Т.о. государство в виде специально созданных органов, призвано обеспечить соблюдение прав и свободы человека, выполнения им своих обязанностей перед обществом, законность и порядок
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Права ребёнка являются нормативной формой его существования в обществе и взаимодействия с людьми, они упорядочивают связь ребёнка со взрослым миром, координируют деятельность взрослых по отношению к детям, смягчают противоречия, конфликты, способствуют сочетанию полноценной жизнедеятельности ребёнка с жизнедеятельностью других людей, здоровым развитием общества и функционированием государства [13, с. 4].

Социальные права детей в Республики Беларусь

Кодекс о браке и семье Республики Беларусь посвящает несовершеннолетним специальную главу, где содержится перечень прав ребёнка. Права ребёнка подразделяются на 2 категории:

социальные права;

Материальные права.

Право детей на жизнь, достойные условия жизни и охрану здоровья

Право на жизнь является главным, основным правом каждого человека. Оно относится к категории неотчуждаемых. Важнейшие международно-правовые документы, конституции современных государств содержат нормы, касающиеся данного права [13, с.5].

Статья 5 Конвенции о правах ребенка 1989 г. и ст. 4 Закона «О правах ребёнка» 1993 г. предусматривается, что каждый ребёнок имеет неотъемлемое право на жизнь. Государства-участники Конвенции обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребёнка [18, с. 193].

В соответствии со статьёй 24 Конституции Республики Беларусь, каждый имеет право на жизнь. Государство защищает жизнь человека от любых противоправных посягательств.

Государство защищает жизнь ребёнка от любых противоправных посягательств. Применение смертной казни и пожизненного заключения в отношении лиц, совершивших преступление в возрасте до восемнадцати лет, не допускается (ст. 4 Закона «О правах ребёнка»).

Согласно ст. 27 Конвенции государства-участники признают право каждого ребёнка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребёнка.

В ст. 8 Закона «О правах ребёнка» также закреплено право каждого ребёнка на уровень жизни и условия, необходимые для полноценного физического, умственного и духовного развития. Государственные органы через систему социальных и экономических мер обеспечивают создание этих условий.

 Статьей 24 Конвенции предписано право ребёнка на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья. Статья 5 Закона «О правах ребёнка» определяется неотъемлемое право ребёнка на охрану и укрепление здоровья. Государство создает надлежащие условия матери по охране ее здоровья, обеспечивает здоровое развитие ребёнка, предоставляет детям бесплатную медицинскую помощь.

Вопрос 42.

Законодательные акты и документы ,регламентирующие социально-педагогическую деятельность : Закон РБ”Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних “

Деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений должна строиться на поддержке семьи и взаимодействии с ней, а также на индивидуальном подходе к воспитанию. Основным требованием к такой работе является соблюдение конфиденциальности полученной информации.
Индивидуальная профилактическая работа в отношении несовершеннолетних, их родителей, усыновителей, опекунов или попечителей проводиться на основании следующих документов:
- заявления несовершеннолетнего либо его родителей, усыновителей, опекунов или попечителей об оказании им помощи по вопросам, относящимся к компетенции органов, учреждений и иных организаций, осуществляющих профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
- приговора, решения, постановления или определения суда;
- постановления комиссии по делам несовершеннолетних, прокурора, следователя, органа дознания или начальника органа внутренних дел;
- заключения, утвержденного руководителем органа, учреждения и иной организации, осуществляющих профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, по результатам проведенной проверки жалоб, заявлений или других сообщений.






Такая работа в отношении несовершеннолетних, их родителей, усыновителей, опекунов или попечителей проводиться в течение срока, необходимого для оказания социальной и иной помощи несовершеннолетним (но не более шести месяцев со дня постановки на учет): до устранения причин и условий, способствующих безнадзорности, совершению несовершеннолетними правонарушений или иных антиобщественных действий, или до достижения ими возраста восемнадцати лет, или до наступления других обстоятельств, предусмотренных законодательством.

Учреждения образования в соответствии с их уставами:
- оказывают социально-психологическую и педагогическую помощь несовершеннолетним, имеющим отклонения в развитии или поведении либо проблемы в обучении;
- выявляют несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, не посещающих учреждения образования или систематически пропускающих занятия по неуважительным причинам, нарушающих дисциплину и порядок, предусмотренными уставами указанных учреждений, принимают меры по их воспитанию и получению ими общего базового
образования;
- выявляют семьи, находящиеся в социально опасном положении, и оказывают им помощь в воспитании и обучении детей;
- обеспечивают организацию общедоступных спортивных секций, технических и иных кружков, клубов, привлечение к участию в них несовершеннолетних;
- осуществляют меры по реализации программ и методики, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних;
- осуществляют иные полномочия по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, предусмотрены законодательством.

 

Вопрос 43.

Законодательные акты и документы ,регламентирующие социально-педагогическую деятельность :Положение о социально-педагогической и психологической службе УО.

В соответствии с Положением о социально-педагогической и психологической службе (СППС) учреждения образования (иной организации, индивидуального предпринимателя, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность), утвержденным постановлением Министерства образования Республики Беларусь и Министерства труда и социальной защиты Республики
Беларусь, зарегистрированным в Национальном реестре правовых актов
Республики Беларусь 23.08.2011; регистрационный номер №8/24049, основными документами, определяющими деятельность социального педагога учреждений образования, являются:
1) Аналитический отчет о работе за год.
2) План работы СППС на учебный год, утвержденный руководителем учреждения образования.
3) План работы СППС на месяц.
4) План работы социального педагога на месяц, неделю, день (плансетка).
5) Социально-педагогическая характеристика учреждения образования (социальный паспорт), включающая в себя характеристику социума, окружающего учреждение образования (паспорт микрорайона).
6) Социально-педагогические характеристики учебных групп.
7) Отчеты и аналитические материалы о реализации программ социально-педагогической и психологической поддержки и планов оказания помощи конкретным категориям обучающихся, воспитанников, родителям.
8) Картотека социального педагога, содержащая материалы по организации и оказанию помощи обучающимся, воспитанникам, родителям (индивидуальный межведомственный план защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего; индивидуальный план помощи воспитанникам, обучающимся; индивидуальные психодиагностические материалы, которые хранятся до выпуска обучающихся, воспитанников из учреждения образования; акты обследования жилищных условий; другие необходимые материалы).
9) Учет воспитанников, обучающихся, из семей:
- детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в опекунских и приемных семьях;
- детей с особенностями психофизического развития;
- детей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации;
- детей, ставших жертвами преступлений, жестокости, психического и физического насилия;
- детей с асоциальным и делинквентным поведением;
- детей, употребляющих алкоголь, наркотические и токсические вещества;
- детей с нарушением эмоционально-волевой сферы;
- детей, имеющих конфликтные отношения с педагогами, родителями, ровесниками, оставившими семью либо учреждение образования;
- детей, родители которых ненадлежащим образом выполняют функции по воспитанию детей, злоупотребляют алкоголем;
- детей из семей беженцев либо из семей, которые пострадали в результате стихийных бедствий, катастроф;
- детей из числа выпускников специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа либо освободившихся из мест лишения свободы;
- других категорий обучающихся и воспитанников, имеющих проблемы.
10) Перечень социально-педагогических и психологических методик, используемых в работе.
11) График работы социального педагога.
12) Журнал учета консультаций обучающихся, воспитанников, родителей, педагогов.
Для успешной работы, рациональной организации деятельности педагогу социальному необходимо иметь:
- законодательные акты и нормативные документы, определяющие его деятельность;

- пакет методик, анкет, необходимых в в работе;
- методическую литературу по вопросам социально-педагогической деятельности.

Вопрос 44.

Планирование и документирование деятельности социального педагога

Важным компонентом, определяющим деятельность социального педагога в учреждении образования, является процесс планирования собственной работы. Сложность этого процесса заключается в том, что он, с одной стороны, требует от специалиста творческого подхода, педагогической интуиции и активного включения в жизнедеятельность коллектива учреждения образования, а с другой – ограничен определенными рамками должностных обязанностей.
Примерный алгоритм (этапы) последовательных действий по планированию работы в условиях учреждения образования:
1) целеполагание и самоактуализация;
2) рассмотрение возможных направлений деятельности;
3) определение ведущих направлений деятельности;
4) проектирование организационно-методических подходов к работе; 5) конкретизация содержания; 6) оформление годового плана.

Вопрос 45.

Основные виды документации педагога социального ,их предназначение .

Ведение документации является одной из основных форм организации деятельности социального педагога. Грамотно подобранная и тщательно оформленная документация может оказаться важным аргументом того, что именно было сделано за тот или иной период времени, по тому или иному вопросу, направлению работы специалиста, насколько это удалось, что ещѐ можно сделать, чтобы улучшить ситуацию. Она помогает фиксировать изменения и результаты, анализировать и предполагать, планировать перспективно и до мелочей, подводить итоги, выступая в роли отчетного материала. И, наконец, она является частью имиджа специалиста, становится очевидным доказательством его компетентности и добросовестного отношения к своей профессии. Система документирования работы называется делопроизводством. Согласно «Словарю русского языка» С.И.Ожегова, делопроизводство – это ведение дел, а дело, в свою очередь, - «собрание документов, относящихся к какому-нибудь факту или лицу». В связи с этим, делопроизводство социального педагога – это ведение документов самим специалистом по всем направлениям его деятельности.
Делопроизводство включает в себя: создание документов, работу с документами, хранение документов.
В процессе делопроизводства социальный педагог ставит перед собой такие задачи, как:
- накапливать информацию (о клиентах, их социальном окружении, их проблемах, возможностях окружающего воспитательного пространства и т.д.);
- систематизировать собираемую информацию;
- фиксировать процессы (например, оказания помощи и т.д.);
- анализировать и обобщать полученные результаты (например, оказания помощи);
- координировать и укреплять сотрудничество с другими специалистами и ведомствами;
- передавать необходимую информацию на все уровни исполнения (соблюдая этические нормы и конфиденциальность).

Условно можно выделить:
1) нормативную правовую документацию в работе педагога социального (совокупность материалов, устанавливающих какие-либо правила, нормы);
2) рабочую документацию педагога социального (материалы, отражающие, прежде всего, планирование работы по тому или иному направлению, а также учёт и отчётность);
3) методическую копилку педагога социального.
Для социального педагога заполненная документация – это своеобразная памятка, напоминание о его воспитанниках, клиентах, их проблемах, целях, которые он поставил для решения этих проблем, планируемых встречах и мероприятиях.

 

Вопрос 46.

Служебные документы педагога социального и их оформление.

Перечень(примерный) служебной документации педагога социального

- График работы, утверждённый руководителем учреждения образования.
- График проведения индивидуальных консультаций для детей, родителей и педагогов.
- Циклограмма работы на неделю.
- План работы СППС учреждения образования на год (раздел плана воспитательной работы учреждения образования).Планы работы специалистов СППС учреждения образования на четверть (семестр, полугодие).
- Планы работы по сотрудничеству с различными учреждениями, организациями и специалистами (наркологом, валеологом, ИДН, центром занятости и трудоустройства, центром профилактики СПИДа, центром по профориентации, детскими и молодёжными общественными объединениями и др.).
- Тематические планы работы (месячника правовых знаний, недели здоровья, недели профилактики табакокурения, СПИДа и т. д.).
- Аналитический отчёт о работе за год.
- Отчёты, информации и аналитические материалы о реализации программ социально-педагогической поддержки воспитанников и их семей, о работе по выполнению тематических планов (по необходимости).
- Журнал учёта индивидуальных консультаций для детей, родителей, педагогов.
- Журнал учёта работы (индивидуальных и групповых занятий, мероприятий и т.д.).
- Журнал учёта посещений учреждения образования и профилактической работы инспектора ИДН.
- Социально-педагогическая характеристика микрорайона учреждения образования (по необходимости).
- Социально-педагогическая характеристика учреждения образования.
- Социально-педагогическая характеристика классов (групп).
- Банк данных о воспитанниках, состоящих на учёте (ВШК, ИДН, инвалиды и т. д.), а также их семьях (неблагополучные, неполные, многодетные и т. д.).
- Личные дела несовершеннолетних, состоящих на учёте (акты обследования жилищных условий, индивидуальные диагностические материалы, характеристики, другие необходимые материалы).
- Информационный банк об учреждениях и организациях, с которыми взаимодействует педагог социальный по вопросам социализации несовершеннолетних, защиты их прав и законных интересов.

Оформление рабочей документации педагога социального на сегодняшний день остается свободным и предусматривает творческий подход специалиста в зависимости от требований учреждения образования, установок управления (отдела) образования и комиссии по делам несовершеннолетних региона. Исключение составляет документация, образцы (бланки) которой диктуют нормативные правовые акты.
По результатам анализа деятельности учреждений образования Республики Беларусь, а также существующих нормативных документов сложились некоторые образцы рабочей документации педагога социального .

Вопрос 47.

Систематизация ,классификация и хранение социально-педагогических документов .

Документация СППС учреждения образования включает:
- план работы СППС учреждения образования на год;
- планы работы специалистов СППС учреждения образования на четверть
(семестр, полугодие);
- аналитический отчет о работе СППС учреждения образования за год;
- графики работы специалистов СППС учреждения образования;
- социально-педагогическую характеристику учреждения образования;
- материалы по организации и оказанию помощи обучающимся (индивидуальные планы защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении, и планы защиты прав и законных интересов детей, признанных нуждающимися в государственной защите, индивидуальные психодиагностические материалы, акты обследования условий жизни и воспитания обучающихся, другие необходимые материалы);
- отчеты и аналитические материалы о реализации мероприятий по оказанию социально-педагогической и психологической помощи обучающимся, индивидуальных планов защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении, и планов защиты прав и законных интересов детей, признанных нуждающимися в государственной защите;
- журнал учета консультаций участников образовательного процесса.
Деятельность СППС учреждения образования осуществляется на основе плана работы СППС учреждения образования.
План работы СППС учреждения образования является разделом плана воспитательной работы учреждения образования.
Документация социального педагога должна хранится в месте, недоступном для посторонних, является конфиденциальной и каждый вид документации имеет свои сроки хранения в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Вопрос 48.

Общие цели подготовки специалиста с квалификацией “социальный педагог”

Общие цели подготовки специалиста:
- формирование и развитие социально-профессиональной, практикоориентированной компетентности педагога социального, позволяющей сочетать академические, социально-личностные, профессиональные компетенции для решения задач в сфере профессиональной социальнопедагогической деятельности;
- формирование профессиональных компетенций, позволяющих с учетом педагогических инноваций эффективно решать задачи организации социально-педагогической работы в учреждениях образования, в социальнопедагогических учреждениях, учреждениях системы социальной защиты населения.

 Вопрос 49.

.Академические, социально-личностные и профессиональные компетенции будущего соц. Педагога.

Компетентностный подход возник как альтернатива абстрактно-теоретическим знаниям.





















































































Дата: 2019-03-05, просмотров: 228.