К функциям социального педагога относят также социально-компенсаторную , посредническую, социально-терапевтическую, коррекционную и ряд других
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Практическая деятельность социального педагога связана с выполнением различных социальных ролей: посредника между Детьми и взрослыми, между семьей и социальными службами, советчика, друга, эксперта, психотерапевта, помощника и т.д. Умение выступать в различных ролях определяет уровень профессиональной компетентности социального педагога.

 Профессиональные обязанности социального педагога

В профессиональной деятельности социального педагога следует выделить главные направления -- это его практическая, образовательная и исследовательская деятельность.

Практическая деятельность сводится к решению проблем ребенка (подростка), а также к координации деятельности различных ведомственных служб в оказании ему помощи.

Вопрос 33-34.

33.Социально-педагогическая служба УО.

34.Место социально-педагогической и психологической службы УО в структуре взаимодействия педагогических работников.

Цель и задачи СППС

Цель:
Содействие в создании условий для полноценного личностного развития, позитивной социализации, профессионального становления и жизненного самоопределения учащихся в колледже, семье и социальном окружении.

Задачи:

§ оказать социально-педагогическую и психологическую помощь всем участникам образовательного процесса в решении возникающих проблем;

§ провести мониторинг качества системы воспитания уровней воспитанности учащихся с целью оказания содействия в личностном и профессионал льном становлении;

§ выявить неблагоприятные факторы социальной среды, нарушающие социально-психологическое и личностное развитие учащихся, и провести их профилактику и коррекцию;

§ оказать консультативную помощи социально-педагогического и психологического характера родителям, педагогам и учащимся;

§ изучить индивидуальные и возрастные особенности личности с целью оптимизации межличностного взаимодействия педагогов и учащихся;

§ выявить и развить способности и творческий потенциал личности;

§ создать условия для формирования у учащихся основных жизненных позиций, ценностных ориентаций.

§ обеспечить раннее выявление семейного неблагополучия, случаев жестокого обращения в отношении учащихся;

§ реализовать в полном объеме защиту прав и законных интересов учащихся, признанных находящимися в социально опасном положении, нуждающихся в государственной защите, учащихся, в постинтернатном сопровождении, проживающих в кризисных ситуациях.

Приоритетные направления работы:

§ Диагностическая деятельность

§ Коррекционно-развивающая работа

§ Защита прав и законных интересов учащихся

§ Консультационная деятельность

§ Информационно-просветительская и профилактическая деятельность

§ Методическая и аналитическая деятельность

Психологическая служба образования является одним из необходимых структурных компонентов системы народного образования на современном этапе развития общества и в перспективе. Психологическая служба образования – подсистема системы образования, целью которой является содействие образовательному учреждению в создании такой ситуации, которая обеспечивает позитивное развитие личности всех участников образовательного процесса.В настоящее время психологическая служба образования интенсивно развивается и становится одним из существеннейших компонентов целостной системы образования России.Теоретическое изучение проблемы и обобщение результатов работы школьных психологов позволили сформулировать цели и задачи школьной психологической службы, решить ряд вопросов по ее научно-методическому обеспечению, определить содержание и формы работы школьного психолога, его основные функции, права и обязанности, разработать систему психологической службы в народном образовании. На основе анализа результатов эксперимента разработано Положение о психологической службе народного образования (1987), которое широко используется в стране.В 1988 г. вышло постановление Государственного комитета СССР по образованию о введении ставки школьного психолога во всех образовательных учреждениях страны, ставшее правовой основой деятельности школьного практического психолога, определившее его социальный статус, права и обязанности. С этого момента служба энергично развивается практически во всех регионах страны. Сегодня многие руководители образовательных учреждений, учителя, воспитатели, родители все больше осознают полезность психологической службы. В обществе формируется потребность в детских практических психологах. В связи с этим создаются факультеты практической психологии в педагогических университетах и институтах, возникают различной длительности курсы переподготовки специалистов с высшим педагогическим образованием, увеличивается количество профессиональных объединений разного уровня и разной структуры для повышения квалификации практических психологов образования . ПСО как интегральное явление: научный, прикладной, практический, организационный аспекты.

Школьная психологическая служба - интегральное образование и рассматривается в трех аспектах : как одно из направлений педагогической и возрастной психологии, изучающее закономерности психического развития и формирования личности школьника с целью разработки способов, средств и методов профессионального применения психологических знаний в условиях современной школы ( научный аспект ); как психологическое обеспечение всего процесса обучения и воспитания, включая составление учебных программ, создание учебников; разработку психологических основании дидактических и методических материалов, психологическую подготовку учителей и пр. ( прикладной аспект ); как непосредственная работа психологов в школе или при РОНО ( практический аспект ).Единство этих трех аспектов составляет предмет школьной психологической службы. Каждый из них имеет свои задачи, решение которых требует от исполнителей определенной профессиональной подготовки. От четкой проработки каждого аспекта зависит развитие школьной психологической службы в целом. Научный аспект предполагает разработку методологических проблем школьной психологической службы. Основная функция исполнителей — научные исследования, теоретическое обоснование и разработка психодиагностических, психокоррекционных (или развивающих) методов работы в школьной психологической службе. Отличие этих исследований от академических заключается в том, что они не только выявляют те или иные психологические механизмы или закономерности и тем самым обогащают научные знания, но и определяют психологические условия становления этих механизмов и закономерностей в контексте целостного формирования личности конкретного ребенка. Научный сотрудник, выполняющий эти исследования, должен ориентироваться на практического психолога как основного заказчика. Научный аспект предполагает проведение научных исследований по проблемам методологии и теории практической психологии образования - нового научно-практического направления психологии развития, изучающего индивидуальные проявления возрастных закономерностей психического развития, условия становления личности и индивидуальности как предпосылок психологического здоровья в дошкольном и школьном возрастах. Одна из задач здесь - научное обоснование и операциональная разработка психодиагностических, психокоррекционных, психопрофилактических и развивающих программ, способов, средств и методов профессионального применения психологических знаний в конкретных условиях современного образования.

Прикладной аспект предполагает использование психологических знаний работниками народного образования. Главными «действующими лицами» этого направления являются педагоги, методисты, дидакты, которые или самостоятельно, или в сотрудничестве с психологами используют и ассимилируют новейшие психологические данные при составлении учебных программ и планов, создании учебников, разработке дидактических и методических материалов, построении программ воспитания и пр. Практический аспект службы обеспечивают школьные психологи, задача которых — работа с детьми, коллективом класса, учителями, родителями для решения конкретных проблем. В их задачу не входит создание новых методов, исследование психических закономерностей и пр. Но они обязаны профессионально грамотно использовать все то, чем на сегодняшний день располагает психологическая наука. Они могут выдвигать перед научными центрами наиболее актуальные проблемы, требующие скорейшего разрешения. Поэтому школьный психолог должен быть профессионалом . Организационный аспект включает в себя создание действенной структуры психологической службы образования, обеспечивающей как взаимодействие всех звеньев службы по содержательным и организационным вопросам, так и контроль за профессиональной деятельностью и повышение профессиональной квалификации практических психологов. Развитие прикладного, практического и организационного аспектов психологической службы образования целиком и полностью зависит от развития ее научного аспекта. Этот научный аспект является теоретической базой, которая может и должна определять содержание, функции и модель школьной психологической службы. Именно на основе этой базы создается концепция психологической службы и решаются проблемы практическими психологами образования.


Дата: 2019-03-05, просмотров: 247.