Анализ финансового положения предприятия
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Основные задачи анализа финансового положения предприятия:

• определение меры влияния объективных и субъективных факторов на финансовые результаты деятельности предприятия;

• оценка финансового положения предприятия и факторов его изменения;

• оценка работы предприятия и его структурных подразделений по выполнению показателей финансового плана;

• анализ соблюдения финансовой, расчетной и кредитной дисциплины;

• выявление резервов повышения рентабельности и разработка мероприятий по использованию выявленных резервов.

В процессе финансового анализа исследуются:

• наличие, состав и структура средств предприятия, причины и последствия их изменения; наличие, состав и структура источников средств предприятия, причины и последствия их изменения,

• состояние, структура и динамика изменения долгосрочных активов;

• дебиторская задолженность;

• эффективность использования средств.

В конечном счете, такой анализ должен позволить прогнозирование возможных финансовых результатов, исходя из реальных условий хозяйственной деятельности в планируемом периоде.

Основным источником информации для анализа финансового положения предприятия является бухгалтерский баланс, формы бухгалтерской отчетности; "Отчет о прибылях и убытках"; "Приложение к балансу предприятия"; а также данные текущего учета.

Финансовое положение характеризуется системой таких показателей, как текущая и перспективная платежеспособность, оборачиваемость, наличие собственных и заемных средств, эффективность их использования и др.

 

 

Планирование доходов и поступлений средств

Планирование доходов и поступлений средств осуществляется на основе расчетов движения денежных потоков предприятия на планируемый период. Расчет планового движения денежных средств в планируемом периоде имеет целью обеспечить контроль за денежными потоками предприятия в ходе осуществления им хозяйственной деятельности. Денежные потоки позволяют определять и планировать размеры избытка или недостатка денежных средств, определять на этой основе размеры привлечения в оборот кредитных ресурсов, а также сроки и суммы их погашения, выплаты процентов по кредитам.

Источниками доходов и поступлений средств предприятия являются:

• прибыль от производственно-хозяйственной деятельности;

• амортизационные отчисления;

• устойчивые пассивы (кредиторская задолженность, постоянно находящаяся в распоряжении предприятия);

• средства от продажи ценных бумаг, финансовых операций с временно свободной денежной массой;

• паевые, членские взносы членов трудового коллектива, юридических и физических лиц;

• долгосрочные банковские кредиты;

• займы;

• пожертвования и благотворительные взносы;

• поступления от делового участия в строительстве;

• финансовые ресурсы, мобилизуемые в процессе строительства (плановые накопления по работам, выполняемым хозяйственным способом), а также мероприятия по снижению себестоимости этих работ, мобилизация внутренних ресурсов в строительстве.

 

Планирование расходов и отчислений

Расходы и отчисления предприятия в плановом соду составляют раздел 2 финансового плана.

В расходной части финансового плана предусматриваются следующие статьи расходов:

• отчисления в фонд накопления, фонд потребления, резервный фонд, на благотворительные цели;

• свободная прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия;

• свободная амортизация, имеющаяся в распоряжении предприятия;

• прочие расходы;

• итого расходов и отчислений;

• превышение доходов над расходами (+) или расходов над доходами (-).

Таким образом, в данном разделе финансового плана отражаются только те расходы предприятия, которые связаны с расширением и развитием производства, удовлетворением социально-культурных и бытовых потребностей трудового коллектива, прочие расходы, финансируемые за счет прибыли и других финансовых ресурсов предприятия.

Конкретные направления и пропорции использования финансовых ресурсов предприятие определяет самостоятельно. Это является результатом стратегического планирования. Законодательство регламентирует только ту часть прибыли, которая должна направляться в государственный бюджет в виде налогов и платежей.

Для эффективного функционирования на принципах коммерческого расчета, проведения сбалансированной стратегии и тактики в условиях рыночной экономики предприятие должно иметь три фонда:

• фонд накопления;

• фонд потребления;

• резервный (страховой) фонд.

Фонд накопления предназначен для:

• финансирования капитальных вложений; прироста собственных оборотных средств; научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;

• уплаты процентов по долгосрочным кредитам.

Фонд потребления предусматривает покрытие следующих" расходов:

• вознаграждение трудового коллектива по итогам работы за год;

• оказание единовременной помощи членам трудового коллектива;

• премирование работников за выполнение особо важных производственных заданий;

• культурно-бытовое обслуживание работников предприятия;

• строительство и капитальный ремонт жилых домов, детских и спортивно-культурных учреждений;

• дотации на питание членам трудового коллектива и др.

Соотношение между этими фондами предприятие устанавливает самостоятельно. Однако хозяйственная практика свидетельствует, что наиболее оптимальным соотношением между ими будет следующее: фонд накопления — 60 %; фонд потребления — 40 %.

Резервный фонд (страховой) предназначен для компенсации недополучения доходов от предпринимательской деятельности вследствие наступления факторов риска. Эти средства могут быть направлены на корректировку параметров проекта в случае, если его реализация в силу различных причин идет не по намеченному

плану.

12.3.4. Проверка финансового плана

Назначение данной процедуры состоит в том, чтобы по каждой статье затрат определить источники финансирования и распределить доходы по направлениям. Баланс доходов и расходов предприятия осуществляется по принципу: на покрытие расходов в первую очередь направляются собственные доходы. При этом учитывается целевое использование доходов и очередность их направления по статьям затрат. При недостатке собственных средств расходы могут покрываться кредитами банка или другими заемными ресурсами.

 

Тема 13

ПЛАНИРОВАНИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО И ОРГАНИЗАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ

План

13.1. Принципы планирования и финансирование научно-технического

    прогресса.

13.2. Содержание и порядок разработки плана технического и

    организационного развития на предприятии.

13.3. Порядок разработки плана и оценка технико-организационного

    уровня производства

Дата: 2019-03-05, просмотров: 241.