ВОПРОС №32. Общие сведения об электротехнических средствах общевойскового назначения. Их классификация
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Источник электрической энергии общевойскового назначения – это такие источники, которые применяют в частях всех видов и родов войск, а также специальных войск для решения задач по своему штатному предназначению (питание силовых потребителей, освещение войск и военных объектов, заряд АКБ и т. д.).

Источник электрической энергии специализированный – это такие источники, которые предназначены для электропитания конкретного средства или комплекса вооружения, как правило, они базируются на базовых машинах этих средств, а по системе питания топливом, цепям управления и сигнализации объединены с ними.

Электроагрегат – установка, состоящая из двигателя внутреннего сгорания (различного типа) и генератора, смонтированных на общей раме, укомплектованная щитом управления и вспомогательным оборудованием.

Особенностью ЭА является то, что он может использоваться как автономный источник электрической энергии для питания различного рода потребителей (средства связи, освещение и т. д.), так и входить в состав ПЭС.

Автономный передвижной источник питания электроэнергией - такой источник, который позволяет осуществлять питание потребителей независимо от стационарных источников электроэнергии

Электростанция – комплексная энергетическая установка, состоящая из одного или нескольких ЭА, устройств управления и распределения электрической энергии, вспомогательного оборудования и имущества в соответствии с назначением.

Передвижная электростанция – электростанция, оборудование которой смонтировано на транспортном средстве или приспособлено к перемещению, без нарушения готовности к работе.

Передвижные электростанции имеют два основных типа исполнения:

1. Электростанции, имеющие в своем составе транспортное средство, на котором размещаются ЭА.

2. Электростанции, оборудование которых размещены в ящиках, укладках и других упаковках, не имеющих транспортного средства для его перемещения.

Электростанции и электроагрегаты ОВН различаются по ряду признаков.

По назначению:

-силовые

-осветительные

- зарядные

- электризуемые заграждения (для поражения л/с противника);

- инженерные (для электрификации и механизации проведения военно-инженерных работ).

По роду тока:

- постоянного тока (зарядные);

- переменного однофазного тока (осветительные);

- переменного трехфазного тока (силовые).

По типу первичного двигателя:

- бензиновые;

- дизельные;

- газотурбинные (применяются в основном на встраиваемых ЭА).

По способу охлаждения первичного двигателя:

- воздушного охлаждения;

- водовоздушного охлаждения (радиаторные);

-водоводяного охлаждения (двухконтурные) когда охлаждающая жидкость первого контура охлаждается жидкостью второго контура (применяется только у стационарных ЭА большой мощности от 500 кВт).

По способу защиты от атмосферных воздействий:

- капотного исполнения (в металлическом чехле);

- безкапотного исполнения;

- контейнерного исполнения;

- кузовного исполнения (только для электростанций).

По степени подвижности:

- стационарные;

- встраиваемые;

- передвижные:

- переносные (от 0,5 до 1 кВт);

- на раме-салазках (от 2 до 12 кВт);

- на прицепе;

- самоходные (на базе автомобиля);

- блочно транспортабельные (только для электростанций специального исполнения, когда перевозится частями (блоками));

- на ж/д платформе (вагоне) – энергопоезда.

ЭА и ПЭС по назначению используются как:

Основные ЭА и ПЭС используют, когда отсутствует связь с промышленной сетью.

Резервные ЭА и ПЭС используют в случаях, когда потребители получают питание от стационарных ИЭЭ и включают в работу лишь при исчезновении питания.

Вспомогательные ЭА и ПЭС используют для выполнения технологических операций собственных нужд у крупных источников. Например, у атомных, тепловых и гидроэлектростанций в качестве вспомогательных источников.

Структура условного обозначения ЭА содержит 13 позиций, разделенных дефисами.

1, 2,3,4-5,6,7-8,9,10,11,12,-13

1. А – электроагрегат.

2. Д – дизельный, Б – карбюраторный (бензиновый), Г – газотурбинный, П – газопоршневой.

3. Цифра, обозначающая номинальную мощность в кВт (8, 16 и т.д.).

4.С – агрегат стационарный, если С нет, то передвижной, У – встроенный.

5. Род тока Т – трехфазный, П – постоянный, если нет букв, то однофазный переменный.

6. Номинальное напряжение в В (230, 400 и т.д.).

7. Показывает частоту П400; П200; П425 - повышенная, если нет букв – 50 Гц – промышленная.

8. Цифра 1, 2, 3, 4 – степени автоматизации, если нет цифры, то 0.

9. Буква, показывающая охлаждение: В – воздушное охлаждение; Р - водовоздушное (радиаторное); Д – водоводяное или (двухконтурное) охлаждение.

10. Степень защищенности от внешних осадков П – под капотом.

11. Буква М – данный агрегат прошел модернизацию.

12. Цифры 1,2,…n показывают порядковый номер модернизации.

13.Буква Х, указывает, что документация по этому источнику утверждена стандартом на конкретный образец (то есть имеет отдельный стандарт).

Вопрос № 33. Назначение, ТТХ, общее устройство электростанций мощностью 2-4 кВт

Электростанции мощностью 2 и 4 кВт предназначены для освещения военных объектов в полевых условиях, а также для питания различных потребителей переменным током напряжением 220 В и частотой 50 Гц.

Электростанции мощностью 2 и 4 кВт выпускаются в двух исполнениях:

1. В первом исполнении они не имеют определенного транспортного средства, а электроагрегат и имущество размещается в ящиках и брезентовых мешках и перевозятся на любом транспортном средстве;

2. Во втором исполнении в комплект электростанции входит одноосный прицеп соответствующей грузоподъемности.

 

В состав осветительных электростанций входят:

- Унифицированный бензиновый (дизельный) электроагрегат однофазного (трихфазного) тока напряжением 230 В и частотой 50 Гц;

- Комплект осветительных средств;

- Комплект кабельной сети;

- Комплект запасных частей, инструмента и принадлежностей;

- Комплект укладочных средств;

- Прицеп (кузов-фургон на автомобиле);

- Комплект эксплуатационной документации.

 

Условные обозначения серийных осветительных станций соответствуют действующим техническим условиям. Например: ЗСБ-2х-М1 - электростанция бензиновая, мощностью 2 кВт, военная, осветительная, первой модификации.

 

Наименование характеристик

осветительные электростанции

ЭСБ-2х-М1 ЭСБ-4ВО-М1
1 Мощность номинальная, кВт 2 4
2 Напряжение номинальное, В

230

3 вид тока

сменный однофазный

4 Электроагрегат (силовая электростанция) АБ-2 В / 230-М1 АБ-4-О / 230- М1
5 Расход топлива, кг / ч 1,4 2,6
6 Количество светильников, шт .: - С отражателем 48 64
  - Без отражателя 12 16
7 Количество одновременно включенных

50

75

  светильников, шт.
8 Мощность электроламп, Вт 25; 40; 100 25; 40; 100
9 Общая длина кабельной сети, м 933 1548
10 Длина магистральной сети, м 675 1050
11 Количество ящиков с имуществом, шт. 5 8
12 Количество чехлов для кабельной сети 4 7
13 Габаритные размеры, мм:    
  - длина 3370 3370
  - ширина 2160 2160
  - высота 2000 2000
14 Общая масса, кг - с имуществом на прицепе ТАПЗ-755 1675 1920
  - С состоянием в укладке 1205 1450
15 Расчет, чел. 3 3

 

 

Вопрос № 34. Требования электробезопасности

К эксплуатации военных электроустановок и электротехнических машин допускаются специалисты, прошедшие специальную подготовку и имеющие соответствующую квалификационную группу и закреплены за этими средствами приказом командира воинской части. Личный состав, который привлекается к эксплуатации ЕТЗ, подлежит ежегодной проверке знаний правил техники безопасности и периодическому медицинскому осмотру в соответствии с действующими нормами.

Сержанты должны обеспечивать технически правильную эксплуатацию военных электроустановок и электротехнических машин, соблюдение мер безопасности подчиненным личным составом.

Личный состав, допущенный к эксплуатации военных электроустановок, должен:

- Знать требования правил, руководящих документов в соответствии с занимаемой должностью и своих обязанностей;

- Знать устройство и принцип работы ЭУ, находящихся в эксплуатации, а также машин, механизмов и приспособлений, которые при этом применяются;

- Твердо знать условия обеспечения безопасности во время выполнения конкретных работ на ВЭУ;

- Иметь необходимые практические навыки выполнения штатных технологических операций на ВЭУ;

- Знать устройство, назначение и порядок использования средств защиты и пожаротушения и уметь пользоваться ими;

- Уметь оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему от поражения электрическим током.

Во время эксплуатации электроагрегатов и передвижных электростанций необходимо следить, чтобы не было утечки топлива и масла из баков и трубопроводов.

В ходе заправки запрещается курить и пользоваться открытым пламенем, топливо и масло необходимо заливать с помощью специальных воронок или заправочных насосов с шлангами. В случае возгорания топлива, пламя необходимо тушить углекислотными огнетушителями или засыпать землей, песком, накрывать войлоком или брезентом. Запрещается заливать пламя водой.

Запрещается смазывать, чистить, регулировать и ремонтировать составные части работающего двигателя, касаться руками или инструментом для вращающихся частей. Не открывать крышку горловины радиатора при работе двигателя. Для снятия крышки радиатора на остановленном горячем двигатель, и одеть перчатки, а лицо держать подальше от горловины радиатора, чтобы избежать ожогов. Во время работы с антифризом не допускать его контакта с открытыми частями тела и попадание внутрь организма. В случае попадания антифриза на кожу, его необходимо срочно смыть водой с мылом.

В случае аварии необходимо немедленно остановить двигатель с помощью устройств нормального или аварийного останова.

Во время работы необходимо строго выполнять меры безопасности в ходе эксплуатации электрической составляющей электростанций (электроагрегатов). Нейтраль генератора электростанции должно быть изолированной от корпуса, заземлять ее категорически запрещается. Не касаться токоведущих частей, размещении как извне, так и внутри щитов управления. Запрещается ремонтировать электрооборудование во время работы электростанции (электроагрегата). Для выполнения ремонтных работ необходимо остановить электростанцию (электроагрегат), осуществить необходимые отключения и отсоединить кабель питания от щита управления электростанции, вывесить плакаты "Не включать - работают люди". Плакаты вывешиваются лицом, осуществившим отключения на всех коммутационных аппаратах, с помощью которых может быть подано напряжение.

Кабельные сети в передвижных электростанциях должны выполняться только с табельных проводов и кабелей, которые не должны иметь повреждений изоляции (трещин, изломов, срезов и т.д.). Командиры, в ведении которых находятся электроустановки, обязаны принимать меры по замене поврежденных участков кабеля и не допускать эксплуатацию электроустановок с поврежденной изоляцией. В случае прокладки кабельных сетей в местах перехода через участки местности, на которых возможно движение транспорта, необходимо принимать меры к предотвращению механическому повреждению кабеля. Во время ремонта кабельной сети кабель должен быть отключен от распределительного устройства, щита и т.

Кроме изложенных общих мер безопасности нужно выполнять специальные правила, изложенные в инструкции по эксплуатации конкретного типа передвижных электростанций.

При обслуживании электрифицированного инструмента работы должны проводиться только при наличии устройства защитного отключения или надежного заземления корпуса с обязательным использованием защитных средств (диэлектрических перчаток и ковриков, защитных очков).

К работе с инструментом допускаются лица, изучившие его устройство, правила эксплуатации, обученные безопасным методам работы, методам защиты, приемам оказания первой помощи и прошедшие специальный инструктаж. К выдаче электроинструмента необходимо проверить исправность провода заземления и отсутствие замыкания на корпус. До начала работы необходимо тщательно осмотреть инструмент и убедиться в полной его исправности. Во время перерывов в работе, а также при устранении неисправностей выполнения наладочных и регулировочных операций, установления рабочих органов электроинструмента необходимо отсоединить от сети питания.

Режущие рабочие инструменты (строгальные ножи, пильные диски, долбежные цепи и т.п.) должны быть исправны, нормально острые, правильно установленные и надежно закреплены. Категорически запрещается использовать неисправный электроинструмент.

Кабельная сеть и выключатели должны быть исправными, без нарушения изоляции, а замки полумуфт разъемных соединений - плотно закрытыми. Не допускается натяжение, скручивание и создания петель токопроводящего кабеля и резкие перегибы. Запрещается прокладывать кабель через проезды, подъездные пути, в местах складирования материалов, из ацетилена и кислородные шланги, острые углы металлоконструкций. В противном случае он должен быть надежно защищен или подвешен.

К проведению электросварочных работ допускаются электросварщики с квалификационной группой по электробезопасности не ниже 2. При электросварочных работ необходимо пользоваться специальной одеждой (курткой, брюками, сапогами с глухим верхом, рукавицами, фартуком с нагрудником, головным убором), а при сварке цветных металлов и сплавов, содержащих цинк, свинец, медь - фильтрующими респираторами.

Во время работы вблизи металлических конструкций, котлов, резервуаров сварочных должен пользоваться диэлектрическими перчатками, галошами и калмычка. Во время работы в закрытых емкостях необходимо надевать полиэтиленовые каски. Над сварочными установками незащищенного исполнения, находящихся на открытом воздухе, должны быть сделаны защитные навесы из негорючих материалов. При их отсутствии ведения электросварочных работ во время снегопада и дождя, запрещается.

При выполнении электросварочных работ ЗАПРЕЩАЕТСЯ:

- Ремонт сварочных установок под напряжением;

- Сварка закрытых емкостей, находящихся под давлением (котлов, баллонов, трубопроводов и т. Д.), Или емкостей с взрывоопасными веществами;

- Резка цистерн, бочек, резервуаров из-под горючих или легковоспламеняющихся жидкостей, а также из-под взрывоопасных горючих газов без предварительной тщательной их очистки, пропаривания и удаления газов вентилированием.

Подключение и отключение от сети электросварочных установок, а также надзор за их исправным состоянием в ходе эксплуатации должен осуществлять электротехнический персонал данной воинской части.

Перед подключением сварочной установки необходимо провести ее внешний осмотр и убедиться в ее исправности. Особое внимание необходимо обратить на состояние контактов и проводников заземления, исправность изоляции рабочих проводов, наличие и исправность защитных средств. При обнаружении каких-либо неисправностей, сварочную установку включать запрещается.

При работе с аккумуляторными батареями обслуживающий персонал должен обеспечиваться костюмами из грубой шерсти, резиновыми фартуками, кислотоустойчивыми сапогами и перчатками, защитными очками. При обращении с серной кислотой, приготовления электролита и заливки аккумуляторных батарей необходимо обязательно надевать кислотостойкий костюм, защитные очки, резиновые перчатки и сапоги, фартук.

Категорически запрещено : вынимать бутыль с серной кислотой из корзины за горловину; переносить бутыль с кислотой без корзины; переливать кислоту из бутыли одному человеку без устройств. Во время изготовление раствора электролита кислота медленно, с остановкой, тонкой струйкой должна вливаться в сосуд с дистиллированной водой. Раствор следует все время перемешивать. ЗАПРЕЩАЕТСЯ производить раствор путем вливания воды в кислоту. Кислотные и щелочные аккумуляторные батареи должны быть размещены в разных помещениях.

При осмотре аккумуляторных батарей в ходе обслуживания запрещается пользоваться открытым огнем. Для осмотра разрешается пользоваться только электрическими переносными лампами безопасного напряжения 12 или 24 В. Перед зарядкой батареи необходимо выкрутить пробки.

Заряжать аккумуляторные батареи необходимо на стеллажах или в специальных шкафах, оборудованных вытяжной вентиляцией. Во время зарядки нельзя наклоняться к батареям, чтобы избежать ожогов лица и глаз брызгами электролита. Подсоединять и отсоединять аккумуляторные батареи во время зарядки разрешается только после отключения зарядного сети.

 

ВОПРОС №35. Общие положения по организации эксплуатации инженерной техники в части. Разделение ее на группы эксплуатации.

Приказ МО РФ 2013г. № 969 «Об утверждении руководства по содержанию вооружения и военной техники общевойскового назначения, военно-технического имущества в Вооруженных Силах Российской Федерации».

Приказ МО РФ 13.07.2017 №435 «Об утверждении руководство о порядке эксплуатации и ремонта инженерной техники и инженерного имущества».

Эксплуатация – стадия жизненного цикла изделия, включающая в себя этапы:

1) Ввод в эксплуатацию, определения состояния, проведения ТО и других работ, направленных на обеспечение надёжности техники при использовании в конкретных условиях, создание необходимого запаса, технического ресурса (срока службы)

2) Приведение техники в установленную степень готовности, а именно:

· нанесение номерных и опознавательных знаков (перед вводом машины в строй);

· обкатку новых и отремонтированных машин;

· установку дополнительного оборудования;

· ежедневное или очередное техническое обслуживание №1 или №2;

· работы, выполняемые перед выходом машины из парка

3) Поддержание в установленной степени готовности к использованию по назначению.

В основу положена система ТО и ремонта.

ТО - комплекс операций по поддержанию работоспособности или исправности изделия, при использовании по назначению ожидании, хранении и транспортировании.

Ремонт - комплекс операций по восстановлению исправности или работоспособности изделий и восстановление ресурса изделий или их составляющих частей.

4) Использование изделия - этап эксплуатации, в течении которого изделия соответствуют его функциональным назначениям.

5) Хранение. Этап эксплуатации при котором не используемое по назначению изделие содержится в специальном отведённом для его хранения месте в заданном состоянии и обеспечивается его сохранность в течении его срока. Есть кратковременное и длительное.

6) Транспортирование. Этап эксплуатации включающий подготовку и перевозку или перемещение изделия в заданных условиях с использованием транспортных или буксированных средств при обеспечении его сохраняемости технического состояния и комплектности.

7) Снятие с эксплуатации.

8) Списание.

Дата: 2019-03-05, просмотров: 808.