Этология
С ОСНОВАМИ ЗООПСИХОЛОГИИ
Рабочая тетрадь
Студент(ка) __________________________
Группа __________________________
Москва
Издательство РГАУ - МСХА
2018
Этология с основами зоопсихологии: Рабочая тетрадь / Составители: А.А. Иванов, О.А. Войнова, А.А. Ксенофонтова. М.: Изд-во РГАУ – МСХА, 2018. 95 с.
В рабочей тетради представлены лабораторно-практические занятия, используемые в учебном процессе по дисциплине «Этология с основами зоопсихологии» и вопросы для подготовки к контрольным работам и коллоквиумам.
Предназначено для бакалавров очного отделения факультета зоотехнии и биологии, а также факультета заочного образования, обучающихся по направлению 36.03.02 «Зоотехния» (все профили).
Рекомендовано к изданию методической комиссией факультета зоотехнии и биологии (протокол № 81 от 16 ноября 2018 г.).
© А.А.Иванов, О.А.Войнова,
А.А.Ксенофонтова, составители, 2018
© ФГБОУ ВО РГАУ – МСХА
имени К.А.Тимирязева, 2018
© Издательство РГАУ – МСХА, 2018
СОДЕРЖАНИЕ
Введение | 5 |
1. Цели и задачи дисциплины | 5 |
2. Объем дисциплины и виды учебной работы | 6 |
3. Формы и содержание текущего и итогового контроля | 6 |
4. Рекомендуемая литература | 8 |
Лабораторно-практическая работа № 1. Предмет и методы изучения поведения животных | 9 |
Лабораторно-практическая работа № 2. Метод временных срезов как один из способов изучения поведения животных | 12 |
Лабораторно-практическая работа № 3. Психическая фаза индивидуального поведенческого акта | 17 |
Лабораторно-практическая работа № 4. Эффекторная фаза индивидуального поведенческого акта | 20 |
Лабораторно-практическая работа № 5. Зрительная и акустическая сенсорные системы животного организма | 26 |
Лабораторно-практическая работа № 6. Химическая, термическая и тактильная сенсорные системы животного организма | 35 |
Лабораторно-практическая работа № 7. Внутренние побудительные мотивы поведения животных | 43 |
Коллоквиум 1 | 49 |
Лабораторно-практическая работа № 8. Исследовательское поведение животных | 51 |
Лабораторно-практическая работа № 9. Исследовательская активность животных | 57 |
Лабораторно-практическая работа № 10. Память – основа научения животных | 61 |
Лабораторно-практическая работа № 11. Научение животных методом «проб и ошибок» в проблемном ящике Торндайка | 70 |
Лабораторно-практическая работа № 12. Условно – рефлекторная деятельность | 72 |
Лабораторно-практическая работа № 13. Элементарная рассудочная деятельность собак | 76 |
Лабораторно-практическая работа № 14. Индивидуальное пищедобывательное поведение крыс в условиях группового содержания | 82 |
Лабораторно-практическая работа № 15. Изучение полового поведения самцов крыс | 84 |
Лабораторно-практическая работа № 16. Особенности материнско – детских отношений у зрело - и незрелорождаемых видов животных | 86 |
Коллоквиум 2 | 88 |
Примерный перечень вопросов к экзамену по дисциплине | 90 |
Введение
1. Цели и задачи дисциплины
Дисциплина «Этология с основами зоопсихологии» формирует научное мировоззрение будущего бакалавра сельского хозяйства на поведение и психику животного, которое позволяет эффективно управлять продуктивными, спортивными и декоративными животными в соответствии с их предназначением.
«Этология с основами зоопсихологии» – одна из важнейших естественно-научных дисциплин, без которой невозможно понимание поведения и психики животных, механизмов их адаптации к меняющимся условиям внешней и внутренней среды организма. Изучение дисциплины «Этологии с основами зоопсихологии» совершенно необходимо в учебном процессе для бакалавров, т.к. развивает образное мышление и помогает творческому росту будущих специалистов. Знания, полученные студентами в процессе освоения данной дисциплины, позволят разрабатывать технологии содержания животных в искусственных условиях с учетом их потребностей, что является необходимым условием реализации продуктивного, декоративного или спортивного потенциала животных.
ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
Таблица 1
Распределение трудоемкости дисциплины по видам работ по семестрам
Вид учебной работы
Трудоемкость
Зач .
ед.
Час.
ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ТЕКУЩЕГО И ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ
Виды текущего контроля: контрольная работа, коллоквиум.
Вид итогового контроля: экзамен.
Таблица 2
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
№ п / п | Автор, название, издательство, год издания |
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА * | |
1 | Иванов А.А., Ксенофонтова А.А., Войнова О.А. Практикум по этологии основами зоопсихологии. – СПб.: Лань, 2013. |
2 | Зорина З.А., Полетаева И.И., Резникова Ж.И. Основы этологии и генетики поведения. М.: МГУ, 2002. |
3 | Зорина З.А., Полетаева И.И. Элементарное мышление животных. М: 2003. 320 с. |
4 | Иванов А.А. Этология с основами зоопсихологии. СПб.: Лань, 2007. |
5 | Иванов А.А. Физиология рыб. М.: Мир, 2003. |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА * | |
1 | Авзалов Р.Х., Гущин П.Я. Этология животных. Уфа.: БГУ, 2001. 259 с. |
2 | Батуев А.С.Физиология высшей нервной деятельность и сенсорных систем. С.-Пб. Питер. 2006. 316 с. |
3 | Гороховская Е.А. Этология: Рождение научной дисциплины. С.-Петербург. «Алетея», 2001. |
4 | Мак-Фарленд Д. Поведение животных. М.: Мир, 1988. |
5 | Шульговский В.В. Основы нейрофизиологии. М,: Аспект-пресс, 2000. |
6 | Крученкова Е.П. Материнское поведение млекопитаюдщих. М.: URSS. 2009. 207 c. |
7 | Никольская А.В. Зоопсихология и межвидовая психология М.: Эксмо, 2011, 348 с. |
8 | Панов Е.Н. Поведение животных и этологическая структура популяций М.: URSS, 2000. 423 с. |
9 | Скопичев В.Г. Поведение животных . С-Пб. Лань, 2009. 622 с. |
10 | Шовен Р. Поведение животных. М.: Либрикон, 2009. |
* - алфавитном порядке
Протокол наблюдений
№ временного среза (……сек.) | Поведенческий паттерн | ||||
Вид животного | |||||
1 | |||||
2 | |||||
3 | |||||
4 | |||||
5 | |||||
6 | |||||
7 | |||||
8 | |||||
9 | |||||
10 | |||||
11 | |||||
12 | |||||
13 | |||||
14 | |||||
15 | |||||
16 | |||||
17 | |||||
18 | |||||
19 | |||||
20 | |||||
21 | |||||
22 | |||||
23 | |||||
24 | |||||
25 | |||||
26 | |||||
27 | |||||
28 | |||||
29 | |||||
30 | |||||
31 | |||||
32 | |||||
33 | |||||
34 | |||||
35 | |||||
36 | |||||
37 | |||||
38 | |||||
39 | |||||
40 | |||||
41 | |||||
42 | |||||
43 | |||||
44 | |||||
45 | |||||
46 | |||||
47 | |||||
48 | |||||
49 | |||||
50 | |||||
51 | |||||
52 | |||||
53 | |||||
54 | |||||
55 | |||||
56 | |||||
57 | |||||
58 | |||||
59 | |||||
60 |
2. Рассчитайте процентное соотношение разных форм поведения у изучаемых видов животных, приняв за 100% общее количество временных срезов за период наблюдения.
3. Полученные результаты занесите в таблицу 1 и рассчитайте средние показатели
по каждому виду животных.
Таблица 1
Соотношение разных форм поведения у лабораторных животных, %
Вид животного | № животного | Формы поведения | |||||||||||||
Неактивные | Активные | ||||||||||||||
Сон | Дремота | Отдых | Прием корма | Прием воды | Перемещение по клетке | Груминг | Агрессия | Копание в подстилке | Другие формы поведения | ||||||
| 1 | ||||||||||||||
2 | |||||||||||||||
3 | |||||||||||||||
Среднее | |||||||||||||||
| 1 | ||||||||||||||
2 | |||||||||||||||
3 | |||||||||||||||
Среднее | |||||||||||||||
| 1 | ||||||||||||||
2 | |||||||||||||||
3 | |||||||||||||||
Среднее | |||||||||||||||
| 1 | ||||||||||||||
2 | |||||||||||||||
3 | |||||||||||||||
Среднее | |||||||||||||||
| 1 | ||||||||||||||
2 | |||||||||||||||
3 | |||||||||||||||
Среднее |
Таблица 2
Соотношение активных и неактивных форм поведения, %
Вид животного | Неактивные формы поведения | Активные формы поведения |
Рекомендации к оформлению работы. Проанализируйте полученные результаты и отметьте характерные для каждого вида этологические особенности. Укажите влияние видовой принадлежности лабораторных животных на соотношение разных форм поведения в поведенческом репертуаре особей, а также на соотношение активных и неактивных форм поведения у наблюдаемых видов животных.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________ ____________________
Дата выполнения Подпись преподавателя
Протокол наблюдений № 1
Дата: _____________ Время:_____________________
Место проведения наблюдений_______________________________________
Видовая принадлежность: _____________ Возраст:_________________
Пол:________ Особые характеристики:__________________________
Условия содержания: ______________________________________________
Поведенческий паттерн (элемент) | Вид двигательного акта | Дополнительные наблюдения | Видовая особенность поведения | |||
Исходное положение (поза) | Собственно движения | |||||
Простые | Сложные (локомоции) | |||||
Неактивные формы поведения
| Отдых | |||||
Дремота | ||||||
Сон | ||||||
Активные формы поведения
| Прием корма | |||||
Прием воды | ||||||
Уринация | ||||||
Дефекация | ||||||
Автогрумиг | ||||||
Алогруминг | ||||||
Протокол наблюдений № 2
Дата: _____________ Время:_____________________
Место проведения наблюдений_______________________________________
Видовая принадлежность: _____________ Возраст:_________________
Пол:________ Особые характеристики:__________________________
Условия содержания: ______________________________________________
Поведенческий паттерн (элемент) | Вид двигательного акта | Дополнительные наблюдения | Видовая особенность поведения | |||
Исходное положение (поза) | Собственно движения | |||||
Простые | Сложные (локомоции) | |||||
Неактивные формы поведения
| Отдых | |||||
Дремота | ||||||
Сон | ||||||
Активные формы поведения
| Прием корма | |||||
Прием воды | ||||||
Уринация | ||||||
Дефекация | ||||||
Автогрумиг | ||||||
Алогруминг | ||||||
Протокол наблюдений № 3
Дата: _____________ Время:_____________________
Место проведения наблюдений_______________________________________
Видовая принадлежность: _____________ Возраст:_________________
Пол:________ Особые характеристики:__________________________
Условия содержания: ______________________________________________
Поведенческий паттерн (элемент) | Вид двигательного акта | Дополнительные наблюдения | Видовая особенность поведения | |||
Исходное положение (поза) | Собственно движения | |||||
Простые | Сложные (локомоции) | |||||
Неактивные формы поведения
| Отдых | |||||
Дремота | ||||||
Сон | ||||||
Активные формы поведения
| Прием корма | |||||
Прием воды | ||||||
Уринация | ||||||
Дефекация | ||||||
Автогрумиг | ||||||
Алогруминг | ||||||
Рекомендации к оформлению работы. На основании анализа этограмм основных жизненных проявлений разных видов лабораторных животных, сделайте заключение об особенностях проявления разных форм поведения у животных наблюдаемых видов.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________ ____________________
Дата выполнения Подпись преподавателя
Таблица 5
Локализация источника звука
Испытуемый | Минимальное расстояние улавливания звука, см | |
Бинауральный слух | Моноуральный слух | |
6. Вставьте в уши исследуемого трубки от фонендоскопа и поднесите к нему источник звука. Смещайте мембрану фонендоскопа вправо или влево, вверх или вниз. Отметьте, имеются ли изменения в расположении источника звука.
7. Повторите опыт 6 с фонендоскопом, имеющим одну укороченную.
8. Установите, как улавливается звук испытуемым в этом случае.
Рекомендации по оформлению работы. Проанализируйте полученные результаты и объясните, почему звук кажется смещенным в сторону более короткого пути. Укажите значение бинаурального слуха в локализации источника звука.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Острота слуха
Испытуемый | Острота слуха, м | |||||
Моноуральный слух | Биноуральный слух | |||||
Левое ухо | Правое ухо | |||||
Приближение | Отдаление | Приближение | Отдаление | Приближение | Отдаление | |
Рекомендации по оформлению работы. Проанализируйте полученные результаты и охарактеризуйте остроту слуха при моно- и бинауральном восприятиях звуковых колебаний.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________ ____________________
Дата выполнения Подпись преподавателя
Вкусовая чувствительность
Вкусовое вещество | Вкусовая чувствительность, % | Пороговая концентрация раствора, % |
Сладкое | 0,25 – 1,25 | |
Горькое | 0,0001 – 0,0003 | |
Кислое | 0,05 – 1,25 | |
Соленое | 0,25 – 1,25 |
Рекомендации по оформлению работы. Проанализируйте полученные результаты, отметив минимальную концентрацию веществ, вызывающих разные вкусовые ощущения при раздражении соответствующих рецепторов ротовой полости.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Коллоквиум 1
Тема: «ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТОЛОГИИ КАК САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ НАУЧНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ», «ОРГАНИЗАЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОВЕДЕНЧЕСКОГО АКТА»
1. Предмет этологии и зоопсихологии.
2. Методы изучения этологии.
3. История развития этологии как самостоятельной научной дисциплины.
4. Роль лауреатов Нобелевской премии 1973 К.Лоренца, Н.Тинбергена и К.ф.Фриша в формировании этологии.
5. Роль И.М.Сеченова и И.П.Павлова в развитии науки о поведении животных.
6. Структура индивидуального поведенческого акта; концепция двухфазности поведенческого акта.
7. Поведение как способ адаптации к среде обитания.
8. Общая схема сенсорной системы.
9. Этологическая значимость зрительной сенсорной системы.
10. Общая характеристика системы химической рецепции.
11. Этологическая значимость ольфакторной сенсорной системы.
12. Сенсорная система акустических сигналов.
13. Филогенез сенсорных систем.
14. Особенности акустической сенсорики у животных разных экологических групп (ночные, подземные животные, китообразные и др.).
15. Сенсорная система тактильных раздражений.
16. Сенсорная система терморецепции.
17. Сенсорная система электромагнитной рецепции.
18. Особенности сенсорных систем рыб.
19. Особенности сенсорных систем птиц.
20. Особенности се6нсорных систем млекопитающих разных экологических ниш.
21. Локомоции как основа поведения животных
22. Движения на месте: видовые особенности.
23. Виды аллюров лошади.
24. Особенности движений собаки.
25. Особенности движения рыб, водоплавающих птиц и вторичноводных животных.
26. Особенности движения птиц.
27. Биомеханика полета; виды полета.
28. Особенности движений в почве на примере крота, землеройки, слепыша.
29. Неактивные формы поведения животных: общая характеристика и их доля в суточном бюджете времени разных видов животных.
30. Биологическое значение сна. Последствия депривации сна.
31. Теории сна (сосудистая, гуморальная, теория центризма).
32. Электрофизиология сна. Медленный и быстрый сон: биологическое значение.
33. Динамика медленного и быстрого сна в процессе онтогенеза. Фаза быстрого сна и возникновение сновидений.
34. Полифазный и монофазный сон: распространенность в природе, биологические преимущества и недостатки.
35. Сезонная спячка как реакция адаптации к неблагоприятным условиям существования. Физиологические изменения в организме животных во время спячки.
36. Роль ретикулярной формации, таламуса и ствола мозга в механизме возникновения сна.
37. Понятие о внутренних побудительных мотивах поведения: потребность, мотивация, эмоции.
38. Классификация потребностей.
39. Физиологический механизм формирования потребностей.
40. Мотивации поведения.
41. Этологическое значение эмоций. Виды эмоций.
42. Особенности проявления эмоций у животных разных видов (кошки, собаки, лошади и др.).
43. Механизмы формирования эмоций.
44. Этологическое значение боли; виды боли и механизм ее возникновения.
45. Этологическое значение эмоции страха.
46. Механизмы жажды, голода и насыщения.
Оценка за коллоквиум:______ Подпись преподавателя:___________
Ящике Торндайка
Вопросы для подготовки к занятию:
1. Личный опыт животных как интеграция врожденно обусловленных стереотипов поведения и индивидуально приобретенных адаптаций.
2. Классификация приобретенных форм поведения.
3. Характеристика облигатных форм научение.
4. Факультативное научение.
5. Латентное научение.
6. Игровое самообучение.
Оценка за контрольную работу:______ Подпись преподавателя:___________
Для работы необходимо: проблемный ящик Торндайка с отпирающим устройством в виде рычага, секундомер, кошки.
Ход работы. 1. Поместите кошку в проблемный ящик и засеките время, которое затратит животное на решение задачи, направленной на удовлетворение потребности в свободе (рефлекс свободы по И.П.Павлову) путем случайного нажатия на рычаг, открывающий дверцу ящика.
2. Наблюдайте за поведением животного в проблемном ящике и опишите особенности его поведения.
3. После случайного нажатия кошкой на рычаг и выхода из ящика, вновь поместите ее в экспериментальное устройство и проведите исследования аналогичные п. 1 и п. 2.
4. Помещайте вновь кошку в проблемный ящик до тех пор, пока у животного не выработается инструментальный условный рефлекс на условный стимул в виде педали. Учитывайте количество правильных решений поставленной задачи, каждый раз фиксируя время, затраченное животным на достижение цели.
5. Результаты тестирования занесите в таблицу 27.
Таблица 27
Работа 2. Образование условного зрачкового рефлекса у человека
Для работы необходимо: электрический звонок, настольная лампа, ручной экранчик, испытуемый - человек со светлой окраской радужной оболочки глаз и хорошей зрачковой реакцией на свет.
Ход работы. Испытуемый и экспериментатор садятся друг против друга у одного края стола, на котором стоит настольная лампа и электрический звонок.
1. Испытуемый закрывает один глаз рукой.
2. Убедитесь в наличие зрачкового рефлекса у испытуемого (сужение зрачка на свет и расширение после снятия экрана), путем попеременного закрытия и открытия второго глаза экранчиком.
3. Убедитесь, что звук звонку не вызывает зрачкового рефлекса, т. е. является индифферентным (безразличным) раздражителем для глаза.
4. Для образования условного зрачкового рефлекса, включите звонок (условный раздражитель), и сразу закройте глаз испытуемого экранчиком (безусловный раздражитель).
5. Повторяйте такой сочетание раздражителей 7- 10 раз с интервалом 40 -50 секунд.
6. Включите звонок, не затемняя при этом глаз и убедитесь, что условный рефлекс образовался (не смотря на яркое освещение глаза, зрачок расширяется) и, следовательно, звонок стал условным раздражителем.
7. Укрепите выработанный условный рефлекс на звонок, повторив сочетание двух раздражителей еще несколько раз.
8. Вместо включения звонка громко произнесите слово «звонок» не затемняя при этом глаз, и наблюдайте расширение зрачка у испытуемого.
Рекомендации по оформлению работы. Укажите, что является раздражителями для первой и второй сигнальной систем. Охарактеризуйте значение второй сигнальной системы для человека.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________ ____________________
Дата выполнения Подпись преподавателя
Социальное поведение крыс
1. Групповой образ жизни: распространенность в природе, преимущества и недос-
татки.
2. Типология сообществ животных.
3. Искусственные ассоциации животных. Принципы их формирования.
4. Иерархия как универсальное средство стабилизации структурированных сооб-
ществ.
5. Виды иерархии. Особенности иерархии у продуктивных животных.
6. Механизмы формирования вожаков.
Оценка за контрольную работу:______ Подпись преподавателя:___________
Работа 1. Изучение иерархических взаимоотношений в группе крыс
Для работы необходимо: клетка для содержания крыс, индивидуальная поилка, маркер, 4 половозрелых самца лабораторных крыс с сформированной питьевой мотивацией путем депривации воды течение 36 часов.
Ход работы. 3 крысы, используемые в эксперименте, в течение нескольких недель содержались в клетке, где могли получать воду только из одной поилки. За этот период в группе крыс была сформирована иерархия, в которой выделился доминант, имеющий преимущественное право подхода к поилке за очередной порцией воды, субдоминант и изгой, напивавшийся последним.
1. Произведите маркировку животных с помощью маркера.
2. Поместите в клетку с крысами индивидуальную поилку.
3. Определите иерархический ранг (доминант, субдоминант, изгой) каждого животного по очередности подхода к поилке.
4. Удалите из группы доминирующую особь и поместите в клетку незнакомую ранее данной группе крысу №4.
5. Наблюдайте за поведением животных при пересмотре ранговых отношений между крысами в группе.
Рекомендации по оформлению работы. Опишите особенности социальных взаимоотношений у крыс при конкуренции за ограниченные ресурсы и при изменении состава группы.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Перечислите преимущества и ограничения животных, обусловленные их ранговым положением в группе.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Перечислите качества, позволяющие животному занимать доминирующие положение в иерархической структуре.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________ ____________________
Дата выполнения Подпись преподавателя
Коллоквиум 2
Иванов Алексей Алексеевич
Войнова Ольга Александровна
Этология
С ОСНОВАМИ ЗООПСИХОЛОГИИ
Рабочая тетрадь
Студент(ка) __________________________
Группа __________________________
Москва
Издательство РГАУ - МСХА
2018
Этология с основами зоопсихологии: Рабочая тетрадь / Составители: А.А. Иванов, О.А. Войнова, А.А. Ксенофонтова. М.: Изд-во РГАУ – МСХА, 2018. 95 с.
В рабочей тетради представлены лабораторно-практические занятия, используемые в учебном процессе по дисциплине «Этология с основами зоопсихологии» и вопросы для подготовки к контрольным работам и коллоквиумам.
Предназначено для бакалавров очного отделения факультета зоотехнии и биологии, а также факультета заочного образования, обучающихся по направлению 36.03.02 «Зоотехния» (все профили).
Рекомендовано к изданию методической комиссией факультета зоотехнии и биологии (протокол № 81 от 16 ноября 2018 г.).
© А.А.Иванов, О.А.Войнова,
А.А.Ксенофонтова, составители, 2018
© ФГБОУ ВО РГАУ – МСХА
имени К.А.Тимирязева, 2018
© Издательство РГАУ – МСХА, 2018
СОДЕРЖАНИЕ
Введение | 5 |
1. Цели и задачи дисциплины | 5 |
2. Объем дисциплины и виды учебной работы | 6 |
3. Формы и содержание текущего и итогового контроля | 6 |
4. Рекомендуемая литература | 8 |
Лабораторно-практическая работа № 1. Предмет и методы изучения поведения животных | 9 |
Лабораторно-практическая работа № 2. Метод временных срезов как один из способов изучения поведения животных | 12 |
Лабораторно-практическая работа № 3. Психическая фаза индивидуального поведенческого акта | 17 |
Лабораторно-практическая работа № 4. Эффекторная фаза индивидуального поведенческого акта | 20 |
Лабораторно-практическая работа № 5. Зрительная и акустическая сенсорные системы животного организма | 26 |
Лабораторно-практическая работа № 6. Химическая, термическая и тактильная сенсорные системы животного организма | 35 |
Лабораторно-практическая работа № 7. Внутренние побудительные мотивы поведения животных | 43 |
Коллоквиум 1 | 49 |
Лабораторно-практическая работа № 8. Исследовательское поведение животных | 51 |
Лабораторно-практическая работа № 9. Исследовательская активность животных | 57 |
Лабораторно-практическая работа № 10. Память – основа научения животных | 61 |
Лабораторно-практическая работа № 11. Научение животных методом «проб и ошибок» в проблемном ящике Торндайка | 70 |
Лабораторно-практическая работа № 12. Условно – рефлекторная деятельность | 72 |
Лабораторно-практическая работа № 13. Элементарная рассудочная деятельность собак | 76 |
Лабораторно-практическая работа № 14. Индивидуальное пищедобывательное поведение крыс в условиях группового содержания | 82 |
Лабораторно-практическая работа № 15. Изучение полового поведения самцов крыс | 84 |
Лабораторно-практическая работа № 16. Особенности материнско – детских отношений у зрело - и незрелорождаемых видов животных | 86 |
Коллоквиум 2 | 88 |
Примерный перечень вопросов к экзамену по дисциплине | 90 |
Введение
1. Цели и задачи дисциплины
Дисциплина «Этология с основами зоопсихологии» формирует научное мировоззрение будущего бакалавра сельского хозяйства на поведение и психику животного, которое позволяет эффективно управлять продуктивными, спортивными и декоративными животными в соответствии с их предназначением.
«Этология с основами зоопсихологии» – одна из важнейших естественно-научных дисциплин, без которой невозможно понимание поведения и психики животных, механизмов их адаптации к меняющимся условиям внешней и внутренней среды организма. Изучение дисциплины «Этологии с основами зоопсихологии» совершенно необходимо в учебном процессе для бакалавров, т.к. развивает образное мышление и помогает творческому росту будущих специалистов. Знания, полученные студентами в процессе освоения данной дисциплины, позволят разрабатывать технологии содержания животных в искусственных условиях с учетом их потребностей, что является необходимым условием реализации продуктивного, декоративного или спортивного потенциала животных.
ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
Таблица 1
Распределение трудоемкости дисциплины по видам работ по семестрам
Вид учебной работы
Трудоемкость
Зач .
ед.
Час.
ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ТЕКУЩЕГО И ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ
Виды текущего контроля: контрольная работа, коллоквиум.
Вид итогового контроля: экзамен.
Таблица 2
Система рейтинговой оценки текущей успеваемости
Баллы | Бальная оценка текущей успеваемости | |||
За контрольную работу | 0 - 11 | 12 - 15 | 16 - 17 | 18- 20 |
За коллоквиум | 0 - 59 | 60 - 79 | 80 - 89 | 90 - 100 |
Оценка | Неудовл. | Удовл. | Хорошо | Отлично |
Таблица 3
Дата: 2019-03-05, просмотров: 283.