Тема 2 «Основные этапы исторического развития философии»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Упражнения и задачи

1. В зависимости от чего подразделяют индийские философские учения на ортодоксальные и неортодоксальные?

2. Объясните соотношение категорий буддийской философии: со­стояние нирваны и активности (направленной на свою жизнь).

3. В чем сущность учения Будды и в чем разница между махаяной и хинаяной?

4. Какие космогонические идеи явились основой религиозно-фило­софского мировоззрения древних китайцев?

5. Что обозначает в повседневной жизни китайцев формула Кон­фуция «Управлять — значит поступать правильно»?

6. Что принимали за первоначало («архе») следующие философы: Фалес, Анаксимен, Анаксимандр, Демокрит, Гераклит?

7. Против чего были направлены апории Зенона?

8. Кто такие софисты и в чем значение их учения?

9. На что были направлены философские рассуждения Сократа?

0. В чем суть объективно-идеалистической теории Платона?

11. В чем видел Аристотель сущность вещей?

12. В чем состоит концептуальное различие классического и элли­нистического этапов философии?

13. Какие философские проблемы объединяют школы ранне- эллинистического периода и в чем различие их философских взглядов?

14. Прокомментируйте слова философов.

 - Гераклит

    • «Многознание уму не научит».

    • «Лучшие люди одно предпочитают всему, вечную славу — бренным вещам, а большинство объедается, как скоты».

    • «Все течет, все изменяется».

- Демокрит

     • «Тому, кто будет властвовать над другими, надлежит сна­чала властвовать над собой».

     • «Глупым лучше повиноваться, чем повелевать».

     • «Лучше надежды образованных, чем богатство невежд».

- Фалес

      • «Эфиопы пишут своих богов черными и курносыми, фра­кийцы — голубоглазыми и русыми. Если бы быки, львы и кони имели руки и могли ими рисовать и ваять, как люди, тогда их боги были бы похожи на быков, львов и лошадей».

- Пифагор

      • «Будь другом истины до мученичества, но не будь ее защит­ником до нетерпимости».

      • «Беседу следует вести так, чтобы собеседников из врагов делать друзьями, а не друзей — врагами».

15. В чем, по вашему мнению, состоит смена акцентов в рассмотре­нии философской проблематики средневековья и Возрождения в понятиях теоцентризм и антропоцентризм?

16. Каковы основные проблемы и своеобразие средневековой фило­софии?

17. Каким образом прослеживаются идеи Платона и Аристотеля в фи­лософии средних веков?

18. В чем специфика средневековой онтологии и гносеологии?

19. В чем проявился гуманизм философии Возрождения?

20. Вселенная глазами мыслителей Возрождения: Н. Кузанский. Н. Коперник, Дж. Бруно.

21. В чем суть философских достижений эпохи Ренессанса, оказав­ших влияние на философию Нового времени?

22. В чем суть механико-материалистической картины мира Нового времени?

23. В чем сходство и кардинальное различие двух концепций науч­ного метода Бэкона и Декарта?

24. В чем суть антитезы эмпиризма и рационализма?

25. Каковы общественно-политические идеалы Просвещения?

26. В чем суть идей гражданского общества и общественного договора?

27. Сравните понятия «просвещение» и «просвещенчество».

28. Из нижеприведенных отметьте характерные черты Ренессанса:

- практический и теоретический индивидуализм;

- движение цивилизации против дикости (средневековья);

- время безбожия и язычества;

- культ светской жизни с подчеркнутой чувственностью;

- светский дух религии с тенденцией к язычеству;

- движение культуры против бескультурья и варварства;

- освобождение от власти авторитетов;

- особенное внимание к истории;

- чрезвычайный вкус к искусствам;

- обновление духовной жизни.

29. Обдумайте и сравните высказывания двух философов: Цицеро­на - «Жить, значит мыслить») и Р. Декарта - «Мыслю, следовательно, существую».

30. Может ли наука быть «сама себе» философией? Чем классиче­ская философия отличается от неклассической?

31. Как понимают различия между вещью в себе и явлением И. Кант и А. Шопенгауэр?

32. Что такое триада Г. Гегеля? Нарисуйте ее схему. Сводится ли ди­алектика Гегеля к принципу триадичности развития?

33. Кому принадлежит суждение (И. Канту, Г. Гегелю, И. Фихте, К. Марксу)? «Все действительное разумно, все разумное дей­ствительно». Можно ли считать, что в этом суждении содер­жится тавтология? Что этим высказыванием хотел выразить его автор?

34. К какому периоду творчества К. Маркса можно отнести следую­щие суждения: раннему или позднему? Поясните различие этих высказываний: по их структуре, по их смыслу, по их применимо­сти в разных контекстах.

- «Сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений».

- «...Возникшее общество производит, как свою постоянную действительность, человека со всем этим богатством его суще­ства, производит богатого и всестороннего, глубокого во всех его чувствах и восприятиях человека».

 

Дата: 2019-03-05, просмотров: 471.