Кафедра физики, биологии и инженерных технологий
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В г. Апатиты

Кафедра физики, биологии и инженерных технологий

Положение о педагогической практике

для магистрантов, обучающихся по направлению подготовки

Биология

Утверждено на заседании кафедры физики, биологии и инженерных технологий (протокол № 4 от «16 » мая 2017 г.)   Зав. кафедрой ______________________ В.Г.Николаев   Переутверждено на заседании кафедры физики, биологии и инженерных технологий (протокол № 8 от «15» июня 2018 г.)   Зав. кафедрой ______________________ В.Г.Николаев

АПАТИТЫ

2017


 

Положение о педагогической практике подготовлены в помощь магистрантам, проходящим педагогическую практику. Раскрываются содержание и формы организации деятельности студентов, а также представлены рекомендации по оформлению отчета и оценке результатов практики.

 


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ................................................................................................................................. 3

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРАКТИКИ................................................................................................ 4

ОРГАНИЗАЦИЯ И РУКОВОДСТВО ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКОЙ...               6

 СОДЕРЖАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ.......................................................... 11

ПОРЯДОК ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ........................................................................... 14

 ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ    И ОФОРМЛЕНИЮ    ОТЧЕТА О                                              ПРОХОЖДЕНИИ ПРАКТИКИ                                                                                       15

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ И ОЦЕНКА ПРАКТИКИ                                                   18

СПИСОК РЕКОМЕНДОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ............................................................. 20

Приложение 1. Образец оформления отчета по практике..................................................... 24

Приложение 2. Образец индивидуального плана магистранта............................................. 25

Приложение 3. Образец дневника прохождения практики................................................... 26

Приложение 4. Образец рецензии-рейтинга на проведение занятия.................................... 27

Приложение 5. Схема анализа лекции..................................................................................... 28

Приложение 6. Схема анализа семинарского занятия........................................................... 31

Приложение 7. Образец предписания на практику................................................................ 33

Приложение 8. Измерительная шкала для оценки уровня сформированности компетенций...................................................................................................................................................... 35

Положение 9………………………………………………………………………………..

Положение 10……………………………………………………………………………….

Основные педагогические понятия.......................................................................................... 38


 

Введение

Педагогическая практика в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) является обязательным разделом основной профессиональной образовательной программы магистратуры, входит в раздел Б2 «Практики, в том числе научно-исследовательская работа», и направлена на формирование общепрофессиональных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями настоящего ФГОС ВПО по направлению магистерской подготовки

Педагогическая практика заключается в дальнейшем ориентировании магистров на педагогическую деятельность в качестве преподавателя биологии и основывается как на знаниях, полученных магистрантами в курсах теоретической подготовки, так и на умениях и навыках, приобретенных во время обучения. Сущность практики заключается в обеспечении взаимосвязи между теоретическими знаниями, полученными магистрантами в процессе обучения, и практической деятельностью по внедрению этих знаний в реальный учебный процесс.

Педагогическая практика ориентирована на выработку практических навыков публичного выступления в аудитории, работу с методической литературой, творческий отбор необходимого для преподавания учебного материала, планирование познавательной деятельности учащихся и способность ее организации, выбор методов и средств обучения, адекватных целям и содержанию учебного материала, современным образовательным технологиям и активным методам преподавания дисциплин.

Практика предполагает:

- ознакомление со структурой и содержанием образовательного процесса в высшем учебном заведении; ознакомление с государственным образовательным стандартом и рабочим учебным планом по одной из интересующих образовательных программ; ознакомление с правилами и методиками разработки учебных программ; ознакомление  с учебной программой и учебно-методическим комплексом выбранного курса;

- ознакомление с организацией и проведением различных форм учебных занятий; подбор и анализ основной и дополнительной литературы в соответствии с тематикой и целями занятий; разработку содержания учебного материала и проведение занятий на современном научно-методическом уровне; приобретение практических навыков подготовки отдельных занятий в рамках учебных программ; осуществление научно-методического анализа занятий.

В Положении отражены вопросы планирования, организации и сопровождения педагогической практики магистрантов филиала. Представлены общие требования к оформлению отчета по педагогической практике, а также рекомендации по оценке результатов практики.

 

1. Цели и задачи педагогической практики

Структура и виды деятельности магистрантов во время педагогической практики регламентируются рабочей программой практики, конкретное содержание работы определяется заданием, представленным в формате Индивидуального плана педагогической практики магистранта. Организация педагогической практики на всех этапах должна быть направлена на обеспечение непрерывности и последовательности овладения студентами профессиональной деятельностью в соответствии с требованиями к уровню подготовки выпускника.

Цель педагогической практики заключается в формировании готовности выпускников магистратуры к решению задач научно-педагогической деятельности в области профессионального образования. Конкретные цели и задачи практики определяются требованиями ФГОС ВПО и документами ООП направления подготовки к профессиональной составляющей компетентностной модели выпускника.

В результате прохождения педагогической практики студент должен:

-знать специфику и структуру педагогической деятельности и осознавать ее значимость в обществе;

-уметь мобилизовать имеющиеся знания и логично соединять их с новыми; передовыми приемами построения аналитического и аргументированного представления его результатов;

-владеть навыками квалифицированного поиска необходимой научной и иной профессионально значимой

информации;

- знать методологические принципы и методические приемы   обработки      научно-исследовательской информации;

- уметь интегрировать знания из различных областей профессиональной деятельности; осуществлять поиск, обработку, систематизацию и анализ профессионально значимой информации; критически интерпретировать полученные выводы; осуществлять профессиональное и личностное самообразование,          ;

-

Компетенции магистранта, формируемые в результате прохождения научно-педагогической практики:

 

Код компетенции Формируемые компетенции
ОПК-2   готовностью руководить коллективом в сфере своей профессиональной деятельности, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия
ПК-4   способностью генерировать новые идеи и методические решения  
ПК-9   владением навыками формирования учебного материала, чтения лекций, готовность к преподаванию в общеобразовательных организациях, а также в образовательных организациях высшего образования и руководству научно-исследовательской работой обучающихся, умением представлять учебный материал в устной, письменной и графической форме для различных контингентов слушателей  

 

Задачи педагогической практики предусматривают, что выпускники магистратуры в процессе обучения могут приобрести опыт педагогической деятельности включающий:

- выполнение функций преподавателя при реализации образовательных программ в учебных заведениях высшего и среднего профессионального образования;

- овладение необходимыми для работы педагога методическими умениями в соответствии с современными требованиями (проектирование содержания и форм учебной работы, отбор и применение современных интерактивных форм и методов обучения),            включая руководство исследовательской работой обучающихся;

- анализ нормативно-правовых документов, определяющих организацию учебного процесса в университете;

- подготовку и проведение учебных занятий с использованием современных средств и методов обучения, в том числе, методов и средств электронного обучения;

- разработку учебно-методических материалов (пособий, практикумов, методических указаний) с использованием современных информационных ресурсов и технологий;

- усвоение методов контроля и оценки профессионально-значимых качеств обучаемых (применение тестовых методик, методов оценки проектной деятельности и др.);

 

2. Организация и руководство педагогической практикой

Общее руководство организацией педагогической практики магистрантов осуществляет руководитель практики от университета. Непосредственную организацию и руководство работой магистрантов обеспечивают назначенные руководители педагогической практики: это могут быть руководители магистерских программ, научные руководители магистрантов, (при необходимости другие сотрудники университета – профессора и доценты, имеющие опыт научно- педагогической деятельности). Для консультаций магистрантов по актуальным вопросам подготовки и реализации учебного процесса привлекаются высококвалифицированные научно-педагогические сотрудники университета, имеющие достижения в научно-методической и учебной деятельности. Базами практики являются кафедры университета, участвующие в реализации ООП магистерской подготовки соответствующего направления. Выбор базы практики осуществляется с учетом научных интересов магистранта, темы  магистерской

диссертации.

В обязанности руководителя практики входит подготовка, организация и оценка образовательных результатов практики. Обязанности руководителя практики предполагают разные направления деятельности, в том числе, такие как:

· разработка/корректировка рабочей программы практики и других документов УМК педагогической практики;

· планирование и организация педагогической работы магистрантов во время практики;

· подготовка и проведение конференций магистрантов – вводной, текущей и итоговой;

· контроль текущих и итоговых результатов практики, аттестация магистрантов;

· подготовка  отчёта о результатах   педагогической   практик и предложений по её совершенствованию.

Важной составляющей работы по организации практики является подготовка (корректировка) рабочей программы практики, требующая особого внимания, а часто и специальных знаний.

В структуре практики выделяются три этапа:

· организационно-подготовительный этап;

· основной этап;

· заключительный,    посвящённый  подготовке  и сдаче отчёта     

по практике.

 

На организационно-подготовительном этапе для планирования и координации деятельности магистрантов, связанной с выполнением программы педагогической практики целесообразно организовать вводную/установочную конференцию. На вводной/установочной конференции необходимо представить возможность магистрантам ознакомиться с рабочей программой и сформировать индивидуальный план педагогической практики.

В выступлении на конференции руководителю необходимо, прежде всего:

· информировать студентов о целях и задачах практики, об основных направлениях педагогической деятельности, предусмотренных программой практики,

· охарактеризовать требования к содержанию отчёта по практике, к процедуре презентации результатов практики и критериях их оценки.

Присутствие всех студентов-магистрантов на вводной /установочной конференции обязательно. Студенты-магистранты, невыполнившие программу практики по уважительной причине (в случае болезни или других объективных причин), направляются на практику вторично и проходят ее в другие сроки. В период практики студент полностью подчиняется режиму рабочего дня и внутреннему распорядку учебного заведения, принявшего его на практику, выполняя указания и поручения наравне со всеми сотрудниками. В обязанности руководителя педагогической практики входит решение вопроса о том, как будет организована учебная и учебно-методическая работа магистранта.

В процессе подготовки индивидуального плана педагогической практики необходимо определить основные направления и содержание педагогической деятельности магистранта, обозначить формы отчётности по каждому виду деятельности. При формировании индивидуального плана учитываются предпочтения студентов, им должна быть предоставлена возможность выбора учебных занятий.

Учебная работа магистранта ориентирована на разные виды учебных занятий, в том числе:

- проведение практических (семинарских) занятий;

- чтение лекции по проблеме родственной направлению собственных научных исследований;

- консультативную поддержку студентов младших курсов, выполняющих научно-исследовательскую работу или курсовой проект (работу), и др.

Индивидуальный план практики составляется магистрантом самостоятельно и утверждается руководителем практики в течение первой недели педагогической практики.

При планировании учебно-методической работы в индивидуальном плане необходимо предусмотреть предварительную работу магистрантов с нормативными документами образовательной деятельности, такими как: ФГОС ВПО соответствующего направления подготовки, учебный план, рабочая программа дисциплины и др. Большая часть материалов учебно-методического блока ориентирована на поддержку самостоятельной познавательной деятельности студентов: учебники и учебные пособия по дисциплине, банк актуальных российских и зарубежных статей по тематике дисциплины, практикум или практическое пособие по дисциплине, комплект индивидуальных домашних заданий по дисциплине, тематика курсовых работ/проектов по дисциплине, методические указания по выполнению индивидуальных домашних заданий / курсовых проектов (работ).

 

Контрольно- измерительный блок представляет собой фонд оценочных средств результатов обучения по дисциплине. Важной составляющей учебно-методической работы магистрантов, может стать участие их в деятельности по созданию учебных, учебно-методических изданий и развитию базы электронных образовательных ресурсов. В индивидуальных планах магистрантов могут быть предусмотрены следующие виды работ: подготовка модулей (разделов, глав) учебных пособий, практикумов, методических указаний, подготовка макета печатного или электронного учебного издания; развитие базы аудио- и видео-ресурсов по дисциплине – видео-лекций, тематических видеофильмов, др.; развитие банка Internet- ресурсов, включающих российские и зарубежные статьи по дисциплине; разработка контролирующих материалов по дисциплине, в том числе, материалов промежуточного и итогового контроля.

На основном этапе практики руководитель контролирует процесс выполнения индивидуального плана практики магистрантами, организует консультации и промежуточную конференцию, где магистранты характеризуют процесс выполнения индивидуального плана, демонстрируют продукты педагогической деятельности, обсуждают возникшие проблемные задачи и план работы по их решению.

На заключительном этапе практики руководитель должен проверить содержание отчёта по практике, приложений и демонстрационных/ презентационных материалов, оценить соответствие содержания выполненной работы индивидуальному плану и сделать вывод о возможности допуска магистранта к зачету по практике.

 

Руководитель от базы практики.

Педагогическая практика предполагает обязательное назначение руководителя от базы практики. Базами педагогической практики для студентов является кафедра ФБ и ИТ. Руководитель от базы практики выбирается руководителем практики университета в соответствии с научными интересами и пожеланиями студента. Ими могут быть научные руководители студентов или другие ведущие доценты и профессора профессорско-преподавательского состава университета.

 

В число обязанностей руководителя от базы практики входит:

· Ознакомление студента с учебно-методической литературой по преподаваемой дисциплине;

· Ознакомление студента с технологической картой курса;

· Совместный выбор тем для подготовки и проведения занятий практикантом;

· Обсуждение структуры лекций и семинарских занятий;

· Помощь в подготовке  занятий с использованием активных методов;

· Корректировка конспектов лекций и планов семинарских занятий;

· Помощь в разработке фонда оценочных средств к занятиям;

· Помощь во взаимодействии со студенческой группой;

· Оценка проведенных занятий;

· Общая  оценка  консультанта    от базы практики, которая выставляется в направление-предписание по практике.

       Таким образом, руководитель от базы практики выполняет важную роль в процессе организации и проведения практики. Руководитель практики от университета выставляет итоговую оценку по результатам прохождения педагогической практики студентом, опираясь во многом и на оценку руководителя от базы практики.

 

3. Содержание педагогической практики

Во время прохождения практики студент должен овладеть первичными навыками самостоятельной педагогической деятельности. Практикант может использовать различные источники информации: научную литературу, периодику, интернет-ресурсы.

Индивидуальный план, составленный практикантом, оформляется в виде календарного плана-графика. Календарный план-график характеризует распределение времени практиканта на выполнение отдельных разделов задания практики. За время практики студенту необходимо выполнить все элементы индивидуального плана практики.

Индивидуальный план практики включает в себя следующие обязательные задания:

- разработка конспектов занятий (лекций, семинаров), включающих подробное описание методов обучения;

- проведение лекционных и семинарских занятий с применением активных методов обучения;

- подготовка учебно-методических материалов в соответствии с выбранной специализацией (подготовка кейсов, презентаций, деловых ситуаций, материалов для семинарских занятий, составление задач и т.д.);

- подготовка контрольно-измерительных материалов: тестов, экзаменационных вопросов, контрольных работ, коллоквиумов и иных форм педагогического контроля.

Обязательным условием допуска магистрантов к проведению учебных занятий является предварительная подготовка, обеспечивающих реализацию современных продуктивных технологий обучения, и разработку планов/ сценариев занятий и комплекта дидактических материалов. В процессе подготовки занятия магистрант выполняет сбор и структурирование информации по теме занятия, подготовку дидактических материалов: конспекта, презентации, раздаточных материалов к занятию, комплекта вопросов и заданий. При обсуждении особенностей технологии организации учебного занятия необходимо обратить внимание на рациональное сочетание методов и средств обучения, способных обеспечить высокий уровень интерактивности занятия. Допустимо участие магистранта в дистанционной форме обучения, например, обеспечивая подготовку и проведение вебинаров, видеоконференций.

 

Магистрант может проводить учебные занятия совместно с преподавателем (как стажер) и самостоятельно, при условии предварительной разработки и утверждения руководителем магистранта материалов к ведению занятий.

Объем учебных занятий определяет руководитель практики. Минимальный объем должен составлять не менее 8 часов, из них не менее 4 часов – в лекционной форме. Конкретная тематика занятий определяется руководителем магистранта.

 

 

При оценке качества лекции первостепенное внимание должно быть обращено на следующее: научность содержания; соответствие способа развёртывания тезиса уровню подготовленности слушателей; правильность подбора материала для данной аудитории, соответствие программе; соответствие средств активизации внимания и мыслительной деятельности составу аудитории; воздействие личности лектора на аудиторию; выразительность и доступность речи.

 

Каждый лектор должен быть знаком со схемой анализа лекции. Знание схемы даёт возможность преподавателю-лектору при подготовке и чтении лекции учесть все выделенные в ней элементы, все основные требования и добиться более высокого её качества (Приложение 5). При оценке качества лекции посещающий подчёркивает в схеме качественные и количественные показатели, соответствующие его мнению о наблюдаемом педагогическом процессе. Затем количественные показатели суммируются, образуя итоговую оценку. Несомненно, что каждая количественная оценка должна быть аргументирована, а при выставлении итоговой оценки целесообразно учитывать и общее представление об успешности решения лектором основных образовательных, воспитательных и развивающих задач. При определении итоговой оценки прослушанной лекции следует обратить внимание на успешность решения таких важных требований, как проблемность, научность, связь с жизнью, наличие профессиональной направленности лекции. При условии  успешного    решения    перечисленных    требований к лекции      её профессиональная значимость повышается.

При оценке качества семинарского (практического) занятия (Приложение 6) помимо общих сведений, следует обратить внимание на такие составляющие, как: рациональное использование форм, методов, приёмов обучения, направленных на эффективное достижение учебных целей занятия; наличие контакта преподавателя со студентами, создание обстановки доброжелательности и требовательности; использование на занятиях активных методов обучения, технология развития личности студента; осуществление преемственности между темами, видами занятий, в отборе учебного материала; систему получения обратной связи (опрос, тестирование и проч.); методическое обоснование применения демонстрационного и раздаточного материала; педагогическую технику преподавателя. На основании вышеперечисленных критериев делается общий вывод об эффективности занятия. Поощряется использование в процессе подготовки и организации занятий технологий развития критического мышления и проектных методов в работе.

 

4. Порядок прохождения практики

 

На первом этапе практики (2-3 дня - 1 неделя ) магистрант самостоятельно составляет индивидуальный план прохождения практики (Приложение 2) и утверждает его у руководителя. В соответствии со своим индивидуальным планом магистрант самостоятельно осуществляет: изучение психолого- педагогической литературы по проблеме обучения в высшей школе; знакомство с методиками подготовки и проведения лекций, практических занятий, семинаров, консультаций, зачетов, экзаменов, курсового и дипломного проектирования; освоение инновационных образовательных технологий; знакомство с возможностями технических средств обучения и т.д. Результатом этого этапа являются конспекты, схемы, презентации, наглядные пособия и другие дидактические материалы.

 

На втором этапе (3 недели) педагогической практики - самостоятельное проведение магистрантом занятий, в ходе которых осуществляет демонстрацию разработанных им мультимедийных продуктов по выбранной дисциплине или презентацию изготовленных наглядных пособий или другие инновационные формы занятий и т.д. Магистрант самостоятельно анализирует результаты занятия, в котором он принимал участие, оформляя их в письменном виде. Руководитель практики дает первичную оценку самостоятельной работы магистранта по прохождению педагогической практики. Кроме того, магистрант посещает в качестве наблюдателя занятия, подготовленные другими магистрантами, и оценивает их по схеме, приведенной в Приложении 4. Кроме того, в обязанности магистранта входит разработка фонда оценочных средств для тех семинарских занятий, которые он проводит. Выработка критериев оценивания студентов, выставление им оценок по результатам работы на семинарском занятии и подготовка соответствующего списка как части отчета.

На заключительном этапе магистрант оформляет отчет по педагогической практике (Приложение 1).

 

5. Требования к содержанию и оформлению отчета о прохождении




Практики

В соответствии с действующими нормативными документами форма и вид отчетности студентов о прохождении практики определяются высшим учебным заведением.

 

По результатам всех видов педагогической деятельности магистрант представляет руководителю практики развёрнутый отчёт. Отчет по практике должен включать в себя следующие компоненты:

· титульный лист

· содержание (перечень разделов),

· введение

· основная часть

· заключение

· список использованной литературы

· В отчет могут быть включены приложения, объемом не более 20 страниц, которые не входят в общее количество страниц отчета.

· Отчет может быть иллюстрирован   таблицами, графиками, схемами и т.п.

 

Отчет о практике является основным документом студента, отражающим выполненную им работу, полученные организационные и педагогические умения и навыки. Материалы отчета студент в дальнейшем может использовать в своей научно-исследовательской работе

Подготовка материалов для отчёта должна осуществляться в процессе выполнения индивидуального плана практики.

Введение – как общая краткая характеристика содержания выполненной работы. Во Введении должны быть отражены: цель, место и сроки прохождения практики (даты, количество недель); последовательность прохождения практики, общая характеристика работ, выполненных в процессе практики.

В основной части отчёта должны быть представлены материалы, разработка которых предусмотрена индивидуальным планом: описание организации работы в процессе практики; описание выполненной работы по разделам индивидуального плана практики, описание практических задач, решаемых студентом за время прохождения практики; анализ наиболее сложных и характерных случаев, изученных студентом; указания на затруднения, которые возникли при прохождении практики; изложение спорных вопросов, которые возникли по конкретным делам, и их решение. Важным компонентом отчёта могут стать отзывы студентов и преподавателей о проведённых занятиях и разработанных дидактических материалах.

Магистрант должен предоставить планы и тексты лекций, которые он провел в ходе прохождения практики, планы семинарских занятий, описать педагогические технологии, которые были применены им в ходе подготовки материалов и прохождения практики.

Магистрант предоставляет средства оценки студентов, используемые им в процессе проведения семинарских занятий, а также критерия оценивания результатов работы студентов на семинарах.

В фонд оценочных средств могут входить: тесты, контрольные работы, рефераты, доклады, различные таблицы, в которых могут оформлены результаты работы студентов, кластеры, схемы, презентации и другие.

В качестве критериев оценивания могут выступать, например, уровень сформированности знаний, умений и навыков студентов, личностные характеристики студента, качество выполнения студентом поставленной задачи и другие.

Магистранту следует обозначить и способы оценивания студентов. Использует ли он в работе балльно-рейтинговую систему оценивания или придерживается традиционной для университета пятибалльной шкалы оценивания.

Заключение должно содержать: описание навыков, приобретенных за время практики; предложения и рекомендации студента, сделанные в ходе практики. В заключении целесообразно охарактеризовать особенности и социальную значимость разработанных учебно-методических материалов и организованных мероприятий.

К отчету также прилагается:

- Предписание на педагогическую практику с отзывом руководителя магистранта (Приложение 7). В отзыве должна быть выставлена рекомендуемая отметка. Отзыв подписывается руководителем практики и руководителем базы практики, заверяется круглой печатью учебного заведения. Для составления отзыва используются данные наблюдений за деятельностью студента во время практики, результаты выполнения заданий, а также беседы со студентом.

- индивидуальный план педагогической практики (Приложение 2)

- Дневник прохождения педагогической практики (Приложение 3).

- Тексты лекций и планы семинарских занятий

-Фонд оценочных средств

- Критерии оценивания студентов

- Список студентов, посещавших занятия, и их оценки

Магистрант составляет письменный отчет в формате Microsoft Word (шрифт Times New Roman, номер 14 pt; через 1,5 интервала; размеры полей: верхнее и нижнее – 2 см, левое – 2,5 см, правое – 1-1,5 см., табуляция и абзац (красная строка) – 1,25 см.). Рекомендуемый объем отчета – 25 – 30 страниц машинописного текста.

Вся отчетная документация по педагогической практике должна быть представлена не позднее семи дней после окончания практики.

 

6. Подведение итогов и оценка практики

Итоговая аттестация по педагогической практике осуществляется в форме дифференцированного зачета. Оценка учитывает качество представленных магистрантом материалов и отзыв руководителя магистранта о работе магистранта в период практики. Наиболее общими недостатками при прохождении практики и составлении отчета о ней являются:

– нарушение правил оформления отчетных документов (отчета о практике);

– отклонение от положенного по государственным образовательным стандартам времени, отводимого на практику;

– отсутствие вспомогательных документальных материалов, подтверждающих проведение (выполнение) в ходе практики различных задач;

– неудовлетворительное состояние личной дисциплины во время прохождения практики;

– расплывчатость заключений студента о прохождении практики.

 

При выставлении итоговой оценки по практике руководитель практики обращается к измерительной шкале уровня сформированности компетенций. (см. Приложение № 8).

Получение студентом неудовлетворительной оценки при аттестации любого вида практики является академической задолженностью. При наличии академической задолженности по любому виду практики студент не может быть переведен на следующий курс, так как перевод на следующий курс оформляется после выполнения студентом всего учебного плана данного периода обучения. Ликвидация академической задолженности по практике осуществляется путем ее повторной отработки по специально разработанному графику. При нарушении графика ликвидации академической задолженности по практике студент-магистрант может быть отчислен из университета. Заинтересованное отношение студента к практике, активное овладение навыками самостоятельного ведения научно-исследовательской работы помогут развитию общенаучной и специальной компетентности студента в определенной сфере научной деятельности.



Список рекомендуемой литературы

                              Основная

1Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие / Е.С. Полат, М.Ю.Бухаркина. – 3-е изд., стер. – М.. Издательский центр «Академия», 2010. – 368 с.

2Требования к отчетным и квалификационным работам магистрантов: Учебно-методическое пособие / Авторы-составители: Н.В. Киселева, Г.В. Кузенкова. – Нижний Новгород: Нижегородский госуниверситет, 2015.

 

Дополнительная

1. Смирнов С. Педагогика и психология высшего образования. От деятельности к личности: Учебное пособие. — М.: Академия, 2010.

2. Юзефавичус Т.А. Проблемы социальной работы с молодежью. М.: Центр Академия, 2010

3. Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов / А.В. Хуторской. – Санкт-Петербург: Издательский дом «Питер», 2001. –534 с.

 



Приложение 1

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ  И ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Мурманский арктический государственный университет»

В г. Апатиты

 

 

ОТЧЕТ

 

по педагогической практике

 

в период с «        »                              г. по «      »                              г.

 

в                                                                                                                                                  

(место прохождения практики)

Выполнил магистр                                                                                                                    

 

Направление подготовки                                                                                                          

 

Курс, форма обучения                                                                                                                

 

Дата сдачи отчета:   «   »                         201   г Подпись магистранта:                      

 

Отчет принят: «         »                                           20   г Оценка                             

                                                                    Ф.И.О. ответственного лица, должность.

 

«     »                                           201   г.



Приложение 2

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

Магистрант  Курс, направление подготовки, магистерская программа                            

 

Руководитель практики                                                                                                           

 

 

1. Сроки прохождения практики:

2. Место прохождения:

3. Цель:

4. Задачи (примерный перечень):

 

 

Содержание разделов работы; основные виды деятельности Сроки выполнения Отметка о выполнении
1      
2      
3      
4      

 

Подпись магистранта:                                                   

 

 

Подпись руководителя практики:                                  




Приложение 3

 

Приложение 4

РЕЦЕНЗИЯ

НА ПРОВЕДЕНИЕ ЗАНЯТИЯ СО СТУДЕНТАМИ ПРИ ПРОХОЖДЕНИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

Магистранта                                                                                                              

Ф.И.О.

№ п/п

 

Критерии оценки

Шкала оценок

Замечание рецензента

1 2 3 4 5
1. Полнота и правильность раскрытия темы            
2 Логическое и последовательное изложение темы            
3 Характер изложения материала            
4 Стиль и убедительность изложения            
5 Умение укладываться в отведенное время            
6 Темп речи            
7 Использование специально подготовленных иллюстративных материалов            
8 Уверенность и спокойствие выступающего            
9 Грамотность, выразительность речи, дикция, жестикуляция            
10 Общая манера поведения выступающего            
11 Уровень обратной связи            
               
  Общая оценка рецензента

 

 

Рецензент:                                                                                         (Ф.И.О. подпись)

«_ »                     201 г.



Приложение 5

Схема анализа лекции

1. Присутствующие:

 

2. Ф.И.О. преподавателя –

 

3. Дата посещения, время:

 

4. Направление, предмет:

 

5. Тема лекции:

 

№ п/п Что оценивается Качественная оценка Баллы

Содержание

  1. Научность а) в соответствии с требованиями в) популярно с) ненаучно 5 3 2 2. Проблемность а) ярко выражена в) слабо выражена с) отсутствует 5 3 2 3. Сочетание теоретического с практическим а) выражено достаточно в) представлено частично с) отсутствует 4 3 2 4. Доказательность а) убедительно в) декларативно с) бездоказательно 5 3 2 5. Связь с профилем подготовки специалиста а) хорошая в) удовлетворительная с) плохая 5 3 2 6. Структура лекции а) чёткая в) расплывчата с) беспорядочная 5 3 2 7. Воспитательная направленность а) высока в) средняя с) низкая 4 3 3 8. Соответствие учебной программе а) полностью соответствует в) частично соответствует с) не соответствует 5 3 2

9.

Использование времени а) используется рационально в) излишние траты на организационные моменты с) время используется не рационально 5 3 2

Изложение материала лекции

1.

Метод изложения (преимущественно) а) проблемный в) частично-поисковый с) объяснительно-информационный 5 4 3

2.

Использование наглядности а) используется в полном объёме 5

 

  в) используется недостаточно 3

 

  с) не используется 2

3.

Владение материалом а) свободно владеет в) частично пользуется конспектом с) излагаемый материал знает слабо, читает по конспекту 5 4 3

4.

Уровень новизны а) в лекции используются последние 5

 

  достижения науки  

 

  в) в излагаемой лекции присутствует 4

 

  элемент новизны  

 

  с) новизна материала отсутствует 2

5.

Реакция аудитории а) повышенный интерес 4

 

  в) низкий интерес 2

Поведение преподавателя

1.

Манера чтения лекции а) увлекательная, живая 5

 

  в) увлекательность и живость выражены 3

 

  ярко  

 

  с) монотонная, скучная 2

2.

Культура речи а) высокая в) средняя с) низкая 5 3 2

3.

Контакт с аудиторией а) ярко выражен в) недостаточный с) отсутствует 5 3 2

4.

Манера держать себя а) умеренно выражена мимика и 5

 

  жестикуляция  

 

  в) избыточная мимика и жестикуляция 3

 

  с) суетливость и беспорядочность 2

 

  движений  

5.

Внешнее проявление психического состояния а) спокойствие и уверенность в) некоторая нервозность с) выраженная нервозность 4 3 2
6.

Отношение преподавателя к слушателям

а) в меру требовательное в) слишком строгое с) равнодушное 4 3 2
7.

Такт преподавателя

а) тактичен в) бестактен 4 2
8.

Внешний облик

а) опрятен в) неряшлив 4 2
         

 

Рекомендации преподавателю                                                                                                   

 

Оценка лекционного занятия                                                                    Преподаватель, проводивший анализ занятия                         /     

Преподаватель (магистрант)                                     /                     




Приложение 6

Приложение 7

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ РФ

Филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Мурманский арктический государственный университет»

В г. Апатиты

Кафедра                                                           

ПРЕДПИСАНИЕ НА ПРАКТИКУ №             

 

(ФИО обучающегося полностью в именительном падеже)

                                                                                                      Филиал

   курс направление                                                                               

 

направляется для прохождения педагогической практики в

 

(указать название организации - базы практики)

 

 


сроком на                   нед. Начало практики


 

.     Конец практики


 

 

Заведующий кафедрой В.Г. Николаев   подпись  

 

 

Дата выдачи «         »__                                    201 г.









Приложение 8

Составляющие компетенции

ОПК-2 ; ПК-4

Составляющие компетенции

 ПК-9

ПРИЛОЖЕНИЕ 9

ВАРИАНТ КОНСПЕКТА занятия по ОБЩЕЙ БИОЛОГИИ

Рекомендации для начинающих преподавателей при подготовке занятия :

1. Уточните тему занятия в соответствии с тематическим планом.

2. Ознакомьтесь с материалом, который планируется изучить.

3. В соответствии с содержанием материала сформулируйте образовательные, развивающие и цели занятия.

 4. Познакомьтесь с методическими рекомендациями к данному занятию в имеющейся методической литературе.

 5. Необходимо проработать материал текста учебника, а также дополнительную информацию по интересующей проблеме. (Он может содержаться в научно-популярной литературе, периодических изданиях естественных наук).

 6. Отберите необходимое содержание и приведите его в такой вид, который соответствовал бы логике занятия, его продолжительности. Обязательно подготовьте дополнительный материал, который можно использовать в том случае, если останется неизрасходованное время.

7. Подберите необходимые для занятия  средства обучения: таблицы, наглядные объекты (влажные препараты, постоянные препараты, наборы перьев, чучела, муляжи и др.)

 8. Определите временную структуру занятия и последовательность Ваших действий на различных его этапах. При этом учитывайте тип занятия.

9. Уделите особое внимание организации познавательной деятельности обучающихся , тому, как будет организована их работа на занятии.

10. Заключающим этапом в подготовке к занятию является написание конспекта (план-конспекта). В нем отражаются тема, основные цели и задачи занятия, подробное содержание изучаемого материала, указываются используемые на занятии средства, методы и формы организации образовательного процесса (изучение нового материала, его закрепление, контроль ранее пройденного).

 

Основные требования к конспекту : Индивидуальность и универсальность, т.е. в нем отражается специфика Ваших знаний и подготовленности, а также возможность ведения занятия другим преподавателем. В нем отражаются задачи, оборудование, методы, приемы и ход занятия. Каждый этап занятия сопровождается названием того или иного методического приема, который предполагается применить. Новый материал разбивается на отдельные компоненты, которые располагаются в соответствии с логикой их изложения. При этом наиболее важные термины и понятия выделяются на общем фоне записей.

Необходимо продумать переходы от этапа к этапу для того, чтобы занятие представляло собой единую целостность. Студенту-практиканту необходимо хорошо подготовиться к занятию, помнить основные этапы , при этом можно обращаться к конспекту во время занятия. Перечисленные требования к конспекту урока совпадают с таковыми для плана-конспекта, с той лишь разницей, что в нем значительно меньшее внимание уделяется содержанию изучаемого материала.

Примерная структура плана-конспекта урока : Тема занятия. Цель занятия. Оборудование Методы и их виды, методические приемы. Перечисляется основное оборудование, используемое на занятии: таблицы, дидактические материалы, лабораторное оборудование, натуральные объекты, какой-либо демонстрационный материал.

 Основные методы и их виды (по Верзилину и Корсунский): - словесные (беседа, объяснение, рассказ, лекция); - наглядные (опыты, изобразительные пособия, натуральные объекты); - практические (эксперимент, наблюдение, распознавание объектов).

 Методические приемы по каждому методу (по Верзилину и Корсунский): - логические, - организационные, - технические.

Примерный план занятия:

 

1. Организационный этап (2-3 мин.) - 2. Этап проверки домашнего задания (5 мин.) Метод и прием 3. Этап всесторонней проверки знаний (10-15 мин.) Метод и прием 4. Этап актуализации знаний (3-5 мин.) 5. Этап изучения нового материала (20-25 мин.) (расписывается очень подробно содержание изучаемого материала, продумывается и записывается не только деятельность преподавателя, но и деятельность обучающихся) 6. Этап закрепления полученных знаний (5-10 мин.) 7. Информация о домашнем задании (1-2 мин.) - Наличие конспекта для каждого проведенного занятия это обязательное условие допуска к самостоятельному проведению занятия. (!)

2.  В общем отчете по практике студент предоставляет конспекты занятиййт. Если используется мультимедийная презентация она прилагается к конспекту в распечатанном виде, а в тексте конспекта делаются ссылки на слайды. Конспекты должны быть завереныпреподавателем.



ПРИЛОЖЕНИЕ 10

Основные виды деятельности студентов в период педагогической практики

Виды деятельности Оценка в баллах
Лекция  
Лабораторное занятие  
Электронная презентация  
Видеосюжеты к занятию (не менее 15 минут)  
Составление тестирующих материалов по компьютерной программе (не менее 10)  
Внеаудиторные занятия  
Словарь терминов (не менее 20)  
Комплекс упражнений (не менее 10)  
Иллюстрации в электронном виде (не менее 20)  
Составление тестов (в т.ч., тестов со спецификацией) и контрольных вопросов (не менее 10)  
Контроль и анализ качества знаний учащихся  
Составление аннотированного списка обязательной и дополнительной литературы (не менее 20)  
Составление аннотированного списка Интернет-ресурсов по выбранной теме, реферативного библиографического списка (не менее 10)  

 



В г. Апатиты

Кафедра физики, биологии и инженерных технологий

Дата: 2019-03-05, просмотров: 187.