Язык художественной литературы в системе функциональных стилей русского литературного языка занимает особое положение, т.к.:
1) он является единственной разновидностью литературного языка, в котором наиболее полно реализуется эстетическая функция языка;
2) в текстах художественной литературы (в отличие от всех письменных cтилей, устной публичной речи и разговорной речи) принципиально возможны любые речевые средства, единицы любого варианта литературного языка и внелитературные элементы, вплоть до табуированной лексики и фразеологии.
Функции языка художественной литературы:
1) эстетическая;
2) функция воздействия.
Своеобразие языка художественной литературы определяется тем, что в художественном произведении представлен язык, который используется писателем для создания художественных образов, поэтической речи, чтобы представить, воспроизвести реальный мир вещей, людей, связей и отношений в соответствии с собственным поэтическим видением жизни, своей художественной фантазией, своим миропониманием.
Конечно, словесное художественное произведение, как всякое произведение искусства, есть отклик на актуальные проблемы современности.
Организация, отбор и принципы организации языковых средств в художественном тексте ориентированы исключительно на литературные нормы. Ориентированность художественных текстов на норму находит выражение в том, что необщепонятные явления (диалектизмы, жаргонизмы, профессионализмы, специальные термины, этнографизмы, варваризмы, экзотизмы), грамматические, фонетические отклонения от литературных норм обычно так или иначе разъясняются в художественном тексте с целью прояснения, выяснения их смыслового содержания и стилистического назначения.
Отличительной чертой речевой структуры художественного произведения представляются изобразительно-выразительные средства - тропы и стилистические фигуры.
Язык художественной литературы имеет разветвленную внутреннюю дифференциацию в соответствии с делением словесного искусства на роды и виды.
Понятие вида менее широкое, чем род .Видов гораздо больше. В пределах каждого рода в разные периоды развития литературы различали виды (типы), или жанры:
- в эпосе – эпопею, былину, сказку, роман, повесть, поэму, рассказ, очерк, басню, анекдот;
- в лирике – эпиграмму, эпитафию, эпиталаму, идиллию, эклогу, песню, романс, послание, элегию, думу, гимн, дифирамб, оду, мадригал, канцону;
- в драме – трагедию, комедию, драму, мелодраму, водевиль и т.д.
Жанр – тип словесно-художественного произведения.
Принципы деления на жанры:
1) по принадлежности к разным родам поэзии: эпические (героическая или комическая поэма), лирические(ода, элегия, сатира);
2) по ведущему эстетическому качеству, эстетической «тональности»: комическое, трагическое, сатирическое;
3) по объёму и соответствующей структуре произведения: объём во многом зависит от двух основных моментов – от рода и эстетической «тональности»; лирика по объёму обычно невелика, драма имеет размеры, определяемые сценическими условиями; трагедийность требует развёрнутости, а элегические мотивы могут не слишком «разворачиваться».
Многие жанры подразделяются на виды, исходя из ряда разнородных принципов:
1) общего характера тематики ( например, роман бытовой, авантюрный, психологический, социально-утопический, исторический, детективный, научный, научно-фантастический, приключенческий и т.д.);
2) свойств образности ( сатира гротескная, аллегорическая, бурлескная, фантастическая и т.п.);
3) типа композиции ( лирическое стихотворение в форме сонета, триолета, газели, хокку, танка и др.).
Наряду с понятием «жанр художественной литературы» существуют понятия «жанр речи», «жанр художественной речи», «жанр деловой речи», «жанры публицистического общения», «жанры собственно научного и научно-информативного общения».
Жанрами художественной речи являются:
- лирический жанр / лиро-эпический жанр (элегия, баллада, ода, послание),
- прозаический жанр (роман, повесть, новелла),
- драматургический жанр (трагедия, драма, комедия).
Кроме того, жанры художественной речи делятся на сюжетные (эпопея, поэма, баллада, трагедия, комедия и др.) и бессюжетные (дума, гимн, элегия, послание и др.)/
Итак, язык художественной литературы занимает особое место в литературном языке, т.к. использует все средства общенародного языка для создания художественных образов и воздействия на ум и чувства читателя, элементы любого функционального стиля.
Стиль художественной литературы шире и разнообразнее отдельных функциональных стилей. Стиль художественной литературы – важнейшее свойство поэтического образного мышления. Писатель берет из всех функциональных стилей общенародного языка то, что ему нужно для раскрытия темы, выбранной им.
В авторском повествовании реализуется нормативный литературный язык, обычно с широким использованиемнейтральных языковых единиц, широко используются элементы разговорной литературной речи, особенно в произведениях, написанных в форме непринужденной беседы с читателем.
В авторской характеристике персонажей чаще всего используются экспрессивно и стилистически окрашенные языковые единицы литературно-разговорной разновидности разговорного стиля речи. Иногда используются и просторечные элементы.
В речи персонажей могут быть (в зависимости от социального положения героя, для речевой характеристики героя) все элементы разговорной речи: литературные и нелитературные (просторечные, жаргонные, диалектные и т. д.).
Таким образом, для создания образности используются два вида языковых средств: во-первых, это собственно образные средства самого языка — лексические, семантические, фразеологические поэтизмы, тропы, фигуры; во-вторых, это нейтральные в общем, языке элементы, которые в структуре художественного произведения становятся образными.
Вопрос №22. Русское литературное произношение.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 232.