Аминокислоты и белки
Общая постановка задачи: освоить методику качественного определения аминокислот и белков с помощью химических реакций.
Оборудование и реактивы:
1. Пробирки
2. 2%-ный водный раствор сульфата меди (II)
3. Кристаллический медный купорос
4. 10%-ный водный раствор щелочи (NaOH)
5. Кристаллический ацетат натрия
6. 3%-ный водный раствор хлорида железа (III)
7. 0,03%-ный раствор нингидрина
8. Концентрированная азотная кислота
9. Концентрированный раствор аммиака
10. Растворы аминокислот
11. Раствор белка (10%-ный водный раствор яичного альбумина)
12. Водяная баня
13. Газовая горелка (или электрическая плитка)
Краткий конспект*:
Задание 1. Взаимодействие аминокислоты с хлоридом железа (III).
Наблюдения записывают в виде уравнений реакций:
Задание 2. Взаимодействие аминокислоты с медным купоросом в присутствии ацетата натрия.
Обратите внимание, что в данной реакции используется кристаллический медный купорос.
Наблюдения записывают в виде уравнений реакций.
Задание 3. Взаимодействие аминокислоты с нингидрином.
Наблюдения записывают в виде уравнений реакций.
Задание 4. Ксантопротеиновая реакция на белки.
Будьте очень внимательны при работе с концентрированной азотной кислотой и концентрированным раствором аммиака при выполнении ксантопротеиновой реакции на белки. Данную реакцию выполняют только в вытяжном шкафу при включенной вентиляции!
Запишите свои наблюдения:
Задание 5. Биуретовая реакция на белки.
Запишите свои наблюдения:
Задание 6. Реакция на серу в белках.
Запишите свои наблюдения:
Выводы:
Вопросы для самоконтроля:
1. Приведите примеры реакций, которые подтверждают амфотерные свойства аминокислот.
2. Приведите уравнения реакций, протекающих при нагревании α-, β- и γ- аминокислот.
3. Объясните, что такое пептиды и пептидная связь.
4. Приведите примеры серасодержащих аминокислот. Какова их роль в образовании белков?
Оказание первой медицинской помощи в лабораторном практикуме по органической химии на кафедре химии РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева
При оказании первой медицинской помощи в условиях лабораторного практикума по органической химии на кафедре физической и органической химии следует помнить о том, что в экстренном случае после оказания первой помощи нужно обратиться в медицинское учреждение.
В каждом конкретном случае первая медицинская помощь заключается в следующем.
1. Отравление кислотами: выпить 4—5 стаканов теплой воды и вызвать рвоту, затем выпить столько же взвеси оксида магния в воде и снова вызвать рвоту. После этого сделать два промывания желудка чистой теплой водой. Общий объем жидкости не менее 6 л.
При попадании внутрь концентрированных кислот и при потере сознания запрещается вызывать искусственно рвоту, применять карбонаты и гидрокарбонаты как противоядие (вместо оксида магния). В этом случае необходимо вызвать врача.
2. Отравление щелочами: выпить 4—5 стаканов теплой воды и вызвать рвоту, затем выпить столько же водного раствора 2% уксусной кислоты. После этого сделать два промывания чистой теплой водой.
3. Отравление газами: обеспечить приток чистого воздуха и покой, в тяжелых случаях — кислород.
4. Ожоги: при любом ожоге запрещается пользоваться жирами для обработки обожжённого участка. Запрещается также применять красящие вещества (растворы перманганата калия, бриллиантовой зелени, йодной настойки).
Ожог 1-й степени обрабатывают этиловым спиртом и накладывают сухую стерильную повязку.
Во всех остальных случаях после охлаждения места ожога накладывают стерильную повязку и обращаются за медицинской помощью.
5. Ожоги едким веществом: удаляют едкое вещество с кожи стряхиванием или снятием пинцетом, сухой бумагой или стеклянной палочкой.
6. Ожоги растворами кислот или щелочей: смывают вещества после стряхивания видимых капель широкой струёй прохладной воды или душем. Запрещается обрабатывать поражённый участок увлажненным тампоном.
7. Ожоги иодом и жидким бромом: вещество удаляют с кожи этиловым спиртом и накладывают примочку из раствора гидрокарбоната натрия с массовой долей вещества 5%. В случае ожога бромом немедленно обратиться в медпункт.
8. Порезы: необходимо остановить кровотечение (жгут, пережатие сосуда, давящая повязка).
Если рана загрязнена, грязь удаляется только вокруг, но ни в коем случае не из глубинных слоев раны. Кожу вокруг раны обеззараживают йодной настойкой или раствором бриллиантовой зелени и обращаются в медпункт.
Если после наложения жгута кровотечение продолжается, на рану накладывают стерильный тампон, смоченный раствором 3%-го пероксида водорода, затем стерильную салфетку и туго бинтуют. Если повязка намокает от проступающей крови, то новую повязку накладывают поверх старой.
9. Ушибы: обеспечить покой поврежденному органу. На область ушиба накладывают давящую повязку и холод (например, лед в полиэтиленовом мешочке). Ушибленному органу придают возвышенное положение.
При ушибах головы пострадавшему обеспечивают полный покой и вызывают «скорую помощь».
10. Попадание в глаза инородных тел: разрешается удалить влажным ватным или марлевым тампоном. Затем промывают глаза водой из фонтанчика не менее 7—10 мин. Для подачи воды допускается также пользоваться чайником или лабораторной промывалкой.
11. Попадание в глаза едких жидкостей: глаза промывают водой, как указано выше, затем раствором борной кислоты или гидрокарбоната натрия, в зависимости от характера попавшего вещества.
После заключительного ополаскивания глаз чистой водой под веки необходимо ввести 2—3 капли раствора альбуцида с массовой долей вещества 30% и направить пострадавшего в медпункт.
1. Перевязочные средства: бинт, вата, пластырь, растворы и медикаменты всегда должны находиться в аптечке, в легкодоступном месте.
Рекомендуемая литература:
Основная литература:
1. Грандберг И.И., Нам Н.Л. Органическая химия: Учебник для студентов вузов. – 8-е изд., перераб. и доп.– М.: Юрайт, 2012. – 607с.
2. Грандберг И. И. Практические работы и семинарские занятия по органической химии. 6-е изд., М.: Юрайт, 2012. - 352 с
Дополнительная литература:
1. Реутов О.А., Курц А.Л., Бутин К.П. Органическая химия. В 4-х частях. М., Бином. Лаборатория знаний, 2004.
2. Сайкс П. Механизмы реакций в органической химии. Вводный курс. М., "Химия", 2000.
Учебное издание
Составители:
Дата: 2019-03-05, просмотров: 226.