План
8.1. Сущность планирования проектов
8.2. Принципы планирования проектов
Жизненный цикл проекта
Управление проектом
8.1. Сущность планирования проектов
Реализация любых нововведений (технических, организационных, экономических и т.п.), направленных на изменение, как стратегии, так и тактики предприятия, требует управления этими процессами. Испытанным средством управления любыми инновационными процессами является программно-целевой метод. Он может применяться как на уровне управления национальной экономикой, так и на уровне субъектов хозяйствования. Как в первом, так и в другом случае подход к решению соответствующих задач должен быть выполнен в виде конкретных хозяйственных решений в форме проекта.
Потребность в разработке проектов в экономике возникает тогда, когда необходимо мобилизовать и сконцентрировать в короткие сроки, ограниченные ресурсы для вывода определенного направления экономики на качественно новый уровень, существенно превышающий общий экономический уровень.
Методология стратегического планирования различает такие понятия, как "инвестиционный проект", "бизнес-план", "технико-экономическое обоснование".
Инвестиционный проект — это совокупность документов, характеризующих проект от его замысла до достижения заданных показателей эффективности и охватывающий, как правило, пред-инвестиционную, инвестиционную, эксплуатационную и ликвидационную стадии его реализации.
Бизнес-план — это детальное изложение целей и путей достижения создаваемого производства (услуги), предназначенное для обоснования инвестиций. Бизнес-план проекта (предприятия) может входить в инвестиционный проект как его составная часть, заменять инвестиционный проект или включать несколько инвестиционных проектов (при расширении, модернизации, реконструкции и реструктуризации предприятия).
Технико-экономическое обоснование инвестиций содержит предпроектную проработку инженерно-конструкторских, технологических и строительных решений, сравнение альтернативных вариантов и обоснование выбора конкретного способа осуществления проекта.
Указанный комплект документов является необходимым условием для прохождения государственной комплексной экспертизы проектов, осуществляемых с участием средств республиканского бюджета, требующих мер государственной поддержки, а также реализуемых с привлечением иностранных кредитов под гарантии Правительства.
Управление проектами в развитых странах получило название проект-менеджмента, оно стало признанной методологией инвестиционной деятельности и включает следующие функции:
• прогнозирование и планирование проектной деятельности;
• организацию работы;
• координацию и регулирование процессов разработки и реализации проекта;
• активизацию и стимулирование труда исполнителей;
• учет, контроль и анализ хода разработки и реализации проекта.
Эти функции могут выполняться с помощью экономических, административных, социально-психологических и идеологических методов управления.
Планирование проектов позволяет:
• определить цели проекта и провести его обоснование;
• разработать структуру проекта (цели, задачи и основные этапы работы);
• рассчитать необходимые объемы и источники финансирования;
• сформировать на конкурсной основе коллектив исполнителей;
• подготовить и заключить контракты с исполнителями и контрагентами работ;
• определить сроки выполнения работ, составить график работы над проектом, рассчитать потребность в ресурсах;
• составить смету и бюджет проекта;
• спланировать и учесть возможный риск;
• обеспечить контроль за выполнением проекта и т.п.
В зависимости от состава и содержания выполняемых проектных работ, сроков проектирования и реализации принято различать малые, средние и крупные проекты.
8.2. Принципы планирования проектов
Наиболее важные принципы обоснования решений в проект-менеджменте:
1. Целенаправленность, выражающаяся в целевой ориентации проекта на обеспечение конечных целей деятельности предприятия.
2. Системность, предполагающая рассмотрение проекта нововведений с системных позиций. Это означает, с одной стороны, необходимость управления проектом как единым целым с присущими ему закономерностями формирования и развития, а, с другой, возможность расчленения проекта на подсистемы и исследования их взаимодействия, поскольку каждая из них воздействует как на все другие подсистемы, так и весь проект в целом. Тем самым создается возможность вскрыть и спроектировать рациональные связи подсистем, их соотношение и субординацию, дать количественные и качественные оценки хода реализации проекта и его отдельных частей. На практике это требует четкой структуризации проекта и разработки комплекса, взаимосвязанных организационно-экономических, законодательных, политических, технико-технологических и других мер, обеспечивающих реализацию программы. Естественно, что такие меры должны быть в русле институциональных преобразований, определяющих темпы и пропорции всех изменений в экономике.
3. Комплексность предполагает рассмотрение явлений в их связи и зависимости. Комплексный подход в проект менеджменте предусматривает: совместное использование различных форм и методов управления при разработке и реализации нововведений;
рассмотрение всей совокупности целей управления по уровням и звеньям организационной и производственной структуры предприятия; увязку отдельных элементов проекта между собой и с главной (конечной) целью проекта; рассмотрение различных проблем проекта с точки зрения временных интервалов.
4. Обеспеченность состоит в том, что все мероприятия, предусмотренные проектом, должны быть укомплектованы различными видами необходимых для его реализации ресурсов.
5. Приоритетность означает, что при разработке и реализации проекта должно отдаваться предпочтение первоочередным задачам, исходя из общей концепции стратегического развития. Например, учитывая ограниченность ресурсов и необходимость селективного развития отраслей и производств в процессе структурной перестройки экономики на ближайший и среднесрочный периоды в качестве приоритетных должны выступать экспортный сектор, обеспечивающий экономику валютой, аграрно-промышленный комплекс с сопряженными отраслями, решающий проблемы продовольствия и т.п.
6. Экономическая безопасность планируемых мероприятий. Она должна рассчитываться на основе оценки вероятности возникновения убытков или каких-либо потерь в результате неосуществления намечавшегося проектом события. Инновационная деятельность не может быть свободна от всякого риска, поэтому следует в проектной практике не избегать риска, а идти на оправданный и сознательный риск, стремясь снизить его до возможно более низкого уровня.
Помимо вышеназванных принципов обоснования проектных решений можно также отметить согласованность интересов и задач всех участников разработки и реализации проекта, своевременность достижения требуемого конечного результата в установленные сроки.
Жизненный цикл проекта
Под жизненным циклом проекта понимается промежуток времени от момента его замысла до момента ликвидации. Следует иметь в виду, что для различных участников проекта события "начало проекта — окончание проекта" будут различными.
Под началом проекта понимается момент рождения идеи и ее соответствующее оформление, а окончанием проекта могут быть завершение работ над его реализацией, перевод разработчиков проекта на другую работу; достижение заданных проектом результатов; прекращение финансирования проекта; момент корректировки проекта, не предусмотренный первоначальным замыслом, вывод реальных объектов, предусмотренных проектом, из эксплуатации.
Создание проекта представляет собой совокупность работ с момента начала проекта до его окончания, которые необходимо выполнить, чтобы получить запланированный результат. В практике проектирования все работы определенным образом упорядочиваются. Принято выделять стадии и этапы создания проекта.
Стадия проекта — одна из последовательно выполняемых частей создания проекта, установленная нормативными документами, и заканчивающаяся получением заданного результата.
Стадии создания проекта делятся на этапы. Этап — часть стадии проекта, установленная нормативными документами для рационального планирования и разработки и реализации крупных проектов.
Кроме стадий и этапов могут выделяться очереди создания. Очередь — одна из последовательно вводимых в действие частей проекта, для которой срок ввода в действие и набор выполняемых функций предусмотрен проектом. Выделение очередей связано с большой продолжительностью строительства и необходимостью тесного взаимодействия всех исполнителей.
В международной практике управления проектами принято выделять четыре стадии разработки и реализации проекта:
• прединвестиционную;
• инвестиционную;
• эксплуатационную;
• ликвидационную.
Этапы работ, выполняемых на этих стадиях, представлены на рис. 8.1.
Рис. 8.1. Состав стадий жизненного цикла проекта
Создание проекта на предприятии является одной из основных областей деятельности, которая призвана повышать организационно-технический уровень производства, труда и управления в соответствии с новейшими достижениями научно-технического прогресса и передового опыта. Поэтому часто в системе управления предприятием создается специальная функциональная подсистема, которая называется "Управление проектами". Для описания объекта управления в подсистеме формируется набор параметров, характеризующий, в соответствии со специализацией подсистемы, состояние ее компонентов на всех стадиях и этапах жизненного цикла проекта: проектирования, производства, обращения, реализации и эксплуатации продукции.
Такими параметрами в подсистеме будут основная деятельность и обеспечение проекта. Основная деятельность включает набор специальных функций управления, осуществляемых в процессе создания проекта, а обеспечение проекта содержит комплекс средств и методов, с помощью которых эти функции реализуются.
К основной деятельности принято относить:
• предпроектные, включая маркетинговые исследования;
• планирование проекта;
• разработка проектной документации;
• согласование решений с заказчиком;
• проведение тендеров и заключение контрактов;
• строительно-монтажные работы;
• пусконаладочные работы;
• сдача проекта заказчику;
• проведение опытной и промышленной эксплуатации;
• выпуск продукции;
• организация технического обслуживания производства;
• снятие изделия с производства;
• демонтаж и реализация оборудования;
• закрытие проекта.
Представленные работы носят укрупненный характер и в практике управления проектами применительно к конкретным предприятиям и нововведениям могут быть детализированы. Средства и методы обеспечения проектной деятельности также разнообразны.
Основные виды обеспечения проектов:
• организационное;
• информационное;
• техническое;
• программное;
• лингвистическое;
• правовое;
• математическое;
• эргономическое;
• кадровое;
• финансовое;
• материально-техническое;
• коммерческое.
Каждая стадия проекта имеет свои цели и задачи, вытекающие из концепции (идеи) нововведения. Они в совокупности должны быть направлены на обеспечение конечной цели проекта — улучшение показателей, характеризующих предприятие в рыночной среде.
Управление проектом
Требования к управлению проектом
Организация управления проектной деятельностью — это средство создания и развития благоприятных условий для решения задач по реализации проекта.
К таким задачам можно отнести следующие.
1. Усиление перспективности проекта, т.е. разработка стратегических направлений развития инновационных процессов, предусмотренных проектом, и подчинение текущей и оперативной работы этим направлениям. Это, в свою очередь, требует от разработчиков проекта создания прогнозов, различных гипотез, долгосрочных и перспективных планов, поиска новых прогрессивных решений, систематической оценки принимаемых проектных решений и внесения, при необходимости, качественных изменений в ранее принятые решения. Реализация этих требований обусловливает необходимость нетрадиционных подходов к организации и стимулированию деятельности; автоматизации рутинных операций; подбору, расстановке и оценке кадров руководителей и специалистов проекта и т.п. Это должно сказаться на процессе обоснования, принятия и реализации решений в проекте.
2. Повышение качества принимаемых решений. Помимо вышесказанного, на оптимизацию управленческих решений оказывают влияние строгая формализация процесса их принятия, определенность информации и проблемной ситуации, в которой принимается решение, количество целей и содержание задач, компетентность лиц, принимающих решение, своевременность и оперативность их принятия, комплексность обоснования и т.п. Решение данной задачи также предопределяет ряд дополнительных требований к организации процесса управления проектной деятельностью.
3. Повышение оперативности управления - означает стремление всех участников проекта к сокращению сроков проектирования и реализации проектных решений. Это может быть обеспечено: сокращением сроков приема, передачи, обработки и выдачи информации; уменьшением числа звеньев и уровней в организационной структуре управления проектом; приближением центров принятия решений к тем звеньям, где возникает в них необходимость, более четким разделением и более тесной кооперацией труда разработчиков и исполнителей проекта; параллельным проведением процессов проектирования внедрения проекта; предупреждением отрицательных отклонений в ходе выполнения проекта.
4. Обеспечение экономической эффективности проекта. Данное требование представляет собой относительно самостоятельную задачу и связано с минимизацией затрат на осуществление нововведения и максимизацией результата. Более подробно эта проблема будет рассмотрена ниже.
5. Сокращение длительности цикла проектирования и внедрения проекта - более четкое планирование, координация и регулирование работ; точный учет времени и ресурсов, предназначенных на осуществление проекта; поощрение экономии времени и ресурсов и строгие санкции за их расточительство; устранение бюрократизма и волокиты в процессе согласования проектных решений; оперативный контроль и своевременная корректировка проекта.
6. Повышение ответственности за проектные решения. Прогрессивные решения оказывают положительное влияние на развитие производства, неудачные, наоборот, приводят к потерям ресурсов и сказываются на материальном и моральном положении разработчиков.
Организация управления проектом включает следующие вопросы:
1. Определение организационно-экономических основ управления проектом (состав и структура производственных, научных, технических и хозяйственных организаций, работающих над проектом; информационные связи между ними; соотношение между ними по численности персонала, стоимости основных фондов, объему затрат и выполняемых работ).
2. Принятие, обоснование и реализация наиболее ответственных или часто повторяющихся решений по концепции проекта (создание информационной базы проектирования; регистрация и анализ "сбоев", возникающих в процессе работы над проектом;
технология принятия и реализации решений; порядок привлечения и работы независимых экспертов, проведения экспериментов; процедуры согласования и утверждения, как частей проекта, так и всего проекта в целом. Данный раздел проекта оформляется в виде перечня управленческих процедур, альбома карт процедур с указанием в них трудоемкости видов работ и перечня решаемых задач.
3. Кадровое обеспечение проекта - определение потребности в кадрах (руководителей, специалистов и технических исполнителей, рабочих различных профессий). Данный раздел может оформляться в виде штатного расписания проекта.
4. Организационная структура управления проектом. Предусматривает необходимые для эффективного управления функции, состав органов управления, положения о каждом подразделении аппарата управления. В этих положениях раскрывается круг работ, обязанностей, прав и ответственности подразделения, его звеньев и отдельных работников.
Структуризация проекта
Управление проектом предполагает его разбивку на отдельные блоки, которые были бы самостоятельными объектами планирования, учета, организации и координирования. Структуризация проекта позволяет более конкретно сформулировать для всех участников проекта перечень выполняемых работ, промежуточные и конечный продукты, которые должны быть получены на определенных стадиях создания проекта, а также установить между работами рациональные информационные связи.
Структуризация проекта - достаточно сложный процесс, поскольку он должен учитывать все элементы и параметры проекта:
продукцию проекта; стадии и этапы жизненного цикла; организационную структуру управления; ресурсы, выделяемые на разработку и реализацию; условия внешней и внутренней среды, в которых осуществляется разработка и реализация проекта, и многие другие факторы.
К сожалению, в практике управления проектами часто структуризация осуществляется только по одному критерию, основанному на стадиях и этапах жизненного цикла. Остальные факторы учитываются интуитивно и не имеют строгого алгоритма.
В общем виде проект должен представлять синтез трех относительно самостоятельных структур:
• процесса разработки и реализации;
• продукта или результата;
• организации процесса создания проекта.
Методика структуризации проекта зависит от его специфики и условий создания. В этом отношении она всегда индивидуальна. Тем не менее, процесс структуризации можно рассматривать как типовой, состоящий из ряда последовательно выполняемых процедур, изображенных на рис. 8.2.
Рис. 8.2. Этапы разбивки и планирования проекта
Процесс структуризации проекта в практике управления начинается на пред- инвестиционной стадии (этапы анализа проблемы и разработки концепции) и заканчивается на инвестиционной стадии (этапы разработки и реализации проекта).
Дата: 2019-03-05, просмотров: 258.