Серия эксперимента | Время решения задачи, мин. | Особенности поведения животного |
Рекомендации по оформлению работы. На основании полученных результатов постройте график зависимости времени, затраченного на решение задачи от серии эксперимента. Проанализируйте «кривые научения» и сделайте заключение о сокращении времени, которое затрачивает животное на решение задачи при каждой последующей попытке. Отметьте, что с каждой серией эксперимента двигательные реакции кошки становятся более целенаправленными и в итоге доходят до автоматизма.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________ ____________________
Дата выполнения Подпись преподавателя
Лабораторно-практическая работа № 12
Условно – рефлекторная деятельность
Вопросы для подготовки к занятию:
1. Классификация условных рефлексов.
2. Условия, необходимые для выработки условного рефлекса. Принципиальные
отличия безусловных и условных рефлексов.
3. Стадии формирования условного рефлекса.
4. Механизм образования условного рефлекса.
5. Безусловное торможение условного рефлекса.
6. Условное торможение условного рефлекса.
Оценка за контрольную работу:______ Подпись преподавателя:___________
Работа 1. Выработка условной реакции пассивного избегания у крыс.
Для работы необходимо: аппаратно-программный комплекс «Шелтер» - камера избегания предназначенная для автоматизированного изучения условно – рефлекторной реакции избегания электрокожного раздражителя, секундомер, половозрелая крыса.
Ход работы. Дайте возможность крысе ознакомиться с камерой избегания до угасания ориентировочно-исследовательской реакции.
1. Поместите крысу на площадку, расположенную на боковой стенке камеры, оборудованной устройством электрокожного раздражения.
2. После того, как животное опустится на пол, включите подачу импульсного электротока.
3. Наблюдайте за поведением животного, которое после неоднократного воздействия болевого раздражителя находит площадку и взбирается на нее. 4. Фиксируйте время пребывания крысы на полу камеры, количество ударов током при нахождении животного на полу, необходимое для того, чтобы крыса поднялась на площадку, а так же измеряйте время нахождения животного на площадке (с момента подъема на площадку до момента полного спуска с нее).
5. Такие циклы повторяйте до тех пор, пока у животного не выработается условная реакция пассивного избегания (крыса остается на площадке 300 секунд и более).
6. Результаты занесите в таблицу 28.
Таблица 28
Результаты выработки условной реакции пассивного избегания у крысы
Изучаемые показатели | № цикла | |||||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | |
Количество ударов током | ||||||||||||||||||||
Время пребывания на полу камеры, сек | ||||||||||||||||||||
Время нахождения на площадке, сек |
Рекомендации по оформлению работы. На основании полученных результатов постройте графики отражающие изменения времени пребывания крысы на полу и на площадке камеры в зависимости от цикла проведения эксперимента.
Сделайте заключение о предупредительной и приспособительной роли условной реакции пассивного избегания, подготавливающей организм животного к будущей полезной поведенческой деятельности.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Работа 2. Образование условного зрачкового рефлекса у человека
Для работы необходимо: электрический звонок, настольная лампа, ручной экранчик, испытуемый - человек со светлой окраской радужной оболочки глаз и хорошей зрачковой реакцией на свет.
Ход работы. Испытуемый и экспериментатор садятся друг против друга у одного края стола, на котором стоит настольная лампа и электрический звонок.
1. Испытуемый закрывает один глаз рукой.
2. Убедитесь в наличие зрачкового рефлекса у испытуемого (сужение зрачка на свет и расширение после снятия экрана), путем попеременного закрытия и открытия второго глаза экранчиком.
3. Убедитесь, что звук звонку не вызывает зрачкового рефлекса, т. е. является индифферентным (безразличным) раздражителем для глаза.
4. Для образования условного зрачкового рефлекса, включите звонок (условный раздражитель), и сразу закройте глаз испытуемого экранчиком (безусловный раздражитель).
5. Повторяйте такой сочетание раздражителей 7- 10 раз с интервалом 40 -50 секунд.
6. Включите звонок, не затемняя при этом глаз и убедитесь, что условный рефлекс образовался (не смотря на яркое освещение глаза, зрачок расширяется) и, следовательно, звонок стал условным раздражителем.
7. Укрепите выработанный условный рефлекс на звонок, повторив сочетание двух раздражителей еще несколько раз.
8. Вместо включения звонка громко произнесите слово «звонок» не затемняя при этом глаз, и наблюдайте расширение зрачка у испытуемого.
Рекомендации по оформлению работы. Укажите, что является раздражителями для первой и второй сигнальной систем. Охарактеризуйте значение второй сигнальной системы для человека.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________ ____________________
Дата выполнения Подпись преподавателя
Дата: 2019-03-05, просмотров: 380.