- физико-термическая обработка (лазерная закалка, плазменная закалка);
- электрофизическая обработка (электроконтактная, магнитная обработка);
- механическая (упрочнение вибрацией, фрикционно-упрочняющая обработка, дробеструйная, обработка взрывом, термомеханическая, электромеханическая);
- наплавка легированным элементом (газовым пламенем, электрической дугой, плазмой, лазерным лучом, пучком ионов и т.д.).
С изменением энергетического запаса поверхностного слоя:
- обработка в магнитном поле (термомагнитная обработка, импульсным магнитным полем, магнитным полем);
-обработка в электрическом поле.
С изменением микрогеометрии поверхности и наклепом:
- обработка резанием (точение, шлифование, сверхскоростное резание);
- пластическое деформирование (накатывание, обкатывание, раскатывание, выглаживание, вибронакатывание, вибровыглаживание, калибрование, центробежно-ударное упрочнение, виброударное и т.д.);
- комбинированные методы (анодно-механическая, поверхностное легирование с выглаживанием, резание с воздействием ультразвуковых колебаний, магнитно-абразивная обработка и т.д.).
С изменением структуры по всему объему материала:
- термообработка при положительных температурах (закалка, отпуск, улучшение, закалка ТВЧ, нормализация, термомагнитная обработка);
- криогенная обработка (закалка с обработкой холодом, термоциклирование).
Ремонт зубчатых колес методом штифтования и шипования
Методика составления технологических карт ремонта детали
Последовательность разработки карты технологического процесса механической обработки ремонтируемой детали примерно следующая:
• выбор (назначение) установочной базы;
• составление пооперационного плана (маршрута) обработки поверхностей;
• выбор способа обработки детали с определенным количеством операций и переходов;
• расчет общего припуска на обработку и припуски на межпереходные размеры;
• расчет наивыгоднейших режимов обработки;
• выбор приспособления (если не применимы универсальные, проектирование специальных приспособлений);
• выбор оборудования для выполнения всех операций;
• выбор способа контроля и измерительных средств;
• расчет затрат времени для каждого перехода и операции;
• определение разряда работ по каждой операции.
Выбранные последовательность обработки, способы, средства
и расценки записывают в карту технологического процесса, которая после ее утверждения становится законом производства.
Основным документом, определяющим способы и средства для выполнения ремонта узла и детали электровоза, является технологическая карта.
В технологической карте указываются:
- последовательность ремонтных операций;
- необходимые скоростные, силовые и другие режимы при выполнении операций;
- необходимое оборудование, инструмент, приспособление;
- контрольно-измерительные средства;
- профессия и разряд исполнителя операции;
Составление технологической карты для ремонта заданного узла или детали начинается с определения отдельных операций по ремонту и определения расположения их в технологической последовательности.
В следующих графах карты указываются режимы или особые требования для выполнения каждой операции, необходимое оборудование, инструмент и приспособления для этих операций; при необходимости - допуски или номинальные размеры, профессия исполнителя и с учетом сложности процесса - необходимый рабочий разряд.
К технологической карте выполняем эскизы, на которых показываем места и режимы обработки, требуемые размеры и допуски.
Цементация, цианирование и алитирование поверхностного слоя деталей машин
Цементация
Технологический процесс диффузионного насыщения углеродом называется цементацией.
Цементации подвергают детали машин, которые должны иметь износостойкую рабочую поверхность и вязкую сердцевину: зубчатые колеса, валы, пальцы, кулачки, червяки.
В промышленности применяют два способа цементации: в твер-
дом и в газовом карбюризаторе.
Цементация проводится при температурах 910-980°С. Во всех случаях насыщение поверхностного слоя детали идет через активную газовую среду, которая образуется при газовой цементации.
Цианирование – процесс химико-термической обработки, обусловливающей поверхностное насыщение стали углеродом и азотом одновременно и повышением в этой связи механических свойств и износоустойчивости (табл. 11.35).
Цианирование осуществляется путем нагрева стальных деталей в активных углерод- и азотосодержащих средах максимальной абсорбции и диффузии углерода или азота, выдержки при этой температуре в зависимости от требуемой глубины слоя и последующей закалки или охлаждения на воздухе.
Алитирование (алюминирование) — процесс диффузионного насыщения металлов и сплавов алюминием с целью повышения жаростойкости (работоспособность деталей может сохраняться при температурах до 1150 оС), окалиностойкости (для деталей из сталей с содержанием 0,1 – 0,2 % С), коррозионной и эрозионной стойкости, за счет образования на поверхности деталей прочного окисла Al2O3.
Алитированию подвергают различные стали, чугуны, жаропрочные сплавы и тугоплавкие металлы, титановые, медные и другие сплавы. Наиболее изученным и широко применяемым является алитирование в порошковых смесях. В промышленности также применяют алитирование в ваннах с расплавленным алюминием или его сплавами и металлизацию поверхности сплавов алюминием с последующим диффузионным отжигом.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 284.