При прохождении курса священной истории в умах детей иногда возникают разные недоуменные вопросы, а иногда вселяются и взрослыми людьми различные сомнения и возражения против истинности священно-исторических повествований. Замалчивать эти сомнения и возражения нельзя, так как они впоследствии укореняются в душах бывших питомцев школы и со временем становятся в их глазах неопровержимыми. Не получив разрешения своих сомнений в юности, человек теряет охоту к исканию истины и находит сладость пребывания во лжи. Опровержение своих заблуждений он встречает враждебно и, не смотря на очевидность опровержений, остается при своем утверждении, т. е. впадает в смертный грех противления добру, веруя в него и трепеща пред ним.
Наилучшим средством опровержения всех возражений против истинности священно-исторических фактов является такое преподавание, при которых все сомнения устраняются вперед. Но такая постановка дела может предноситься только в идеале, а в действительности к ней можно лишь приближаться. Поэтому законоучителю необходимо считаться с сомнениями, недоумениями и возражениями учащихся. И нужно заметить, что ни один предмет школьного преподавания не встречает столько возражений, как священная история. Однако следует бояться не предъявления возражений учащимися, а замалчивания их. Правда, для ответов на все возражения законоучителю много нужно знать по специально богословским наукам и по другим отраслям знания, но эта необходимость многознания или вернее многосторонности умственного развития для законоучителя составляет необходимое условие в приобретении авторитета среди учащихся.
Знание во все времена представляло собою великую силу, и значение духовенства в просвещенной стране может быть поднято не внешними мерами власти, а возвышением над массой как в нравственном, так и в умственном отношении. При поощрении задавания вопросов учащимися законоучителю может грозить опасность намеренного отвлечения от уроков всего класса отдельными изобретательными на всевозможные выдумки шалунами, под предлогом разрешения недоумений. На первых порах эта опасность может показаться даже страшной, но скоро ее грозный вид исчезает. Вопросов и возражений в головах учащихся может достать на 2-3 урока, и притом возражения, задаваемые лишь с целью провести время, вызывают протест против самого возражателя со стороны всего класса. Поэтому опасаться напрасной траты времени на разъяснения недоумений излишне, а между тем объяснения законоучителем тех вопросов, которые близки сердцу учащихся, сближают преподавателя со своими питомцами и ставят его в должное отношение к детям.
Своевременное разъяснение сомнений способно охранить человека от многих падений и, наоборот, укоренение их ведет к бездне отрицания и гордости. Бояться неожиданности возражений излишне, потому что большая часть этих возражений известна, они настолько однообразны, что скорее могут надоесть своим постоянным повторением того, что уже давно опровергнуто, чем привести в затруднение добросовестного законоучителя, который берется за книгу не по одной необходимости, но и по любознательности. Общее правило при разъяснении недоумений и возражений заключается в том, что законоучитель должен говорить правдиво, искренно и ясно, с полным знанием того, что он объясняет. Если в данный момент преподаватель вполне удовлетворительно не может выяснить вопрос ученика, то лучше отложить это объяснение до другого раза, чем запутывать его словами.
Ученик чувствует ложь, хотя и не может в ней разобраться и теряет доверие к преподавателю. Не отсрочка ответа на некоторое время, а сбивчивый, неясный ответ подрывает авторитет преподавателя в глазах учащихся и, вместе с тем, роняет достоинство и самого предмета преподавания. То же следствие вытекает и из уклончивых объяснений, в которых сквозит сомнение законоучителя в истинности того, что он объясняет. Ученик ставит прямо и определенно, например, такой вопрос: "правда ли, что на том свете грешники горят в огне?" Законоучитель отвечает: "наша православная церковь учит, что".... и т. д. или: "в Священном Писании говорится, что"... По-видимому, такой ответ показывает уважение к учению церкви или обоснованность его на учении Слова Божия, но в глазах учащихся он представляется неискренним, уклончивым, неуверенным. Если от учащегося требуется непременно прямой ответ на вопрос, то учащий в этом отношении обязан служить образцом. Ученик спрашивает: "правда-ли?" И ответ должен быть дан прямо, т. е. да или нет. Если прямой ответ осуждает явно самого отвечающего, то и тогда уклоняться с прямого пути вредно для дела. Так напр., ученики могут спросить: "грешно курить или нет?" Законоучитель должен прямо и честно ответить да или нет, хотя бы он и сам был повинен в этой привычке. Всякие извороты и толкования делу не только не помогут, но уронят законоучителя в глазах учащихся несравненно более, чем прямое признание им своей слабости, а отсюда вытекает веское побуждение отстать от худой привычки.
Все недоумения и возражения, предъявляемые при изучении священной истории, можно разделить на две больших группы:
1. на указание мнимых внутренних противоречий между отдельными фактами
2. на несогласие священно-исторических повествований с законами разума и с научными данными.
Возражения первого рода наиболее часто приводятся против повествований о событиях земной жизни Спасителя, когда о них говорится, с некоторыми различиями в подробностях, не у одного евангелиста; а возражения второго вида обычны при рассказах из ветхозаветной истории. Во второй, практической части настоящего труда, приведены и объяснены все более или менее серьезные возражения, в данном же месте приводить их нет надобности.
Кроме сомнений, возникающих в детском уме, и возражений, навеянных посторонними людьми, ученики нередко предлагают так называемые "глупые" вопросы. Этих вопросов иногда бывает очень не мало, и они в глазах детей имеют большое значение. В этих вопросах выражается мировоззрение детей, степень их развития и способ их логического мышления. Часто бывает даже среди одинаковых по возрасту людей, что кажущееся одному серьезным представляется другому не заслуживающим никакого внимания. Такое различие во взглядах зависит от различной степени умственного, нравственного и эстетического развития людей.
Дети же и взрослые естественно плохо понимают друг друга. Но взявшийся за дело воспитания обязан знать природу детей, как проводник обязан . знать дорогу, как машинист-машину. Поэтому необходимо разобрать каждый вопрос ученика, до пытаться, как он до него дошел и что хочет им узнать. Кто назовет брата своего глупым, тот, по слову Спасителя, повинен суду синедриона, а потому ни одного вопроса учащегося нельзя оставить невыясненным, если только этот вопрос дан серьезно, а не из шалости. Нередко бывает, что вопрос ребенка, кажущийся с первого взгляда пустым, глупым, оказывается мудрее вопросов взрослого человека и требует для своего разрешения и достаточного запаса сведений, находчивости, и зрелой мысли.
Весьма полезно детские вопросы постоянно записывать и принимать их во внимание при прохождении курса священной истории в последующие годы. Это записывание вопросов доставит преподавателю надлежащую опытность и научит его пониманию детской природы и детского мышления. При этом полезно отмечать, какие отделы наиболее затрудняют учащихся и вызывают большее количество недоуменных вопросов. Эта запись укажет законоучителю, как нужно вести преподавание того или другого отдела, и поможет ему с наименьшей затратой сил достигать наибольших результатов.
Наглядные пособия.
Восприятие переходит в более определенное и твердое представление, если оно производится посредством наибольшего количества ощущений. На этом основании современная школа стремится к применению наибольшего количества наглядных пособий в преподавании всех предметов учебного курса. Священная история не располагает большим количеством наглядных пособий, а потому необходимо возможно полнее использовать то, что имеется.
Первым пособием в преподавании истории вообще служит географическая карта. О ее значении и употреблении сказано в 4 главе настоящей методики. В применении карты, конечно, прежде всего необходимо указать местоположение Месопотамии, Аравии, Египта и Палестины, т. е. мест, упоминаемых в священной истории, по карте полушарий, а потом, при прохождении курса, иметь всегда под руками - карту Палестины.
Пусть каждое событие, приуроченное к известному месту, отмечается учащимися на карте, чтобы рассказ запоминался ими не только посредством слуховых ощущений, но и зрительной памяти. Если событие приурочивается последовательно к местностям, находящимся рядом друг с другом, то к слуховой и зрительной памяти будет приходить на помощь и двигательная. Карта тогда послужит и к обоснованию священной истории как достоверного знания, покоящегося не только на чувстве веры, но и подлежащего подтверждению разумом, и та же карта даст возможность учащимся крепче усвоить сообщаемые им сведения.
Географическая карта дает некоторое понятие о том, где произошло известное событие, посредством сопоставления взаимоотношений между отдельными местностями. Эти сведения дополняются посредством ответа на вопрос, как произошло событие, через священно-историческую картину. Бсе дети любят рассматривать картинки, и потому священно-исторический рассказ, дополняемый картиной, приобретает в глазах учащихся особенный интерес и через это содействует успешности занятий.
Картина может применяться на уроках двояким способом: она или может быть взята за исходную точку, от которой ведется рассказ, или же дополняет и напоминает его. Например, притча. о Мытаре и Фарисее по первому способу рассказывается так: законоучитель показывает картину и спрашивает учащихся: "что вы здесь видите"? Ученики отвечают: "двоих людей."
Закон. Где они стоят?
Учен. В церкви.
Зак . Что в церкви делают?
Учен. Молятся Богу.
Зак . Что делают двое этих людей?
Учен. Молятся Богу.
Зак. Как они стоят: рядом или иначе?
Учен. Один впереди, другой позади.
Зак . Как держит голову первый? Как второй? и т. д.
На основании такого разбора картины преподаватель ведет рассказ. Два человека пришли в церковь молиться Богу. Один человек был гордый и назывался фарисей. Фарисей считал себя праведным, встал впереди, поднял голову и на чал хвалиться перед Богом: благодарю Тебя, Боже, что я не таков, как другие люди... и т. д. Нетрудно заметить, что при этом способе ведения рассказа картина имеет весьма существенное значение. Чем она обильнее подробностями, тем полнее может быть рассказ, чем ближе она к истине, тем точнее получается и повествование.
Преимущество этого способа заключается в том, что дети сначала видят картину, стремятся к истолкованию ее и слушают рассказ с большим вниманием, участвуя сами в приобретении новых сведений посредством перехода от известного к неизвестному. Но эти достоинства способа предварительного разбора священно-исторических картин уменьшаются теми недостатками, какие скрываются под кажущимися преимуществами. Нельзя опускать из вида того обстоятельства, что главным источником священной истории служит слово Божие, а не воображение художника.
При ведении рассказа через рассматривание картины приходится принимать истолкование библейских событий художников и подчиняться этому толкованию. В картине может быть или очень много подробностей, которые могут отвлекать внимание от главного, существенного, или встречаются такие изображения, которые могут быть названы лишь правдоподобными, но не подлинными. С точки зрения искусства они верны, но не могут быть предложены вниманию учащихся в качестве бесспорных. А дети принимают все за истину не с идейной лишь стороны, а в полном объеме. Не говоря о том, что большинство рисунков компонуется рисовальщиками, а не художниками, можно заметить, что и художник вносит в библейскую картину свое творчество, и с подробностями священных изображений не всегда можно согласиться.
Для всякого ясно различие между картинами из жизни Спасителя напр. Поленова и Нестерова, Васнецова и Гоффмана, Иванова и Ге. Развитого человека это различие нисколько не поражает, но в детях вызывает недоумение. Вследствие простодушной доверчивости детей ко всему, что они видят и слышат, картину удобнее употреблять после рассказа в качестве его наибольшего освещения. Выслушав предварительно рассказ, дети обращают внимание при рассматривании картины на главное и не развлекаются подробностями, не имеющими существенного значения ни в учебном, ни в воспитательном отношении.
При показывании картины после рассказа учащиеся большею частию сами находят участников события и угадывают их действия. Законоучителю остается лишь направить внимание учеников на главное и тем оказать содействие к укреплению в памяти детей хода событий. По картине учащиеся могут повторить рассказ, слышанный ими от преподавателя, и картина может служить для них хорошим вспомогательным средством. Картины священной истории могут быть или стенными, большого размера, или же напечатанными в учебниках. Стенные картины священной истории далеко не богаты по выбору в русских изданиях и не отличаются изяществом рисунка, кроме нескольких картин под названиями: Виды Палестины, Святая Земля и гелиогравюры духовного содержания, издания фирмы Гросман и Кнебель.
Названные издания скорее относятся к области библейской географии и притом дороги по цене. Конечно, они могут быть полезны для школы, но начальные училища пока еще не имеют возможности приобретать многого, что хорошо и полезно, из области наглядных пособий. Не только начальные школы, но и средние учебные заведения пока довольствуются картинами Сидорского. Заграничные картины не всегда соответствуют духу православия и мало доступны по цене. Выписка заграничных изданий сопряжена с большим риском, так как везде есть плохие издания, и между заграничными картинами встречаются такие плохие, которые совершенно непригодны для школы.
Другим средством для уяснения рассказов картинами служат изображения в самом тексте учебника. При современных способах воспроизведения картин в тексте книги могут быть напечатаны прекрасные рисунки в виде копий с тех художественных произведений, которые сделались общим достоянием. Учебники священной истории с картинками появились в семидесятых годах прошлого столетия, но они не были рекомендованы к употреблению в качестве учебников и были оттеснены книжками без рисунков, написанными так, что дети их совершенно не понимают и считают "закон" не Божеской милостью, а Божьим наказанием людям.
Наглядность в обучении имеет весьма существенное значение. Самым лучшим средством для пробуждения глубокого интереса к изучению священной истории и к более полному усвоению ее может быть рисование самими учащимися библейских событий. Той же цели содействует, чрез влияние на воображение, чтение хороших стихотворений на библейские темы. Чтение стихотворений, как и показывание картин, возбуждает внимание учащихся, и они ближе принимают к сердцу то, что им было сначала передано в виде рассказа. Такое явление зависит от формы изложения в виде размеренной речи и лучших выражений. Стихотворения могут читаться и на уроках, и на устраиваемых в каждой хорошей школе воскресных чтениях, рождественских елках, литературных утрах и других внеклассных занятиях, служащих пособием и учебно-воспитательному делу.
Эти же стихотворения, для разнообразия, можно и петь на известные детям мотивы, подобрать которые весьма не трудно, так как школьное пение начинает постепенно входит в число учебных предметов и, благодаря различным сборникам школьного пения, дети знакомятся со многими мелодиями. О некоторых событиях библейской истории могут быть пропеты не только современные стихотворения, но и библейские, т. е. псалмы и песни из книг Священного Писания.
На уроке закона Божия полезно соединять все лучшее как из времен древних, так и из настоящего. Конечно, можно преподавать священную историю и без наглядных пособий и вообще без всяких правил, но цена такому преподаванию ничтожна. Исключительные, выдающиеся натуры и самостоятельно могут дойти до деятельного подражания библейским праведникам, но большинство людей, с которыми имеет дело законоучитель, не исключительно, а обыденно.
Уменье и соблюдение известных правил нужно во всяком деле, и исключать преподавание священной истории из общей нормы нет никаких оснований. В школах всех наименований завоевывает себе первое место в ряду предметов преподавания естествознание. Благодаря своей наглядности, удобопонятности и занимательности, оно привлекает к себе детей; если к тому же в преподаватели природоведения попадет человек с противохристианским настроением, но любящий свой предмет и потому приобретающий симпатии детей, то Закон Божий непременно будет существовать в школе лишь по имени.
Законоучитель будет вести свои уроки, будет исправно получать вознаграждение, учащиеся будут отвечать уроки, но со всяким сомнением они пойдут к учителю, потому что он все выяснит просто, доступно и с любовью. Добрый пастырь почует сердцем отчужденность от него детей, но привлечет их лишь в том случае, если слово Божие будет им предавать просто, не высоким Ломоносовским штилем, без уснащения своей речи ложным "помазанием" или елейностью, а так, как учил Спаситель. У раввинов в школах было все: и высокий штиль, и благоговейное произношение имен Божиих, и литературно-священный слог, а Христос говорил на простонародном наречии, как это видно из сохранившихся в Евангелии некоторых выражений. Так неужели и православным законоучителям следует подражать врагам Христовым.
Часть вторая.
Конспекты уроков по Священной истории.
ВЕТХИЙ ЗАВЕТ.
В настоящих конспектах не излагаются самые рассказы из священной истории, а лишь предлагаются:
Язык конспектов в примечаниях сжатый и отрывочный. Причина такого изложения - желание дать необходимое, без затруднения читающего. Конспект не повесть для чтения, а справочная книжка, просматриваемая, при недосуге, наскоро. Помещенные в конспектах планы и повторительные вопросы пригодны для задавания учащимся письменных работ по Закону Божию, планы для старших отделений, а вопросы для среднего и даже для младшего к концу первого года учения, так как при изложении рассказа по вопросам, предварительно выписанным на классной доске, от учащихся требуется лишь повторение вопроса и добавление одного или двух слов. Такой труд посилен учащимся и полезен для них. Он содействует запоминанию рассказов посредством зрительной и отчасти двигательной памяти и в то же время вызывает в учащихся самодеятельность. Письменные работы по закону Божию применяются редко, но они безусловно полезны.
1. Сотворение мира.
Быт. 1 и 2 гл. ст. 1-25.
План. Объяснение понятия видимый мир. Его временность. Любовь Божия - первопричина создания вселенной. Дни творения. Особенности сотворения людей. Жизнь их в раю. Особенные райские деревья.
Вопросы. Что называется видимым миром. Всегда ли был мир. Кто был сначала. Каким поэтому называется Бог. Зачем сотворил Бог весь мир. Во сколько дней. Что сотворил в первый, второй... После чего сотворил человека. Как Бог творил все в мире. Как создал человека. Что Бог вдунул в тело человека. На кого человек похож душой. В чем это сходство. Какое имя дал Бог первому человеку. Как сотворил жену. Кто ей дал имя и какое. Где жили Адам и Ева. Как жили. Какие особенные деревья были в раю. Какую Бог дал заповедь.
Вывод. Бог сотворил весь мир по своей любви. Он знает и любит каждого из нас. Нужно ценить эту любовь выше всего.
Примечания. Рассказ о сотворении мира не вполне соответствует детскому уму, склонному к восприятию картин меньшого размера, чем грандиозная история мироздания. Поэтому необходимо этот рассказ передавать возможно живее, нагляднее и с развитием в подробностях, чтобы детское воображение встретило знакомые предметы и с ними связало общую картину. Со стороны возражений на историю мироздания выпадает очень много вопросов. Возражают относительно сотворения в первый день света. По науке свет не вещество, а своеобразное движение вещества. Ответ на это возражение-Бог в первый день велел явиться этому движению в первозданной материи, с временными перерывами в одном месте при возобновлении в другом. Это и были вечер и утро до сформирования солнца и звезд. Вначале сотворены небо и земля, а второй день-небо. Это кажется возражателям противоречием. Но вначале Бог сотворил пространство, заключавшее в себе будущие мировые тела и безвоздушные бездны между ними. Во второй же день выделился земной шар из общей массы и между первой и последним образовалась твердь. Возражение о невозможности существования растений без солнечного света падает ввиду существования светового движения среди всей первообразной небесной массы, ее свечения. Гипотеза о образовании солнца прежде земли в последнее время заменяется обратной гипотезой Фая. О дальнейшем изложении порядка творения мира даже самые ярые отрицатели отзываются в положительном смысле.
2. Грехопадение и его последствия.
Быт. 3, 1-24.
В объяснении соблазна полезно ввести понятие о добре и зле по отношению к самим людям. До грехопадения люди всецело отдавались на волю Божию. Бог сам указывал им, как мать детям, что для них добро и что зло. Дьявол смутил людей возможностью полной самостоятельности, полной свободы воли, и привел к подчинению ее злу. При этом рассказе обычно дается вопрос: зачем Бог сотворил людей с возможностью падения, хотя Бог мог бы сотворить их с возможностью только добра. Удовлетворительного ответа на него никем еще не дано, и потому, вместо схоластических доводов, ни для кого не убедительных, лучше сказать: "эта тайна Божия". Такой ответ вызовет лишь смирение, но не уронит св. истории в глазах учащихся. О последствиях греха и о значении благодати в деле спасения дети не думают, и поднимать этот трудный вопрос не следует.
3. Каин и Авель.
Быт. 4, 1-17.
Второй вопрос: на ком Каин женился? На сестре. Библия не дает никаких оснований для утверждения о существовании других людей, кроме потомства Адама. Какое животное принес Авель? В ст. 2 Быт. 4 сказано: был Авель пастырь овец, а в ст. 4-Авель принес от первородных стада своего. Отсюда вытекает, что принес барашка.
4. Всемирный потоп.
Быт. 6, 7-9. 1.
По исчислению голланца Янсена, в 1609 г., пропорция ковчега,-75 с. дл., 12 1/2 ширины и 7 1/2 саж. высоты, на 1/2 вместительнее обычный формы корабля. Мог ли сам Ной додуматься до такой целесообразности? Это довольно сильное доказательство чудесности. Арарат-7 в. вышины; предполагают, что он находился не на Кавказе, а в Гиммалайских горах. Кавказский Арарат получил свое имя позднее.
5. Дети Ноя.
Быт. 9, 20-27.
6. Столпотворение.
Быт. 11, 1-7. 1.
7. Авраам.
Быт. 12, 1-7.
1. Время жизни Авраама. Всеобщность идолопоклонства. Образ жизни Авраама. Переселение и жизнь в земле Ханаанской.
2. Через сколько лет после потопа жил Авраам. Через сколько после сотворения мира. Чем отличался от других людей. В какой земле он жил. Почему он не жил в доме. Куда ему Бог велел уйти. Зачем. Что ему Бог обещал. Что сделал Авраам. Как жил в Ханаанской земле.
3. Авраам был праведный, и все таки Бог велел ему уйти от соблазна. Авраам послушался Бога и сделал хорошо. Всегда уходите от плохих дел, чтобы не соблазниться.
4. Жизнь русских совершенно не похожа на жизнь восточных народов. Поэтому нужно выяснить условия последней. Для современного араба или бедуина Авраам-живой и родной человек, а для русских детей-чужое отвлеченное понятие. Поэтому в устном рассказе необходимо ввести детей в понимание кочевой пастушеской жизни. Авраам жил в Уре Халдейском, при устье реки Евфрата. Там культура, торговля, промышленность находились на высокой ступени развития, но вся жизнь была проникнута языческими взглядами и суевериями. Самый Ур был посвящен богине Луне. При переселении у Авраама было не менее 100 палаток, так как он имел 318 слуг.
8. Явление Бога в виде трех странников.
Быт. 18, 1-15.
1. Место жизни Авраама, Приглашение странников. Угощение. Обещание одного из них. Объяснение, кто были странники.
2. Как называлось то место, где жил Авраам. Где он сидел в полдень и кого увидал. Что сделал Авраам. Что сделали странники. Чем их угощал Авраам. Что сказал один странник. Почему Сарра не поверила. Что сказал ей странник. Когда сбылись его слова. Кто родился у Сарры. Кто было эти странники.
3. Авраам думал, что позвал простых прохожих, а принял у себя Бога. Пускайте отдыхать и ночевать прохожих, и у вас будет невидимо сам Бог.
9. Принесение Исаака в жертву.
Быт. 22, 1-19.
1. Любовь Авраама к Исааку. Повеление Божие. Цель его. Исполнение повеления Божия Авраамом. Явление ангела и принесение в жертву ягненка.
2. Кого Авраам любил больше сына. Что Бог велел сделать. Зачем так велел Бог. Что сделал Авраам. Кого и что взял с собой. Когда Авраам пришел на место. Кого он взял на гору. Где остались слуги. Что спросил дорогой Исаак. Что ответил Авраам. Что он сделал на горе. Кто остановил Авраама. Что сказал ангел. Что увидал Авраам.
3. Авраам не пожалел своего любимого сына для Бога. и Бог наградил его. Не жалейте ничего для Бога.
4. Обычно это событие освещается тем, что Бог хотел узнать веру Авраама. Такое освещение затрудняет детей, знающих о всеведении Божием. В Библии говорится: Бог искушал веру Авраама. Искушать не значит испытывать только. Это понятие шире. "Искушение есть влечение к какому либо действию, вследствие которого (искушения) обнаруживаются скрытые в человеке добрые или злые свойства" (Прав. богос. энцикл. Лопухина т. 5 стр. 1084).
Бог искушал Авраама - равносильно выражению: Бог захотел показать веру Авраама в действительности, для примера всем людям. В повествовании о жертвоприношении Исаака, при повторении следует указать на прообразовательное значение жертвы. С этой целью полезно указать развитие мессианской идеи от первоевангелия. Бог обещал послать своего Сына для поражения диавола. Адам с Евой надеялись на это обетование, и без этой надежды им было бы жить нестерпимо. Свою надежду на будущего Искупителя они выражали жертвами. Научили приносить жертвы и своих потомков. Потомки Сифа хранили веру в Искупителя, а Каина-нет. Когда все люди забыли про блаженную жизнь с Богом без грехов, Бог уничтожил людей потопом, а когда и после потопа люди забыли истинную веру, Бог отделил Авраама. От него Бог обещал произвести народ, который веру в Искупителя не забудет. Бог отдаст Сына своего за грехи людей, как Авраам не пожалел для Бога Исаака. Как Исаак сам нес дрова для жертвы и не противился отцу, так и Сын Божий Сам добровольно пойдет на смерть. Бог возвещал и прежде об искуплении людей от грехов, а Аврааму показал свое обещание наглядно. Обещания, какие Бог давал не словами, а делами, называются прообразами. Исаак был прообразом Иисуса Христа.
Исаак.
1. Наследование Исааком от Авраама всего. Женитьба на Ревекке. Дети Исаака. Их характер. Уход Иакова из дома.
2. Какой человек был Исаак по своей жизни. На ком он женился. Откуда родом была Ревекка. Где жил и Исаак. Сколько было у него детей. Их имена. Характер. Как относился Исав к Иакову. Что сделал Иаков.
3. Исаак в молодости послушался отца и не противился, даже когда его Авраам хотел заколоть. За такое послушание Бог наградил его счастьем. Хорошо слушаться родителей.
4. История жизни Исаака и в начальной, и в средней школе излагается очень кратко, так как Исаак, по своему мирному и спокойному характеру, не имел в своей жизни особенных внешних дел.
11. Видение Иаковом таинственной лестницы.
Быт. 28, 10-22.
1. Ночлег Иакова в поле. Видение. Пробуждение Иакова и его слова. Значение видения.
2. Где приходилось ночевать Иакову, когда он шел к родне матери. Что он увидал во сне.
3. До чего доходила лестница вверху и до чего внизу. Кто был на верху. Кто по ней спускался и поднимался. Что Бог сказал Иакову. Зачем Бог ему дал такой сон. Что означала лестница. Как называются предсказания о Христе делами.
4. Этот сон ясно указывает на развитие мессианской идеи. Аврааму Бог открыл о страданиях Мессии в прообразе, Иакову же открыл о рождении Его на земле и о соединении неба с землей. Христос расстояние между ними уничтожил. Человек свободно может перейти чрез христианство от земли на небо, пока лишь душой. Полное единение человека с Богом пока отделено временем. Господь и открыл через Иакова об уничтожении пространства между небом и землей.
12. Иосиф.
Быт. 37, 39, 40, 45 гл.
1. Семья Иакова. Его любимый сын. Сны Иосифа. Ненависть братьев. Продажа Иосифа в рабство.
2. Сколько лет прожил Иаков у родни своей матери. Куда возвратился потом. Сколько у него было сыновей. Какого сына Иаков любил больше и за что. Чем его отличил. Как братья жили с Иосифом. За что его возненавидели. Какой свой сон рассказал Иосиф сначала. Что сказали братья. Какой сон рассказал Иосиф потом. Что сказал отец. Что задумали сделать братья. Какой случай им подошел. Что сказали они, когда увидали Иосифа. Потом что сделали. Куда увезли Иосифа купцы. Что братья сказали отцу.
3. Иаков любил иосифа больше всех потому, что Иосиф был послушнее и смирнее всех. Будьте послушными и смирными, и вас будут все любить и хвалить.
4. В рассказе повествуется, что Иаков сшил Иосифу разноцветную одежду. По современному вкусу такая одежда некрасива, а потому нужно или объяснить понятие о красоте у восточных народов, или понятие разноцветный заменить понятием общим - нарядный, хороший. При рассказе о снах нужно детям выяснить смысл снов Иосифа, так как сами дети усваивают их без значения. Продажу Иосифа необходимо осветить замечаниями о том, что такое было рабство вообще.
Иосиф в Египте.
1. Жизнь Иосифа у Потифара. Заключение в тюрьму. Сны фараона. Объяснение их Иосифом. Возвышение Иосифа. Путешествия его братьев в Египет. Переселение Иакова.
2. Кому и где продали Иосифа купцы. Как жил он у Потифара. Кто на него рассердился. Что сделал с ним Потифар. Как узнал об Иосифе царь. Как назывались цари в Египте. Какой первый сон увидал фараон. Какой второй. Что он сделал, когда проснулся. Почему послал за Иосифом. Кто сказал о нем. Как он объяснил сны. Кем его сделал фараон. Почему братья Иосифа приехали в Египет. Почему их привели к Иосифу. Как они здоровались с ним. Как их принял сначала Иосиф. Что сделал потом. Что сказал, когда узнал, что жив еще Иаков. Что сделал Иаков. Что им дал фараон.
3. Иосиф не обманывал отца, не обманывал и хозяина, Патифара, за это Бог дал ему счастье; Иосиф стал знатным и богатым человеком. Будьте всегда честными, и вам Бог пошлет счастье.
4. При рассказе о жизни Иосифа в Египте полезно указать место этого государства на карте и дать некоторые сведения о нем. Египетское государство находилось в Африке. Египет страна теплая, там зимы не бывает. Туда улетают наши птицы на зиму. Жили в Египте потомки сына Ноева, Хама. Кланялись они идолам. Богов у них было много. Кланялись они: солнцу, луне, главной своей реке-Нилу, быкам, мышам, птицам. Царей в Египте звали фараонами. У фараонов было много чиновников. Чиновники и богатые люди сами не работали, а заставляли все делать своих рабов. Людей ловили и продавали на базаре. Иосифа продали братья купцам. Эти купиды ездили с товарами из Азии в Африку, в Египет.
14. Моисей.
Исх. 1, 2 и 3 гл.
1. Время рождения Моисея. Бедствия евреев. Скрывание Моисея дома и опущение в реку. Взятие Моисея царевной. Воспитание его и заступничество за еврея. Бегство в мадиамскую землю.
2. Через сколько лет после Иосифа родился Моисей. Как стали называться потомки Иакова, и сколько их было. Чего начали бояться египтяне. Как они стали теснить евреев. Какими делались евреи от работы. Какой приказ дал тогда фараон. Что сделала мать, когда родился Моисей. Кто увидал корзину. Что сделала царевна. Как жил у ней Моисей. О чем он горевал. Как он показал свою любовь к евреям на деле. Куда убежал потом. У кого там поселился. Сколько лет там жил. Что сделалось с тем фараоном, который хотел убить его.
3. Евреи в Египте забыли Бога и стали жить плохо, их обижали египтяне. Если и вы забудете Бога, и вас будут обижать злые люди.
4. Если в этом повествовании дети впервые встречаются с наречением имени по событию, то следует объяснить, что у христиан теперь даются имена в честь святых, а в древности имена брались родителями из названий окружающих предметов. Не излишне сказать о преимуществах современной практики. Евреем назывался и Авраам, но народ стал еврейским в Египте.
15. Призвание Моисея.
Исх. 4 гл.
1. Моисей у горы Хорив. Несгорающий куст. Голос из куста. Нерешительность Моисея. Приход к фараону. Казни.
2. Куда однажды подошел Моисей. Что он увидал. Что услыхал из огня. Кто это говорил.Почему сразу не послушался Бога Моисей. Чем Бог хотел заставить фараона отпустить евреев. Чем ответил фараон Моисею. Что тогда сделалось в Египте. Что говорил фараон, когда начиналась казнь, и что потом. Чем Бог наказал египтян в последний раз. Что стало с египтянами, и о чем они стали просить евреев.
3. Когда египтяне начали очень обижать евреев, то евреи обратились к Богу, и Бог послал им Моисея. Помните всегда Бога, и никто вас не обидит.
4. Неопалимая купина служит прообразом приснодевства Богоматери, и ближайшим образом купина говорила сердцу Моисея о неуничтожимости народа еврейскаго, который был угнетаем египтянами, но не уничтожался. Последнее может быть соединено с думами Моисея. Он думал, что Израиль совсем погибнет в Египте, и Господь вразумил его видением купины.
16. Пасха еврейская.
Исх. 12 гл.
1. Установление Пасхи Богом чрез Моисея. Значение понятия и слова.
2. Какой главный праздник у евреев. Кто его установил. Что велел сделать евреям Моисей. С чем велел есть ягненка. На память о чем с горькими травами и опресноками. Почему евреи и после стали праздновать Пасху. Что значит слово Пасха по-русски.
3. Бог дал евреям свою милость, и они помнили о ней, а на память установили праздник. У нас есть тоже Пасха. Она установлена на память о воскресении Христовом. Христос воскрес, и власть диавола над нами кончилась.
4. Этот рассказ трудно усваивается детьми и требует особого внимания от учащего.
17. Переход через Чермное море.
Исх. 14 гл.
1. Выход из Египта. Столп облачный и огненный. Погоня Фараона. Посох Моисея. Переход евреев. Гибель египтян.
2. Когда вышли евреи из Египта. Кто им показывал дорогу. Куда пошли евреи. Что скоро сделал фараон. Где он догнал евреев. Что сказали евреи Моисею. Что он ответил. Что потом сделал. Что сделалось с морем. Что сделали евреи. Почему не видали их египтяне. Что египтяне сделали после. Что сделал Моисей. Что сделалось с египтянами.
3. Евреям помогал Бог, и фараон с оружием и с солдатами не мог осилит евреев. Кому Бог помогает, того никто не обидит. Всегда надейтесь на Бога.
4. При рассказе о выходе евреев полезно начертить их путь из земли Гесем к Чермному морю. Сделать это не трудно, а весьма полезно. Следует обратить внимание на название моря - Чермное, произносимое б. ч. ошибочно. В 14 гл. Исхода говорится, что вода била стеною (для евреев) по правую и по левую руку. Отрицатели говорят, что такое состояние воды невозможно, и допускают переход евреев во время отлива. Текст права на такое толкование не дает. Явление было, конечно, не противоестественное, но пока нам непонятное. Отрицать его только потому, что мы его не понимаем, слишком горделиво, так как ум человеческий далеко не совершенен.
18. Синайское законодательство.
Исх. 49. 20 гл.
1. Прибытие к Синаю. Беседа Бога с Моисеем и его с народом. Собрание народа под горой. Стихийные явления и голос Божий. Заповеди. Просьба народа к Моисею. Скрижали. Завет с Богом. Св. Писание.
2. Куда евреи пошли от морского берега. Где они остановились. Что Бог сказал Моисею. Что ответили Моисею евреи. Что тогда велел сделать Бог. Что сделалось на Синае. Что сказал Господь. Как читаются все заповеди. О чем говорится в каждой. Что сделалось с народом, когда говорил Бог. Что народ сказал Моисею. Что сделал Моисей. Что получил на горе от Бога. Что сделал, когда сошел с горы. Что обещал народ. Что такое завет. Как называются книги закона Божия.
3. На Синае сам Бог дал людям свой закон. Бог любит людей и хочет им добра. Кто хочет себе добра, тот во всем слушается заповедей Божиих. Кому же нужно знать и исполнять Божий закон?
4. Изучение заповедей, в строгом смысле, относится не к Св. истории, а к Катихизису. Но они изучаются и в историческом порядке. При изучении Св. истории можно ограничиться лишь запоминанием текста и усвоением содержания каждой заповеди. Полный перевод следует оставить до изучения Катихизиса, так как во 2 отделении перевод является непроизводительной затратой времени и сил; учащиеся дословный перевод забывают и к тому же не запоминают содержания заповедей. Вместо пользы получается вред. Старообрядцы заучивают заповеди полностью, как они изложены в 20 гл. Исхода. Зазирать им это, конечно, не следует, но подражать не педагогично. Существенное заучивается и теперь в школе, а обременять учащихся заучиванием того, что может быть опущено, вредно для дела.
Скиния.
1. Понятие о скинии. ее общее устройство. Разделение на три части и принадлежности каждой. Служащие в скинии.
2. Что называется скинией. Кто велел сделать скинию. Где евреи прежде молились Богу. Из чего была сделана скиния. Чем покрыта. Сколько в ней было частей. Как называлась первая часть. Что стояло на дворе. Как называлась вторая часть. Что находилось в святилище. Что там делали священники. Как называлась третья часть скинии. Что находилось в ней. Кто служил в скинии.
3. Скинию велел сделать сам Бог. У нас теперь строят церкви. В церковь и нужно ходить по праздникам.
4. Для сознательного усвоения учащимися расположения частей скинии очень полезно начертить план ее. Это м. б. сделано и законоучителем, и учащимися.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 222.