1. Учитель сообщает: По-прежнему центрами образования служат монастыри; однако появляются своеобразные школы и в простых деревнях, городах. Появляются первые учебники и руководства - «Начало грамоты греческой и русской» Максима Грека, «Предисловие о буковице, рекше и азбуце» и т. д.
Огромное значение для развития просвещения имело появление книгопечатания. В 1564 г. Иван Федоров издал «Апостол», затем «Часослов». Типографские работы, начатые в Кремле, были переведены на Никольскую улицу, где построили специальное здание для типографии. Через два года Иван Федоров перебрался в Великое княжество Литовское. В 1574 г. во Львове был выпущен русский букварь - «Азбука».
2. Учитель сообщает: Зачатки научных знаний в XVI в. существовали в виде чисто практических сведений. Так, было составлено руководство «О земном же верстании, как землю верстать», где объяснялось, как вычислять площадь квадрата, прямоугольника, трапеции с приложениями и чертежами. Рост торговли и денежного обращения способствовали развитию практических знаний в области арифметики. Географические представления были еще фантастическими. В 1534 г. с немецкого языка был переведен «Вертоград», где были советы по личной гигиене, уходу за больными, о лекарственных растениях. В 1581 г. для обслуживания царской семьи была устроена царская аптека в Москве, в которой работал Джеймс Френч.
3. Работа с учебником: Предложите ученикам самостоятельно прочитать о литературе в учебнике (§ 28, с. 193-195) и записать краткий конспект.
Например:
Общественно-политическая мысль. События XVI в. вызвали обсуждение в
русской публицистике многих проблем того времени: о характере и сути государственной власти, о церкви, о месте России среди других стран.
Летописание
«Сказание о великих князьях Владимирских» | Начиналось рассказом о Великом потопе а потом проводилась мысль о том, что Российское государство продолжало традиции Рима и Киевской державы. |
«Повесть о Вавилонском царстве» | Идея о преемственности византийских императоров от правителей Вавилона на русской почве дополнилась версией о передаче шапки Мономаха, порфиры и скипетра византийским императором Львом великому князю киевскому Владимиру Мономаху. |
И. С. Пересветов | Рассуждения о необходимости создания сильной самодержавной власти, опирающейся на дворянство. |
Переписка Ивана Гоозного с А. Курбским | Вопросы касались о роли и месте знати в управлении феодальным государством. |
Митрополит Макарий | Великие Четьи-Минеи - энциклопедия литературы, рекомендуемой для православных людей. |
«Домострой» Сильвестра | Книга содержит разнообразные полезные сведения для руководства в духовной и мирской жизни, что свидетельствует обмирщении культуры. |
«Летописец начала царства» | Описаны первые годы правления Ивана Грозного. Доказывалась необходимость установления царской власти на Руси. |
«Книга Степенная царского родословия» | Портреты и описания правлений великих князей и митрополитов расположены по 17 степеням - от Владимира до Ивана Грозного. Такое построение символизирует нерушимость союза церкви и царя. |
Никоновская летопись | Содержит около 16 тыс. миниатюр. |
Исторические повести . «Казанское взятие», «О прихождении Стефана Батория на град Псков» и др.
4. Учитель сообщает: Одним из выдающихся проявлений расцвета русской архитектуры было строительство шатровых храмов, которые не имеют внутри столбов, и вся масса здания держится на фундаменте. Самый выдающийся образец этого стиля - церковь Вознесения в селе Коломенском 1532 г. (покажите иллюстрацию).
Архитектурным чудом, подлинным памятником века, произведением, сконцентрировавшим в..себе не только высшие достижения архитектурной мысли эпохи, но и как бы определившим дальнейший характер всей русской архитектуры вплоть до XVIII столетия, нужно считать собор Покрова, «что на рву» на Красной площади, более известный под народным названием «Василия Блаженного» (в конце XVI в. у его стен был погребен юродивый, носивший это имя). Собор был, построен зодчими Бармой и Посником в 1555-1561 годах как мемориальное сооружение в честь покорения в 1552 г. Казани (покажите иллюстрацию).
5. Учитель сообщает: Религиозное мировоззрение по-прежнему определяло духовную жизнь общества. Большую роль в этом сыграл Стоглавый собор 1551 г., который регламентировал искусство, утвердив образцы, которым надлежало следовать. В живописи такими образцами считались иконы Андрея Рублева.
В конце XVI в. получают известность иконы «строгановского письма». Они отличаются миниатюрностью, тонкостью и изяществом прорисовки, декоративностью и праздничностью. &этой манере работали Прокоиий Чирин, Истома Савин и др.
6. Работа с историческим источником: Раздайте ученикам источник «Россия глазами иностранцев» (3 небольшие заметки - см. Дополнительные материалы. Вы его можете скопировать и размножить прямо из этого пособия). Попросите учащихся прочитать и ответить на следующие вопросы:
- Как иностранцы характеризуют внешние данные русских? («Русские, по большей части, народ рослый и дородный с большими головами и толстыми руками и ногами. Женщины среднего роста, миловидны лицами и крепкого телосложения».)
- Зачем женщины того времени так сильно румянились? (Как всякий земледельческий народ, русские ценили дородность, которая ассоциировалась с физической силой и здоровьем. Непременными признаками здоровья считались чистое румяное лицо, ясные глаза, густые брови. Поэтому для достижения русского идеала красоты женщины использовали косметику. Кроме того, толстый слой грима скрывал мимику, придавая лицу чинную неподвижность.)
- Что, по мнению иностранца, русские делают лучше всего? («Мосхи обладают особенно им свойственным, наследственным умением строить чрезвычайно изящные деревянные дома, вытачивать из дерева разного рода утварь, искусно ткать полотно, идущее на исподнее платье, и некоторыми другими, требующими усидчивости».)
- Какие своеобразные черты выделяет иностранец в русской живописи? (Живопись обращена на священные предметы, ибо, кроме некоторых цветочков и животных, они пишут исключительно одних давно умерших, святых, по Греческим образцам.)
III. Итог урока
С образованием единого государства местные культурные традиции постепенно уходят в прошлое, уступают место общерусским.
Домашнее задание
1. § 28, 29 учебника, повторить даты и термины;
2. Подготовить доклады на следующие темы:
а) «Как жили в XVI в.». Лит-ра: Пушкарева Н. Л. Женщины Древней Руси. - М., 1989; Ключевский В. О. Сказания иностранцев о Московском государстве. Любое изд.
б) «Церковь, общество, государство в споре иосифлян и нестяжателей», «Нил Сорский и Иосиф Волоцкий - две традиции православного монашества». Лит-ра: Клибанов А. И. Духовная культура средневековой Руси. - М., 1996; Христианство. Энциклопедия в 3-х тт. - М., 1988; Федотов Г. П. Святые Древней Руси. - М., 1999; Карташов А. В. Очерки по истории русской церкви. В 2-х тт. - М., 1999. - Т. 1.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 221.