Средневековье: Марк Аврелий Августин (Августин Блаженный), Фома Аквинский.
- развитие социально-политической мысли в основном усилиями религиозных деятелей;
- обоснование теологической теории политической власти;
- доминирующая роль религии (и зависимого от неё государства) в политической сфере.
Марк Аврелий Августин (Августин Блаженный) (354-430 гг.):
- обоснование и оправдание неравенства в обществе (за счет грехопадения первых людей);
- положение человека в обществе предопределено миром небесным;
- понимание истории человечества как борьбы ”двух градов“: ”града божьего“, состоящего из праведников, божьих избранников и светского государства, ”великой разбойничьей организации“, в которой борются лишь за материальные блага. В конечном итоге ”град божий“ победит.
Фома Аквинский (Фома Аквинат) (1225-1274 гг.), основатель томизма (соединение ортодоксальной позиции в религиозных вопросах с подчеркнутым уважением к правам рассудка и здравого смысла.
- сущность власти устанавливается богом;
- государство также является божественным установлением;
- могут быть злоупотребления властью, и это даёт народу право на сопротивление тирану и даже его насильственное свержение;
- в то же время и государство может наказывать еретиков, если церковь не справится с ними духовными средствами.
Кризис феодализма и зарождение буржуазии вызвали рост активности в социально-политической жизни - Эпоха Возрождения.
Ведущие мыслители этого периода: Н. Макиавелли, Мартин Лютер, Томас Мор, Томазо Компанелла, Жан Боден, Т. Гоббс, Г. Гроций, Дж. Локк, Б. Спиноза.
- развитие гуманистических начал в политической теории;
- освобождение политической мысли от теологии;
- анализ проблемы прав и свобод человека;
- анализ закона и государства, демократического устройство общественной жизни.
Никколо Макиавелли (1469-1527 гг.). ”Государь“, ”Рассуждения о первой декаде Тита Ливия“, ”Искусство войны“. Политика как автономная сфера человеческой деятельности. Высшее правило политики - найти тот образ действия, который соответствует характеру времени и специфическим обстоятельствам в момент принятия решения. Вот почему политика не сводится к простому усвоению общих предписаний. Ни одну из форм правления (монархия, аристократия, демократия) не считал совершенной и пригодной во всех обстоятельствах. Политик должен соединять в себе черты льва и лисицы. Главным условием политического успеха считает ”доблесть“, а не низость души. Итальянский мыслитель выдвигает тезис ”цель оправдывает средства“. Под политикой понимал, прежде всего, политику силы. Главной опорой политики государства он считал хорошие законы и сильное войско.
Томас Гоббс ”Левиафан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданского“ (1651 г). Мир есть совокупность вещественных субстанций – естественных и искусственных тел. Человек занимает промежуточное положение: он является естественным телом, но, в качестве гражданина, участвует в создании искусственного тела - государства. В естественном (догосударственном) состоянии люди равны друг другу физически и умственно. Естественное состояние - это война ”всех против всех“. Здесь действует естественное право, (свобода делать всё для самосохранения). Государство возникло на основе общественного договора, и было учреждено в целях обеспечения всеобщего мира и ограждения безопасности. В результате общественного договора на государя были перенесены права отдельных граждан, добровольно ограничивших свою свободу. Благо народа - высший закон государства. Гоббс отдаёт предпочтение монархии, обеспечивающей непрерывность волеизъявления суверена.
Джон Локк (1632-1704 гг.). Политическая теория Локка в ”Двух трактатах о государственном правлении“ направлена против патриархального абсолютизма и рассматривает социально-политический процесс как развитие человеческого общежития от естественного состояния до гражданского общества и самоуправления. Основной целью правительства является защита естественного права граждан на жизнь, свободу и собственность, и в целях надежного обеспечения прав люди соглашаются учредить государство. Каждый человек передаёт государству и правительству часть своих прав. Несоблюдение правительством правил ”общественного договора“ делает его незаконным и даёт право подданным на сопротивление. Однако сопротивление также ограничивается разумными пределами и заканчивается с установлением прочного политического баланса. Локк формулирует идею правового государства, утверждая, что в государстве абсолютно никто, никакой орган не может быть изъят из подчинения законам.
Бенедикт (Барух) Спиноза (1632-1677 гг): ”Политический трактат“. Он был сторонником республиканского правления и противником монархии. Осознание политической роли церкви как ближайшего союзника монархического правления. Выводил закономерности общества из особенностей неизменной человеческой природы и считал возможным гармоническое сочетание частных эгоистических интересов граждан с интересами всего общества.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 202.