Перед посевом материал должен быть в жидком состоянии.
Стерильной градуированной пипеткой набирают 0,1, 0,5 или
1,0 мл материала и выливают его в стерильные чашки Петри. После
этого материал заливают 15−20 мл растопленного и охлажденного до
45−50 °С МПА. Осторожно покачивая чашку, круговыми движения-
ми по поверхности стола перемешивают в ней материал, достигая его
равномерного деления в среде. Чашку оставляют закрытой до полно-
го застывания агара, а затем переворачивают вверх дном.
Для того, чтобы выделить чистую культуру микроорганизмов,
следует отделить многочисленные бактерии, которые находятся в ма-
териале, одна от другой. Это можно достичь с помощью методов,
которые основаны на двух принципах – механическом и биологиче-
ском разобщении бактерий .
Методы выделения чистых культур,
Основанные на механическом принципе
Метод последовательных разведений, предложенный Л. Па-
стером, был одним из самых первых, который применялся для меха-
нического разъединения микроорганизмов. Он заключается в прове-
дении последовательных серийных разведений материала, который
содержит микробов, в стерильной жидкой питательной среде. Этот
прием достаточно кропотлив и несовершенен в работе, поскольку не
позволяет контролировать количество микробных клеток, которые
попадают в пробирки при разведениях.
Этого недостатка не имеет метод Коха (метод пластинчатых
разведений). Р. Кох использовал плотные питательные среды на ос-
нове желатина или агар-агара. Материал с ассоциациями разных видов
бактерий разводился в нескольких пробирках с растопленным и
охлажденным желатином, содержимое которых позже выливалось на
стерильные стеклянные пластины. После культивирования в его тол-
ще образовывались изолированные колонии микроорганизмов, кото-
рые легко могут быть перенесены на свежую питательную среду с по-
мощью платиновой петли для получения чистой культуры бактерий.
Метод Дригальского является более совершенным методом,
который широко распространен в повседневной микробиологической
практике. Сначала на поверхность среды в чашке Петри пипеткой
или петлей наносят исследуемый материал. С помощью металличе-
ского или стеклянного шпателя его тщательным образом втирают в
среду. Чашку во время посева держат прикрытой и осторожно вра-
щают, чтобы равномерно распределить материал. Не стерилизуя шпа-
теля, проводят им посев материала во второй чашке Петриа, затем
в третьей. Только после этого шпатель погружают в дезинфицирую-
щий раствор или прожигают в пламени горелки. На поверхности сре-
ды в первой чашке наблюдаем, как правило, сплошной рост бактерий,
во второй – густой рост, а в третьей – рост в виде изолированных ко-
лоний (рис. 12).
Рис. 12. Метод Дригальского
Метод посева истончающим штрихом сегодня используется
в микробиологических лабораториях чаще всего. Существует
нескольько способов посева штрихом (рис. 13).
Схемы метода посева истончающим штрихом
Дата: 2019-03-05, просмотров: 688.