Выбор организационной структуры управления проектом
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Наиболее важной проблемой является комплектование команды разработчиков проекта и установление организационных форм работы ее членов (проектировщиков). Необходимо выбрать организационную структуру управления (ОСУ) и разработать систему мотивации труда. Эти два направления тесно связаны между собой.

Наиболее предпочтительным типом ОСУ для проектной работы является матричная структура, которая в наибольшей мере соответствует программно-целевому характеру проектной деятельности. Матричная ОСУ базируется на функциональной структуре, отношения в которой строятся на вертикальных связях — "руководитель — подчиненный". Для решения конкретных проектных задач в этой структуре создаются временные творческие коллективы (ВТК) или временные проектные группы (ВПР), во главе которых стоят руководители проектов. Эти группы комплектуются из специалистов соответствующих функциональных отделов. Взаимодействие руководителей проектов (РП) с функциональными отделами осуществляется по горизонтали, а также оно накладывается на традиционные вертикальные связи.

Исполнитель в матричной структуре подчиняется двум руководителям: своему непосредственному руководителю структурного подразделения и руководителю проекта. В этом случае у РП отсутствует необходимость в контроле над разработчиками. Свои усилия он концентрирует на координации и методической части проекта, т.е. что и когда должно быть сделано. У функционального руководителя подразделения, наоборот, отсутствует необходимость в координации отдельных частей проекта. Его главная задача - определить, кто и каким образом будет выполнять часть проекта, закрепленную за его подразделением.

В силу названных особенностей матричная ОСУ обеспечивает высокое качество работы, малые сроки разработки, низкие издержки и высокую оперативность работы.

Временные научные (творческие) коллективы могут также создаваться вне формальной структуры организации. В этом случае они представляют собой группу научных работников и (или) специалистов, добровольно объединившихся для совместной научной и инновационной деятельности на срок, необходимый для решения поставленной задачи и получения заданного результата, без образования юридического лица.

Инициаторами ВНК могут выступать юридические лица, финансирующие исследования, разработку или освоение их результатов, а также работники, получившие финансовые средства. Состав ВНК формируется на организационном собрании, а его численный и персональный состав определяется в зависимости от характера, объема и сроков выполнения проекта.

Такие временные коллективы создаются на основе договора подряда, который заключается между руководителем предприятия (организации), при котором создается ВНК, и руководителем временного научного коллектива.

Следует иметь в виду, что работа по договору подряда выполняется членами ВНК в свободное от основной работы время и не является совместительством. В этом их принципиальное отличие от творческих коллективов, создаваемых в функциональных подразделениях при работе над проектом в рамках матричной структуры. Опыт работы ВНК весьма полезен при организации работы над проектами в рамках формальной структуры организации, поскольку ВНК позволяет наиболее полно использовать творческий потенциал работников и маневрировать ресурсами в процессе создания проекта нововведения.

К функциям руководителя проекта относятся следующие:

консультационная помощь заказчику в разработке и реализации проекта;

• выбор проектировщиков и подрядчиков;

• составление планов работ по проекту;

• оформление актов, подтверждающих выполнение работ (этапов, подэтапов, сдачу объектов в опытную и промышленную эксплуатации);

• составление материалов для заключения контрактов с заказчиками и исполнителями (контрагентами) на проведение работ по проекту;

• координация работы всех участников проекта;

• постоянный контроль за соблюдением сроков выполнения работ по проекту; научно-техническим уровнем и качеством разработок; расходованием средств по теме;

• приемка выполненных исполнителями и контрагентами работ по созданию проекта;

• оформление отчетной документации на выполненные работы.

Руководитель проекта обязан:

• добиваться от отделов, участвующих в проекте, выполнения их задач по проекту;

• следить за тем, чтобы работа отделов велась с учетом плана-графика, сметы расходов и спецификаций;

• своевременно выявлять трудности, ошибки, недостачу ресурсов, низкое качество работ;

• своевременно вносить коррективы в проект, если это необходимо;

• информировать всех заинтересованных лиц о ходе работы над проектом.

Одной из проблем матричных организационных структур является перегрузка функциональных подразделений.

При создании крупных проектов наиболее эффективной формой становится так называемое проектное управление. В данной организационной форме управления в большей степени реализуются требования системного и программно-целевого подхода к управлению, в соответствии с которыми, вся проектная деятельность рассматривается не с позиций сложившейся иерархии подчинения, а с учетом достижения конечной цели проекта.

Принципиальное отличие проектного управления от матричного состоит в том, что в нем создаются комплексные органы, наделенные всеми необходимыми полномочиями. В проектной структуре для решения конкретной задачи создается специальная рабочая группа, которая после завершения работы над проектом распускается. При этом соответствующий персонал и ресурсы, ранее привлеченные к работе, возвращаются в свои подразделения. Для решения задач перспективного развития в составе проектной организации или предприятия создается специальное подразделение, которое занимается исключительно вопросами стратегии.

Особенностью проектного управления является подчинение каждого члена группы лишь одному руководителю, то есть единоначалие. В этом типе управления, как правило, соблюдаются нормы управляемости, выраженные в численности подчиненных, приходящихся на одного руководителя. В матричной структуре этот принцип выдержать трудно. Немаловажно и рациональное распределение полномочий и ответственности между уровнями иерархии управления, что способствует установлению порядка, предотвращению дублирования и параллелизма в работе, открытому обсуждению новых идей и предложений.

Основным звеном в проектном управлении становится проектная группа (мастерская, бюро, лаборатория и т.п.). Ее численность зависит от сложности проекта. В небольших проектах численность проектной группы может насчитывать лишь 6-8 человек, что позволяет ее руководителю взаимодействовать непосредственно с каждым исполнителем. Для выполнения крупных проектов создаются многочисленные группы, имеющие двух- и трехуровневую структуру управления, в которых руководители структурных подразделений группы могут специализироваться по следующим признакам:

• функциональному признаку, например, по функциям проектирования;

• предметному признаку (отдельным разделам проекта, продуктам или специальным видам работ);

• территориальному признаку (частям проекта, размещаемым в различных районах страны при строительстве объектов).

Состав исполнителей в проектных группах может изменяться. Некоторые их них по завершении работ могут возвращаться в свои функциональные подразделения и заменяться новыми сотрудниками. Опыт показывает, что оптимальным периодом функционирования проектных групп является отрезок времени 1,5-2 года, по истечении которого наблюдается спад эффективности.

Проектное управление имеет следующие преимущества:

повышается ответственность за конечные результаты работы;

• обеспечивается оперативное выполнение нескольких сложных проектов;

• обеспечивается приоритет общих, глобальных целей организации над частными, локальными целями функционального характера;

• децентрализовывается решение оперативных задач, что позволяет обеспечить гибкое и оперативное реагирование на изменение внешних и внутренних условий;

• сокращаются сроки разработки проектов;

• повышается оперативность решения текущих вопросов;

• повышается степень сбалансированности программы работ с ресурсным обеспечением проекта;

• повышается объективность оценки деятельности участников проекта и т.п.

Принципиальная схема структуры проектного управления представлена на рис. 8.3.

 

Рис. 8.3. Функциональная структура проектного управления

 

Выбор конкретного типа организационной структуры управления для проектных организаций - дело непростое. Специальные исследования показывают, что применение проектных и матричных структур эффективно при следующих условиях:

• разрабатываемый проект должен носить уникальный характер;

• происходит частая смена средств и методов проектирования;

• работа группы над проектом должна носить временный характер;

• наличие синергетического эффекта (решение проблемы зависит от общих усилий и способностей членов проектной группы).

Организация, специализирующаяся на разработке многочисленных, но небольших проектов со стандартной структурой, может выбрать функциональную структуру, в которой для выполнения отдельных функций выделяются специальные функциональные подразделения. С другой стороны, фирма, занимающаяся крупными, сложными, с длительными сроками разработки проектами, предпочтение отдаст проектной структуре. Для фирм, работающих по многочисленным, сложным технологиям, например в химической промышленности, предпочтительнее матричная организационная структура управления.

 

8.4.4. Формирование команды разработчиков

Другой, не менее важной проблемой, чем выбор организационной структуры управления, является формирование команды разработчиков проекта.

Поиск разработчиков проекта может вестись по следующим направлениям:

• непосредственное обращение руководителя проекта или кадровой службы в организации, на предприятии, к деловым партнерам;

• публикация объявлений в средствах массовой информации и рекламных изданиях;

• обращение к кадровым посредникам (в государственные центры занятости населения, негосударственные фирмы по консультациям и набору персонала и т.п.).

 

Решением этих проблем занимается "маркетинг персонала", в функции которого входит: анализ требований и запросов кандидатов; идентификация этих требований и квалификационных характеристик должности; воздействие на субъективное восприятие предлагаемой должности кандидатом; сегментирование рынка рабочей силы; установление связи с центром занятости, учебными заведениями, консультационными фирмами и т.п.

Отбор кадров, как правило, осуществляется в два этапа: предварительный и окончательный. На этапе предварительного отбора исходное множество кандидатов последовательно сужается до числа допустимых кандидатов. Допустимые кандидаты должны удовлетворять всем требованиям конкурса: уровень образования, стаж работы, возраст, семейное положение и т.п. На этапе окончательного отбора необходимо оценить все дополнительные характеристики кандидатов и выбрать одного. Могут использоваться различные приемы: тестирование, собеседование, анкетирование, пробные задания и т.п. Различной может быть и шкала предъявляемых требований. Например, Институт диагностики менеджмента Гамбурга разработал систему требований к менеджеру, которую можно применять в практике комплектования проектных групп (табл. 8.2).

 

 

Таблица 8.2

Характеристика требований к менеджеру

Параметр   Характеристика параметра  
1. Уровень мышления   Способность оценивать происходящее Творческое мышление (наличие или отсутствие) Комплексное, единообразное мышление Аналитическое мышление  
2. Социальное отношение   Контактоспособность Коммуникационная способность Умение убеждать Напористость Способность работать в команде  
3. Отношение к работе   Проявление интереса Мотивация, стремление к успеху Гибкость Общительность Надежность Умение переносить нагрузку Инициатива, способность принимать решения Способность к планированию Организованность Контроль и самоконтроль  

 

Перечень требований к кандидату может быть дополнен следующими требованиями:

• необходимость овладения новыми технологиями и инновациями;

• готовность к интернационализации менеджмента;

• умение решать более сложные задачи;

• умение концентрироваться на решении сложных проблем;

• высокая степень коммуникативной гибкости при внедрении работ;

• готовность к риску и к упорному труду;

• умение подбирать сотрудников "в команду".

Формирование команды начинается при отборе кандидатов. Формы найма работников: назначение, избрание, наем по контракту.

 

8.4.5. Создание благоприятного микроклимата

Комплектованием группы формирование команды не заканчивается. Проектировщиков необходимо объединить общей целью и едиными задачами. Без этого объединяющего фактора группа людей продолжает оставаться набором случайных личностей. Процесс "притирки" людей в проектной группе весьма сложен и обусловлен следующими особенностями проектной работы: новизна выполняемых функций и задач; уникальность выполняемой работы; риск и скоротечность; недостаточное знание друг друга; отсутствие общих ценностей, норм и традиций; разный темперамент людей; различия в ценностных ориентациях, особенностях познавательных психических процессов, способностях и многое другое.

Чтобы превратить группу людей в команду единомышленников, руководитель проектной группы должен:

• устранить основные коммуникационные барьеры, мешающие сотрудничеству;

• распределить обязанности и полномочия;

• спланировать работу группы и каждого сотрудника;

• создать условия для развития команды;

• обеспечить благоприятный имидж команды;

• назначить руководителей и ответственных за отдельные направления;

• четко объяснить цели и задачи каждому сотруднику;

• заинтересовать каждого работника группы;

• обеспечить поддержку проекта со стороны руководства;

• оценить эффективность деятельности группы и каждого сотрудника и т.п.

Успех проекта во многом зависит от создания в проектной группе творческой обстановки.

Важно создать условия, стимулирующие генерацию идей.

Важно поощрять нововведения. Проект-менеджмент реагирует на эти потребности соответствующей стратегией, которая переплетается со стратегией проектирования. Здесь возможны два варианта стратегии: технологическое лидерство (первенство) или технологическое подчинение (следование). Решающим фактором успеха для инновационной стратегии являются время на инновации и заинтересованность разработчиков в их продуцировании и внедрении.

Мотивация инноваций помимо поощрений должна включать выбор и подготовку специалистов, склонных к этому виду деятельности.

Зачастую на практике инновационные усилия имеют обратную реакцию.    

Проект-менеджмент должен давать возможность своевременно распознать и устранить возможные помехи, которые возникают на основе отрицательных представлений сотрудников об инновациях.

Конфликты присущи всякой проектной работе. Конфликт — отсутствие согласия между людьми. Большинство руководителей настороженно относится к конфликту. Они стараются любыми способами избежать конфликтных ситуаций, забывая о том, что конфликты — это естественные закономерные процессы в жизнедеятельности людей и коллективов, неизбежное условие их развития. Особенно это относится к творческим коллективам. Задача менеджера сводится к умению управлять конфликтами, поскольку они могут носить конструктивную и деструктивную форму. Конструктивные конфликты связаны с разногласиями и борьбой по принципиальным проблемам научно-технической и социальной политики организации. Они способствуют предотвращению застоя, служат источником идей, сопровождают формирование новых научных направлений. Поэтому такие конфликты следует не подавлять, а плодотворно разрешать путем удовлетворения объективных требований конфликтующих сторон. Для этого менеджер должен уметь отличить непосредственный повод конфликта от его причины, которая может маскироваться конфликтующими сторонами. Важно установить, в какой мере предмет разногласия касается производственных проблем, а в какой — особенностей деловых и личных взаимоотношений участников конфликта. Необходимо также выяснить мотивы конфликтного столкновения работников, направленность действий участников конфликта.

В заключение необходимо отметить, что планирование проектной деятельности является тем мостиком, который связывает стратегическое планирование с практической деятельностью людей по реализации его целей и задач. В этом значении планирование проектов является частью стратегического планирования и носит соподчиненное значение. В то же время планирование проектов представляет собой самостоятельную область научных знаний и практической деятельности, поскольку имеет свои средства и методы разработки и реализации проектов.

 

РАЗДЕЛ 2

ТАКТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема 9

МЕТОДОЛОГИЯ ТАКТИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

 

План

9.1. Содержание и функции тактического планирования

9.2. Содержание и структура тактического плана

9.3. Порядок разработки тактического плана

9.4. Зарубежный опыт тактического планирования

9.1. Содержание и функции тактического планирования

Тактическое планирование занимает промежуточное положение между долгосрочным, стратегическим и краткосрочным (оперативно-календарным). Стратегическое планирование рассчитано на длительный период (10—15 лет). Однако на многих предприятиях стратегия основана на среднесрочном планировании. Поэтому стратегический план, как правило, охватывает период не более 5 лет, тактический — 1—2 года, оперативный — менее 1 года. Составить тактический план на период более двух лет не представляется возможным, поскольку происходят частые изменения во внешней и внутренней среде предприятия.

Тактическое планирование является средством реализации стратегических планов. Если основная цель стратегического плана заключается в том, чтобы определить то, чего хочет добиться предприятие в перспективе, тактическое планирование должно ответить на вопрос, как предприятие может достичь такого состояния. Эти виды планирования различаются целями и средствами их достижения.

Решения, принимаемые при тактическом планировании, менее субъективны, чем при стратегическом, потому что базируются на более объективной и полной информации. Реализация тактического плана сопряжена с меньшим риском, поскольку его решения более детальны, касаются внутренних проблем предприятия и имеют меньший разрыв во времени (лаг). Кроме того, тактические решения легче оценить, ранжировать и выбрать оптимальный вариант. В связи с тем, что тактический план представлен системой конкретных количественных показателей, при его разработке могут широко применяться различные методы оптимизации.

Решения при тактическом планировании более конкретны, адресные, они всегда привязаны к показателям работы структурных подразделений предприятия. Поэтому легче проконтролировать их выполнение. Если стратегическое планирование является обязанностью высшего управленческого персонала, то тактическое планирование входит в функции среднего звена

Стратегический план определяет общие направления деятельности предприятия, а тактический план содержит решения по распределению ресурсов для достижения стратегических целей. Если, например, стратегическим планом установлено задание по выпуску новой продукции, то в тактическом плане должны быть приняты решения по составу, содержанию, срокам проведения и ресурсному обеспечению научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, созданию или перепрофилированию производственных мощностей, подготовке кадров; объемам продаж продукции;

уровню и структура издержек, материально-техническому обеспечению производства; источникам финансирования и т.п.

Тактический план представляет собой развернутую программу всей производственной, хозяйственной и социальной деятельности коллектива предприятия, направленную на выполнение заданий стратегического плана при наиболее полном и рациональном использовании материальных, трудовых, финансовых и природных ресурсов. Особое внимание в тактическом плане должно уделяться показателям эффективности и качества работы: росту производительности труда, снижению себестоимости продукции;

экономии материальных ресурсов; повышению качества и конкурентоспособности продукции, повышению в целом эффективности производства, соблюдению договорных и бюджетных обязательств

Переход предприятий на коммерческий расчет предполагает:

• установление прямой зависимости между потреблением ресурсов, эффективностью работы и доходами, которые предприятие самостоятельно формирует и распоряжается ими,

• самостоятельное обеспечение технического, производственного, организационного и социального развития предприятия за счет собственных источников финансирования;

• полную экономическую ответственность владельцев предприятия и трудового коллектива за результаты производственно-хозяйственной деятельности, выполнение обязательств перед партнерами и государственным бюджетом,

• самостоятельное формирование стратегии и тактики своего развития на основе потребностей рынка и установленных государством правил ведения производственно-хозяйственной деятельности.

Вышесказанное предполагает соответствующую перестройку системы тактического планирования. Из инструмента балансовой увязки ресурсов тактическое планирование превращается в систему принятия управленческих решений. Любые просчеты в оценке потребностей рынка и собственных возможностей предприятия грозят убытками и даже разорением Тактический план должен предусматривать перспективу по каждому объекту планирования. Должны быть учтены все факторы: состояние экономики предприятия; кредитно-финансовая ситуация; налогово-бюджетная политика; намерения конкурентов; ситуация на рынке и т. д. В этих условиях планирование становится центральным звеном управления

Рынок не отвергает планирование. Наоборот, в конкурентной борьбе выходить на рынок со своей продукцией без заранее продуманного плана невозможно. Рыночные механизмы действуют более жестко, чем централизованное планирование государства. Анализ положения, сложившегося в экономике ряда стран бившего Советского Союза, показывает, что экономический кризис в прошлом обусловлен не принципами планирования и управления, а извращенной практикой их применения, бюрократизмом, что в конечном счете привело к застою. В экономической литературе широко распространено мнение, что для предприятия не имеет принципиального значения, какой орган планирует его работу:

собственный плановый отдел или министерство Важными являются лишь качество планирования и критерии, по которым оценивается работа предприятия. К названным факторам для большей объективности необходимо добавить цели, которые ставит планирующий орган перед предприятием.

Высокая эффективность производства ведущих зарубежных индустриально развитых стран объясняется не столько наличием частной собственности, сколько высокой результативностью системы внутрифирменного управления и планирования. В этих странах предприятиями управляют наемные профессиональные менеджеры, а вовсе не владельцы имущества. По некоторым оценкам, в промышленности развитых стран доля наемного управленческого персонала приближается к 100 %. Следовательно, предположение, что рынок исключает планирование, ничем не обосновано. Проблема состоит в том, чтобы в наших условиях придать системе внутрифирменного планирования предпринимательский характер, высокую восприимчивость к новым идеям, развивать сопричастность всех членов трудового коллектива к делам предприятия.

Тактический план имеет многофункциональное назначение. В целом он выполняет три основные функции, частично перекрывающие друг друга: прогнозирования, координации и контроля. Хорошо составленный план, естественно, должен содержать цели, которые необходимо достигнуть в планируемом периоде, что невозможно сделать без прогнозирования, т.е. заглядывания в будущее. Отличительная особенность тактического плана заключается в том, что он заставляет руководителей и специалистов всех уровней предприятия направлять свои усилия на поиск целей и задач, реализующих установки стратегического плана. Поскольку тактический план содержит развернутую систему конечных целей деятельности предприятия, при его составлении необходимо определить цели в конкретной форме, а также средства и методы их достижения. Вот почему тактический план концентрирует внимание руководителей и специалистов на текущих действиях. Кроме того, в составлении планов участвуют те, кто потом должен будет их исполнять. Поэтому с расширением объектов планирования становится более активным участие работников предприятия в планировании.

Следующая функция тактического планирования — координация действий. План, устанавливая определенные пропорции между ресурсами и видами деятельности, создает хорошую основу для координации усилий всех участников предприятия. Координация, в свою очередь, требует интеграции всех разделов тактического плана. Если различные разделы тактического плана разрабатываются одной и той же группой людей, что имеет место на предприятиях с централизованной системой планирования, не возникает каких-либо принципиальных трудностей с интеграцией планов. В этом случае вопрос заключается в том, насколько качественно происходит интеграция планов. На децентрализованных предприятиях управляющие в разной степени участвуют в процессе планирования и сам процесс составления плана более сложен, имеет многоступенчатую форму. В данной ситуации координация планов, охватывающих различные функции, представляет собой более сложную проблему, для решения которой применяются различные средства и методы. Наиболее часто используются следующие подходы.

Во-первых, единственная возможность сделать процессе планирования согласованным заключается в планировании только важнейших ресурсов и объектов. Во-вторых, требование комплексного подхода, как важнейшего условия интеграции планов, предполагает применение различных методов обоснования плановых решений, начиная от интуиции и кончая количественными математическими методами. В-третьих, проверка согласованности планов должна осуществляться на протяжении всего процесса планирования и учитывать соответствие их стратегическим планам и единой нормативной базе. При этом проверка планов не должна сводиться исключительно к выявлению их внутренней противоречивости. Необходимо учитывать, насколько реализуемы и эффективны предлагаемые решения. В-четвертых, интеграции планов способствует определенная последовательность их составления. Процессе планирования носит повторяющийся характер и на крупных предприятиях ведет к созданию сложной системы взаимоотношений между руководителями и специалистами. В зависимости от структуры планов, этапа планирования характер этих отношений меняется. Поэтому важно знать соответствующие нормативно-технические и методические документы. Однако следует иметь в виду, что многие связи носят неформальный характер и не могут быть регламентированы.

И, наконец, важнейшей функцией тактического плана является обеспечение эффективного контроля. Насколько точно реализуются целевые установки плана зависит от того, как налажен контроль за его выполнением. Система отчетности о выполнении плана, методы оценки и измерения результатов деятельности всех структурных подразделений предприятия должны позволить организовать управление по отклонениям. Это дает возможность высшему управленческому персоналу уделять внимание только исключительным событиям или ситуациям, вызывающим отклонения от нормального хода производства. Тем самым сберегается время для решения первоочередных стратегических вопросов. Конечно, при этом необходимо, чтобы соответствующая информация о ходе выполнения тактического плана поступала на каждый уровень управления, чтобы каждый управляющий получал все необходимые в пределах сферы его ответственности сведения. Потоки контрольной информации не должны быть наполнены рутиной. Современные системы обработки данных могут быть легко запрограммированы на выполнение такой задачи, что значительно упрощает процедуру контроля.

Чтобы тактический план выполнял возложенные на него функции, он должен удовлетворять следующим требованиям.

1. Гибкость плана. Несмотря на то, что тактический план носит директивный характер, он не должен сковывать инициативу людей, работающих по этому плану. Существует несколько методов, направленных на повышение гибкости планирования, которые не только позволяют отклоняться от плановых показателей, но даже поощряют такие отклонения, когда это выгодно предприятию.

Первый метод — это дополнение тактического плана системой различных бюджетов. В зарубежной практике бюджеты являются главным методом планирования и контроля как в сфере бизнеса, так и в сфере государственного управления Что такое бюджет? Определение бюджета во многом зависит от того, каково его назначение. В узком смысле бюджет рассматривается как средство сравнения фактических результатов с плановыми установками. В широком определении бюджет представляет собой финансовый план, в котором расходы балансируются с доходами. В любом случае бюджет служит средством контроля над операциями, использованием ресурсов. В данном контексте речь идет о бюджетах, устанавливающих лимиты на расходы различных ресурсов. Если, например, план капитальных вложений предприятия по каким-либо причинам оказывается слишком заниженным, могут быть затребованы дополнительные средства по специальному бюджету.

Второй метод — разработка нескольких вариантов плана, рассчитанных на различные условия его реализации. Например, разрабатывая рабочий вариант плана, предприятие может исходить из предпосылки, что происходящий в предплановом периоде экономический побьем сохранится и в планируемом году. Остальные варианты плана, такие же детальные, как и первый, разрабатываются с учетом возможного падения объемов продаж на 10,15 и 20%

Третий метод заключается в гибком подходе к оценке результатов. Имеется в виду, что результативность деятельности подразделений предприятия оценивается высшим руководством не столько по исходным планам, сколько по показателям, скорректированным с учетом фактических событий, произошедших во внешней и внутренней среде предприятия. При этом может иметь место случай, когда фактические результаты превзойдут первоначальные плановые наметки. Иногда невыполнение показателей оставляется без каких-либо санкций.

Четвертый метод основывается на сочетании эффективного планирования с созданием заинтересованности у исполнителей плана сознательно идти на отклонение от плана, когда это выгодно предприятию. В этом случае стимулируются более напряженные плановые задания, так называемые встречные планы".

Пятый метод — это метод переменных расходов плана. Переменные расходы плана составляются в целях надлежащей координации действий по мере изменения условий, заложенных в план, например объемов продаж. Они представляют собой таблицы издержек производства, которые устанавливают уровни издержек в зависимости от изменения объемов продаж. Иногда в этих целях могут создаваться плановые резервы, позволяющие осуществлять по мере необходимости оперативную корректировку плановых показателей.

2. Полнота планирования. Данное требование предполагает при принятии плановых решений учет всех факторов, влияющих на эффективность и реализуемость заданий тактического плана. При этом исходят из необходимости учета целевых установок стратегического плана и прогнозируемых условий, в которых будет происходить реализация тактического плана. Однако попытка учесть все факторы может сделать тактический план слишком сложным, жестким и обременительным для исполнителей. Следует иметь в виду, что план, определяя текущие действия исполнителей, служит механизмом делегирования полномочий. Если плановые ограничения слишком детализированы стесняют действия исполнителей, они могут вызвать разочарование, обиду и инерцию. План лишь инструмент управления, и он не должен подменять собой процесс управления

3. Поддержка со стороны высшего руководства. Потенциальные возможности любой системы планирования не могут быть реализованы без ограниченной поддержки высшего руководства предприятия. Поддержке должны способствовать следующие условия. Во-первых, организационная структура предприятия должна быть четко очерчена. Каждый руководитель специалист, имеющий отношение к составлению и выполнению плана, должен знать свои права и ответственность, функции. Это необходимо для того, чтобы план охватывал функциональную, установленную нормативно-техническими материалами, законченную область деятельности каждого управляющего. В противном случае снижается ценность плана как инструмента управления и контроля. Во-вторых, должна быть эффективная система морального и материального стимулирования плановых работников, поощряющая нетрадиционные, новаторские плановые решения.

4. Комплексность планирования. Тактические планы должны составлять часть эффективной системы внутрифирменного планирования. Они должны быть интегрированы со стратегическими и оперативно-календарными планами. Суть хорошо поставленного внутрифирменного планирования в том, чтобы провести долгосрочные стратегические решения в количественные показатели тактического плана, обеспечивающие текущую координацию производственно-хозяйственной деятельности. Поэтому тактический план, как бы тщательно он не был разработан, без стратегического плана эффекта не даст. Здесь проявляется так называемый энергетический эффект, суть которого в том, что эффективные хозяйственные решения лежат на "стыке" различных планов. К сожалению, такое положение на практике встречается редко.

5. Ответственность за разработку и выполнение планов.

Хотя, в конечном счете, ответственность за принятые плановые решения лежит на высшем руководстве, необходимо добиваться, чтобы каждый работник, причастный к составлению или выполнению плана, знал свою меру ответственности за низкое качество принятых решений, неисполнение или ненадлежащее исполнение показателей тактического плана. Однако для этого должны быть созданы соответствующие организационно-технические условия, среди которых важное место занимает система сбора, обработки и распространения плановой информации. На средних и крупных предприятиях обычно создаются автоматизированные системы плановых решений (АСПР), на мелких — справочники, содержащие детальные инструкции по работе с планами. На этих предприятиях плановик ставится в такие условия, когда принимать не проработанные решения сложно.

6. Приоритет текущих решений над планом. План не должен довлеть над решениями. Он составляется для того, чтобы направлять действия работников, служить в качестве инструмента достижения целей предприятия, а не в качестве дубинки. Поэтому текущие решения, принимаемые на стадии выполнения плана, должны обладать приоритетом над рапсе принятыми, уточнять и детализировать их. Однако должна быть четкая система оценки текущих решений и корректировки плана, иначе попытки внести изменения в план могут породить хаос. Например, неотъемлемыми элементами процесса планирования должны быть атмосфера взаимного доверия, понимания и господство здравого смысла. Управляющие должны чувствовать, что их стремление отклониться от плана, для того чтобы воспользоваться, например, новой возможностью повысить прибыль, или их оправданные требования увеличения статей расходов будут встречены высшим руководством с пониманием. Это означает, что ни один отдел предприятия не откажется сотрудничать с другим отделом исключительно из-за формальных соображений. Существует общее понимание того, что в изменяющихся условиях слепое следование плану может повредить достижению более важных для предприятия целей. Конечно, из этого не вытекает, что при осуществлении плана должна отсутствовать твердость. Наоборот, исполнение плана должно контролироваться таким образом, чтобы удовлетворялись более важные цели предприятия, которые не могут быть осуществлены в рамках первоначального плана вследствие появления новых соображений или изменений во внутренней или внешней среде предприятия. Данное требование заставляет работников аппарата управления творчески относиться к плановым решениям, а не слепо следовать им.

7. Точность, ясность, лаконичность формулировки плана.

План должен быть сформулирован так, чтобы не допускать разночтений. Это помогает лучше усвоить требования плана и является залогом его успешной реализации. Выполнению данного требования способствуют следующие условия. Во-первых, необходимо до предела ограничить использование бухгалтерской терминологии. Хотя план не является инструментом учета, он строится на основе бухгалтерских данных. На практике нередки случаи, когда управляющие с техническим образованием совершенно теряются, получая отчеты о выполнении планов, сплошь состоящие из специальных бухгалтерских терминов. Поэтому структура тактического плана не должна повторять структуру бухгалтерских отчетов, а иметь собственные раздел и терминологию, доступную для понимания всеми руководителями и специалистами предприятия. Во-вторых, лучшие результаты достигаются тогда, когда план содержит нормативы, на оснований которых измеряются фактические результаты работы. Здесь выдвигаются два условия:

• норматив должен быть количественно определен и представлять собой базу, на которой основываются текущие решения;

• управляющий должен нести ответственность за достижение тех нормативов, которые регламентируют деятельность возглавляемого им подразделения предприятия.

8. Участие исполнителей в разработке плана. Исполнители должны понимать цели и ограничения, сформулированные в плане. Обычно люди не любят планировать. Им не нравится, когда их контролируют. Один из действенных способов сделать ограничения, устанавливаемые планами, приемлемыми, заключается в привлечении работников к составлению планов, которые в дальнейшем они обязаны исполнять. Число лиц, которое желательно и возможно привлечь к участию, будет различным в зависимости от уровня управления и личных качеств участников. В большинстве компаний на самых высоких уровнях управления можно наблюдать постоянное участие высших управляющих в процессе принятия решений. На уровне мастеров, где решения носят узкий характер, возможности и ценность участия более ограничен. В крупной компании совместное участие в разработке планов управляющих высшего и низшего звеньев просто невозможно. Если бы кто и попытался осуществить такое участие, это могло бы привести к хаосу.

Действительная степень участия во многом зависит от самих руководителей и подчиненных. Руководители должны быть не только подготовлены к совместной работе с подчиненными, но и должны создавать все условия для этого. Подчиненный также должен быть заинтересован в участии. Он должен понимать, что участие не связано с передачей ему прав начальника, что в конечном счете руководитель может быть вынужден изменить, пересмотреть или отвергнуть предложение подчиненного. Должна существовать атмосфера взаимопонимания и доверия, иначе участие окажется неэффективным.

 

9.2. Содержание и структура тактического плана

Состав разделов и показателей тактического плана зависит от специфики и отраслевой принадлежности предприятия, сложившихся на нем методов управления, традиций, управленческой культуры, состояния экономики, рыночной конъюнктуры и т.д.

В расширенном варианте тактический план содержит следующие разделы:

• экономическая эффективность производства;

• нормы и нормативы;

• производство и реализация продукции;

• материально-техническое обеспечение производства;

• персонал и оплата труда;

• издержки производства, прибыль и рентабельность;

• инновации (техническое и организационное развитие предприятия);

• инвестиции и капитальное строительство;

• охрана природы и рациональное использование природных ресурсов;

• социальное развитие коллектива;

• фонды специального назначения;

• финансовый план.

 

 

Рис. 9.1. Структура тактического, плана предприятия

 

На рис. 9.1. изображены разделы тактического плана и информационные связи между ними, показанные стрелками. Основу тактического плана составляют стратегический план и портфель заказов предприятия, сформированный на планируемый период. На базе стратегического плана разрабатывается план инноваций, а на базе портфеля заказов — план производства и реализации продукции. План производства и реализации продукции является основным в структуре тактического плана. Он устанавливает возможности предприятия по производству и реализации продукции в планируемом периоде. Задания этого плана определяют показатели остальных разделов тактического плана: плана по издержкам, прибыли и рентабельности; плана материально-технического обеспечения; плана по персоналу и оплате труда.

Важное место в структуре плана отводится плану инноваций, который отражает научно-техническую, организационную и экономическую политику предприятия в планируемом периоде. Мероприятия плана инноваций служат средством обоснования плана по инвестициям и капитальному строительству предприятия. План инноваций органически связан с планом по инвестициям. Эта связь двусторонняя: мероприятия плана инноваций определяют требуемый объем инвестиции и направления их использования, а наличие инвестиционных ресурсов является ограничением при отборе инновационных проектов.

Объем инвестиционных ресурсов, которыми может располагать предприятие в планируемом периоде, обосновывается в плане по фондам специального назначения (фонду развития) В нем также рассчитывается величина средств, направляемых на потребление, социальное развитие, природоохранные мероприятия, создание страховых резервов.

На основе мероприятий плана инноваций формируется система норм и нормативов по использованию материальных, трудовых и финансовых ресурсов, с помощью которых достигается реальность всех планов. План инноваций служит средством обоснования производственной мощности предприятия, необходимой для расчета производственной программы предприятия, поскольку мероприятия плана инноваций предусматривают ввод дополнительной мощности за счет нового строительства, расширения, технического перевооружения, реконструкции и модернизации основах фондов. -

Заключительным в структуре тактического плана является финансовый план. Он определяет конечные цели деятельности предприятий и связан со всеми остальными разделами плана предприятия.

Разработка тактического плана с указанной структурой возможна на основе хорошо продуманной стратегии, которая требует значительного времени, ресурсов и квалифицированных кадров плановых работников. Поэтому такой план применяют стабильно работающие предприятия с развитой системой управления. Временной лаг плана— 1—5 лет. Известно, что чем тщательнее разработаны все разделы плана, тем легче его выполнять, меньше требуется ресурсов, лучше качество работы. Много потерь средств и времени возникает из-за несбалансированности разделов плана, наличия в нем просчетов, а также низкой дисциплины исполнителей Поэтому многие предприятия стремятся сократить число планируемых объектов, увеличив при этом глубину проработки плановых решений. Кроме того, неопределенность экономической ситуации, отсутствие средств для выполнения социальных, научно-технических, природоохранных и иных программ, неустойчивое финансовое положение, да и просто негативное отношение к планированию, сложившееся в переходный период к рыночной экономике, не стимулируют разработку плана по широкому кругу показателей и развернутой структуре. А это, в свою очередь, усугубляет ситуацию, вызывает штурмовщину, простои из-за неисправности машин и оборудования, отсутствия сырья и материалов, неритмичную поставку продукции и ухудшение экономического положенная предприятий. Выход из этого положения может быть один — планирование производственно-хозяйственной деятельности по такой системе показателей, которая в наибольшей мере соответствует потребностям предприятия.

Проведенные исследования показали, что минимальный состав разделов тактического плана, без которых план теряет свой экономический смысл, должен охватывать основные хозяйственные области деятельности и процессы. Сокращенный вариант тактического плана содержит следующие разделы:

• производство и реализация продукции;

• материально-техническое обеспечение производства;

• персонал и оплата труда;

• издержки производства;

• финансовый план.

Рассмотрим содержание тактического плана.

1 Экономическая эффективность производства.

В современных условиях развития производства, когда существенно увеличились его масштабы, усложнились хозяйственные связи и возрос научно-технический уровень, особое значение приобретает эффективное использование материально-технического и трудового потенциала предприятий. Исследования показывают, что производственные резервы имеются практически на каждом предприятий. Для их выявления и реализации составляется соответствующий раздел тактического плана.

В данном разделе плана увеличение эффективности предусматривается за счет рационального использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов на основе внедрения достижений научно-технологического прогресса, повышения технического уровня производства, совершенствования управления, улучшения организации труда, производства, стимулирования труда, укрепления трудовой дисциплины, улучшения структуры и повышения качества продукции

Планирование показателей повышения экономической эффективности производства осуществляется с учетом следующих внутрипроизводственных резервов:

• рационального использования трудовых ресурсов (снижения трудоемкости изготовления продукции, устранения простоев, сокращения сверхурочных работ, ликвидации отклонений от нормальных условий труда),

• рационального использования средств труда (увеличения выпуска продукции с единицы оборудования, сокращения сроков ввода оборудования в эксплуатацию, увеличения фонда времени работы оборудования, сокращения затрат на содержание и обслуживание оборудования, снижения аварийности работы оборудования);

• экономии предметов труда (снижения материалоемкости продукции, сокращения транспортно-заготовительных расходов, снижения запасов сырья, материалов, топлива, уменьшения объема незавершенного производства, сокращения остатков готовой продукции на складах);

• повышения качества и конкурентоспособности продукции (повышения долговечности и потребительских свойств впускаемой продукции, снижения брака, увеличения выпуска изделий улучшенного качества, улучшения послепродажного обслуживания продукции, снижения издержек на изготовление продукции);

• общепроизводственных резервов (уменьшения длительности производственного цикла, повышения ритмичности работы, улучшения качества обработки информации, повышения культуры производства и управления);

• непроизводственных резервов (сокращения расходов по сбыту продукции, штрафов, пени, неустойки за невыполнение договорных обязательств).

В данном разделе плана рассчитываются показатели повышения экономической эффективности:

• обобщающие;

• использования труда;

• использования основных фондов, оборотных средств и капитальных вложений;

• использования материальных затрат.

Показатели экономической эффективности хозяйственной деятельности предприятия зависят от многих факторов. Расчеты экономической эффективности отдельных инновационных мероприятий, предусмотренных в разделе плана "Техническое и организационное развитие предприятия", выполняются при составлении технико-экономических обоснований проектов, бизнес-планов и других проектных документов на всех стадиях жизненного цикла проекта. В данном разделе плана проводятся обобщающие расчеты эффективности по всем мероприятиям, предусмотренным к внедрению в планируемом году. При этом учитывается разрыв во времени (лаг) между осуществлением проекта и получением эффекта исходя из нормативных сроков проектирования, продолжительности строительства и освоения мощностей.

В результате расчетов экономической эффективности должны быть найдены решения, обеспечивающие более эффективное использование ресурсов в планируемом периоде по сравнению с предыдущим периодом и повышении эффективности производственно-хозяйственной деятельности в целом по предприятию

2. Нормы и нормативы.

Разработка тактического плана должна осуществляться на основе прогрессивных, технически и экономически обоснованных норм и нормативов расхода сырья, материалов, топлива, тепловой и электрической энергии, норм затрат живого труда, нормативов использования средств труда и организации производственных процессов.

В этих целях нормативная база планирования должна разрабатываться (уточняться) с наиболее полным учетом влияния всех запланированных в разделе "Техническое и организационное развитие предприятия" мероприятий планируемого и предшествующего года, в том числе: по внедрению передовых технологических процессов; механизации производственных процессов; автоматизации производства; модернизации оборудования, оснастки и инструмента; совершенствованию организации производства и труда; сокращению отходов производства; использованию передового опыта.

Нормы и нормативы разрабатываются по следующим основным видам:

• нормы затрат живого труда (времени по видам изделий и работ, обслуживания оборудования и рабочих мест, соотношения численности различных категорий работающих, коэффициенты выполнения норм);

• нормы затрат предметов труда (расхода сырья и основных материалов по отдельным видам работ и изделий; вспомогательных материалов для технологических нужд; материалов на ремонтно-зксплуатационные нужды; топлива, электроэнергии, сжатого воздуха и других видов энергии на технологические цели; полуфабрикатов и комплектующих изделий, поступающих со стороны;

инструмента и приспособлений; отходов и потерь);

• нормы и нормативы использования средств труда (коэффициент использования среднегодовой производственной мощности; удельный вес установленного оборудования; норм съема продукции с единицы оборудования, часовой производительности, а также режимы работы агрегатов, аппаратов в плановом периоде;

коэффициент сменности оборудования; нормы трудоемкости ремонта единицы оборудования);

• нормы и нормативы движения (организации производства), включая длительность производственного цикла, объемы незавершенного производства, нормы производственных запасов сырья, материалов, топлива. Кроме того, при разработке планов предприятий учитываются установленные вышестоящими организациями и органами власти различные нормативы, например, природоох-ранные, зкономические и др.

Разрабатываемые в данном разделе плана нормы и нормативы систематизируются по видам, изделиям и направленням в соответствии с требованиями автоматизированной системы обработки данных.

С помощью норм и нормативов регламентируются связи между структурными подразделениями предприятия, устанавливаются научно обоснованные пропорции в производстве и распределении производимой продукции и получаемого дохода, осуществляется контроль за уровнем затрат на производство и сбыт продукции.

3. План производства и реализации продукции. Основными задачами данного раздела тактического плана является определение оптимального объема продукции (услуг), который может быть произведен и реализован предприятием в планируемом периоде, изыскание возможностей наиболее полного удовлетворения спроса на продукцию, эффективное использование производственных мощностей, основных фондов и других материальных и трудовых ресурсов.

План производства и реализации продукции является основой, на которой разрабатываются все остальные разделы тактического плана предприятия и его структурных подразделений. Он разрабатывается в следующем составе:

• производство и реализация продукции в натуральном и стоимостном выражений;

• изменение остатков готовой нереализованной продукции;

• баланс производственных мощностей и их использование.

4. План материально-технического обеспечения производства

От тщательности обоснования данного раздела плана зависит не только выполнение производственной программ предприятия, но и других хозяйствующих субъектов, так как установленные в нем объемы поставок ресурсов одновременно являются основанием для разработки плана производства и реализации продукции предприятий-поставщиков.

В данном разделе плана устанавливается потребность предприятия в материальных ресурсах, необходимая для выполнения производственной программы, мероприятий, предусмотренных планом технического развития и организации производства, восполнения запасов и незавершенного производства.

Исходными данными для разработки плана материально-технического обеспечения являются планируемые объемы производства, намечаемые мероприятия по техническому и организационному развитию, капитальному строительству, а также нормативная база.

В ходе составления плана материально-технического обеспечения должна учитываться экономия средств производства, достигаемая в результате снижения веса машин и изделий, уменьшения отходов и потерь, замены дорогостоящих и дефицитных материалов более дешевыми.

Потребность в материально-технических ресурсах определяется с учетом отраслевых особенностей предприятий исходя из применяемых материалов:

• сырья и материалов;

• топлива и энергии;

• оборудования.

5. План по персоналу и оплоте труда.

Данный раздел плана устанавливает потребность в персонале и средствах на оплату труда предприятия. В процессе его разработки необходимо обеспечить: оптимальную величину численности работающих и соотношение отдельных категорий персонала; опережающие темпы роста производительности труда над темпами роста заработной платы; эффективное использование персонала; повышение квалификации и переподготовку работников предприятия.

В процессе составления плана по труду и персоналу определяется: общая численность и структура персонала; дополнительная потребность в персонале; источники обеспечения дополнительной потребности; высвобождение персонала; общая величина фонда оплаты труда; структура фонда оплаты труда.

6. План по издержкам производства, прибыли и рентабельности. При составлении данного раздела тактического плана решаются следующие задачи:

• составляются плановые калькуляции себестоимости основных видов выпускаемой продукции (услуг) и смета затрат на производство продукции по предприятию;

• выявляются нецелесообразные затраты и разрабатываются меры по их ликвидации;

• определяется балансовая прибыль;

• рассчитывается рентабельность видов выпускаемой продукции и производства;

• оценивается влияние на себестоимость, прибыль и рентабельность увеличения затрат на освоение производства новой продукции;

• создается база для разработки цен на продукцию предприятия;

• разрабатываются меры по совершенствованию коммерческого расчета и хозрасчетных взаимоотношений между структурными подразделениями предприятия.

Особое внимание при планировании издержек обращается на выявление резервов снижения себестоимости, а также величины и причин возникновения затрат, не обусловленных нормальной организацией производственного процесса: сверхнормативного расхода сырья и материалов, топлива и энергии, потерь рабочего времени и доплат за отступление от нормальных условий труда и сверхурочные работы, потерь от простоев машин и оборудования, аварий, брака; излишних расходов, вызванных нерациональными хозяйственными связями по поставкам сырья и материалов, нарушением технологической и трудовой дисциплины, изменением объема работ по подготовке производства, освоению и внедрению новой техники и технологии

Данные плана по издержкам, прибыли и рентабельности используются при составлении финансового плана. Поэтому важно правильно отразить в плане по издержкам нормируемых государством расходов (амортизационных отчислений, командировочных и представительских расходов, затрат на форменную одежду и т.д.) полноту отнесения на себестоимость республиканских и местных налогов и сборов, отчислений во внебюджетные фонды. Необходимо установить рациональную структуру себестоимости, соотношение между постоянными и переменными расходами, обосновать прогнозируемый уровень затрат, полноту учета резервов.

7. План инноваций (технического и организационного развития предприятия).

Научно-технологическое развитие является непременным условием решения всех экономических и социальных задач предприятия. Поэтому основными задачами данного раздела тактического плана является ускорение внедрения достижений науки и техники, передового опыта, повышение технического уровня и организации производства, труда и управления, качества и конкурентоспособности продукции, эффективности хозяйственной деятельности.

План инноваций составляется на основе заданий стратегического плана, содержит перечень и характеристику нововведений, планируемых к внедрению на предприятии. Содержание плана инноваций может быть различным, но чаще всего мероприятия плана охватывают следующие проблемы:

• создание, освоение новых и повышение качества выпускаемых видов продукции и услуг;

• внедрение прогрессивной технологии, механизации и автоматизации производства;

• совершенствование организации производства, труда и управления;

• совершенствование коммерческого и внутрипроизводственного хозяйственного расчета, автоматизация управления;

• капитальный ремонт и модернизация основных фондов;

• экономия материалов, топлива, энергии,

• научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы

План инноваций должен отражать уровень технического развития производства и управления им, который включает следующее:

• состояние орудий труда,

• степень прогрессивности применяемой технологии,

• уровень механизации и автоматизации производства,

• уровень организации производства, труда и управления,

• качественные и структурные изменения "портфеля" продукции предприятия (например удельный вес новой продукции, средняя марка цемента, содержание полезного вещества в продукте),

• уровень использования оборудования по техническим параметрам (например коэффициент использования полезного объема доменных печей),

• материалоемкость производства (например расход кокса на 1 т предельного чугуна),

• производительность труда в натуральном выражении,

• объемы производства продукции с применением важнейших технологических процессов и прогрессивного оборудования (например выплавка стали непрерывным способом)

Каждое мероприятие плана инноваций должно содержать расчет экономической эффективности с указанием в плане факторов и источников экономии. Кроме того, в плане должны быть приведены сводные расчеты по всем мероприятиям в разрезе основных источников экономии. Эти данные служат основой для составления плана "Экономическая эффективность производства" и "Нормы и нормативы".

8 План инвестиций и капитального строительства. Основной задачей данного плана является обоснование решений по наращиванию производственных мощностей и основных фондов, необходимых для обеспечения роста производства продукции, его развития, повышения качества и совершенствования технологии и организации производства, а также осуществления строительства объектов непроизводственного назначения. Большое внимание должно уделяться в плане мероприятиям по предотвращению загрязнения окружающей среды и обеспечению рационального использования природных ресурсов В плане также предусматриваются организационные, технические и экономические меры, направленные на наиболее эффективное использование капитальных вложений, улучшение их структуры, техническое перевооружение и реконструкцию основных фондов, совершенствование пропорций, концентрацию средств на наиболее важных объектах, сокращение объема незавершенного строительства

План инвестиций и капитального строительства содержит обоснование потребности предприятия в инвестициях (в том числе капитальных вложениях) в разрезе направлений их использования, а также эффект, получаемый от реализации инвестиций (капитальных вложений) Капиталообразующая часть инвестиций называется капитальными вложениями Они направляются на создание и обновление основных фондов и прирост части оборотных средств. В данном разделе тактического плана определяется прирост производственных мощностей, ввод объектов непроизводственного назначения, объемы капитальных вложений, перечни намечаемых к строительству объектов

Намечаемые в плане капитальных вложений задания должны бить увязаны с финансовыми и материальными ресурсами, со сроками изготовления и поставки оборудования, а также со сроками строительства и ввода в действие сопряженных мощностей и объектов Следует также прежде всего обеспечивать капитальными вложениями начатые объекты в соответствии со сроками их строительства

Разработке плана инвестиций должно предшествовать составление плана инноваций, балансовых расчетов, и в первую очередь балансов производственных мощностей и их использования, на основе которых устанавливается размер необходимого увеличения мощности на плановый период

План инвестиций и капитального строительства составляется по следующим показателям:

• прирост производственных мощностей за счет мероприятий по техническому перевооружению;

• прирост производственных мощностей за счет реконструкции;

• ввод в действие производственных мощностей за счет расширения действующих строительства новых объектов,

• ввод в действие основных производственных и непроизводственных фондов (включая объекты охраны природы);

• объем капитальных вложений и строительно-монтажных работ;

• объем незавершенного строительства;

• прочие направления (объекты) инвестиций.

9. План по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов.

Для предотвращения загрязнения окружающей среды, а также рационального использования природных ресурсов в тактическом плане предусматриваются мероприятия по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов. Они охватывают следующие природоохранные направления деятельности:

• охрану и рациональное использование водных ресурсов;

• охрану воздушного бассейна;

• охрану и рациональное использование земель;

• охрану и рациональное использование минеральных и других природных ресурсов.

В данном разделе плана обосновывается перечень важнейших природоохранных мероприятий с указанием технико-экономических параметров, например, объемов потребляемых природных ресурсов (забора води, водопотребления, объема оборотной води), количества вредных выбросов (сброса сточных вод; количества вредных веществ, отходящих от всех стационарных источников загрязнения; процента улавливаемых и обезвреживаемых вредных веществ от общего количества выбросов; количества вредных веществ, выбрасываемых в атмосферу).

План по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов должен бить увязан с "Планом инноваций" и "Планом инвестиций и капитального строительства".

10. План социального развития коллектива.

В плане социального развития предусматриваются мероприятия по решению наиболее актуальных для данного коллектива и региона задач социального развития, улучшения условий труда,

отдыха и бита, совершенствования отношений в коллективе, развития благоприятного морально-психологического климата.

Следует иметь в виду, что многие социальные проблемы решаются в других разделах тактического плана. Поэтому для предотвращения дублирования мероприятий в данный раздел включаются прежде всего задания, непосредственно затрагивающие социальную сферу деятельности предприятия.

План социального развития коллектива охватывает следующие направления:

• изменение социально-демографической структуры трудового коллектива;

• улучшение условий и охраны труда, укрепление здоровья работников;

• улучшение социально-культурных и жилищно-бытовых условий работающих;

• совершенствование стиля и методов руководства коллективом.

При составлении этого раздела плана учитываются мнения различных общественных организаций, например, профсоюзов, особенности данного производства, морально-психологический климат в коллективе, условия труда и отдыха работников предприятия, уровень оплати труда и другие факторы.

11. План по фондам специального назначения.

В соответствии с действующим законодательством на предприятии могут создаваться различные целевые фонды специального назначения: фонд накопления; фонд потребления; дивидендный фонд;

финансовый резерв. Источниками формирования таких фондов являются чистая прибыль, амортизационные отчисления, прибыль от вне реализационных операций.

В данном разделе тактического плана устанавливаются размеры и направления использования средств указанных фондов. В состав плана по фондам специального назначения входят смети использования фондов на планируемый год.

План по фондам специального назначения связан с финансовым планом.

12. Финансовый план.

Заключительным разделом тактического плана является финансовый план При его разработке решаются следующие задачи:

• выявляются резервы и намечаются мероприятия по мобилизации ресурсов предприятия в целях наиболее рационального использования производственных мощностей, основных фондов и оборотных средств предприятия, обеспечения максимально возможного повышения эффективности производства, его рентабельности, конкурентоспособности, выживаемости в рыночной среде;

• предусматривается обеспечение предприятия финансовыми ресурсами, необходимыми для ведения производственно-хозяйственной деятельности, своевременного осуществления мероприятий, намеченных во всех разделах тактического плана, т.е. создаются такие условия финансирования, которые стимулируют и гарантируют четкую, ритмичную работу предприятия;

• определяются финансовые взаимоотношения предприятия с государственным бюджетом, учреждениями банковской системы, а также вышестоящими организациями.

Финансовый план предприятия составляется в виде баланса доходов и м расходов, расчетных форм для определения статей баланса. Поэтому он тесно связан со всеми разделами тактического плана. Составляется финансовый план на основе стратегического плана, планов производства и реализации продукции, инноваций, экономической эффективности, материально-технического обеспечения, издержек, инвестиций, социального развития, фондов специального назначения и других разделов тактического плана.

Финансовый план как важнейший обобщающий раздел тактического плана служит основой для разработки оперативных финансовых планов, включая платежный календарь. Назначение оперативных финансовых планов заключается в управлений денежными потоками предприятия с целью маневрирования собственными и заемными денежными ресурсами и обеспечения нормальной работы предприятия Оперативные финансовые планы конкретизируют плановые показатели очередного квартала годового плана.

 

9.3. Порядок разработки тактического плана

Тактическое планирование на предприятии является непосредственным продолжением стратегического планирования и в рамках общей системы организации внутрифирменного планирования, изложенной выше. Однако тактическое планирование имеет ряд особенностей, которые состоят в следующем:

• более высокая значимость нормативной базы внутрифирменного планирования, широкое использование долговременных прогрессивных нормативов;

• наличие системы плановых показателей оценки деятельности, позволяющих наиболее точно устанавливать достигнутый уровень эффективности и качества работы структурных подразделений предприятия;

• ориентация средств и методов планирования на развитие хозяйственной самостоятельности и инициативы всех участников разработки и исполнения плана в деле достижения высоких конечных экономических и социальных результатов;

• укрепление и дальнейшее развитие коммерческого расчета во внутрихозяйственной деятельности.

В процессе составления тактического плана проводятся следующие работы:

• анализ выполнения плана за предшествующий плановому год, где особое внимание должно уделяться выявлению резервов производства и разработке мероприятий по улучшению использования производственных мощностей, экономии материальных ресурсов, повышению производительности труда, улучшению качества и конкурентоспособности новой техники;

• сбор предложений работников предприятия по реализации стратегии развития предприятия, повышению эффективности работы;

• изучение мероприятий и обоснование плановых решений по всем разделам тактического плана.

Тактический план обычно разрабатывается в нескольких вариантах, с тем чтобы выбрать из них наилучший, т.е. наиболее соответствующий условиям реализации в зависимости от складывающейся во внешней среде ситуации. Там, где это возможно, вариантные расчеты проводятся с применением экономико-математических методов и ЗВМ.

Тактический план разрабатывается в два этапа. Первый подготовительный этап начинается за шесть-семь месяцев до начала планируемого года. На этом этапе выполняется технико-экономический анализ деятельности предприятия, изыскиваются резервы производства, разрабатываются прогрессивные технико-экономические нормы и нормативы. На данном этапе проводятся маркетинговые исследования, изучается потребность в изготовляемой продукции, ее качество, ассортимент, конкурентоспособность. На основе полученных данных составляют проект плана и дают обоснование его ключевых показателей. Разработанный проект плана при необходимости согласовывается с вышестоящими организациями и местными органами власти.

На данном этапе важная роль отводится предплановой работе, которая заключается в сборе, обобщении и анализе исходной информации. Вся информация может быть разделена на внешнюю и внутреннюю. Внешняя содержит различные маркетинговые, конъюнктурные и общеэкономические прогнозные оценки. Внутренняя информация характеризует потенциал предприятия: наличие и структуру производственных мощностей; численность и профессиональный состав кадров; наличие и потребность в оборотных средствах; запаси сырья, топлива, материалов, готовой продукции.

На втором этапе разрабатывается окончательный вариант плана, в котором рассчитываются все показатели работы предприятия, предусмотренное структурой плана. Планово-экономический отдел предприятия, исходя из показателей стратегического плана, рассчитывает контрольные цифры по каждому разделу плана и доводит их до всех заинтересованных структурных подразделений предприятия. Последние составляют проекты отдельных разделов плана.

После разработки разделов плана производится их взаимная увяз-ка, а при необходимости — корректировка по ресурсам и срокам выполнения запланированных мероприятий. Например, объемы и сроки поставки сырья, материалов, комплекту тощих изделий увязываются с планом производства и реализации продукции, финансовым планом. Таким образом достигается сбалансированность всех разделов плана, устанавливается согласованный порядок и очередность выполнения всех работ, устанавливаются сроки и ответственные исполнители по всему кругу хозяйственных операций и запланированных мероприятий, определяются источники и размеры финансирования.

К работе над планом на этом этапе широко привлекается весь аппарат управления предприятием. Отдельное плановое решения целесообразно обсудить на производственных совещаниях, научно-технических советах по направлениям деятельности предприятия, в трудовых коллективах цехов, участков. Проект плана в целом должен бить обсужден на совете (правлений) предприятия. Окончательный вариант плана утверждается первым руководителем предприятия. Работу на втором этапе целесообразно проводить за один-два месяца до начала планируемого года.

Точность и реалистичность плана во многом зависит от последовательности разработки отдельных его разделов (частных планов). Наиболее целесообразной может бить последовательность работы над разделами плана, представленная на сетевом графике (рис. 9.2). В табл. 9.1 дана характеристика выполняемых в процессе разработки плана работ. Трудоемкость и продолжительность работ зависят от объема вычислительных и логических операций, выполняемых в процессе разработки плана. В свою очередь объем вычислительных операций определяется спецификой предприятия и зависит от глубины и широты номенклатуры и ассортимента выпускаемой продукции, количества типоразмеров применяемого оборудования, выполняемых в процессе изготовления продукции деталеопераций, наименований используемого сырья, материалов, полуфабрикатов, численности работающих, географического расположения потребителей и поставщиков. Различной также будет Трудоемкость разработки отдельных разделов тактического плана. В табл. 9.1 дана относительная Трудоемкость разработки разделов плана в процентах, рассчитанная по фактическим данным ряда машиностроительных предприятий с численностью работающих от 2 до 6 тыс. человек. Указание показатели позволяют более четко организовать процессе составления плана.

 

Рис. 9.2. Сетевой график разработки тактического плана

 

Таблица 9.1. Состав работ, выполняемых в процессе составления планы

Код работы (события) Содержание работы (события) Отдел-исполнитель Относительная трудоемкость работ, %
01   Издание приказа о порядке и сроках разработки плана   Планово-экономический      
01-02   Формирование портфеля заказов Отдел маркетинга   16,7  
02-03   Планирование инноваций   Все службы   8,9  
03-04   Составление плана производства и реализации продукции   Планово-производственный планово-экономический, отдел сбыта   11,1  
04-05   Разработка норм и нормативов   Все службы   8,9  
05-06   Планирование показателей экономической эффективности   Планово-экономический   6,0  
06-07   Планирование персонала и оплаты труда   Отдел организации и оплати труда   7,4  
07-08   Планирование материально-технического обеспечения   Отдел материально-технического снабжения   9,4  
08-09   Планирование издержек, прибыли, рентабельности   Планово-экономический, финансовый   6,7  
09-10   Планирование фондов специального назначения   Планово-экономический, финансовый, бухгалтерия   4,4  
10-11   Планирование инвестиций и капитального строительства   Капитального строительства, планово-экономический, отдел финансов   6,7  
11-12   Планирование социального развития коллектива   Планово-экономический, общественные организации, отдел техники безопасности   4,4  
12-13   Планирование охраны природы и рационального использования природных ресурсов   Технические службы, планово-экономический   4,4  
13-14   Планирование финансов   Финансовый, планово-экономический   5,0  
        Итого   100  

9.4. Зарубежный опыт тактического планирования

Изучение литературы по проблемам внутрифирменного планирования показало, что в ряде индустриально развитых стран созданы эффективные системы планирования. Особого внимания заслуживает опыт США. Следует отметить, что некоторые компании стараются избегать самого слова "Планирование", ссылаясь на то, что этот термин является слишком широким и может иметь разный смысл. Он заменяется другими выражениями: "определение будущих возможностей", "оценка возможностей в будущем" и т.д. Основой работы по тактическому планированию в США является составление финансовых программ (бюджетов) компании, предусматривающих развитие производства в соответствии с прогнозами сбыта. Наиболее широко распространена пятилетняя финансовая программа, которая дробится на годовые тактические планы. Годовой план — скользящий. По истечении каждого квартала к нему добавляются новые три месяца и вся работа предприятия снова планируется на год вперед. Перспективные и текущие тактические планы тесно увязываются. Текущие планы представляют собой детализацию перспективных планов. Стратегический план при этом охватывает период времени в 10 лет.

Работа по тактическому планированию, как правило, состоит из четырех звеньев: прогнозирования сбыта; планирования производства; планирования будущих потребностей в сырье, материалах, оборудовании и рабочей силе; планирования инвестиций и прибили.

Текущие планы предусматривают наиболее полное и рациональное использование финансовых, производственных и людских ресурсов компании на ближайший период. Перспективным же тактическим планом предусматриваются будущие изменения производства, увязанные с будущим спросом на продукцию фирмы и материально-техническим обеспечением. Перспективные планы компании строятся на основе всестороннего учета прогнозов сбыта.

Наиболее важным элементом работа по тактическому планированию является оптимизация планов, которая ведется в основном по трем направленным: выявление наилучшего варианта капиталовложений и капитального строительства; определение наилучшей структуры станочного парка, при которой достигается наибольшая эффективность производства; нахождение оптимального варианта ассортимента и объема каждого вида закупаемого сырья и материалов. Как видим, оптимизация номенклатуры и ассортимента выпускаемой продукции не производится.

Структура тактического плана зарубежных компаний может быть самой разнообразной. Но при этом в плане, как правило, присутствует шесть обязательных разделов: введение, рынок сбыта, производство продукции; исследовательские работы и развитие компаний; система управления и финансовое состояние компаний.

Во введений кратко характеризуется существующем положение компаний, ее стратегия и цели, которых она стремится достигнуть в будущем, определяются перспективы реализации продукции, производственные возможности компаний, перспективы в области НИОКР, указываются пути повышения эффективности управления.

В разделе о рынке сбыта оценивается емкость рынка, ожидаемый в будущем сбыт продукции, показывается перспектива борьбы с конкурентами. Специальная часть раздела посвящена эффективности рекламы и анализу связанных с этим затрат. Таким образом, данный раздел формулирует настоящие и будущие возможности реализации выпускаемой продукции.

Второй раздел о производстве продукции содержит подробную характеристику производственной мощности предприятия и планируемый объем производства. Сюда же включаются программы модернизации и расширения производственных мощностей. В данном разделе рассчитываются издержки производства и прибыль

В разделе плана «исследовательские работы и развитие компаний» содержится анализ возможностей персонала, занятого исследовательскими работами. Подробно раскрываются разрабатываемые и планируемые к разработке проекты инноваций, затраты на НИОКР и ожидаемый экономический эффект от реализации результатов исследований. Инноваций данного раздела охватывают продукцию и технологию производства, включая качество и конкурентоспособность продукции.

В разделе об управлений подробно указываются планируемые мероприятия по изменению организационной структуры управления, состава работников аппарата управления. Раздел включает программы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров компаний.

Последний раздел посвящается планированию финансового положений компаний. Здесь обосновываются следующие показатели:

, • общий объем инвестиций на весь планируемый период и по каждому этапу плана;

• ожидаемый объем прибили от дополнительных инвестиций;

• изменение суммы амортизационных отчислений в результате новых капиталовложений;

• уровень производственных запасов сырья, материалов, незавершенного производства.

В разделе дается детальный прогноз доходов и расходов, приводится схема осуществления капиталовложений и график поступления прибили на вложенный капитал (денежные потоки).

Приведенный пример показывает, что в тактическом плане промышленной компаний США предусматриваются все важнейшие аспекты хозяйственной деятельности, формулируется производственная и сбытовая политика, определяются объем и ассортимент продукции, размер прибили, основные направленная развития производства с учетом изменения спроса на впускаемую продукцию.

Определенный интерес представляет опит планирования итальянского концерна "Фиат", который с начала 70-х годов начал работать по 3-летним планам, а в настоящее время перешел на 5-летнее планирование. При этом менеджеры концерна "Фиат" добиваются непрерывного сквозного планирования работы всех подразделений, в том числе сторонних поставщиков материалов и комплектующих частей.

Пятилетние планы концерна "Фиат" непосредственно увязываются с текущим и оперативно-производственным планированием. По завершении каждого года 5-летнего долгосрочного плана он корректируется на следующие 5 лет с учетом фактических результатов работы концерна в прошедшем году. Непрерывно корректируя долгосрочные планы, концерн постоянно имеет перспективу на пятилетку. Непрерывное планирование предусматривает и постоянную корректировку нормативов.

Стратегический план на оснований оценок менеджеров концерна устанавливает направление его деятельности и конечные результаты, которые надлежит получить в будущем. За выбор этого направления несет ответственность высшее руководство, которое определяет цели и приоритеты фирмы. Текущее и оперативное планирование, организация текущей деятельности концерна являются обязанностью руководителей структурных подразделений, которые определяют средства и методы достижения целей на перспективу. С учетом долгосрочного плана руководители нижнего звена снабжают каждое рабочее место детальным планом деятельности концерна на каждый отрезок времени, начиная с первого часа действия плана.

Пролонгация и корректировка 5-летнего плана ежегодно начинается в марте и заканчивается в октябре. При этом второй год текущей пятилетки становится первым, а пятый — четвертым. К ним прибавляется следующий год — пятый. Так, на исходе 1988г. концерн имел план до 1993 г.

В тактический план концерна "Фиат" и его структурных подразделений включаются следующие показатели:

• себестоимость продукции;

• продажная цена;

• расходы на гарантийное обслуживание продукции;

• общие административные расходы, включая торговые расходы и рекламу;

• запаси материалов и незавершенного производства;

• доход;

• запасы готовой продукции, включая запасные части;

• финансовые выплаты и долги;

• остатки дохода;

• доля на рынках в сопоставлении с конкурентами;

• относительные темпы изменения объемов продажи продукции.

Огромный опыт внутрифирменного планирования накоплен в Японии. Распространенный в Японии метод "точно в срок" заключается в планировании и реализации различных услуг, поставок потребителю сырья, материалов, комплектующих изделий по точно установленному графику, прямо на линии обработки, минуя складские запасы.

Многие российские предприятия разрабатывают текущие планы с использованием следующих показателей:

• номенклатура и количество выпускаемой продукции в натуральном выражений;

• объем реализации (продаж) продукции (услуг) (руб.);

• себестоимость единицы продукции;

• прибыль;

• численность персонала по категориям;

• фонд оплати труда и средний уровень заработной плати;

• запаси материалов, незавершенного производства и готовой продукции на складе;

• размер оборотных средств по группам;

• объем капитальных вложений по направлениям;

• отдельные мероприятия по новой технике и технологии;

• прочие ( по мере выявления).

Часть мероприятий, связанных с проектами освоенная новой продукции и новых технологии, а также с инвестициями и строительством объектов, включается в отдельные планы, которое составляются на весь период осуществления мероприятий — до 2—5 лет и более.

Разумеется, что подобные показатели, методы и календарный период планирования могут корректироваться для каждой фирмы в зависимости от ее отраслевой принадлежности, размеров, конкретных внутренних и внешних условий. Тем не менее данными пример наглядно демонстрирует возможность эффективного одновременного использования методов долгосрочного и текущего планирования.

 

 

 

Тема 10

ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ

 

План

Дата: 2019-03-05, просмотров: 230.