Самоконтроль по ситуационным задачам
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

   1. На аммиачном производстве произошла авария с розливом аммиака. Нескольких рабочих доставили в реанимацию в бессознательном состоянии. Объясните, почему рабочие потеряли сознание? 

Ответ: Аммиак является высокотоксичным соединением, так как его накопление в клетках и крови приводит:

1) к метаболическому алкалозу, что инактивирует ферменты;

2) к гипоэнергетическому состоянию, так как аммиак легко проникает в митохондрии и связывает 2-оксоглутарат. Это тормозит цикл Кребса – главный поставщик водорода для дыхательной цепи;

3) аммиак превращается в ионы аммония, которые конкурируют ионами натрия за ионные каналы, что нарушает проведение нервного импульса;

       4) аммиак связывает глутамат с образованием глутамина, что приводит к недостаточному образованию ГАМК, которая тормозит

   2. Сколько молекул орнитина нужно затратить для синтеза 1000 молекул мочевины?

Ответ: Потребуется 1 молекула, при условии, что не будет оттока орнитина из орнитинового цикла.

  3.Кошкам, голодавшим в течение суток, дали утром натощак аминокислотную смесь, содержащую весь набор аминокислот, за исключением аргинина. Через 2 часа содержание аммиака в крови возросло 140 мкг/л при норме 18 мкг/л, появились клинические симптомы аммиачного отравления (судороги, ком1). В контрольной группе животных, получивших полную смесь, таких симптомов не было. Объясните 1) почему отсутствие аргинина привело к аммиачному отравлению; 2) можно ли аргинин заменить орнитином?

Ответ: Отсутствие аргинина привело к торможению синтеза мочевины и накоплению аммиака, что и привело к аммиачному отравлению. Аргинин можно заменить орнитином, так как он является обязательным компонентом синтеза мочевины.

 4. Почему связывание аммиака в мочевину приводит к снижению его токсичности?

Ответ: Аммиак является основанием, то есть молекулой способной присоединять к себе протон водорода. На азоте аммиака имеется не поделенная электронная пара. В отличие от аммиака в мочевине не поделенная электронная пара азота участвует в сопряжении с другими атомами, находящимися в sp2-гибридизации, поэтому протон водорода присоединяться не будет.

  5. В крови больного отмечено увеличение концентрации креатина и креатинкиназы в сыворотке крови. О заболевании какой ткани идет речь? Какое значение имеют креатин и креатинкиназа?

Ответ: Креатинкиназа является тканеспецифичным ферментом. Увеличение концентрации креатина и креатинкиназы в сыворотке крови свидетельствует о патологии мышечной ткани, сопровождающейся разрушением клеток этой ткани.

Перечень практических умений по изучаемой теме

- работа с химической посудой;

- работа на КФК;

- умение анализировать полученные лабораторные результаты;

- работа с литературой.

Рекомендации по выполнению НИРС

- изучить методику выполнения лабораторной работы;

- решить задачи;

- подготовить обучающую программу по теме занятия (по желанию студентов);

- темы рефератов:

а) глутамат как медиатор ЦНС;

      б) азотсодержащие соединения – производные гистидина;

      в) глицин, источники, биологическое значение, гиперглицинемия;

      г) аргинин, источники, значение в организме.

 

 

 

Занятие №20

1. Тема «Патология обмена аминокислот и белков. Реферативные сообщения. Контроль по белковому обмену»

Формы работы:

- подготовка к контрольному занятию;

- подготовка материалов по НИРС.

3. Перечень вопросов для самоподготовки по теме практического занятия:

 

1. Перечислите функции белков в организме. Какова потребность в белках в зависимости от возраста?

2. Что такое полноценный белок? Приведите примеры таких белков.

3. Что такое пептидазы? На какие группы делятся пептидазы и по какому признаку?

4. Расскажите о пептидазах желудка.

5. Какое значение имеет НСl в желудке?

6. Как регулируется секреция желудочного сока?

7. Какие патологии переваривания белков в желудке вы знаете?

8. Назовите пептидазы поджелудочной железы. Как и где они активируются? На какие связи в белках они действуют?

9. Перечислите пептидазы кишечника. Дайте им характеристику.

10. Как регулируется секреция поджелудочного и кишечного соков?

11. Дайте понятие об остром панкреатите и его биохимической диагностике. Каковы биохимические подходы в лечении этой патологии?

12. Что такое синдром нарушенного переваривания и всасывания белков? Какова биохимическая основа лечения этого состояния?

13. Назовите продукты переваривания белков. Какова их дальнейшая судьба?

14. Назовите источники аминокислот в организме и пути их обмена.

15. Дайте понятие о декарбоксилировании аминокислот. Какие продукты получатся при декарбоксилировании орнитина, лизина, серина, глутамата, гистидина, цистеина, тирозина? Какое они имеют значение?

16. Дайте понятие о переаминировании аминокислот. Какое значение для организма имеет этот процесс?

17. Какое диагностическое значение имеют аминотрансферазы?

18. Что такое дезаминирование аминокислот? Какие виды дезаминирования имеют место в организме человека?

19. Напишите в формулах окислительное дезаминирование глутаминовой кислоты. Назовите продукты этой реакции, укажите их дальнейшую судьбу.

20. Какое значение имеет окислительное дезаминирование глутаминовой кислоты? Где оно локализовано? Как регулируется?

21. Дайте понятие о непрямом дезаминировании аминокислот. Назовите продукты этого процесса. Какое значение он имеет?

22. Напишите в формулах восстановительное аминирование аминокислот. Какое значение оно имеет?

23. Почему аммиак токсичен? Назовите источники аммиака.

24. Как клетки сами обезвреживают аммиак? В каком виде аммиак выводится из большинства клеток? В каком виде он выводится из мышечных клеток? Напишите в формулах эти реакции.

25. Какова судьба глутамина и аспарагина?

26. Напишите в формулах синтез мочевины.

27. Где происходит синтез мочевины? Каковы энергозатраты этого процесса? Как он регулируется? Как он связан с циклом Кребса?

28. Какое значение в организме имеют метионин и глицин?

29. Напишите в формулах синтез креатина. Какое значение в организме он имеет?

30. Что такое креатинин? Какое значение он имеет?

31. Что такое клиренс? Как он определяется? Какое значение имеет?

32. Какое значение в диагностике имеет креатинкиназа?

33. Напишите схему превращения фенилаланина и тирозина.

34. Что такое фенилкетонурия? Какие вещества накапливаются в крови и тканях при этой патологии? Почему? Как диагностировать это заболевание? Как лечить?

35. Назовите причины возникновения алкаптонурии, симптомы этой патологии.

36. Дайте характеристику альбинизму. Причины. Следствия.

37. Дайте понятие о гликогенных аминокислотах. Приведите примеры.

38. Какие аминокислоты называются кетогенными? Какие – смешанными? Приведите примеры этих аминокислот.

 

4. Самоконтроль по тестовым заданиям данной темы

1. АКТИВАЦИЯ ПЕПТИДАЗ ПИЩЕВАРИТЕЛЬНОГО ТРАКТА ПРОИСХОДИТ

1) ограниченным протеолизом;

2) аллостерической регуляцией;

3) фосфорилированием;

4) конкурентной активацией.

Правильный ответ: 1

2. СОЛЯНАЯ КИСЛОТА НЕОБХОДИМА ДЛЯ АКТИВАЦИИ

1) пепсина;

2) амилазы ;

3) липазы;

4) транскетолазы.

Правильный ответ: 1

3. СЕКРЕЦИЮ ПОДЖЕЛУДОЧНОГО СОКА УСИЛИВАЮТ

1) соматостатин;

2) гастрин;

3) холецистокинин;

Правильный ответ: 3

4. В СОСТАВ ПАНКРЕАТИЧЕСКОГО СОКА ВХОДИТ

1) трипсиноген;

2) гексокиназа;

3) фосфолипаза;

4) дипептидаза.

Правильный ответ: 1

5. НАРУШЕНИЕ ДЕКАРБОКСИЛИРОВАНИЯ ГЛУТАМАТА ПРИВОДИТ:

 1) к нарушению косвенного дезаминирования других аминокислот;

 2) к развитию судорог;

 3) к нарушению регуляции выделения желудочного сока;

 4) к нарушению синтеза глюкозы.

Правильный ответ: 2

6. В РЕЗУЛЬТАТЕ ДЕКАРБОКСИЛИРОВАНИЯ СЕРИНА ОБРАЗУЕТСЯ:

 1) пируват;

 2) этаноламин;

 3) лактат;

 4) этанол.      

Правильный ответ: 2

 7. РЕАКЦИИ ДЕКАРБОКСИЛИРОВАНИЯ:

1) служат источником биогенных аминов;

2) дают исходные вещества для получения энергии;

3) необходимы для синтеза некоторых витаминов;

4) участвуют в синтезе гликогена.

Правильный ответ: 1

8. ДЛЯ ОБРАЗОВАНИЕ ЗАМЕНИМЫХ АМИНОКИСЛОТ ИЗ КЕТОКИСЛОТ НЕОБХОДИМЫ ФЕРМЕНТЫ:

1) липазы;

2) аминотрансферазы;

3) изомеразы;

4) синтетазы.

Правильный ответ: 2

Правильный ответ: 3

9.ОСНОВНЫМ СПОСОБОМ ОБЕЗВРЕЖИВАНИЯ АММИАКА В КЛЕТКЕ ЯВЛЯЕТСЯ:

1) образование аммонийных солей;

2) образование аргинина;

3) образование глутамина;

4) образование пирувата.

Правильный ответ: 3

10.ПРЕВРАЩЕНИЕ ФЕНИЛАЛАНИНА В ТИРОЗИН КАТАЛИЗИРУЕТ:

1) фенилаланинтрансфераза;

2) фенилаланингидроксилаза;

3) тирозиназа;

4) фенилаланинфосфотрансфераза.

Правильный ответ: 2

                  

Дата: 2019-03-05, просмотров: 957.