Если измерить одновременно высоты двух светил и по значениям этих высот нанести на изображение Земли два круга равных высот, то точка пересечения изолиний, ближайшая к счислимой, укажет обсервованное место судна. Вместо кругов равных высот на карту могут быть нанесены отрезки прямых линий, касательные к кругам вблизи счислимого места. Такие прямые линии получили название высотных линий положения.
Круги равных высот для получения обсервованного места судна наиболее просто можно нанести на глобус. Дл этого необходимо нанести полюс освещения светила а, то есть проекцию светила с на поверхность Земли: широта jаполюса освещения есть склонение светилаdс,jа=dс; долготаlаполюса освещения измеряет гринвичский часовой угол tгрСсветила,lа= tгрС.
Подобрав два светила, наблюдатель измеряет их высоты h1и h2, замечая по хронометру гринвичское время наблюдений. На замеченные моменты наблюдений из МАЕ выбирают гринвичские часовые углы (практические) и склонения наблюдавшихся светилdи tгр, которые равны географическим координатам их полюсов освещения а1и а2. Нанеся полюса освещения по координатам на глобус (рис. 3.23.), принимают их за центры, из которых сферическими радиусами z1= 90°- h1и z2= 90°- h2, взятыми в масштабе глобуса, описывают в районе счислимой точки судна отрезки дуг кругов равных высот. Точка пересечения этих дуг представит собой обсервованное место наблюдателя Мо.
Для получения обсервованного места судна достаточно нанести на карту небольшие участки кругов равных высот в районе точки их пересечения. При этом с допустимой для практики погрешностью небольшие отрезки кривых могут заменяться касательными к ним прямыми линиями, т.е. высотными линиями положения (ВЛП).
Линии положения непосредственно на меркаторской карте прокладывают только в том случае, если карта, по которой ведется счисление, имеет масштаб 1 : 500 000 и крупнее. При плавании в открытом море, где чаще все и приходится прибегать к астрономическим методам определения места, используют мелкомасштабные генеральные карты. В этом случае для прокладки элементов линий положения следует использовать карты-сетки.
Для получения обсервованного места выбирают подходящую по широте карту-сетку. На линиях меридианов карандашом проставляют долготу, соответствующую району плавания. После этого наносят свое счислимое место и выполняют прокладку, как на обычной карте. Получив обсервованную точку, снимают ее координаты и невязку для занесения в судовой журнал. Обсервованную точку переносят на рабочую карту.
Если нет карты-сетки, прокладку линий положения выполняют в желаемом масштабе на листе бумаги или специальном бланке.
Произвольную точку на листе бумаги, однако с расчетом наилучшим образом использовать его площадь при дальнейших построениях, принимают за счислимое место судна Мс (jс,lс). От этой точки прокладывают линии азимутов. Циркулем-измерителем снимают с линии масштаба переносы и откладывают по линиям азимутов. Проведя через определяющие точки К1и К2линии положения, получают в их пересечении обсервованное место Мо.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 352.