2. Обслуживание котла в действии
2.1. Общие требования
2.1.1. Котел считается действующим с момента подъема давления пара в нем выше атмосферного.
2.1.2. Очередность включения и число работающих котлов устанавливаются старшим механиком. Режимы котлов на жидком или твердом топливе равной производительности, работающих на общие потребители, должны устанавливаться одинаковыми.
2.1.3. За действующим котлом и обслуживающими его механизмами необходимо вести наблюдение по показаниям КИП, сигналам аварийно-предупредительной сигнализации, а также путем осмотров установки. Необходимо периодически контролировать:
.1. уровень воды в котле;
.2. давление перегретого, насыщенного и охлажденного пара;
.3. температуру перегретого и охлажденного пара;
.4. паропроизводительность (при наличии паромеров);
.5. давление и температуру питательной воды на входе в котел, температуру воды после экономайзера;
.6. давление и температуру топлива, давление пара (воздуха) перед форсунками;
.7. расход топлива и его уровень в расходных цистернах;
.8. давление и температуру воздуха перед топкой;
.9. температуру и химический состав уходящих газов (последнее при наличии газоанализатора);
.10. химический состав котловой и питательной воды;
.11. расход воды (по вахтам, суточный).
2.1.4. При работе котла на ручном или полуавтоматическом управлении несение постоянной вахты у котла является обязательным. При этом параметры, указанные в п. 2.1.3, контролируются постоянно.
2.1.5. Длительная эксплуатация котлов с отключенной системой автоматического регулирования в целом или отдельных ее узлов не допускается. Исключение представляют аварийные случаи и плановые выводы для технического обслуживания.
2.1.6. Защита по уровню воды в котле, где она имеется, должна быть включена при всех режимах, в том числе при разводке огня и подъеме пара.
2.1.7. При ручном и полуавтоматическом управлении главным котлом вахтенный механик по получении сообщения о предстоящем изменении нагрузки должен предупредить об этом вахтенных котельных машинистов (исключения допускаются для случаев экстренной остановки).
2.1.8. При всех режимах работы котлов следует стремиться не допускать подрывов предохранительных клапанов, своевременно принимая меры к снижению давления пара.
2.10. Прекращение работы котла
2.10.1. При полном выводе котла из действия необходимо:
.1. произвести обдувку всех поверхностей нагрева, если позволяет обстановка;
.2. перевести котел на дистанционное или ручное управление и снять нагрузку по пару, затем полностью вывести из действия средства автоматического регулирования и системы сигнализации и защиты;
.3. произвести верхнее продувание и последующее подпитывание котла, после чего продуть пароперегреватель;
.4. если котел не будет осушен, довести щелочное фосфатное и нитратное число до нормы, указанной в инструкции по эксплуатации;
.5. перевести форсунки на растопочное топливо (при наличии соответствующей системы);
.6. закрыть пар на подогреватели топлива;
.7. уменьшить давление топлива и воздуха и последовательно выключить форсунки, одновременно прикрывая заслонки воздухонаправляющих устройств; в форсунках с продуванием паром сначала прекратить подачу топлива, а затем, после продувания форсунок от остатков топлива, подачу пара и воздуха;
.8. после выключения последней форсунки остановить топливный насос и выключить подогреватель топлива;
.9. вывести форсунки из топок для чистки, закрыть отверстия шиберными заслонками, принять меры по предотвращению попадания холодного воздуха в топку;
.10. разобщить котел от главной магистрали и магистралей охлажденного и насыщенного пара;
.11. открыть клапаны (пробки) для слива гудрона из топки.
2.10.2. Охлаждение котла рекомендуется производить по возможности медленно. Продолжительность и порядок охлаждения следует выдерживать в соответствии с указаниями инструкции по эксплуатации. О продолжительности спуска пара и охлаждения котла должна быть сделана запись в машинном журнале.
2.10.3. До остывания кладки необходимо подпитывать котел при открытых клапанах продувания пароперегревателя и выполнять все рекомендации заводской инструкции по поддержанию уровня воды и режиму продувки.
2.10.4. Если предполагается осушение водяного экономайзера, следует перевести питание в обход его, спустить воду, открыть воздушный клапан и держать его открытым до прекращения выхода пара.
2.10.5. До полного остывания котла необходимо проверить закрытие всех клапанов на нем.
2.10.6. Запрещается открывать лаз в топку до полного остывания котла.
2.10.7. Удаление воды из котла разрешается производить только после того, как ее температура снизится до 50°С.
2.10.8. При кратковременном бездействии длительностью не более 24 ч допускается хранить котел заполненным водой до рабочего уровня, а пароперегреватель и пароохладитель - без воды.
2.10.9. При бездействии свыше 24 ч котел должен быть поставлен на хранение в соответствии с указаниями инструкции по эксплуатации или рекомендациями подраздела 2.12.
2.12. Хранение бездействующего котла
2.12.1. При выводе котла из эксплуатации на длительный период должны быть приняты меры, предохраняющие его от коррозии, а также от "замораживания" в зимний период.
2.12.2. В зависимости от длительности бездействия котла хранение должно осуществляться одним из следующих способов:
.1. мокрым, при котором котел заполняют полностью водой и подключают к расширительному баку; длительность "мокрого хранения" допускается не более 30 суток;
.2. сухим, при котором котел полностью осушают и герметизируют, предварительно поместив в его внутренние полости влагопоглотитель. В зависимости от порядка осуществления "сухое хранение" обеспечивает сохранность котла и его элементов до двух лет.
.3. избыточного давления, при котором в котле поддерживают давление выше атмосферного за счет подогрева находящейся в нем воды паром действующего котла.
Примечание: Для утилизационных котлов с принудительной циркуляцией режимы хранения конвективной части и сепаратора пара могут устанавливаться различными.
2.12.3. Для постановки на "мокрое хранение" котел (включая экономайзер, пароперегреватель и пароохладитель) должен быть полностью заполнен водой с выполнением указаний пп 1.3.3 и 1.3.4. При отсутствии в инструкции по эксплуатации указаний по вводу химических реагентов следует руководствоваться приложением V.4. При кратковременном хранении (водотрубных котлов - до 3 суток, газотрубных - до 6 суток) качество котловой воды поддерживать на верхнем пределе норматива, указанного в приложении V.1.
После заполнения котла водой и ввода реагентов при открытом воздушном клапане необходимо нагреть воду в котле до температуры кипения для удаления воздуха, продуть котел (включая пароперегреватель), закрыть воздушный клапан, подключить расширительный бак и подпитать систему, доведя уровень воды до 2/3 высоты водоуказательного прибора на расширительном баке.
2.12.4. Для предупреждения "замораживания" котла, находящегося на "мокром хранении", в зимний период необходимо:
.1. держать закрытыми дымовую трубу и заслонки воздухонаправляющих устройств топок;
.2. не допускать устойчивых холодных течений воздуха в котле и котельном помещении;
.3. следить за температурой в котельном помещении; при снижении температуры до +5°С - спустить воду из котла.
2.12.5. Во время "мокрого хранения" необходимо поддерживать уровень в расширительном баке в пределах видимости водоуказательного стекла.
2.12.6. При постановке котла на "сухое хранение" сроком до шести месяцев необходимо:
.1. тщательно очистить поверхности нагрева котла изнутри и снаружи от грязи, сажи, накипи, окалины и шлама, обратив особое внимание на корни труб;
.2. тщательно удалить остаток воды из барабанов, коллекторов, сепараторов, трубопроводов и других устройств котла;
.3. произвести осмотр котла с газовой стороны и со стороны пароводяного пространства, обнаруженные дефекты зарегистрировать;
.4. обратить особое внимание на состояние изоляции котла, имея в виду ее гигроскопичность и возможность коррозии металла под ней. При необходимости в отдельных местах снять изоляцию, очистить металл и восстановить окраску;
.5. снять, разобрать и законсервировать форсунки;
.6. очистить и смазать скользящие опоры котла;
.7. плотно закрыть чехлом дымовую трубу;
.8. снять для хранения контрольно-измерительные приборы с подводящими трубками, удалив из них влагу продуванием;
.9. аппаратуру автоматического регулирования и устройства дистанционного управления законсервировать.
2.12.7. Очищенный котел должен быть осушен посредством вентилирования топок, барабанов и коллекторов сухим теплым воздухом от калорифера или установкой в них жаровен с горящим древесным углем. После осушения во всех барабанах и коллекторах должны быть размещены противни с влагопоглотителем (см. приложение V.4). После введения влагопоглотителя котел должен быть загерметизирован.
2.12.8. При "сухом хранении" котлов необходимо производить их систематический контроль вскрытием лазовых и люковых затворов, а также осмотром влагопоглотителя, определяя его пригодность в соответствии с приложением V.4. Вскрытие должно производиться не реже одного раза в три месяца. Результаты контроля регистрируются в машинном журнале.
2.12.9. По окончании периода "сухого хранения" до приведения котла в рабочее состояние необходимо извлечь влагопоглотитель, провентилировать внутренние полости и тщательно осмотреть котел.
2.12.10. В тех случаях, когда котел продолжительное время открыт (при ремонте), должны быть приняты меры против скопления влаги в отдельных местах котла, а также резких колебаний температуры и изменения влажности воздуха в котельном помещении.
35. Основные мероприятия технического обслуживания котла. Очистка поверхностей нагрева работающего и неработающего котла. Основные требования к техническому состоянию конструктивных элементов котла.
2.8. Очистка поверхностей нагрева работающего котла
2.8.1. Очистку (обдувку) поверхностей нагрева котлов с газовой стороны следует производить на ходу судна в сроки, указанные в инструкции по эксплуатации, но не реже одного раза в сутки. На установившемся режиме очистки должны производиться также при повышении или понижении температуры перегретого пара и росте сопротивлений в газоходе. В котлах, которые будут находиться в работе при предстоящей длительной стоянке судна, очистка должна производиться перед подходом к порту и по выходе из порта.
2.8.2. Очистка котла должна производиться под руководством котельного механика. О предстоящей операции обдувки должен быть предупрежден вахтенный помощник капитана.
2.8.3. При наличии системы автоматической сажеобдувки следует периодически контролировать эффективность ее действия и при необходимости производить корректировку настройки системы.
2.8.4. На время сажеобдувки рекомендуется изменять настройку системы горения, обеспечивая повышенный избыток воздуха при полностью открытых воздушных заслонках. Если при обдувке наблюдается повышение температуры перегретого пара более чем на 20°С сверх спецификационной или снижение давления пара более чем на 5% от рабочего, нагрузку котла по пару необходимо снизить.
2.8.5. Все очистки котла на ходу должны производиться по возможности быстро. После очисток газотрубных и газоводотрубных котлов следует выгребать сажу и золу и плотно зарывать дверцы дымников.
2.8.6. Обдувку следует производить, как правило, перегретым паром, по возможности с применением апробированных химических присадок, не требующих последующей нейтрализации. Насыщенный пар можно использовать только в случаях, предусмотренных инструкцией по эксплуатации, уделяя особое внимание продуванию паропровода насыщенного пара.
2.8.7. При обдувке давление пара в сажеобдувочных устройствах и очередность их включения должны соответствовать указаниям инструкции. Направление струй пара необходимо все время изменять. Одновременное включение двух сажеобдувателей не допускается.
5.1. Очистки неработающего котла
5.1.1. Очистку поверхностей нагрева с газовой стороны следует производить с соблюдением следующих общих требований:
.1. обдувку или обмыв сажи начинать сверху;
.2. расширительные швы футеровки тщательно очищать от сажи и золы:
.3. следить за удалением всех отложений (особенно смолистых);
.4. перед производством работ в топках принимать меры предупреждения от ожогов;
.5. после обдувки тщательно очищать топку и дымоходы от золы и сажи.
5.1.2. Обдувка труб неработающего котла паром (особенно насыщенным) запрещается. Исключением является парохимический метод очистки с последующей мойкой поверхностей нагрева горячей водой. Сжатым воздухом может быть допущена обдувка только холодных котлов, если есть уверенность в отсутствии на поверхностях нагрева и в дымоходах тлеющей сажи.
5.1.3. Очистка котлов от шлама должна производиться промывкой горячей водой под напором немедленно после остывания котла и спуска из него воды, до того как рыхлые отложения шлама успеют сцементироваться в твердые корки. Как исключение, парообразующие и опускные трубы водотрубных котлов допускается очищать проволочными ершами и шарошками с гидравлическим или механическим приводом, а газотрубные котлы - стальными щетками и скребками.
5.1.4. Для удаления отложений на внутренних поверхностях нагрева следует производить химическую очистку котла с соблюдением одобренной технологии, а также мер по технике безопасности. Для химической очистки котлов могут применяться только препараты, рекомендованные изготовителем котла или судовладельцем.
5.1.5. Перед химической очисткой котла необходимо отключить его от других котлов, а также заглушить водоуказательные колонки и всю остальную арматуру, кроме дренажной, и снять предохранительные клапаны, если это предусмотрено инструкцией по выбранному методу очистки.
5.1.6. По окончании химической очистки котла остатки разрушенной и утратившей прочность накипи должны быть обязательно удалены из котла. Результаты очистки должны быть проверены путем осмотра внутренних поверхностей котла и пропускания через парообразующие трубы калиброванных шаров диаметром, равным 0,9 внутреннего диаметра проверяемой трубы (для труб с малым радиусом гиба - 0,85 внутреннего диаметра трубы).
5.1.7. Пароперегреватели не подлежат химической очистке и поэтому не заполняются раствором химических реагентов. Удаление из пароперегревателя солей, ржавчины и других загрязнений следует производить промывкой горячим конденсатом.
5.1.8. По окончании химической очистки котел рекомендуется подвергнуть гидравлическим испытаниям на рабочее давление.
6.3. Корпус котла, коллекторы и поверхности нагрева
6.3.1. При контроле коллекторов и барабанов необходимо установить характер и глубину коррозионных поражений отдельных элементов и обследовать места возможного появления трещин, обратив особое внимание на трубные доски, сварные швы, места приварки штуцеров и отфланцовки. В местах, пораженных коррозией, замерить глубину язвин свинцовыми оттисками. Трещины в любых местах коллекторов, барабанов, крышках горловин не допускаются. Способы выведения и заварки трещин во всех случаях являются предметом специального рассмотрения Регистра.
6.3.2. При контроле состояния труб необходимо установить характер деформаций, наличие выпучин, трещин, коррозионных разъеданий и неплотностей в местах вальцовки и сварки; все парообразующие трубы следует проверить пропусканием калиброванных шаров (см. п. 5.1.6). По требованию Регистра должны быть вырезаны образцы труб из разных частей котла для контроля величины износа, а также производства металлографических исследований.
6.3.3. Глушение труб следует производить постановкой с обоих концов глухих пробок. Концы труб изнутри перед запрессовкой заглушек следует зачистить до металла. При глушении целых парообразующих труб необходимо в их стенках выполнить отверстия. На заглушенные трубки мембранных экранов для предотвращения выгорания кожуха необходимо нанести защитное огнеупорное покрытие.
6.3.4. Котельные трубы, имеющие провисание или погнутость вследствие перегрева, подлежат замене при стрелке прогиба, превышающей два диаметра трубы. Величина провисания прямых труб допускается до 1 % длины при отсутствии пропусков в вальцовочных соединениях. Трубы с меньшей стрелкой прогиба оставляются без замены, если наименьшее расстояние между трубами в местах изгибов составляет не менее половины размера межтрубного мостика и при этом не нарушено вальцовочное соединение. Правка труб в котле для устранения провисания запрещается.
6.3.5. При контроле бочек, жаровых труб и огневых камер следует выполнять указания п. 6.3.1, а также установить величины проседания жаровых труб, выпучин стен огневых камер, наличие трещин и неплотностей в заклепочных швах и связях.
6.3.6. При контроле дымогарных труб и связей необходимо установить характер разъеданий и неплотностей в местах вальцовки и сварки, степень износа труб и связей.
6.3.7. При выполнении ремонтных работ не допускаются трещины всех видов и направлений в сварочных швах, по линии оглавления и в околошовной зоне основного металла, в том числе и микротрещины, выявленные при микроисследовании. При последующем гидравлическом испытании не допускается появление "росы" и "слез". Дефектные участки должны быть вырублены и вновь заварены.
6.3.8. Незначительные пропуски заклепочных швов и коротких связей на резьбе должны устраняться чеканкой. Чеканку разрешается производить только при давлении в котле, равном атмосферному.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 388.