Образование – процесс, направленный на расширение возможностей компетентного выбора личностью жизненного пути и на саморазвитие личности.
Образовательная среда рассматривается как система влияний и условий формирования личности, а также возможностей для саморазвития, содержащихся в ее окружении. Чем более полно личность использует возможности среды, тем более успешно происходит ее саморазвитие.
Формирование процесс становления человека как социального существа под воздействием всех без исключения факторов.
Развитие – процесс и результат количественных и качественных изменений в организме человека. Психическое развитие – соответственно – в психике человека.
Обучение – специально организованный, целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия преподавателей и учащихся, направленный на усвоение знаний, умений, навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых.
Предмет обучения – это знания, умения и навыки, которые необходимо усвоить.
Учебная деятельность – это совместная деятельность учителя (преподавателя) и учащихся (студентов, школьников), в ходе которой формируются новые знания, умения и навыки, происходит развитие интеллекта и личности. Учитель – это человек, который выполняет контролирующие и регулирующие функции, обеспечивая координацию деятельности ученика, пока тот не сможет это делать самостоятельно. Ученик – это личность, на которую направлено воздействие по освоению знаний, умений и навыков и которая имеет определенные предпосылки для такого освоения.
Педагогический процесс – синтез двух его сторон – учения и преподавания. Учение– целенаправленная деятельность обучаемых, нацеленная на усвоение системы знаний, приобретение умений и навыков для последующего применения их на практике. Преподавание– управление познавательной деятельностью обучаемых с целью усвоения ими знаний, приобретения умений и навыков (квалификации).
Упражнение – это активный процесс систематического и целенаправленного выполнения какого-либо действия с целью его усвоения и усовершенствования.
Диалог понимается как приобщение к иному смысло-жизненному пространству, которое не исчерпывается языковым взаимодействием и не приводит к поиску истины, а проясняет духовные измерения существования.
Наблюдение – целенаправленное, специальным образом организованное и фиксируемое восприятие исследуемого объекта. Наблюдение позволяет выявить психологические особенности участников образовательного процесса в естественных для них условиях.
Эксперимент – метод сбора фактов в контролируемых и управляемых условиях, обеспечивающих активное проявление изучаемых психических феноменов.
Метод опроса обеспечивает получение информации в процессе непосредственного (беседа, интервью) или опосредованного (анкетирование, опрос) общения.
Методы оказания психологической помощи и поддержки субъектам образовательного процесса направлены на создание условий для целостного психологического развития учащихся и на решение конкретных проблем, возникающих в процессе развития. К ним относятся активное социальное обучение (тренинг), индивидуальное и групповое консультирование, психологическая коррекция.
Зона актуального развития, т. е. уровень психического развития, позволяющий учащемуся осуществлять полностью самостоятельные действия.
Зона ближайшего развития, т. е. уровень активности психических свойств, позволяющий осуществить действия с помощью преподавателя. Эта помощь собственно и есть обучение.
Индивидуальный подход можно рассматривать как принцип обучения, который ориентируется на индивидуальные особенности ребенка и требует создания психолого- педагогических условий для развития его уникальной личности.
«Яконцепция» – относительно устойчивая система представлений о самом себе, на основе которой человек строит свои взаимоотношения с окружающими.
Мотивация – это соотнесение целей, стоящих перед человеком, и внутренней активности личности, т. е. ее желаний, потребностей и возможностей.
Воспитание – целенаправленное управление процессом социального развития личности через включение воспитанника в различные виды социальных отношений в учебе, общении, игре, практической деятельности.
Социализация – развитие и самореализация человека на протяжении всей жизни в процессе усвоения и воспроизводства культуры общества.
Имитация – осознанное стремление ребенка копировать определенную модель поведения (будь то значимый взрослый или сверстник, учитель или герой художественного фильма). Важно то, что между ними возникли эмоционально значимые отношения.
Идентификация – усвоение чужих моделей поведения, установок, ценностей как своих собственных.
Педагогическое общение – это профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке или вне его (в процессе обучения и воспитания), имеющее определенные педагогические функции и направленное на создание благоприятного психологического климата, оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимися внутри ученического коллектива.
Профессионально-педагогическое общение – это система приемов и методов, обеспечивающих реализацию целей и задач педагогической деятельности и организующих, направляющих социально-психологическое взаимодействие педагога и воспитуемых.
Оптимальное педагогическое общение – это такое общение преподавателя с учащимися, которое создает наилучшие условия для развития мотивации учащихся и творческого характера учебной деятельности, для правильного формирования их
Педагогическая проблемная ситуация - это психическое состояние познавательного и практического затруднения субъекта педагогической деятельности. Основными параметрами т акого типа ситуации являются необъективность, неопределенность, острота.
Педагогическое воздействие особый вид деятельности педагога, цель которой – достижение позитивных изменений психологических характеристик воспитанника (потребностей, установок, отношений, состояний, моделей поведения).
Убеждение – психологическое воздействие, адресованное сознанию, воле ребенка. Это логически аргументированное воздействие одного человека или группы лиц, которое принимается критически и выполняется сознательно.
Внушение – психологическое воздействие, которое отличается сниженной аргументацией, принимается при сниженной степени осознанности и критичности.
Педагогические способности – это такое психическое свойство личности, которое проявляется в чувствительности к принятым требованиям педагогической системы, к специфике их отражения соответствующими учащимися и к возможным способам воздействия на учащихся для получения желаемого результата.
Конструктивные способности – это способности проектировать личность учащегося и строить учебно-воспитательный материал применительно к его возрастным и индивидуальным особенностям.
Организаторские способности – способности активизировать учащихся в различных видах деятельности и воспитывать коллектив, способный воздействовать на каждую отдельную личность, помогать личности стать активной в движении к целям гуманистического воспитания и самовоспитания.
Коммуникативные способности – это способности устанавливать правильные взаимоотношения с учащимися и перестраивать их в соответствии с развитием учащихся и их требований к преподавателю.
Индивидуальный стиль педагогической деятельности – характерная для данного преподавателя система навыков, методов, приемов, способов решения педагогических задач.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 205.