В цивилизациях Древнего Востока сложился самый ранний тип общества. Он характеризуется господством патриархального натурального хозяйства, устойчивостью государственных форм собственности на землю и общинного землевладения, медленным развитием индивидуальной частной собственности. Политическая мысль на основе религиозно-мифологического мировоззрения.
Древняя Индия: брахманизм. Утверждение верховенства родовой знати в складывающихся государствах. Главный документ – «Законы Ману». Политический идеал: теократическое государство, в котором царь правит единолично под руководством жрецов. Идеи господства наследственной знати и подчинения светских правителей жрецам. Общество делилось на 4 сословия: брахманы (жрецы, учителя), правители + воины, торговцы + ремесленники + земледельцы, слуги. В политической жизни участвовали только первые два сословия.
В VI-V вв. до н.э. - буддизм. Идея освобождения человека от страданий, причиной которых являются мирские желания. Дела человеческие зависят от собственных усилий людей. Впоследствии усиливаются мотивы покорности и непротивления существующей власти и т.д. Социальные требования буддизма, по существу, сводились к уравнению каст в религиозной сфере и не затрагивали основ общественного строя. Везде пишут, что он начал влиять на брахманизм и, соответственно, на политику, но как – непонятно. Наверное, просто все менее жестко и урегулировано стало.
Китай. Даосизм: воззрения мелковладетельной знати и общинной верхушки, их протест против чрезмерного обогащения правителей, усиления чиновничьего аппарата. Понятие "дао" (путь). Оно было заимствовано из традиционных китайских верований, где означало правильный жизненный путь человека или народа, соответствующий велениям неба.
Конфуцианство: концепция "гуманного управления" государством. Строгая социальная дифференциация и иерархическое разделение обязанностей между членами общества. Государство - средство обеспечения блага народа и необходимого порядка. Причем государство должно опираться на мудрость и добродетель правителя и его достойных помощников. Идеальной моделью государственного устройства является семья (император играет роль отца, а подданные – детей). Упор на традиции и культовое почитание предков. Моизм: интересы мелких собственников - свободных земледельцев, ремесленников, торговцев. С одной стороны, они были близки к трудящимся массам, а с другой, стремились приблизиться к правящей верхушке, требовали для себя привилегий высших сословий.
Легизм: интересы имущественной и служилой знати. Шан Ян - реформы узаконивания частной собственности на землю. В противоположность даосам, конфуцианцам и монетам, легисты доказывали невозможность возврата к старине. Сосредоточить всю полноту власти в руках верховного правителя, лишить наместников властных полномочий. Практическое применение легистских концепций сопровождалось усилением деспотизма, эксплуатации народа, внедрением в сознание подданных животного страха. В II-I вв. до н.э. конфуцианство, дополненное идеями легизма, утверждается в качестве государственной религии (оставалось до 1911-1913 гг.)
Источники древневосточной политической мысли на востоке: Пятикнижие Моисея в Ветхом завете, древневавилонский политико-правовой памятник “Законы Хамураппи” (превозносят царя как богоподобное существо, законы, служащие интересам знати и направленные на укрепление своего государства), “Авесту (общественно-политические взгляды пророка Заратустры).
Древний Египет: рабовладельческое общество. Долго сохранялась сельская община. Эксплуатация рабов, свободных земледельцев и ремесленников. Восточная деспотия во главе с обожествляемым фараоном. «Поучение Птахотепа» (III тыс. до н.э.): необходимость общественного неравенства. Призывает «низших» относиться с покорностью и смирением к «высшим». Испытывает страх перед всякого рода переменами. Беспрекословное повиновение фараону, начальнику объявляется высшей добродетелью чиновника. «Наставление царя Ахтоя своему сыну»: суровая, но осторожная государственная политика. «Поучение Аменемопе» (X–IX вв. до н.э.): призывает вельмож к умеренности и осторожности, требует от судей беспристрастия, призывает к смирению, покорности, внушает мысль о необходимости во всем слепо повиноваться жрецам.
Древняя Греция. Зародилась философия, как особая форма мировоззрения. В рамках общефилософских учений начинают разрабатываться политико-правовые концепции. Вершина развития политической мысли Греции - творчество Платона и Аристотеля.
Платон (427 — 347 до н.э.) трактаты "Государство", "Законы", диалог "Политик".
Политика - царское искусство, требующее знания и умения управлять людьми. Возникает тогда, когда в обществе появляется необходимость регулирования взаимоотношений между людьми. Цель: "забота... о целом человеческом обществе". Политики — люди, и поэтому несовершенны. Чтобы прекратить кругооборот отрицательных форм правления, необходимо утвердить на земле "идеальное государство", основанное на божественной справедливости. Оно должно состоять из трех обособленных сословий: мудрецов-философов, являющихся правителями; стражей-воинов; народа. В конце жизни Платон пересмотрел многие положения своего учения. "Законы": допускаются частная собственность, деньги, семья у всех сословий. Однако значительно возрастает контролирующая роль государства — в итоге аристократическая республика. Платон в "Законах" различает два вида гос. устройства: первый — где над всем стоят правители, второй — где и правителям предписаны законы. "Я вижу близко гибель того государства, где закон не имеет силы и находится под чьей-либо властью". Идеальное государство как правление лучших и благородных — аристократия.
Аристотель (384 — 322 до н.э.). Подверг критике Платона о совершенном государстве, предпочел говорить о таком политическом устройстве, которое может иметь у себя большинство государств. Был убежденным защитником нрав индивида, частной собственности и моногамной семьи. Первый выделил изучение общественных отношений в самостоятельную науку о политике. Люди могут жить только в условиях политической системы, поскольку "человек по природе своей есть существо политическое". Цель: придать гражданам высокие нравственные качества; общее благо. Задача: воспитание добродетелей граждан (исполнять гражданский долг и повиноваться властям и законам). Аристотель различает правильные и неправильные гос. устройства. Правильный: преследуется общее благо (монархия, аристократия, полития (самая лучшая)). Неправильный: преследуются частные цели правителей (тирания, олигархия, демократия (наиболее сносная)). Главное в государстве — гражданин.
Древний Рим: "О природе вещей" Кара и работы "О государстве" и "О законах" Цицерона.
Тит Лукреций Кар (99 — 55 до н.э.) развил представления Демокрита о прогрессивном развитии людей и мысль Эпикура о договорном характере государства и права.
Марк Туллий Цицерон (106 — 43 до н.э.): о правовом характере государства, о справедливости и истинном законе, о естественном праве. Существует высший закон природы, источником которого являются в равной степени божественное начало и рациональная, социальная природа людей. Естественное право — распространяется на всех людей, призывает к исполнению долга; отменить его невозможно. Истинный закон один и тот же везде и всегда. Три простые формы правления: царскую власть, аристократию и демократию, подчеркивая, что "благоволением своим нас привлекают к себе цари, мудростью — оптиматы, свободой — народы". Смешанную форму государства считал наилучшей.
Значительным достижением древнеримской мысли было создание юриспруденции как самостоятельной науки. Римские юристы тщательно разработали обширный комплекс политико-правовой проблематики в области и общей теории государства и права, и отдельных юридических дисциплин.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 205.