Критерии оценки эффективности деятельности социального педагога и организации социально-педагогической работы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Основой для оценки деятельности социального педагога образовательно-воспитательного учреждения является выполнение им функциональных обязанностей в соответствии с тарифно-квалификационной характеристикой и данными методическими рекомендациями.

В качестве основных критериев оценки деятельности социального педагога можно считать:

1) деятельность по созданию условий для эффективной работы: социально-педагогическая паспортизация образовательно-воспитательного учреждения и его микрорайона, оборудование и методическое оснащение рабочего кабинета, достаточность и системность созданного социально-педагогического банка данных;

2) регулярное прохождение курсов повышения квалификации, активное участие в работе регионального методобъединения, посещение семинаров и других мероприятий, направленных на повышение профессиоанльного уровня социального педагога;

3) обоснованность, технологичность и эффективность оказываемой социально-педагогической помощи;

4) актуальность превентивных мер и действенность профилактической социально-педагогической работы;

5) адекватность и качество планирования и документирования;

6) активность в пропаганде сущности социально-педагогических подходов, гуманистических идей;

7) развитие и поддержание социально-педагогических инициатив среди детей, подростков, молодежи;

8) отзывы учащихся и их родителей, педагогов, руководителей, предупреждения о работе социального педагога;

Участие в научно-исследовательской работе, выступления в профессиональной периодической печати и других средствах информации по вопросам социально-педагогической деятельности, развития социальной педагогики как науки и практики.

Документация и формы отчетности социального педагога

Нормативные документы, определяющие деятельность социального педагога.

2. План работы на учебный год (комплексный план), отражающий работу с педагогическими работниками, учащимися, их родителями по ведущим направлениям деятельности.

План работы на неделю.

Социальный паспорт учебного заведения (отражающий сведения о сиротах, учащихся, состоящих на учете в инспекции по делам несовершеннолетних, на внутриучилищном контроле, пострадавших от аварии в Чернобыльской АЭС, учащихся, чьи родители погибли во время службы в армии, милиции, учащихся из неполных, многодетных семей, учащихся, состоящих на учете у врача-нарколога, с ослабленным здоровьем, педагогически запущенных).

График проведения индивидуальных консультаций.

Рабочий дневник, содержащий информацию, полученную в течение рабочего дня, с учетом рабочего времени и фиксирующий деятельность социального педагога (не подлежит огласке и является сугубо конфиденциальным документом).

Картотека учащихся, с которыми ведется постоянная (регулярная) индивидуальная работа (не подлежит огласке).

8.Методическое обеспечение (библиотечка социального педагога, методическая литература, анкеты, памятки).

Примерные требования к оформлению и ведению документации

Педагога социального

1. Нормативные документы, определяющие деятельность педагога социального:

· Конституция Республики Беларусь;

· Закон «Об образовании в Республике Беларусь»;

· Закон Республики Беларусь «О правах ребенка»;

· Конвенция о правах ребенка;

· Кодекс Республики Беларусь о браке и семье;

· Кодекс законов о труде Республики Беларусь;

· Жилищный кодекс Республики Беларусь;

· Гражданский кодекс Республики Беларусь;

· Уголовный кодекс Республики Беларусь;

· Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь

(см. Приложение 2);

· Закон Республики Беларусь «Об общих началах государственной молодежной политики»;

· Закон Республики Беларусь «О государственной помощи семьям, воспитывающим детей»;

· Концепция воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь;

· Программа воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь;

· Концептуальные подходы к созданию системы воспитания в учебных заведениях профессионального образования;

· Постановление Министерства труда Республики Беларусь №3 от 09.01.1998г. «О тарифно-квалификационных характеристиках по должностям работников образования»;

· Квалификационный справочник: должности служащих, занятых в образовании, утвержденный постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 28.04.01 №53;

· Методические рекомендации Министерства образования Республики Беларусь «Об основных направлениях деятельности социальных педагогов в учебно-воспитательных учреждениях», утвержденные 26.08. 1998г.;

· Инструктивно-методические рекомендации «Создание и финансирование социально-психологической службы в среднем специальном и профессионально-техническом учебном заведении», утвержденные Министерством образования Республики Беларусь 15 декабря 2000г.;

· Методические рекомендации Министерства образования Республики Беларусь об организации воспитательной работы в 2001-2002 учебном году («Настаўніцкая газета», 21 августа 2001г.);

· Государственные документы, предусматривающие гражданам всевозможные пенсии, льготы, пособия:

- О социальной защите инвалидов в Республике Беларусь;

- О социальной защите граждан пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС;

- О занятости населения в Республике Беларусь;

- О материальном обеспечении детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей (от 26.10.1998г. №12-4/633, №06-6/1577);

- О нормах материального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при поступлении на учебу и трудоустройстве (от 28.04.2001г. №11-3-4/268, от 02.05.2001г. №06-4/458).

Вопрос 36.

36.Виды государств. и не государств. соц. служб, организаций, заинтересованных во взаимодействии и сотрудничестве.

С целью эффективного разрешения социально-педагогических проблем, повышения педагогического потенциала среды, семьи, учреждения образования социальный педагог осуществляет тесное взаимодействие с органами, осуществляющими профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Как было отмечено ранее, к ним относятся: комиссии по делам несовершеннолетних, органы государственного управления образованием, органы опеки и попечительства, органы по труду и социальной защите, органы государственного управления здравоохранением, органы государственной службы занятости, органы внутренних дел. Взаимодействие может осуществляться и с общественными организациями.
Социальный педагог учреждения образования работает в тесном контакте со специалистами социально-педагогических и психологических служб других учреждений образования по принципу интеграции работы по оказанию социально-педагогической и психологической помощи.
Деятельность специалистов социально-педагогической и психологической службы учреждения образования по выявлению и учету детей, находящихся в социально опасном положении, их социальнопедагогической реабилитации и оказанию им психологической помощи координируется социально-педагогическими центрами.

Вне учреждения образования для решения социально-педагогических проблем педагог социальный взаимодействует в установленном порядке с другими учреждениями образования, иными организациями и частными лицами. Взаимодействие с различными структурами и ведомствами осуществляется исходя из специфики их деятельности и функциональных обязанностей.
В соответствии с законом Республики Беларусь от 31 мая 2003 г. № 200-з «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» государственные органы и иные организации, а также граждане обязаны незамедлительно информировать:
- органы прокуратуры - о нарушении прав и свобод несовершеннолетних;
- комиссии по делам несовершеннолетних - о выявлении случаев нарушения прав несовершеннолетних на образование, труд, отдых, жилищных и других прав, о недостатках в деятельности органов, учреждений и иных организаций, осуществляющих профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также о выявлении
несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении;
- органы государственного управления образованием - о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства в связи с самовольным уходом из детских интернатных учреждений либо в связи с прекращением по неуважительным причинам занятий в учреждениях образования, а также несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в связи с этим в оказании им помощи в организации отдыха, досуга, занятости;
- органы по труду и социальной защите - о выявлении несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении;
- органы опеки и попечительства - о выявлении несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, усыновителей, опекунов или попечителей либо находящихся в обстановке, представляющей угрозу их жизни, здоровью или препятствующей их воспитанию;
- органы государственного управления здравоохранением - о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в обследовании, наблюдении или лечении в связи с употреблением спиртных напитков, наркотических средств, психотропных или иных одурманивающих веществ;
- органы внутренних дел - о выявлении родителей, усыновителей, опекунов или попечителей и иных лиц, жестоко обращающихся с несовершеннолетними, либо вовлекающих их в совершение преступлений или иных антиобщественных действий, либо совершающих по отношению к несовершеннолетним другие противоправные деяния, а также несовершеннолетних, совершивших правонарушения или иные антиобщественные действия.












Вопрос 37.

 37.Негосударств. Социальные службы и организации, заинтересованные во взаимодействии и сотрудничестве.

Деятельность общественных и благотворительных организаций –
это проявление инициатив различных социальных слоев, групп насе-
ления, отдельных граждан в ответ на социально-экономическую ситу-
ацию в стране, стремление оказать помощь людям. Негосударствен-
ная система социальной помощи и поддержки населения имеет свои
социальные программы, источники финансирования, формы и методы
работы, комплексно подходит к решению социальных проблем.
Белорусский детский фонд (БДФ) – самая крупная из обществен-
ных организаций подобного рода. Под ее эгидой находится Республи-
канская комиссия по правам ребенка, которая координирует деятель-
ность всех заинтересованных лиц в области защиты прав детей. БДФ
работает над осуществлением ряда программ социальной помощи.
Например, программа «Сироты в семьях» направлена на размещение
детей-сирот в опекунские семьи. Фонд создал банк данных детей-
сирот, регулярно занимается обследованием жилищных условий опе-
кунских семей, организует оздоровление, лечение и отдых сирот,
осуществляет поддержку одаренных и «трудных» детей.
Белорусская организация «Детский диабет» работает в контакте
с Международной диабетической Ассоциацией, а Белорусский коми-
тет «Дети Чернобыля» вместе с французскими специалистами при-
нимает участие в акции «Расстанемся с тишиной», в ходе которой длябелорусских детей с пониженным слухом подбираются и бесплатно
предоставляются слуховые аппараты. Практикуются поездки на от-
дых и лечение в Германию, Италию, США и другие страны, консуль-
тации у зарубежных специалистов.

С целью оказания помощи безнадежно больным детям был со-
здан Белорусский детский хоспис – общественная организация, суще-
ствование которой обеспечивается средствами, представляющими со-
бой благотворительные пожертвования коммерческих, государствен-
ных предприятий и частных лиц. Хоспис – это социальная служба,
специалисты которой стремятся облегчить физические и душевные
страдания больных. Деятельность Хосписа не ограничивается работой
стационара: формируются команды специалистов (медиков, психоте-
рапевтов, социальных работников, священнослужителей), выезжающих на дом; готовятся квалифицированные сиделки для ухода за
больными. Психологическую поддержку получают больные и их род-
ственники. В Минске создан информационно-образовательный центр для семей, воспитывающих детей с заболеваниями сердца и сосудов.

В Минске создан центр помощи бездомным «Ночлежка». В регионах дей-
ствуют специальные «телефоны доверия» для этой категории людей.
Благотворительное объединение «Центр доверия «Надежда и ис-
целение» оказывает социально-психологическую помощь лицам,

страдающим от алкогольной и наркотической зависимости, членам
их семей, пропагандирует трезвый образ жизни среди всех слоев об-
щества.Оказывают помощь больным детям Белорусское республикан-
ское товарищество «Дети в беде». Фонд социальной поддержки детей
и подростков «Мы – детям», Фонд помощи детям-сиротам «Надзея»,
Союз одиноких матерей, Белорусская ассоциация многодетных роди-
телей, различные ассоциации детей-инвалидов. Плодотворно работа-
ют Белорусское общество инвалидов (БелОИ), Белорусское товари-
щество инвалидов по зрению (БелТИЗ) и Белорусское общество глу-
хих (БелОГ), которые имеют свои подразделения на местах. Все
большее значение приобретает деятельность таких общественных ор-
ганизаций, как Белорусское Общество Красного Креста, Союз бело-
русских самаритян и др.
Действуют в Беларуси и международные благотворительные ор-
ганизации, среди которых Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ), Всемир-
ная организация здравоохранения (ВОЗ), немецкие благотворитель-
ные организаций «Жизненная помощь» и «Детская помощь», еванге-
лические общины, православные братства, Международный фонд
«Забота о детях».























































Вопрос 38.

Волонтерские движения и его значения в соц.- педагог. деятельности.

Слово «волонтёр» – аналог французского «volontaire», которое, в свою очередь, произошло от латинского «voluntarius» и в дословном переводе означает «доброволец», «поступающий по собственной воле». В волонтерское движение с каждым годом вовлекается все больше и больше людей. Оно широко развито в мире и является глобальным процессом объединения людей, стремящихся внести вклад в развитие своей страны и мирового сообщества.

Волонтеры рассматривают свою деятельность как инструмент социально-культурного, экономического экологического развития (Всеобщая декларации добровольцев 1990 года, принятая на XI Конгрессе Международной Ассоциации Добровольцев). Термин «волонтерство» у нас начал широко использоваться в последнее десятилетие прошлого века, хотя смысл добровольчества был присущ образу жизни человечества на протяжении всей истории. Понятие добровольной помощи включает в себя действия, предпринимаемые на местном, общенациональном и международном уровнях.

Волонтеры помогают решать социально значимые проблемы. Многие кампании по ликвидации безграмотности, защите окружающей среды, иммунизации населения в значительной степени зависят от усилий волонтеров. Практически на каждый аспект жизни так или иначе повлияла волонтерская деятельность.

Волонтерское движение находится в прямой зависимости от развитости гражданского общества, которое представляет собой сферу деятельности свободных граждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций, не зависимых от прямого вмешательства со стороны государства. Согласно Дж. Локку, общество предшествует государству, которое образуется на основе существующих в «естественном состоянии» общественных отношений. Согласно классической схеме Д. Истона, гражданское общество выступает как фильтр требований и поддержки общества к политической системе.

Сегодня тема гражданского общества срослась не только с представлениями о демократии и правовом государстве, но и с представлением об открытом обществе, основанном на политическом плюрализме, гражданском консенсусе и партнерстве разных групп населения, на широких связях институтов и ассоциаций с общественностью. Развитие гражданского участия в Европе является приоритетным направлением, соответственно строится и политика правительств в отношении некоммерческих организаций: они воспринимаются как основной канал участия граждан в принятии политических решений, чего в Беларуси не наблюдается.

В зарубежном волонтерстве широко применяются международные обмены. Как известно, у любого желающего в Европе имеется возможность приводить в порядок кладбище в Польше, помогать реставрировать средневековый замок в Германии, или, скажем, возделывать рисовые поля во Вьетнаме. Разумеется, такая работа не приносит заработка, однако является уникальной возможностью для получения жизненного опыта и знаний.

В Европе этот вид деятельности давно расценивается как социальная услуга, которая привносит в экономику различных стран от 3 до 15% ВВП. Если, к примеру, говорить о волонтерстве в Германии, там добровольцем, безвозмездно работающих в сфере тех или иных социальных услуг, является каждый третий человек, что составляет 34% всего населения Германии.

Однако результаты проведенного венгерскими учеными исследования показывают, что в целом гражданская активность в «новых» европейских странах несколько ниже, чем в странах «Старой Европы». В странах бывшего Советского Союза такого рода активность часто трактуется как протестная и приобретает черты скорее политической оппозиционной деятельности, чем гражданского участия.  Между тем, эта активность связана с современной гражданской культурой. В собственном смысле слова гражданская культура относится к типу активистской культуры как «культуры участия», функцией которой выступает обеспечение социальной интеграции общества, единства действий в достижении общей цели гражданского процесса. Гражданская культура выражает степень зрелости общества, способность обеспечения общегражданских интересов, форм и механизмов выработки совместных решений и их реализации, согласованных действий. Кроме того, гражданская культура определяет становление человека в качестве гражданина. Однако в белорусском обществе нет четкого представления, как функционирует, на что направлена и для чего нужна гражданская культура. Видимо поэтому гражданская культура здесь часто сводится к феномену политического порядка.

У РБ сложились наиболее сложные, противоречивые и наименее продуктивные отношения с объединенной Европой. Основополагающие европейские ценности и свободы воспринимаются как второстепенные, а иногда и вовсе рассматриваются как орудие недружественной пропаганды. А ведь приобщение к этим ценностям помогло бы Беларуси изменить курс общественного развития. Однако, это проблема не только Беларуси, но и многих других стран постсоветского пространства. Времена «железного занавеса» прошли и, глядя на европейский опыт, многие советские предрассудки можно было бы нейтрализовать с помощью практик гражданской культуры. Именно волонтерство способно на это, так как получение персонального опыта, взаимодействие и работа с людьми с другим мировоззрением несет в себе частичку нового. Волонтерская деятельность способствует сближению и кооперации социальных и политических институтов. Свидетельство этому – Европейский Союз, объединение, базирующееся, прежде всего, на общих ценностях, становится все сильнее. А волонтерство, в свою очередь, можно рассматривать в качестве одного из элементов европеизации.

Согласно Универсальной декларации волонтерства, сформулированной в рамках международного конгресса в Амстердаме в 2001 г., именно «волонтерство является краеугольным камнем гражданского общества. Оно отражает и освещает наиболее возвышенные стремления человеческого рода, стремление к миру, к свободе, равенству возможностей, безопасности и справедливости для всех людей». Таким образом, волонтерство помогает воспитать демократического человека во всех смыслах этого слова: это и готовность узнавать новое, принимать новые ценности, и участие в обсуждении и решении общественных проблем.

Развитие волонтерского движения приносит пользу государству и гражданам. Волонтерство способствует: помощи людям с особыми потребностями, уменьшению межэтнических и социальных трений, социальной реконструкции страны за счет активизации материальных и человеческих ресурсов внутри сообществ (а не только использования внешней помощи), воспитанию молодых людей в духе гражданских ценностей, развитию гражданского общества и демократии.

Приобщение белорусской молодежи к добровольческой работе возможно посредством более простого доступа к ней, проведения тренингов и подбора волонтеров на подходящие вакансии, повышения осведомленности о важности волонтерской работы. Функционирование альтернативной гражданской службы способно вызвать интерес у разных слоев общества к различным социальным проблемам, а также помочь сформировать гражданскую культуру и сократить расстояние между государством и обществом. Получение волонтерского опыта за рубежом белорусами могло бы содействовать увеличению социального участия, терпимости, социальной мобильности (особенно, среди молодежи), солидарности и искренности, – всему тому, чего не хватает Беларуси для построения гражданского общества.

Вопрос 39.

Приорииетные направления соц. политики в РБ в аспекте соц. - педагогической деятельности.


 Социальная политика – деятельность государства по защите человека в наиболее трудные моменты его жизни (болезнь, инвалидность, стихийные бедствия). Итак, социальную политику можно определить как деятельность государства и других общественных институтов, направленную на прогрессивное развитие социальной сферы, совершенствование условий, образа и качества жизни людей, обеспечение определенной части их жизненных потребностей, оказание гражданам необходимой социальной поддержки, помощи и защиты.
Первостепенной для Республики Беларусь является проблема охраны детства. Государственная социальная политика страны направлена на недопущение дискриминации в реализации и защите прав и законных интересов ребенка, содействие физическому, интеллектуальному, патриотическому, духовному, психическому и нравственному развитию детей. Реализация Президентской программы «Дети Беларуси» на 20112015 годы позволила повысить качество и доступность социальных услуг для семей с детьми; обеспечить эффективную социализацию детей, оказавшихся втрудной жизненной ситуации, и их интеграцию в общество. Улучшены качественные показатели здоровья и социального положения детей, укрепилась материально-техническая база учреждений образования, соцзащиты, здравоохранения.
Основной упор в новой программе на 2016-2020 годы сделан на поддержку детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Однако в отличие от предыдущих новая программа сконцентрирована на развитии услуг, системы социализации всего детского населения, а не только уязвимых категорий.Новые направления, более серьезные цели и задачи повлекли создание новых подпрограмм. Их пять: «Дети и семья», «Здоровое детство», «Детисироты», «Формирование и развитие личности», «Детское питание». Действие их шире, масштабнее. При этом исключено дублирование с другими государственными программами. Например, если ранее была отдельная подпрограмма «Дети Чернобыля», то теперь все вопросы, связанные с оздоровлением юных жителей постчернобыльских территорий, регулируются (и, безусловно, финансироваться) в рамках госпрограммы ликвидации последствий аварии на ЧАЭС. Исключены дублирующие мероприятия с национальной программой демографической безопасности, с мерами по развитию дошкольного и общего среднего образования и так далее. И еще одна новация - президентская программа на следующее пятилетие направлена на укрепление семьи, формирование благоприятной семейной среды, комфортной для ребенка. Предыдущие программы, кстати, не содержали мер по выявлению и профилактике семейного неблагополучия.

 

  Вопрос 40.

Законодательные акты и документы, регламинтирующие соц. - пед. Деятельность .Кодекс РБ  об образовании.

Нормативно-правовой основой деятельности социального педагога являются международные акты в области защиты прав детей, Кодекс Республики Беларусь об образовании, иные акты законодательства Республики Беларусь, положение о социально-педагогической и психологической службе учреждения образования и его учредительные документы.
Кроме того, следует дополнить перечень международных документов, разработанных ЮНИСЕФ, касающихся прав детей:
1) Декларация прав ребенка (1959).
2) Конвенция ООН о правах ребенка (1989).
3) Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990).
Конвенция о правах ребенка - это международный правовой документ, определяющий права детей на образование, пользование достижениями культуры, правом на отдых и досуг и оказание иных услуг детям государствами-членами ООН.
Закон «О правах ребенка» обладает высшей юридической силой, чем другие Законы, но меньшей чем Конституция РБ. Количество статей в Законе увеличилось с 37 до 42. Появились такие новые статьи как: «Право на бесплатный проезд» (ст.12); «Защита ребенком своих прав и интересов» (ст. 13); «Право на имя» (ст.20); «Право на защиту от незаконного вмешательства в личную жизнь, от посягательства на тайну корреспонденции» (ст.28).
Деятельность социального педагога осуществляется на основе следующих нормативно-правовых документов:
- Кодекс РБ об образовании;
- Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь;
- Закон Республики Беларусь «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
- Инструкция Министерства образования Республики Беларусь «О порядке выявления и учета несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите».

Вопрос 41.

.Законодательные акты и документы, регламинтирующие соц. - пед. Деятельность :закон РБ о правах ребёнка.

Важнейшей политической, социальной и экономической задачей Республики Беларусь является гарантированная защита государством и обществом детства, семьи и материнства. Государство и законные представители детей должны обеспечить физическое, нравственное и духовное здоровье ребенка, формирование национального самосознания на основе общечеловеческих ценностей мировой цивилизации [18, с. 191]. Дети - будущее нашей страны, и каждый ребенок является ценностью.















В цивилизованном правовом государстве проблемы заботы о детях рассматриваются и решаются государством и обществом по меньшей мере на пяти уровнях: законодательном, программном, управленческом, исполнительском и просветительском, которые предлагают определенные конкретные правовые механизмы.

Законодательный уровень. Главным международным документом, закрепляющим права детей и защищающим их интересы является Конвенция о правах ребенка. На республиканском уровне в 1993 году принят Закон «О правах ребёнка».

Программный уровень. Подкрепляющей и конкретизирующей государственную правовую политику в области защиты прав детей и детства должна стать разработка специальных долговременных социальных программ. Программа «Дети Беларуси».

Управленческий уровень. Правовая политика в области защиты прав детей и детства не будет осуществляться целенаправленно, если на различных уровнях не будут функционировать социальные управленческие органы в интересах детей

Исполнительский уровень. Функционально проблемами защиты детей и детства занимаются на местах органы социальной защиты населения, образования, здравоохранения, внутренних дел, а также благотворительные, молодежные и детские организации и т.д. В некоторых городах созданы реабилитационные комплексы для подростков.

Просветительский уровень. Дело первоначальной важности - изучение и пропаганда Конвенции и Закона о правах ребёнка. В достижении этой цели главная роль отводится общеобразовательной школе [5, с. 29].

Дата: 2019-03-05, просмотров: 378.