№ | Исследуемый участок | Точность локализации прикосновения, мм | Пространственный порог чувствительности, мм |
1 | Тыльная поверхность кисти | ||
2 | Кончик пальца | ||
3 | Ладонь | ||
4 | Предплечье | ||
5 | Нос | ||
6 | Губы |
Рекомендации по оформлению работы. Проанализируйте полученные результаты и охарактеризуйте зависимость точности локализации ощущения от расположения раздражаемой точки на теле. Определите, какова зависимость пространственных порогов от функциональной роли различных участков кожи.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Работа 2. Тактильная адаптация кожного анализатора
Для работы необходимо: гири весом 20, 50 и 100 г, секундомер.
Ход работы. 1. На тыльную поверхность ладони испытуемого поочередно кладите груз весом 20, 50 и 100 г.
2. Определите время, когда у испытуемого исчезнет ощущение давления на кожную поверхность.
Рекомендации по оформлению работы. Выявите зависимость скорости адаптации от веса груза, построив график, отражающий зависимость скорости адаптации тактильных рецепторов от массы груза.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Изучение особенностей анализаторов термической рецепции
Работа 3 . Температурная адаптация кожи
Для работы необходимо: 3 емкости заполненные водой с температурой 10°С, 25°С и 40°С.
Ход работы. 1. Погрузите кисть левой руки в воду с температурой 10°С, а кисть правой руки – в воду с температурой 40°С. Не вынимайте руки до тех пор, пока в результате адаптации не исчезнут температурные ощущения.
2. Быстро переместите обе руки в воду с температурой 25°С.
3. Отметьте изменение восприятия температуры воды левой и правой рукой.
Рекомендации по оформлению работы. Проанализируйте полученные результаты и объясните биологическое значение адаптации терморецепторов.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Изучение особенностей анализаторов вкусовой и обонятельной рецепции
Работа 4. Карта вкусовых полей языка
Для работы необходимо: 40% раствор сахарозы, 2% раствор уксусной кислоты, 10% раствор поваренной соли, 10% раствор солянокислого хинина, стеклянная палочка, дистиллированная вода.
Ход работы. 1. Стеклянной палочкой наносите последовательно капли 40% раствора сахара на кончик, среднюю часть и корень языка испытуемого. При этом спрашивайте, что он ощущает. После каждой пробы испытуемый должен прополоскать рот дистиллированной водой. Интервал между отдельными наблюдениями должен быть не менее 2 мин.
2. Аналогичные опыты проведите со следующими растворами: 2% раствор уксусной кислоты, 10% раствор поваренной соли, 10% раствор солянокислого хинина.
Рекомендации по оформлению работы. Полученные данные в виде точек определенного цвета нанесите на карту, схематически изображающую поверхность языка.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Работа 5 . Функциональная мобильность сосочков языка до и после приема пищи
Для работы необходимо: два стеклянных капилляра с изогнутыми кончиками, диаметр которых соответствует величине грибовидного сосочка, стакан, лоток, фильтровальная бумага, секундомер, раствор сахара (8 г сахара на 10 г дистиллированной воды), такой же раствор сахара, подкрашенный пищевой краской (фуксином).
Ход работы. 1. Один стеклянный капилляр заполните бесцветным раствором-раздражителем, а другой – раствором-раздражителем с фуксином.
2. Испытуемому, находящемуся в состоянии натощак, подсушите язык фильтровальной бумагой, а затем нанесите бесцветный раздражитель на отдельные грибовидные сосочки языка и выявите сосочки, ощущающие сладкий вкус и прокрасьте их с помощью капилляра с фуксином.
3. Проведите 5 таких проб с интервалом 1-2 мин. После каждой пробы ополаскивайте рот водой. Исследовать необходимо одни и те же сосочки.
4. Возникновение вкусового ощущения отмечайте в таблице 8 знаком «плюс», отсутствие – знаком «минус».
5. Повторите исследования после приема пищи (стакан сладкого чая с белым хлебом).
Таблица 8
Дата: 2019-03-05, просмотров: 393.