Концепция социального действия российских государственных служащих
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Субстратом государственной власти является корпус государственной службы. Именно он должен обеспечивать эффективное функционирование власти. Вместе с тем, этот корпус представляет собой слепок всего российского общества и задает модельный образ действия для отдельных индивидов групп и социальных институтов. В настоящее время в действиях этого корпуса наблюдаются аномийные феномены, которые оказывают влияние на эффективность функционирования государственной власти.

Нормальное и эффективное функционирование современного общества, как зафиксировано в документе «Концепции реформирования системы государственной службы Российской Федерации», связано с «построением демократического правого федерализма» (как условия развития и самого общества и его индивидов) и «требует создания адекватной … целостной системы государственной службы».[379] Несмотря на то, что в настоящее время в нашей стране сложились необходимые юридические основы функционирования института государственной службы, он продолжает испытывать ряд проблем, которые могут быть сгруппированы следующим образом[380]:

Первая группа – проблемы структурной несогласованности:

«отсутствие целостной системы государственной службы»;

«неразработанность механизмов взаимосвязи государственной службы с муниципальной службой»;

«наличие противоречий в законодательстве о государственной службе»;

«непоследовательность кадровой политики в сфере государственной службы»;

несоответствие социального положения государственного служащего степени возлагаемой на него обществом ответственности;

отсутствие адекватной регламентации деятельности ведет к бюрократизации института государственной службы и его информационной закрытости;

Вторая группа – результат структурной несогласованности – низкая эффективность деятельности:

недостаточная эффективность деятельности института государственной службы;

«слабое использование современных технологий»;

как следствие – низкая эффективность механизма предупреждения и нейтрализации аномий (коррупции и т.п.);

Третья группа – проблемы, связанные со снижением престижа государственной службы и авторитета государственных служащих.

Комплекс проблем, стоящий перед государственной службой, требует адекватного разрешения и предопределяет основные задачи, сформулированные в «Концепции…», при этом особо подчеркивается необходимость «создания целостной системы государственной службы с учетом исторических, культурных, национальных и иных особенностей Российской Федерации»[381].

Главная задача – «приведение системы государственной службы и технологий профессиональной деятельности государственных служащих в соответствие со сложившимися общественными отношениями и новыми экономическими условиями»[382], что предполагает необходимость решения ряда конкретных задач, направленных на четкое структурирование видов государственной службы; создание комплексной нормативной правовой основы; разработку эффективных механизмов проведения кадровой политики; формирование системы управления; обеспечение открытости и регламентация деятельности; повышение доверия граждан к органам государственной власти за счет улучшения качества оказываемых указанными органами государственных услуг и рационального использования государственных ресурсов; активное использование современных информационных технологий; комплексное совершенствование финансово-экономического и материально-технического обеспечения государственной службы[383].

Эффективное функционирование государственной службы как социального института, регулирующего деятельность государственных служащих, предполагает:

во-первых, адаптацию «новых» ценностей в социум;

во-вторых, согласование целей индивидов и целей социума;

в-третьих, согласование целей государственной службы (как целеопределяющего социального института) с личными интересами государственных служащих и направление их энергии на служение обществу.

Из содержания «Концепции реформирования государственной службы» следуют основные этические константы, требуемые для осуществления профессиональной деятельности государственного служащего, которые определены в данной работе как элементы этической структуры (экзистенциальный идеал, экзистенциальные нормы, инструментальные цели, инструментальные нормы).

Главный принцип, который можно рассматривать как экзистенциальный идеал государственного служащего, – «служение интересам гражданского общества и государства, обеспечение приоритета прав и свобод человека и гражданина» [384].

Обеспечивают этот идеал экзистенциальные нормы. Таковыми являются: соблюдение законности и ответственность перед законом государственного служащего; независимость его от политических партий, общественных объединений, религиозных организаций, корпоративных интересов социальных групп и коммерческих структур, а также от интересов отдельных граждан; его открытость и подконтрольность гражданскому обществу; профессионализм и компетентность; должностная субординация при принятии и исполнении решений[385].


Для того чтобы государственный служащий выполнял социальные требования (экзистенциальный идеал и нормы), он должен быть инициирован всей системой государственной службы к их осуществлению. В этой связи государственная служба должна создать организационные условия (единство основных требований; стабильность государственной службы на основе формирования государственно-служебных отношений государственного служащего и государства; социальная и правовая защищенность государственного служащего; сбалансированность установленных для государственного служащего законодательных ограничений и предоставляемых ему государственных социальных гарантий[386]), а также систему социальных гарантий и вознаграждений[387], которые выступают как инструментальные цели государственного служащего. Стремление к достижению инструментальной цели ограничено и мотивировано этикой поведения государственного служащего.[388]

Анализ «Концепции реформирования системы государственной службы Российской Федерации», как концентрированного выражения современных профессиональных требований к государственному служащему, дает возможность рассмотреть синтетически, в согласованном единстве профессиональные требования и систему регуляторов социального действия российского государственного служащего. Как определено в предшествующих разделах данной работы, в основе социального действия российского государственного служащего лежат следующие регуляторы: организационный, поведенческий, этический. Рассмотрим влияние этих регуляторов на социальные действия российских государственных служащих, определим условия, порождающие аномию и средства ее преодоления, в заключение дадим целостное описание модели регуляции действий чиновника.

Структура взаимодействия индивидов в сфере государственной службы в подавляющем большинстве стран предполагает иерархическую организацию. Не исключением является и Россия. Вместе с тем именно на такое взаимодействие ориентирует российских индивидов организационный регулятор. Поэтому требования профессии согласуются с функционирующим иерархическим регулятором. Между тем, когда взаимодействия между индивидами одной общности статусно не определены, возможно возникновение социальной аномии[389]. Причинами статусной неопределенности индивидов во взаимодействии являются следующие: отсутствие в организации системы статусных рангов и поведенческие отклонения в профессиональной деятельности индивидов. Одна причина устраняется посредством создания системы статусной определенности (в государственной службе – это система классных чинов). Другая причина связана с особенностями функционирования поведенческого и этического регуляторов, что
необходимо рассмотреть подробнее. Поведенческий регулятор в деятельности государственного служащего проявляется в импульсивности и коллективизме, что противоречит требованию профессии (как целерациональной деятельности). Негативным следствием этого противоречия является то, что целерациональность в поведении чиновников оборачивается отсутствием инициативы, а импульсивность проявляется в низкой технологической дисциплине.

Специфично влияние этического регулятора на взаимодействие и мотивацию индивидов в среде государственной службы. В данной работе установлено, что вместе с этикой убеждения функционируют и условия, определяемые этикой ответственности. В мотивации индивидов побудительные стимулы и осознанные цели типичны для этики ответственности, но организация действий индивидов определяется, чаще всего, этикой убеждения. Взаимодействие же индивидов в основном построено на этике убеждения. В результате, индивид может быть стимулирован стремлением к личному денежному вознаграждению, или моральному поощрению, или к повышению в должности, но его инициатива будет тут же остановлена нормой коллективного взаимодействия – «не выделяйся».

В социуме, в котором интеракция индивидов построена на этике убеждения (а таковой является государственная служба), индивидуальная стимуляция способна породить аномию или разрушить такой социум. Как показано, причина названных явлений состоит в синкретизации этик убеждения и ответственности, что следует из выводов, сделанных в четвертой главе и может быть представлено в виде таблицы (см. ниже табл. 19)


Таблица 19

Государственная служба: условия мотивации и взаимодействия
индивидов

Мотивация государственных служащих

Инструменты мотивации Этика ответственности

Этика убеждения

Побудители (стимулы) (к чему стремиться) Индивидуальные мате­риальные и моральные стимулы, стимулы лич­ного карьерного роста

Практически отсутствуют

Мотивы (зачем стремиться) Перспективы професси­онального роста, зарабо­ток, положение в обществе

Практически отсутствуют

Организаторы действия (как делать) «выполнение должностных обязанностей».

«приказ начальника»; «личная ответственность за порученное дело»

Взаимодействие между индивидами в системе государственной службы

Этические константы

Этика ответственности

Этика убеждения
Основной принцип

 

 

В современной российской государственной службе взаимодействие между индивидами не строится на этике ответственности

«следуй норме, определенной лидером»
Основная норма поведения «не выделяйся и соответствуй своему статусу»
Нормативный ограничитель «взаимодействие индивидов на государственной службе не может складываться по формуле: все, что не запрещено, разрешено»[390],
Оптимальный организационный механизм механизм пожизненного найма
       

 

Снять противоречие этики убеждения и этики ответственности возможно через утверждение этики убеждения, принципа «следуй модели заданной лидером», как фундаментального принципа «служебной предан­ности». Служебная преданность профессиональному статусу предполага­ет не только эмоциональное отношение, но и компетентность, на что указывают исследования, выполненные на кафедре государственной службы и кадровой политики РАГС (см. ниже табл. 20 и 21).

Таблица 20 .

Критерии оценки важности качеств госслужащих по мнению
экспертов (анализ данных)[391]

Качества работника, влияющих на его продвижение по службе Анализ: сведение к общему критерию в условных соотносимых цифрах
Добросовестность в работе 56,6
Профессиональный опыт, стаж 52,2
Порядочность 0,0
Покровительство начальника -4,4
Умение нравиться руководству -13,1
Твердость принципов -34,8
Конформизм -39,2
Возраст -39,2
Пол -65,3
Политическая ориентация -82,6
Национальность -86,9

Таблица 21 .

Критерий оценки труда чиновников[392]

По каким критериям оценивается труд служащего Респонденты, % Эксперты, %
Добросовестное отношение к работе 70,7 72,0
Высокие нравственные качества 56,5 61,0
Соблюдение дисциплины, порядка 45,2 40,2
Творческая инициатива 30,8 43,9
Реальная польза для организации 24,7 29,3
Строгое соблюдение правил 22,9 23,2
Стаж 22,3 22,0

Функционирование государственной службы, организованной иерархически, предполагает определенный подход к кадровым вопросам и должен быть построен не столько на отборе «угодных» или на отборе «профессионалов», а на отборе и преданных, и компетентных специалистов.

Однако столь сложная задача подбора преданных и компетентных специалистов в обычной практике зачастую реализуется только с опорой на личный опыт либо руководителя подразделения, либо его кадровой службы. Такой опыт у всех различен, поэтому различны и принципы отбора и служебного перемещения кадров государственной службы, что является предпосылкой аномии. Именно поэтому отбор персонала предполагает выработку единой научно обоснованной и законодательно утвержденной кадровой политики, юридически определяющей всю систему управления кадровым корпусом. Данный шаг может быть первым к созданию механизма пожизненного найма, способного обеспечить устойчивое функционирование государственной службы. Тем самым может быть снята аномия, порожденная синкретизмом этик убеждения и ответственности.

На сегодняшний день этический регулятор, некогда оформленный православием (система греха и добродетели) и трансформировавшийся в коммунистический (принципы строителя коммунизма), существенным образом деформирован. Нет общесоциального идеала, как нет и идеала государственной службы (в лучшем случае они только декларируются). И хотя эти идеалы определены в законодательных документах и выражены в «Концепции реформирования системы государственной службы Российской Федерации», обоснованы в научных исследования ученых, а также проанализированы в данной работе, требуется их пропаганда (социальная реклама) и институциональная поддержка. В качестве такой поддержки в монархическую эпоху выступала церковь, в советскую – партия. В настоящее время необходим аналогичный социальный институт, способный реализовать следующие функции:

определение стратегической цели общества;

определение целей индивидов, согласованных со стратегической целью общества;

контроль за реализацией норм;

адаптация ценностей других культур.

В числе задач этого института должна быть и разработка объективных, научно обоснованных принципов социально ориентированной кадровой политики.

Инструментальные цели и нормы, действующие в сфере государственной службы, на сегодняшний день сложились и являются аналогичными общесоциальным, но столь же неструктурированны. Специфика государственной службы и необходимость преодоления аномии требует построения четкого и ясного механизма интеграции целей и норм. Таким механизмом, на наш взгляд, может быть стройная система вознаграждения и социальных гарантий, обусловленная аттрактивной мотивацией (схема действия модели социальной регуляции государственного служащего изображена на рис. 8).


 


Рис. 8. Схематическая модель социального действия российского государственного служащего

В целом общая схема функционирования модели социального действия государственного служащего работает следующим образом.

Главным условием, способным обеспечить работу всего механизма системы социального действия, является социальный институт, управляющий социальным нормированием и поддержанием системы необходимых норм. В настоящее время потребность в таком институте как никогда актуальна.

Комплекс институциональных норм включает в себя четыре уровня (экзистенциальный идеал и нормы – обеспечивают общественный синергийный эффект; инструментальные цели – обуславливают самосуществование и самоактуализацию личности; инструментальные нормы – определяют условия социального существования личности).

Российский этический строй (институт социального нормирования и комплекс норм и ценностей, регулирующих социальное поведение) обуславливает аттрактивную мотивацию индивида. В этой связи, какое бы побуждение к действию ни было (целевое, ценностное, аффективное, стереотипное), социальная ориентация индивида будет построена на коллективном убеждении, которое основано на аттрактивной мотивации и эмоциональном чувстве, или вере в приоритет коллектива над индивидом, т.е. на принципе «будь как все».

Аттрактивная мотивация стимулирует коллективное и импульсивное поведение индивида. Соответственно управление мотивированным таким образом государственным служащим должно соответствовать его импульсивной и коллективистской интенции. Импульсивность управляется, с одной стороны, верой в общественную значимость идеалов, с другой стороны, системой социальных гарантий (льгот, привилегий, в том числе системой пожизненного найма) и механизмом изменения статуса (механизма управления карьерой).

Научные способы управления коллективистским поведением в настоящее время находятся в стадии становления (в отличие от управления индивидуалистским поведением, что представлено в настоящее время системой американского менеджмента). Поэтому требуется специальная разработка концепций управления коллективистским персоналом. Исходным пунктом будущих исследований должен стать сложившийся в настоящее время регулятивный принцип – «будь как все и следуй образцу поведения лидера».

Импульсивность и коллективизм обуславливают иерархическую организацию, предполагающую дифференциацию индивидов по статусам и концентрацию функции контроля в управляющем центре.

Согласованное функционирование организационного, поведенческого и этического регуляторов обуславливает феномен служебной преданности как основного способа реализации инициативы в социальном действии государственного служащего.

Служебная преданность, как достигаемый в результате согласованного влияния основных регуляторов синергийный эффект, направляет социальную самоактуализацию государственного служащего и тем самым выступает как саморегулятор согласования социальных и личных целей индивида, что предотвращает проявление аномийных действий.

В комплексе российская государственная служба должна соответствовать принципу служебной преданности и ей необходимы следующие социальные инструменты:

институт социального нормирования;

институционально утвержденный этический кодекс чиновника, который предполагает разработку и пропаганду (социальная реклама) идеала государства и государственного служащего;

механизм управления персоналом государственных служащих, основанный на использовании традиционно функционирующих социальных регуляторов.

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В диссертационной работе на основе системной методологии, анализа отечественной и зарубежной научной литературы, материалов общероссийских эмпирических социологических исследований и исследований, проведенных автором, разработана концепция функционирования системы регуляторов социального действия российских государственных служащих. Разработанная концепция открывает новое направление в исследовании социального действия индивида в профессиональной сфере государственной службы.

Основываясь на изучении причин, влияющих на мотивацию, социальные ожидания и ориентацию российского индивида, в диссертации представлено теоретико-социологическое объяснение проблемы возникновения аномии в деятельности государственных служащих на современном этапе социального развития и разработаны модели ее преодоления. Данная концепция является научной предпосылкой для разработки практических механизмов социального управления деятельностью государственной службы Российской Федерации.

В содержательном отношении концепция представляет собой теоретическую интерпретацию системы функционирования основных социальных регуляторов, оказывающих влияние на эффективность государственного управления. Данные регуляторы, возникнув в процессе исторической деятельности российской социокультурной общности, являются взаимосвязанными и взаимообусловленными. Вследствие этого они выступают долговременными параметрами порядка и условием устойчивости российского социума.

Если социальные регуляторы оказываются подвержены влиянию тех или иных факторов, нарушающих их функционирование, они либо амортизируют это влияние, либо разрушаются (в последнем случае социум погибает). Поэтому эффективность и устойчивость государства зависит от того, насколько осуществляемое им управление согласуется с характером функционирования социальных регуляторов, настраивающих действия российских индивидов, в том числе и государственных служащих.

Социальное действие российского государственного служащего обусловлено, с одной стороны, требованиями профессии, а с другой – функционированием таких социальных регуляторов, как организационный, поведенческий, этический. Организационный регулятор обнаруживает свое влияние в стремлении индивидов строить свои отношения иерархически, наделяя управляющий центр функцией контроля. Поведенческий регулятор отражает особенности национальной специфики и проявляется в ориентации индивидов на импульсивные и коллективные действия. Этический регулятор настраивает индивидов на самоактуализацию в коллективном взаимодействии (допуская ограничение других потребностей).

Несогласованное влияние таких факторов, как требования профессии и социальные регуляторы, является причиной возникновения аномийных действий личности, в том числе государственных служащих и, напротив, сбалансированное их влияние обусловливает самоактуализацию чиновника в служении.

Разработанная концепции социального действия российского государственного служащего методологически опирается на принципы системного подхода и с их помощью дает теоретическую интерпретацию результатов социологических исследований и эмпирических данных.

Обоснование концепции строится на обобщении эмпирического материала с использованием существующих методов логического подтверждения и экспериментальной проверки. Способ обоснования включает выдвижение гипотезы как проблемы; формулировку взаимосвязанных положений гипотезы, объясняющих существо исследуемой проблемы; эмпирическое и логическое подтверждение положений.

Эмпирическое подтверждение – это придание теоретическим положениям эмпирического значения и прямое соотнесение их с данными социологических исследований. В работе использовано частно-эмпирическое подтверждение – соотнесение положений с данными социологических исследований в Удмуртии и фактами, наблюдавшимися автором в процессе консалтинговой деятельности, – а также обобщенно-эмпирическое подтверждение – соотнесение положений гипотезы с данными материалов общероссийских социологических исследований и общеизвестными социальными фактами. В тех случаях, когда теоретические положения гипотезы не могли быть сведены к эмпирическому выражению, они обосновывались логически, т.е. соотносились с положениями, обоснованными эмпирически, и известными положениями, содержащимися в трудах основоположников социологии и современных исследователей.

Разработанная концепция имеет определенные границы своего применения и в этих границах дает логическую интерпретацию известным эмпирическим фактам. Область применения данной концепции – это социальное действие российского государственного служащего как индивида, представляющего определенную российскую социокультурную общность и занятого в определенной профессиональной сфере – государственной службе.

Результатами диссертационной работы являются следующие обоснованные положения, полученные лично автором и составляющие научную новизну.

Разработка авторской концептуальной характеристики системы социального действия российского государственного служащего:

В качестве важнейшей характеристики социума представлена система регуляторов социального действия, функционирующая как механизм регуляции деятельности индивидов. На основании анализа установлено, что система социального действия, с одной стороны, обладает структурными компонентами, выступающими как долговременные параметры порядка, а с другой стороны, обладает способностью к изменчивости.

Установлено, что система социального действия имеет свои границы порядка и хаоса. «Нижним порогом», обеспечивающим самосохранение, своеобразным пределом порядка и устойчивости выступают социальные регуляторы – организационный, поведенческий, этический. «Верхним порогом» системы, своего рода предпосылкой ее пластичности, изменчивости и динамичности является социальная игра.

Обосновано, что одним из важнейших социальных регуляторов является организационный, ориентирующий индивидов на определенную структуру их самоорганизации в процессе взаимодействия, что наблюдается, в частности, в практике государственной службы Российской Федерации. Исходя из этого:

Плюрализм и иерархия рассматриваются как основные структуры самоорганизации отдельных общностей (и малых групп, и больших сообществ), на создание которых ориентируются индивиды в процессе взаимодействия. Сложившаяся во взаимодействии индивидов структура самоорганизации обусловливает, как правило, соответствующую ей форму управления (плюралистическую или иерархическую). Существенным признаком плюралистического управления является взаимоконтроль участников взаимодействия. Сутью иерархии является то, что функции контроля концентрируются в управляющем центре.

Определено, что форма социального управления в целом и государственного, в частности, обусловлена, во-первых, структурой самоорганизации первичных общностей, во-вторых, спецификой генезиса социума, в процессе которого осуществлялся подбор наиболее адекватной формы государственного управления.

Путем социально-исторического анализа установлено, что взаимодействие российских государственных служащих и механизм государственного управления в России находятся под влиянием социальных регуляторов иерархической самоорганизации.

На основе социологических материалов исследовано функционирование такого значимого социального регулятора, как поведенческий. При этом:

Углублено теоретическое представление о том, что специфика хозяйственной деятельности порождает определенный устойчивый комплекс поведенческих стереотипов личности. Вкладом автора в данную гипотезу является обоснование следующих положений. Первое состоит в том, что сложившиеся в ходе исторически длительной и однообразной хозяйственной деятельности стереотипы массового поведения россиян приобретают качество социальной регуляции и настраивают отдельных индивидов на однотипные действия. Второе положение заключается в определении специфического российского регулятора поведения. Его особенность состоит в том, что он настраивает индивидов, включая государственных служащих, на импульсивные и коллективные действия. Показано, что импульсивность действий личности настраивает мышление индивидов на изобретательность и игнорирование целерациональности. Установлено также, что российский индивид обычно согласует свои действия с образом действия окружающих его людей или коллектива
(в отличие от западного индивида, действия которого определены социально однозначной нормой поведения). Исходя из этого индивиды российского сообщества ориентированы на принцип приоритета коллектива над индивидом, что поддерживается сложившимися регуляторами группового взаимодействия.

Обосновано положение о том, что социальный регулятор поведения российского индивида вступает в противоречие с профессиональными требованиями к деятельности государственного служащего. В результате этого возникают социальные отклонения: слабо выраженное рациональное планирование и ослабление технологической дисциплины; низкая инициативность; стремление угодить руководителю; приоритет личных и корпоративных интересов над общественными. В качестве способа преодоления названных отклонений предложена идеальная поведенческая модель согласования типичных черт характера, регулирующих действия государственного служащего как российского индивида, с требованиями профессиональной компетенции.

Данная модель имеет следующие детерминирующие основы. Главная из них – аттрактивная мотивация государственного служащего, – основанная на стремлении следовать нормам и ценностям, способна стимулировать инициативность и готовность соблюдать технологическую дисциплину. Другая детерминанта – коллективизм как способ взаимоотношений российских индивидов – должна стать основанием для разработки современного механизма управления персоналом (с его системой классных чинов, квалификационных разрядов и т.п.), что позволит проявиться таким поведенческим чертам государственных служащих, как добросовестность, профессионализм, скромность. Третья основа – правовое нормирование – должна соответствовать традиционно сложившемуся принципу следования образцу поведения лидера, что обусловит законопослушность.

Разработана социологическая концепция этического строя как социального регулятора, обеспечивающего согласование целей индивида и социума, целей и норм (социально оправданных способов достижения этих целей). Концепция состоит в следующем:

Определены характерные черты российского этического строя:

российский этический строй определяет потребность самоактуализации в коллективном взаимодействии как высший этический императив, который должен быть реализован независимо от того, удовлетворены ли другие потребности (физиологическая, безопасности, уважения). Автор допускает, что при этом названные потребности могут быть игнорированы или подавлены;

этический регулятор ориентирует российского индивида на сдерживание потребностей;

общий этический принцип российского индивида «действуй исходя из коллективного убеждения» (в отличие от западного принципа «следуй норме, полагаясь на личную ответственность»).

Этический строй выполняет главную функцию – согласование целей социума и индивида, с одной стороны; целей (индивида и общества) и норм (способов их достижения) – с другой. Этика государственной службы объективно отражает сложившуюся нравственную систему и влияет на нее. В этой связи в диссертации рассматриваются структурные элементы этической системы госслужащих: экзистенциальный идеал и нормы, инструментальный идеал и нормы.

В соответствии со спецификой профессиональной деятельности экзистенциальным идеалом государственного служащего является служение обществу, государству, что подтверждается результатами социологических исследований. Вместе с тем, эти исследования подтверждают и то, что экзистенциальный идеал, хотя и декларируется, но в полной мере не функционирует[393].

Следование идеалу регулируется комплексом моральных норм (экзистенциальные нормы), ориентирующих госслужащего на добросовестный профессиональный труд. Высокая ценность профессионализма и добросовестного труда в сфере госслужбы подтверждается результатами социологических исследований, хотя реальный уровень профессионализма оценивается экспертами как недостаточный[394].

Инструментальные цели чиновника ориентированы на обеспечение его самосуществования и самоактуализацию. По данным исследований, наиболее типичными целями чиновников являются: перспективы профессионального роста, желание больше зарабатывать, стремление занять достойное место в обществе, реализовать себя в управлении[395]. Эти цели являются типичными для любого индивида и не противоречат идеальной норме, ориентирующей индивида на профессионализм. Поэтому характеризуют социально значимое действие индивида именно инструментальные нормы, которыми руководствуется индивид при достижении личных целей.

Инструментальные нормы регулируют непосредственное взаимодействие индивидов в сфере госслужбы и определяют способы оптимального достижения личных инструментальных целей. В настоящее время комплекс инструментальных норм, регулирующих непосредственное взаимодействие госслужащих, представляет собой бессистемное смешение элементов этики ответственности и этики убеждения. В этом причина этической дезориентации современных чиновников, ведущей к аномии. Данные социологических исследований показывают, что оптимальной системой регуляции взаимодействия государственных служащих является этика убеждения[396].

В целом, в диссертации подчеркивается, что социум оптимально интегрирован, если в нем инструментальные цели личности соответствуют экзистенциальному идеалу, а способ достижения этих целей (инструментальные нормы) согласован с экзистенциальными нормами. На основании анализа реально функционирующих этических ориентиров социального действия госслужащего автор приходит к выводу, что структурные элементы этической системы государственной службы функционируют несогласованно.

Автором дано концептуальное определение оптимальной этической структуры, состоящей из идеалов и норм, целей и способов поведения государственного служащего. Это идеальная модель статичного построения этических элементов, необходимых для того, чтобы государственная служба работала эффективно. Однако чтобы эта модель оказалась действующей (динамичной), необходимо определить оптимальный способ самоактуализации госслужащего.

На основании системного анализа функционирования социальных регуляторов (организационного, поведенческого и этического) выявлен способ реализации инициативы, характерный для российского государственного служащего.

Разработано и обосновано положение о том, что при согласованном функционировании социальных регуляторов служебная преданность является оптимальным способом реализации деятельностного потенциала российского государственного служащего.

На основании проведенного автором исследования формулируется концепция социального действия государственного служащего как сложная целостность функционирующих во взаимодействии факторов управления, социальных регуляторов и их кумулятивного качества – служебной преданности. Эта концепция основывается на следующих принципах:

во-первых, российский государственный служащий ориентирован аттрактивно, а не рационально (т.е. выбор построен на вере, а не на расчете выгоды и эффективности), его инициатива реализуется как преданность идеалам, нормам, ценностям, а не как частная инициатива;

во-вторых, государственному служащему в соответствии с этической моделью должны быть предложены идеалы служения, подкрепленные тем, что их реализация будет обуславливать социальную значимость и достойное существование личности;

в-третьих, российский государственный служащий находится под влиянием сложившегося и функционирующего в российском обществе поведенческого регулятора, поэтому профессиональные требования должны быть согласованы с ним;

в-четвертых, вступая в процессе профессиональной деятельности во взаимодействие с другими индивидами, государственный служащий ориентируется на иерархический характер взаимоотношений;

Концепция социального действия российского государственного служащего основана на учете влияния основных социальных регуляторов, а также профессиональных условий и требований к деятельности государственных служащих. Она представляет собой теоретическую модель согласования индивидуальных целей государственных служащих с миссией государственной службы. Результатом согласования исследованных условий социального действия является самоактуализация российского государственного служащего в служении.

Рассмотрев противоречия, возникающие в современной государственной службе, и на основе анализа функционирования социальных регуляторов сформулированы необходимые условия адекватной регуляции и управления социальным действием государственного служащего:

Основным условием, способным обеспечить работу системы регуляторов действия госслужащего, является социальный институт, выполняющий функцию социального нормирования. Необходимость в создании такого института особенно актуальна в настоящее время;

Комплекс необходимых институциональных норм государственного служащего должен включать следующие уровни: экзистенциальный идеал и нормы (которые, будучи направленными на эффективное функционирование государственной службы, могут реализоваться только при поддержке института социального нормирования), инструментальные цели и нормы (которые, соответствуя интересам конкретной личности и характеру российских индивидов, должны быть согласованы институтом социального нормирования с экзистенциальными идеалом и нормами);

Институт социального нормирования, опираясь на согласованный комплекс институциональных норм (которые учитывают требования профессии чиновника, специфику социального действия российских индивидов и интересы отдельной личности), призван создать условия коллективистской аттрактивной мотивации государственного служащего;

Научные способы управления коллективистским и аттрактивным поведением в настоящее время находятся в стадии разработки (в отличие от управления индивидуалистическим рациональным поведением, что представлено в настоящее время стройной научной системой западного менеджмента), поэтому требуется специальная разработка теории и прикладных методик управления коллективистски ориентированным, аттрактивным персоналом;

Институциональное согласование социальных регуляторов (организационного, поведенческого, этического) с требованиями профессии госслужащего и интересами отдельной личности (опираясь на научно обоснованные методики управления коллективистским аттрактивным персоналом) создает условия самоактуализации российского чиновника в служебной преданности.

Разработанная в диссертации концепция социального действия российского государственного служащего, ее категориальный аппарат, теоретические принципы и идеи, содержащиеся в диссертации, нуждаются в дальнейшем уточнении и развитии.

Исходя из принципов и идей, сформулированных в диссертации, целесообразно продолжить исследование аномийных фактов, возникающих в социальном действии российских индивидов, причин их возникновения и способов их преодоления. А для этого необходимо углубленное изучение и проведение дальнейших эмпирических исследований специфики функционирования определенных в данной работе регуляторов социального действия в конкретных профессиональных сферах.

Использованный в диссертации подход служит основанием для разработки теории управления, учитывающей социокультурные особенности российского общества. В этом направлении актуальна разработка теории управления сообществами, имеющими иерархическую тенденцию. На сегодняшний день материалом для такой теории могут служить традиционные китайские теории управления и современная практика японского управления. При этом должны быть учтены практические и теоретические достижения западного менеджмента (как теории и практики управления сообществами, имеющими плюралистическую тенденцию).

В диссертации содержатся подходы к развитию теории управления персоналом, аттрактивно мотивированным и ориентированным на коллективистское взаимодействие. Такая теория также должна быть согласована с достижениями западного общества в теории и практике управления персоналом, рациональных, индивидуалистически ориентированных работников.

Разработанные в диссертационном исследовании положения являются теоретическим основанием для разработки кадровых программ государственных и муниципальных служб, других учреждений и предприятий, программ социально-экономического развития российских регионов, а также для разработки и внедрения юридических документов, регламентирующих деятельность чиновников.

На основании проведенного исследования автор предлагает строить разработку социально-экономических программ и нормативно-правовых документов на предварительно проведенных социологических исследованиях, учитывающих специфику функционирования в российском обществе основных регуляторов социального действия.

 


БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Дата: 2019-03-05, просмотров: 210.