1. 2,4-ДНФ (сильный разобщающий агент) пытались одно время использовать для борьбы с ожирением. На чем основывался такой выбор? Теперь такого рода разобщающие агенты уже не применяются в качестве лекарственных препаратов, поскольку известны случаи, когда их применение приводило к летальному исходу. Почему прием разобщающих агентов может вызвать смерть?
Ответ: Разобщители повышают потребление кислорода и скорость переноса электронов по дыхательной цепи, но разобщают окисление и фосфорилирование. В результате образование АТФ резко снижается, что может вызвать гибель организма.
2. Выберите утверждения, которые правильно отражают особенности регуляции реакций общего пути катаболизма. Ответ поясните.
а) изоцитратдегидрогеназа является аллостерическим ферментом;
б) активность ПДГ не зависит от концентрации цитрата;
в) скорость цикла Кребса не зависит от соотношения НАД+/НАДН;
г) разобщители окисления и фосфорилирования не влияют на скорость реакций общего пути катаболизма.
Ответ: а) правильное утверждение;
б) правильное утверждение;
в) неправильное утверждение, зависит;
г) неправильное утверждение, влияют.
3. Что такое гипоэнергетическое состояние? Какое состояние, гипо- или гиперэнергетическое, будет в клетке при:
а) нарушении кровообращения;
б) гиповитаминозе РР, В1, В2;
в) нарушении целостности митохондриальной мембраны;
г) увеличении концентрации АТФ в митохондриях.
Ответ поясните.
Ответ: Гипоэнергетическое состояние – это разнообразные состояния, при которых снижается синтез АТФ.
а) гипоэнергетическое из-за недостаточности кислорода;
б) гипоэнергетическое из-за недостаточности витаминов, которые необходимы для образования кофакторов ферментов, участвующих в реакциях энергетического обмена;
в) гипоэнергетическое, так как не образуется электрохимический потенциал;
г) гиперэнергетическое.
4. Подберите к пронумерованным метаболическим путям соответствующий буквенный ответ:
1). Расщепление аминокислот до пирувата А. Специфический путь
2). Превращение глицерина в пируват В. Неспецифический путь
3). Расщепление аминокислот до ацетил-КоА
4). Распад жирных кислот до ацетил-КоА
5). Превращение пирувата в ацетил-КоА
6). Распад ацетил-КоА до СО2 и Н2О.
Ответ: 1 – А; 2 – А; 3 – А; 4 – А; 5 – А; 6 – В.
5. Рассмотрите окисление ацетил-КоА в цикле Кребса при гипоксии и нормоксии. Сколько АТФ при этом образуется?
Ответ: При нормоксии окисление ацетил-КоА приводит к образованию 12 АТФ; при гипоксии образуется 1 АТФ в результате субстратного фосфорилирования в цикле Кребса.
6. При длительном голодании основным источником энергии в печени становятся жирные кислоты, при окислении которых в митохондриях увеличивается концентрация ацетил-КоА. Как при этом изменится скорость окисления: а) пирувата, б) глюкозы? Каково биологическое значение этого явления?
Ответ: Скорость окисления пирувата и глюкозы снизится из-за ингибирующего влияния НАДН и ацетил-КоА на соответствующие процессы. Биологическое значение этого явления заключается в сохранении концентрации глюкозы в крови на нормальном уровне.
Перечень практических умений по изучаемой теме
- умение решать ситуационные задачи;
- умение работать с литературой.
Рекомендации по выполнению НИРС
Подготовить доклады с использованием основной и дополнительной литературы, а также Интернет по следующим темам:
1) Механизмы образования активных форм кислорода в организме человека.
2) Супероксиддисмутаза и каталаза как механизм защиты организма от действия активных форм кислорода.
3) Глутатион, строение, значение в организме. Глутатионпероксидаза, участие в защите от активных форм кислорода.
4) Действие антиоксидантов в обезвреживании токсических форм кислорода.
Занятие №9
1. Тема «Строение углеводов. Физико-химические свойства. Переваривание углеводов. Обмен гликогена. Определение активности амилазы»
Формы работы:
- подготовка к лабораторному занятию;
- подготовка материалов по НИРС.
3. Перечень вопросов для самоподготовки по теме практического занятия:
- определение и классификация углеводов;
- строение моносахаридов, дисахаридов, полисахаридов;
- переваривание углеводов пищи;
- всасывание продуктов переваривания углеводов;
- роль печени в обмене углеводов;
- синтез гликогена, ход реакций, регуляция, значение;
- принцип метода определения активности амилазы в биологических жидкостях организма человека;
- диагностическое значение определения активности амилазы.
4. Самоконтроль по тестовым заданиям данной темы
1. ФОСФОРОЛИЗ ГЛИКОГЕНА – ЭТО ПРОЦЕСС РАСЩЕПЛЕНИЯ ГЛИКОГЕНА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ:
1) фосфорной кислоты;
2) АТФ;
3) воды;
4) верной кислоты.
Правильный ответ: 1
2. КЛЮЧЕВЫМИ ФЕРМЕНТАМИ СИНТЕЗА ГЛИКОГЕНА ЯВЛЯЮТСЯ:
1) гексокиназа;
2) фосфоглюкомутаза;
3) гликогенсинтетаза;
4) фосфофруктокиназа,
Правильный ответ: 1, 3
3. КЛЮЧЕВЫМИ ФЕРМЕНТАМИ ФОСФОРОЛИЗА ГЛИКОГЕНА ЯВЛЯЮТСЯ:
1) фосфорилаза;
2) фосфогексоизомераза;
3) глюкозо-6-фосфатаза;
4) пируваткиназа.
Правильный ответ: 1, 3
4. ДЛЯ ФОСФОРОЛИЗА В ПЕЧЕНИ ХАРАКТЕРНЫ СЛЕДУЮЩИЕ ОСОБЕННОСТИ:
1) поставляет глюкозу в кровь;
2) служит источником энергии в самой ткани;
3) ключевым ферментом является фосфорилаза;
4) процесс активируется инсулином;
5) процесс активируется глюкагоном;
6) характеризуется высокой активностью глюкозо-6-фосфатазы;
7) характеризуется отсутствием глюкозо-6-фосфатазы.
Правильный ответ: 1, 3, 5, 6
5. ДЛЯ ФОСФОРОЛИЗА В МЫШЦАХ ХАРАКТЕРНЫ СЛЕДУЮЩИЕ ОСОБЕННОСТИ:
1) поставляет глюкозу в кровь;
2) служит источником энергии в самой ткани;
3) ключевым ферментом является фосфорилаза;
4) процесс активируется инсулином;
5) процесс активируется глюкагоном;
6) характеризуется высокой активностью глюкозо-6-фосфатазы;
7) характеризуется отсутствием глюкозо-6-фосфатазы.
Правильный ответ: 2, 3, 5, 7
6. ФЕРМЕНТЫ ФОСФОРОЛИЗА РАСПОЛОЖЕНЫ В СЛЕДУЮЩЕЙ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬ-НОСТИ:
1) фосфорилаза, фосфоглюкомутаза, глюкозо-6-фосфатаза;
2) фосфоглюкомутаза, фосфорилаза, глюкозо-6-фосфатаза;
3) глюкозо-6-фосфатаза, фосфорилаза, фосфоглюкомутаза.
Правильный ответ: 1
7. СИНТЕЗ ГЛИКОГЕНА АКТИВИРУЮТ:
1) инсулин;
2) глюкокортикостероиды;
3) катехоламины;
4) глюкагон;
5) цАМФ, Са2+.
Правильный ответ: 1
8. РАСПАД ГЛИКОГЕНА АКТИВИРУЮТ:
1) инсулин;
2) глюкокортикостероиды;
3) катехоламины;
4) глюкагон;
5) цАМФ, Са2+.
Правильный ответ: 2, 3, 4, 5
9. Оптимум рн для переваривания углеводов в кишечнике составляет:
1) 7,4;
2) 6,8;
3) 5,2;
4) 8,0.
Правильный ответ: 1
10. НЕПЕРЕНОСИМОСТЬ МОЛОКА СВЯЗАНА С ОТСУТСТВИЕМ В ПИЩЕВАРИТЕЛЬНОМ СОКЕ:
1) амилазы слюны;
2) мальтазы;
3) лактазы;
4) амило-1,6-гликозидазы.
Правильный ответ: 3
Дата: 2019-03-05, просмотров: 496.