точки зрения выработки идеалов, решений, программ, норм и плана предстоящей деятельности:
1) прогнозирование;
2) предусмотрение;
3) целеполагание;
4) опережение.
10. Любое изменение, преобразование, процесс - это:
1) эволюция;
2) развитие;
3) инволюция;
4) движение.
11. Субъект познания в современной гносеологии - это:
1) абстрактный индивид;
2) реальный ученый или философ;
3) технические средства (компьютер, научное оборудование и т.д.);
4) мыслительный коллектив.
12. Современные гносеологические исследования предполагают:
1) эмпиризм;
2) рационализм;
3) интуитивизм;
4) теоретико-методологический плюрализм.
13. Формой практики не является :
1) преобразование природы с помощью орудий труда;
2) преобразование общественного бытия через изменение существующих социальных отношений;
3) воздействие предметов и явлений мира на органы чувств человека;
4) научный эксперимент.
Ответы: 1---4; 2 ---3; 3 --3; 4 ---3; 5 --3; 6---2; 7---2; 8--3; 9 --3; 10 --4; 11 ---4; 12 --4; 13 ---3
Сознание
№ 1
1. Сознание рассматривается как свойство высокоорганизованной материи, в философском направлении:
1) объективный идеализм;
2) субъективный идеализм;
3) диалектическый материализм;
4) экзистенциализм.
2. В психофизиологическом аспекте материалистическая философия рассматривает сознание как:
1) часть психики, подчиняющуюся принципу реальности;
2) субъективную реальность, или субъективный образ объективного мира;
3) высшую функцию мозга, связанную с речью;
4) душу, использующую мозг в качестве орудия для реализации своих целей.
3. Человеческому сознанию присуще:
1) пассивное отражение действительности;
2) активная, творческая деятельность;
3) непосредственное воздействие на действительность;
4) порождение объективной реальности.
4. Самосознание человека - это:
1) духовное зеркало для самоизучения и самолюбования;
2) осознание себя человеком в процессе общения с другими людьми;
3) осознание себя в процессе освоения материальной и духовной культуры человечества;
4) результат рефлексии, размышления личности о себе самой.
В современной философии это понимается как высшая ступень логического понимания; теоретическое, рефлексирующее, философски мыслящее сознание, оперирующее широкими обобщениями и ориентированное на наиболее полное и глубокое знание истины. Это
1) рассудок;
2) разум;
3) мышление;
4) ум.
6. Согласно Канту, рассудок, как первая предпосылка разума, есть способность:
1) согласовывать внутренние правила с внешней деятельностью;
2) ориентации в обыденной жизни;
3) ориентироваться на достижение практических целей и использовать понятия обыденной жизни по определенным правилам;
4) разложения целостных объектов на составные части.
7. Что появилось у человека раньше - мышление или язык:
1) мышление;
2) язык;
3) одновременно;
4) они совершенно не связаны между собой, потому вопрос некорректен.
8. В современной семиотике естественный язык рассматривается как:
1) непосредственная деятельность сознания;
2) адекватное выражение мысли;
3) система естественных и искусственных знаков;
4) вторая сигнальная система.
9. Каждый национальный язык является уникальным, поскольку он:
1) позволяет передавать и распространять информацию;
2) способствует совершенствованию профессиональных знаний;
3) является средством общения всех людей между собой;
4) служит средством передачи традиций и является важнейшим условием культурной самоидентификации.
10. «Бессознательное» в современной философии-это:
1) явления и процессы в психике человека, которые им не осознаются, но влияют на его поведение;
2) рефлекторные процессы в организме человека;
3) все, что не осознается человеком;
4) нечто, присущее только отдельному человеку.
Ответы: 1 ---3; 2 --3; 3 --2; 4 --4; 5 --2; 6 --3; 7 ---3; 8 --3; 9 --4; 10 --1.
Общество
№ 1
1. Какое из нижеприведенных определений вписывается в тему «Общество как процесс»:
1) общество — система взаимоотношений между людьми, возникающая в результате их совместной жизнедеятельности;
2) общество — совокупность людей, связанных определенными отношениями в процессе своей деятельности;
3) общество — определенный этап в историческом развитии человечества;
4) общество — организация людей, объединенных общим занятием или увлечением (например, спортивное или философское).
2. Какие из перечисленных понятий являются инородными для формационной концепции Карла Маркса:
1) капитализм;
2) феодализм;
3) традиционное общество;
4) постиндустриальное общество.
3. Какая из приведенных характеристик соответствует взглядам Гегеля:
1) общество развивается линейно от низших ступеней к высшим;
2) общество развивается по спирали;
3) общество развивается по кругу;
4) общество не развивается.
4. Что является критерием исторического прогресса в теории стадий роста:
1) состояние морали;
2)способ производства;
3) уровень демократизма в государстве;
4) научно-технический прогресс.
5. Кто из ниженазванных философов является приверженцем цивилизационной концепции общественного развития:
1) К. Маркс;
2) У. Ростоу;
3) Н. Данилевский;
4) А. Тойнби.
6. Что такое система:
1) рядоположенность предметов любой природы;
2) порядок в расположении предметов одного типа;
3) любая совокупность элементов;
4) совокупность элементов, находящихся во взаимодействии.
7. Что такое цивилизация с точки зрения системности:
1) совокупность предметов материальной культуры;
2) общество, развитие которого определяется техникой;
3) общество, имеющее свою специфическую культуру;
4) над-культурное образование, связанное едиными принципами жизнеустройства.
8. Социальная стратификация — это:
1) разделение общества на классы;
2) сложная неустойчивая структура в обществе;
3) деление людей на общественные группы в зависимости от выбора профессии;
4) процесс разделения людей на социальные слои.
9. Существует стадиальная теория развития общества. Ее представителями являются:
1) У. Ростоу;
2) К. Маркс;
3) A. Тоинби;
4) Н. Бердяев.
10. Как называется труд английского историка А. Тойнби, в котором излагается его концепция истории человечества:
1) «Закат Европы»;
2) «Россия и Европа»;
3) «Постижение истории»;
4) «Смысл истории».
11. Кто из русских мыслителей XIX в. был создателем теории культурно-исторических типов?
1)П. Я. Чаадаев;
2) Н. К. Михайловский;
3) Н. Я. Данилевский;
4) Н. А. Бердяев.
12. Понятие «традиционное общество» означает:
1) докапиталистическое, доиндустриальное общество;
2) восточное общество;
3) общество, где господствующей религией является ислам;
4) примитивное общество.
13. Приведите в соответствие сферы общественной жизни и характеризующие их особенности западного общества:
1) экономическая сфера;
2) социальная сфера;
3) политическая сфера;
4) духовная сфера:
а) независимое положение личности;
б) частная собственность;
в) рациональное мышление;
г) правовое государство.
Ответы: 1---1,2; 2---3,4; 3---2; 4---4; 5---3,4; 6---4; 7---4; 8---4; 9---1; 10---4; 11---3; 12---1; 13---1/б, 2/а, 3/г, 4/в.
№ 2
1. Общество является предметом исследования такой философской науки, как:
1) культурология;
2) социальная философия;
3) гносеология;
4) политология.
2. В философии Нового времени (Т. Гоббс, Дж. Локк, И. Кант) основное внимание в рассмотрении развития науки было обращено на:
1) общество как целостную систему, в которой человек лишь составная ее часть;
2) человека, и общество понималось как совокупность отдельных индивидов с их способностями, поведением, действиями;
3) общество, как совокупность объективно данных человеку общественных отношений, а человек при этом находится на пересечении, в «узлах» разнообразных общественных связей;
4) человека и общество одновременно, поскольку они являются взаимодополняющими и постоянно взаимодействующими сторонами.
3. Согласно концепции М. Вебера, общество - это:
1) жизненный мир, построенный в соответствии с феноменологией сознания;
2) понимающее «бытие-в-мире»;
3) свободный практический и творческий выбор;
4) система социальных действий и их смыслов.
4. В марксизме утверждается, что структура общества вытекает из:
1) жизни людей согласно их речевым актам;
2) истолкования смысла социальных действий людей;
3) формы материального производства;
4) соответствующего общественного договора.
5. В русском космизме общество интерпретируется с точки зрения так называемого «натуралистического» подхода, при котором общество - это:
1) воплощение совершенной идеи справедливости;
2) открытая система, действующая на основе «социальных технологий» и «социальной инженерии»;
3) продолжение природы и космических закономерностей;
4) «град земной», стремящийся к совершенству «града божьего».
6. Отчуждение во взаимоотношениях человека и общества наступает тогда, когда:
1) человек непрерывно воспроизводит самого себя как субъекта, соединяющего в себе природные, социальные и духовные качества;
2) происходит растворение человека в абстрактных социальных качествах, в утрате им контроля над результатами своей деятельности в обществе;
3) осуществляется освоение личностью разнообразных условий и форм деятельности, ее плодов и результатов;
4) выработанные культурой устойчивые, упорядоченные стереотипы деятельности превращаются для отдельного человека в его собственный способ жизнедеятельности в обществе.
7. К главным составным частям общества (согласно учениям Ферсмана, Плотникова, Дьяконова) не относится:
1) антропосфера;
2) социосфера;
3) ноосфера;
4) техносфера.
8. К источникам саморазвития общества не должно относиться:
1) взаимодействие общества и природы;
2) использование техники и новых информационно-технологических возможностей в целях совершенствования человеческого существования;
3) саморазвитие техносферы и искусственной реальности, кардинально изменяющее статус человека;
4) развитие духовной сферы в направлении к идеалу.
9. В марксизме процесс развития общества описывался в виде:
1) циклов;
2) стрелы;
3) спирали;
4) маятника.
10. Ход человеческой истории в виде линейного поступательного движения (прогресса) описывался, преимущественно, в трудах:
1) немецкого философа К. Ясперса;
2) новоевропейских философов Ф. Бэкона и Р. Декарта;
3) французского историка и культуролога Ф. Броделя;
4) русского историка и ученого Л. Н. Гумилева.
11. В христианской философии подробно разработана идея о «конце света». Концепцию о «конце истории» выдвинул:
1) Ф. Бродель;
2) П. Сорокин;
3) Ф. Фукуяма;
4) А. Тойнби.
12. Против самой идеи прогресса в человеческой истории выступали:
1) К. Сен-Симон и Г. Спенсер;
2) Н. К. Михайловский и П. Л. Лавров;
3) К. Маркс и Ф. Энгельс;
4) Ф. Ницше и А. Камю.
13. Фактору случайности в саморазвитии общества основное значение придает современное направление:
1) герменевтики;
2) структурализма;
3) постмодернизма;
4) синергетики.
Ответы:
1 ---2; 2 ---2; 3 --4; 4 --3; 5 --3; 6 --2; 7 --3; 8 --3; 9 --3; 10 ---2; 11 --3; 12 ---4; 13 –4
Дата: 2019-03-05, просмотров: 1561.