Вопрос 12. Официально-деловой стиль: общая характеристика и основные стилеобразующие факторы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Официально-деловой стиль — разновидность литературного языка, используемая для общения людей в административной, правовой, дипломатической сферах деятельности с целью передачи и хранения социально значимой информации.

ОД стиль выделяется среди других книжных стилей своей стабильностью, замкнутостью и стандартизованностью. Официально-деловой стиль называют по-разному: деловой, административный, законодательный, канцелярский, деловая словесность

В основе ОД стиля — регулятивный констр принцип = регулирование правовых отношений в обществе

ОД выделяется в системе стилей особой замкнутостью, лаконичностью, объективностью, логичностью и отсутствием эмоциональности и оценочности

1). Официально-деловой стиль существует в письменной речи

2). В официально-деловом стиле четко игнорируется автор

3). Официально-деловой стиль исключает оценочные средства и эмоциональность

Общие черты

- для лексики официальной речи характерно широкое использование тематически обусловленных специальных слов и терминов (юридических, дипломатических, военных, бухгалтерских, спортивных и т.д.). Стремление к краткости обусловливает обращение к аббревиатурам.

- Морфологические черты — абсолютное преобладание имен при незначительном использовании глаголов; неуместность экспрессивной окраски делает невозможным употребление междометий, модальных слов, частиц и тд

- Синтаксис официально-делового стиля отражает безличный характер речи; конструкции в официальной речи насыщены клишированными оборотами; используются условно-инфинитивные конструкции (особенно в текстах законов, где это мотивировано целевым заданием — оговорить обусловленность правовой нормы).

Функции:

• информативная (конкретная информация)

• долженствование, предписание

• инструктивная

Особенности:

• замкнутость и стандартизованность

Замкнутость — ограничение тем

• повторяемость этих тем и языковых средств

МН Кожина отличает низкий уровень речевой культуры и наличие разговорных элементов

Официально-деловой стиль служит для оформления различных документов, нормативных правовых актов, официального общения между гражданами и организациями. Это язык закона и дипломатии. С целью экономии времени и средств в нем используются специальные деловые стандарты. В соответствии с ними пишутся заявления, деловые письма, справки, объяснительные и докладные записки, протоколы, отчеты, доверенности, договоры и др.

Как и любой другой стиль речи, официально-деловой стиль как разновидность литературного языка сформирован под воздействием объективных стилеобразующих факторов.

Функция: информативная.

Цель: констатация факта, сообщение о положении дел, предписание адресату выполнять определенные действия.

Адресат: отдельные граждане, социальные группы, общество.

Сфера функционирования: правовая и административная.

Основная форма речи: письменная.

Тон речи: нейтральный (констатирующий или императивный).

Официально-деловой стиль характеризуется относительной устойчивостью и замкнутостью. Несмотря на то, что с течением времени он подвергается некоторым изменениям (появляются новые виды документов, изменяются стандарты их оформления), многие его черты, исторически сложившиеся жанры, стандартизированные языковые обороты обеспечивают его консервативный характер.

 

Вопрос №13. Виды и формы делового общения

Деловое общение — это процесс речевой взаимосвязи и взаимодействия, в котором происходит обмен деятельностью, информацией и опытом, предполагающим достижение определенного результата, решение конкретной проблемы или реализацию определенной цели.

Деловое общение можно условно разделить на прямое (непосредственный речевой контакт) и косвенное (когда между партнерами существует пространственно-временная дистанция).

Прямое деловое общение обладает большей, чем косвенное, результативностью, силой эмоционального воздействия и внушения. В нем непосредственно действуют социально-психологические механизмы.

Деловое общение - это процесс, при котором происходит обмен деловой информацией и опытом работы, предполагающим достижение определенного результата в совместной работе, решение конкретной задачи или реализацию определенной поставленной цели. Спецификой этого процесса является момент регламента, то есть подчинение установленным ограничениям, которые определяются национальными и культурными традициями, принятыми на данной территории, профессиональными этическими принципами, принятыми в данном профессиональном круге лиц.

По способу обмена информацией различают устное и письменное деловое общение.

Устные виды делового общения, в свою очередь, разделяются на монологические и диалогические. К монологическим видам относятся:

- приветственная речь;

- торговая речь (реклама);

- информационная речь;

- доклад (на заседании, собрании).

Письменные виды делового общения - это многочисленные служебные документы: деловое письмо, протокол, отчет, справка, докладная и объяснительная записка, акт, заявление, договор, устав, положение, инструкция, решение, распоряжение, указание, приказ, доверенность и др. По содержанию общение может быть разделено на:

- Материальное - обмен предметами и продуктами деятельности.

- Когнитивное - обмен знаниями.

- Мотивационное - обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями.

- Деятельностное - обмен действиями, операциями, умениями, навыками.

В целом деловое общение отличается от неформального тем, что в его процессе ставятся конкретные задачи и конкретные цели, которые требуют определенного разрешения. Как раз это и не позволяет прекратить процесс переговоров с партнером или партнерами по переговорам в любой момент (по крайней мере, без определенных потерь в получении информации для обеих сторон). В обычном, дружеском, же общении чаще всего не поднимаются такие вопросы, как конкретные задачи и цели, поэтому такое общение можно прекратить (по желанию обеих сторон) в любой момент без опасения потерять возможность восстановить процесс общения заново.

Можно выделить следующие формы делового общения: беседы; переговоры; совещания; посещения; публичные выступления.

 

Вопрос №14. Основные функции и средства общения.

Функции общения – это роли и задачи, которые выполняет общение в процессе социального бытия человека

Различают следующие основные функции общения:

1) информационно-коммуникативная функция состоит в обмене информацией между индивидами. Составными элементами общения являются: коммуникатор (передает информацию), содержание сообщения, реципиент (принимает сообщение). Эффективность передачи информации проявляется в понимании информации, ее принятии или непринятии, усвоение. Для осуществления информационно-коммуникативной функции необходимо наличие единой или сходной системы кодификации/декодификации сообщений. Передача любой информации возможна посредством различных знаковых систем;

2) побудительная функция – стимуляция активности партнеров для организации совместных действий;

3) интегративная функция – функция объединения людей;

4) функция социализации – общение способствует выработке навыков взаимодействия человека в обществе по принятым в нем нормам и правилам;

5) координационная функция – согласование действий при осуществлении совместной деятельности;

6) функция понимания – адекватное восприятие и понимание информации;

7) регуляционно-коммуникативная (интерактивная) функция общения направлена на регуляцию и коррекцию поведения при непосредственной организации совместной деятельности людей в процессе их взаимодействия;

8) аффективно-коммуникативная функция общения состоит в воздействии на эмоциональную сферу человека, которое может быть целенаправленным или непроизвольным.

Средства общения – способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения. Они бывают вербальные и невербальные.

 

 

Вопрос №15. Общие правила оформления письменной деловой речи

Разработка деловых документов осуществляется с учетом особенностей официально-делового стиля письменной речи. Характерной чертой языка документов является использование большого количества специальных терминов, номенклатурной лексики, аббревиатур, сокращений.

Письменная деловая речь — языковое средство фиксации (документирования) управленческой, деловой, служебной информации. Итог документирования — создание документа.

Требования к деловой письменной речи.

1. Предметная и коммуникативная точность высказывания. Предметная точность — это точность факта, соответствие обозначаемому. С точки зрения языкового оформления высказывания — это использование слов в соответствии с их лексическим значением. Так, лексическая ошибка, приводящая к неточности, допущена в словосочетании «обсчитать данные». Глагол «обсчитать» имеет значение «умышленно неверно сосчитав, недодать», например, «обсчитать покупателя». Правильнее сказать — «обработать данные».

2. Лаконизм и информативная достаточность. Лаконизм сочетается в официальных бумагах с требованием полноты информации, точнее, с принципом ее достаточности. Требование полноты предполагает, что официальное послание должно содержать достаточную для принятия обоснованного решения информацию. Глубина изложения вопроса зависит от целей документа: в информационном письме достаточно назвать факты и события, в заявлении предмет речи должен быть точно обозначен и обоснован. Недостаточность информации может вызывать необходимость запрашивать дополнительные сведения, порождая неоправданную переписку. Избыточность же информации приводит к тому, что документ плохо воспринимается, суть его затуманивается.

3. Логичность и структурированность. Предметом официальной переписки при всем ее многообразии обычно является сообщение о некой ситуации, а также интерпретация (оценка) этой ситуации автором документа. Ситуативно-оценочная модель называется аспектом документа, а последовательное размещение этих моделей — его композицией. В качестве самостоятельных аспектов рассматриваются речевые фрагменты с однотипными речевыми действиями — просьбами,

сообщениями, предложениями. Выделение каждого речевого действия в самостоятельный аспект необходимо потому, что в отношении каждой просьбы, каждого предложения принимается самостоятельное решение.

4. Стандартизация и унификация — обязательные признаки письменной деловой речи. В той или иной степени они характерны для всех типов деловых бумаг и обусловливают строгую композиционную соотносимость и закрепленность частей делового письма.

Таким образом, особые условия делового общения: официальный характер, юридическая значимость, адресность, повторяемость управленческих ситуаций, — определяют общие требования, предъявляемые к письменному деловому общению.

 

Дата: 2019-03-05, просмотров: 441.