Реакция ацетона с гидросульфитом натрия
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Реактивы, материалы и приборы: ацетон, насыщенный раствор гидросульфита натрия,  2 Н раствор соляной кислоты, предметное стекло, запаянный капилляр, микроскоп.

На предметное стекло наносят 2 капли насыщенного раствора гидросульфита натрия, добавляют 1 каплю ацетона и размешивают концом запаянного капилляра. Вскоре начинают выпадать кристаллы гидросульфитного соединения ацетона. Предметное стекло переносят под микроскоп и рассматривают кристаллы. Кристаллы гидросульфитного соединения представляют собой четырехугольники неправильной формы.

 

Альдегиды и алифатические метилкетоны реагируют с гидросульфитом натрия с образованием кристаллических гидросульфитных соединений, которые являются натриевыми солями оксисульфокислот.

К полученным кристаллам добавляют 1 каплю соляной кислоты - осадок растворяется и выделяются исходные карбонильные соединения.

 

 

 

Выводы:

Вопросы для самоконтроля:

1. Напишите уравнение реакции пентандиона-2,4 с 1 и 2 молями фенилгидразина.

2. Объясните, почему самым активным в карбонильных соединениях является α-атом водорода. Напишите уравнение реакции пропаналя с бромом.

3. Предложите реакцию, которая легко позволяет отличить альдегид от кетона.



ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №9

КАЧЕСТВЕННЫЙ ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

Карбоксильная группа

Общая постановка задачи: освоить методику определения карбоксильной группы в органических соединениях с помощью химических реакций.

Оборудование и реактивы:

1. Пробирки

2. Насыщенный водный раствор гидрокарбоната натрия

3. 5%-ный водный раствор щелочи (NaOH)

4. Концентрированные водные растворы нитрата свинца (II) или нитрата серебра

5. Растворы карбоновых кислот (муравьиной и уксусной) – 10%-ный и 50%-ный

6. Универсальная индикаторная бумага

 

Краткий конспект*:

 


 

Задание 1. Взаимодействие карбоновой кислоты с гидрокарбонатом натрия.

Наблюдения записывают в виде уравнений реакций:

 

Задание 2. Определение кислотности карбоновых кислот.

Наблюдения записывают в виде уравнений реакций и значений рН испытуемых кислот:

 

 

Задание 3. Получение нерастворимых солей свинца или серебра.

Обратите внимание, что при выполнении реакции по получению нерастворимых солей карбоновых кислот не следует наливать слишком много щёлочи. Рекомендуется брать разбавленную щёлочь и добавлять её по каплям, поскольку щёлочь может образовывать нерастворимые осадки с нитратом свинца или серебра.

Наблюдения записывают в виде уравнений реакций:

 


Задание 4. Растворимость в воде различных кислот.

Реактивы: муравьиная, уксусная, масляная, щавелевая, стеариновая кислоты.

3 капли или несколько кристалликов каждой из кислот взбалтывают в пробирке с 5 каплями воды. Если кислота не растворяется, пробирку нагревают.

Горячие растворы охлаждают и отмечают выделение кристаллов некоторых плохо растворимых кислот.

Задание 5. Образование и гидролиз сложного эфира.

Реактивы, материалы и приборы: изоамиловый спирт, ледяная уксусная кислота, серная кислота (плотность 1,84), 2н раствор серной кислоты, насыщенный раствор хлорида натрия, концентрированный раствор гидроксида натрия, водяная баня, пипетка.

Смешивают в двух пробирках по 5 капель уксусной кислоты и изоамилового спирта. В одну пробирку осторожно приливают 1 каплю концентрированной серной кислоты. Встряхнув пробирки, помещают их на 10 минут в горячую (но не кипящую) водяную баню.

Затем охлаждают обе пробирки в холодной воде и добавляют в каждую по 5 капель воды. Отмечают запах образовавшегося сложного эфира. Затем добавляют в каждую по 5 капель насыщенного раствора хлорида натрия и наблюдают изменение объема эфирного слоя.

 

Пипеткой осторожно снимают слой образовавшегося эфира и сливают по 2 капли эфира в 3 чистые пробирки. В эти пробирки добавляют по 4-5 капель воды и приливают в одну - 2 капли 2н серной кислоты, во вторую - 2 капли концентрированного раствора гидроксида натрия. Пробирки нагревают на водяной бане и отмечают различие в скорости исчезновения капель эфира и его запаха.

Гидролиз эфира быстрее происходит в присутствии щелочи, которая связывает образующуюся при гидролизе кислоту:

 

 

 

Задание 6. Растворимость и обменные реакции мыла.

Реактивы и материалы: мыло хозяйственное, 0,1 Н раствор хлорида кальция, 0,1 Н раствор ацетата свинца, 0,01 Н раствор сульфата меди.

В пробирку помещают около 10 мг твердого мыла, добавляют 10 капель воды и тщательно взбалтывают 1-2 минуты. Затем содержимое пробирки нагревают в пламени горелки. При нагревании мыло растворяется быстрее. Раствор мыла используют для обменных реакций. Для этого в 3 пробирки помещают по 3 капли раствора мыла и добавляют в одну пробирку 2 капли раствора хлорида кальция, в другую - 2 капли раствора ацетата свинца, в третью - 2 капли раствора сульфата меди.

Наблюдают выпадение осадков нерастворимых мыл.

 


Мыла - соли высших предельных и непредельных органических кислот.

Задание 7. Гидролиз мыла.

Реактивы и материалы: мыло, этиловый спирт, 1%-ный спиртовой раствор фенолфталеина.

В сухую пробирку помещают кусочек мыла, 4 капли спирта и энергично взбалтывают, затем добавляют 1 каплю фенолфталеина.

Окраска раствора не меняется. Затем к спиртовому раствору мыла добавляют по каплям воду. По мере прибавления воды появляется желтое окрашивание.

 

В результате гидролиза образуются малодиссоциированные карбоновые кислоты и едкий натр.

Выводы:

Вопросы для самоконтроля:

1. Объясните, почему при нанесении на индикаторную бумагу раствора бензойной кислоты окраска индикатора практически не меняется.

2. Объясните, чем отличается муравьиная кислота от остальных карбоновых кислот; подтвердите уравнениями реакций.

3. Объясните, как влияет длина углеродного скелета карбоновой кислоты на ее кислотные свойства.

4.  Объясните, почему самым активным в карбоновых кислотах является α-атом водорода.



ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №10

Дата: 2019-03-05, просмотров: 766.