Наиболее влиятельное коммунистическое учение. Марксизм сложился во второй половине XIX в. В основе жизни общества лежит производство материальных благ (еда, жилище, одежда и т.д.), необходимых для существования людей. Поэтому производство материальных средств к жизни и экономический строй общества составляют основу, базис, на которых развиваются государственные, правовые и прочие учреждения и идеи — надстройка. Государство и право как части надстройки всегда выражают волю и интересы класса. Экономическая основа определяет исторический тип, характер и особенности той или иной общественной формации.. Первобытное общество, античное, феодальное, буржуазное, социалистическое общество — последовательно сменяющиеся формации.
Маркс Карл — «Святое семейство» (1845 г.), «Немецкая идеология» (1846 г.), «Манифест Коммунистической партии» (1848 г.), «Капитал».
Энгельс Фридрих — «Положение рабочего класса в Англии», в 1848 г. вместе с Марксом — «Манифест Коммунистической партии». «Происхождение семьи, частной собственности и государства» (1884 г.).
Происхождение государства, по Марксу и Энгельсу, обусловлено образованием антагонистических классов. Государство — результат внутреннего социального развития и непримиримости классовых противоречий, сила, стоящая над обществом и умиряющая столкновения классовых интересов.
Признаки государства: разделение подданных государства по территориальным делениям... учреждение публичной власти.... Ее отличие от общественной власти, во-первых, в классовом характере; во-вторых, она обособлена, отделена от народа; в-третьих, она «состоит не только из вооруженных людей, но и из вещественных придатков, тюрем и принудительных учреждений всякого рода, которые были неизвестны родовому устройству»; в-четвертых, для содержания этой публичной власти необходимы налоги»; в-пятых, обладая властью и правом взыскания налогов, особая группа лиц становится над обществом. Сущность государства — общественный институт, с помощью которого экономически господствующий класс становится также политически господствующим, приобретая тем самым новые средства для реализации своих классово-исторических задач. Оно выступает как политическая организация господствующих классов, служащая для удержания в повиновении эксплуатируемого большинства. Такая сущность государства сохраняется у всех исторических типов государственности — рабовладельческой, феодальной, капиталистической.
К.Маркс и Ф.Энгельс утверждали, что капитализм уже в середине XIX в. стал тормозом общественного развития, гражданского общества. Силой, способной разрешить противоречие между растущими производительными силами и тормозящими их рост капиталистическими отношениями, они считали пролетариат. Он осуществит всемирную коммунистическую революцию, построит новое, прогрессивное общество без классов и политической власти. Политическая власть рабочего класса — диктатура пролетариата — высший тип демократии, выражающей интересы и опирающейся на поддержку огромного большинства народа. Пролетарская демократия будет соответствовать историческому периоду социализма — первой фазе коммунистического общества. Коммунизм, подготовленный социалистическими преобразованиями навсегда покончит с эксплуатацией, социальным, национальным и колониальным гнетом, кровавыми войнами. Социалистический принцип «каждому По труду» он сменит принципом распределения «по потребностям». При коммунизме отпадает надобность в праве и государстве.
По марксистскому учению право тоже носит классовый характер. Государство и право в марксистском учении — надстроечные явления, две стороны одного и того же феномена: политической власти. Тезис о единстве государства и права: 1) Государство и право вместе появляются на исторической арене и вместе сойдут с нее. 2) Каждому историческому типу государства соответствуют свой, адекватный ему тип права. 3) Право не может развиваться и функционировать без государства. 4) Государство, в свою очередь, немыслимо без права.
Право защищает интересы господствующего класса от преступлений. Преступления, объясняется в марксизме, коренятся в материальных условиях жизни индивидов. Переход от капиталистического к социалистическому обществу — переход от одного классового типа права к более высокому типу и отмирание права, т.к. отпадает надобность в принудительной системе социальных норм. Оно станет всеобщим, гуманным, добровольным (со всеобщего согласия), основанным на принципах морали. Марксизм избежал судьбы других социалистических и коммунистических доктрин, ставших достоянием узкого круга единомышленников. В XX в. он станет мощным идейным оружием коммунистов по переустройству мира.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 200.