Вопрос №23. Принципы русской орфографии
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Принципы орфографии — это закономерности, лежащие в основе орфографической системы. Каждый принцип орфографииобъединяет группу правил, являющихся приложением этого принципа к конкретным языковым явлениям.

Морфологический принцип заключается в требовании одинакового написания одних и тех же морфем: приставок, корней, суффиксов и т. д. Например: степной — степь, рябиновый — сосновый, подписать — подпись, к ране — к воде. Этот принцип является ведущимв русской орфографии; ему подчинено написание большей части слов.

Фонетический принцип заключается в том, что написание должно соответствовать произношению. Данный принцип орфографии обычно проявляется при передаче на письме чередований в одной и той же морфеме, например: расписать — роспись, бездомный — бесхозный.

Традиционный принцип заключается в том, что признаётся правильным написание, закреплённое традицией. Это, например, написание русских и заимствованных слов с непроверяемыми гласными, непроверяемыми, непроизносимыми или удвоенными согласными в корне: собака, топор, вокзал, футбол, здоровье, аллея и др. В школьной практике слова с непроверяемыми гласными и согласными называются словарными словами.

Дифференцирующий принцип написания реализуется в ситуациях, когда средствами орфографии необходимо разграничить одинаково звучащие слова: балл (оценка) и бал (танцевальный вечер), ожёг (глагол) и ожог (существительное), плачь (глагол) и плач(существительное), туш (существительное мужского рода) и тушь (существительное женского рода), орёл (птица), и Орёл (город).

Кроме названных, в русской орфографии есть принципы, регулирующие слитное, раздельное и дефисное написание, употребление прописных букв, правила переноса слов и др.

 

Вопрос №24. Стилистические возможности русского словообразования

Стилистическая окраска словообразовательных средств наиболее ярко проявляется в однокоренных синонимах, стилиститически-противопоставленных друг другу. Благодаря суффиксам и приставкам, эти слова соотносятся, либо как нейтральные с книжными и разговорными, либо как книжные слова с разговорными (ня, ов: парильня, столовая; к: парилка, столовка; ний: чтение, опасение, прибавление; к: читка, прибавка, опаска).

Стилистическую синонимию приставок можно наблюдать, например, в словах: избрать –выбрать, восходить – всходить, вскричать – закричать, нисходить – сходить, поджарить – нажарить, насушить – засушить, воспретить – запретить. В этих словах наблюдается изменение экспрессивного оттенка (эти приставки придают оттенок торжественности).

В качестве стилистического средства употребляется суффиксы и приставки субъективной оценки, которые обладают экспрессивно-эмотивной окрашенностью (аффиксы: дружок, голосочек, братец, костюмчик, домик, заюшка, кисонька, письмецо, платьице, деревцо). У прилагательных: оньк, еньк: светлехонький; ехонек, охонек: близехонек. Такие аффиксы приносят в слова положительную оценку, но могут придавать оттенки пренебрежительности, презрительности, иронии. Жалкая тушенка, воришка, старикашка, ленца.

Слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами распространены в разговорной речи, в фольклорных произведениях. А также употребляются в художественных текстах с целью стилизации речи персонажей (соседушка, я сыт по горло…).

Возможно нанизывание суффиксов субъективной оценки для выражения большей экспрессии (бабуленция, крохотулечка, дочурочка).

Увеличительные суффиксы – ищ, ин приносят в слово негативную оценку. Редко оттенок восхищения (паспортина).

Выделяются суффиксы с шутливой окраской – старушенция, бумаженция. С пренебрежительной окраской: солдатня. Суффиксы с резким отрицательным значением: кислятина, галдеж, скукота, спанье.

Разнообразные оттенки положительные и отрицательные в значении существительных привносятся суффиксами, обозначающие лицо: вертун, гуляка, слабак, рвач, разгильдяй, девчушка, девчоночка, девонька, старичок.

Различаются книжные и разговорные словообразовательные варианты. Книжные: достоинство, сущность, оптимизм, скульптура, восклицание, учитель, колонизатор,

дешевизна. Разговорные: глазник, болтун, летучка, дворняга, курсовка. Грубые: брехня, мужичье. Разговорные: грязнуха, толстуха.

В НС продуктивны суффиксы: о, ит, ин, ол (аденома, бронхит, анальгин, ментол). Приставки иноязычного происхождения используются для образования терминов: алогизм, антитоксический, демоскировать, квазиимпульс, постимбриональный. Старославянские приставки: вневедомственный, сверхприбыль.

Функционально-закрепленным является образование сложных слов. Научные термины: языкознание, многосторонний, тазобедренный сустав. ПС: добрососедский, взаимовыгодный. ОДС: общеобязательный, нижеподписавшийся, судебнонадзорный. Поэтический стиль: громкокипящий. Разговорно-бытовые: зубоскалить.

Дата: 2019-03-05, просмотров: 216.